Гласные в суффиксах глаголов
Глаголы, оканчивающиеся на — вать
Иногда бывает сложно определить, какая гласная пишется в глаголах типа ночевать , удостаивать , повелевать в безударном положении перед — вать .
1. Если ударение в глаголе падает на слог — ва — и у глагола есть парный глагол совершенного вида, то перед суффиксом несовершенного вида сохраняется та же гласная, что и в парном глаголе совершенного вида.
повел е вать — повел е ть
усп е вать — усп е ть
одол е вать — одол е ть
изд а вать — изд а ть
Из этого правила есть пять исключений: застревать (хотя застрять ), затмевать (хотя затмить ), продлевать ( хотя продлить) , растлевать (хотя растлить ), увещевать (хотя увещать ).
2. Если ударение в глаголе падает на слог — ва -, но у глагола нет парного глагола совершенного вида либо если слог — ва — в неопределенной форме глагола безударный, то глагол надо поставить в форму 1 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени. Тогда:
- если в 1 лице единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на — ую или — юю , то в неопределенной форме в глаголе суффикс — ова — или — ева -;
совет ую — совет ова ть
гор юю — гор ева ть
ноч ую — ноч ева ть
- если в 1 лице единственного числа настоящего или простого будущего времени сохраняется тот же суффикс, что и в неопределенной форме глагола, то у глагола суффикс — ыва — или — ива -.
подгляд ыва ю — подгляд ыва ть
удоста ива ю — удоста ива ть
3. Написание глаголов недоумевать , подразумевать , обуревать надо запомнить.
Какая буква должна стоять на месте пропуска?
Источник
Трудности написания глаголов на -ять- в настоящем(будущем) и прошедшем времени 4класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока на районный семинар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_langolf_t.v.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Лангольф Тамара Васильевна
Предмет: русский язык Класс: 4.
УМК: Перспективная начальная школа
Тема: Трудности написания глаголов на – ять в настоящем (будущем) и прошедшем времени
Цель: Познакомить учащихся с правилами правописания глаголов на — ять в настоящем (будущем) и прошедшем времени.
Задачи: — Образовательные: познакомить с правилами правописания глаголов на – ять в безударной позиции; обобщить полученные ранее знания учащихся и на их основе составить алгоритм правописания глаголов на -ять; продолжать формировать умения, пользуясь полученным алгоритмом, вставлять нужные окончания, аргументировать при этом свой выбор; продолжать формирование умения правописания безударных гласных в корне.
— Развивающие: продолжать развивать речь, орфографическую зоркость, память, внимание.
— Воспитательные: поддерживать интерес к русскому языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация к уроку, разноуровневые карточки (разного цвета), сигнальные карточки на каждого обучающегося (карточки спряжений).
Источник
Правописание глагола и глагольных форм
Правописание личных окончаний глагола
1. У глаголов с приставкой вы- спряжение определяется по бесприставочному глаголу:
они выспятся – спят (2-е спряжение)
он вырастит сына – растит (2-е спряжение)
у него вырастет сын – растет (1-е спряжение)
2. Запомните разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, чтить (чтут, чтят), брезжить (рассвет брезжит, зори брезжут).
3. Глаголы на -ять относятся к 1-му спряжению: баять, блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не путать: таить – «скрывать»), хаять.
4. Глаголы выздороветь, заиндеветь, опротиветь, плесневеть в литературном языке изменяются по 1-му спряжению (выздоровеешь, заиндевеешь, опротивеешь, плесневеешь).
5. Различаются литературные и просторечные формы: мучить (литер.) – мучать (простореч.); мерить (литер.) – мерять (простореч.).
Упражнения
№ 1. Определите спряжение глаголов: взять (1), вильнуть (1), вить (1), владеть (1), слышать (2), стричь (1), висеть (2), мочь (1), обидеть (2), хотеть (разноспр.), свистеть (2), тереть (1).
№ 2. Заполните таблицу данными глаголами по образцу: клеить, ненавидеть, строить, брить, молоть, надеяться, колыхать, таять, вертеть, хотеть, таить.
Инфинитив
Спряжение
2-е л. ед. ч.
3-е л. мн. ч.
Зависеть
Зависишь
№ 3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение.
1. Капли в лужах плещ_тся размерней и бормоч_т свой псалом. 2. Трепещ_т витязь поневоле: он вид_т старой битвы поле. (А.Пушкин) 3. Он засмеется – все хохоч_т, нахмурит брови – все молчат. (А.Пушкин) 4. Небо бледно-голубое дыш_т светом и теплом и приветству_т Петрополь небывалым сентябрем. 5. Люди расчист_т дорожки, натопч_т, наследят, а снег опять пойдет и все завал_т почти невесомыми пуховыми подушками.
Правописание суффиксов глагола
-ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)
-ва-
-и-, -е- в глаголах с приставкой обез(с)-
гласная перед -л-
-ова-(ева-) в форме ед. ч. чередуется с -у-, -ю-; -ыва-(-ива-) сохраняются
Перед -ва- сохраняется гласная корня (не путайте -ва- с -ева-, (-ива-)
В переходном глаголе пишется -и-, в непереходном пишется -е-
Перед -л- сохраняется гласная инфинитива
Беседовать – беседую
Обвить – обви-ва-ть
Спортсмена обессилили (тяжелые тренировки),
Зависел – зависеть
Разглядывать – разглядываю
Запеть – запе-ва-ть
спортсмен обессилел (после выступления)
Послышался – послышаться