Меню

Проспрягать глаголы дышать и брить



Спряжения глаголов. Стихи — запоминалки

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются окончаниями. В большинстве личных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».

У многих глаголов окончания являются безударными, что вызывает затруднения в их правописании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, следует определить его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме (что делать?).

Ко второму спряжению относятся:

  1. глаголы, заканчивающиеся на -ить, кроме глаголов «брить», «стелить» и односложных (пить, лить и др.);
  2. семь глаголов, заканчивающихся на -еть: видеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, смотреть;
  3. четыре глагола, заканчивающихся на -ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Запоминалки спряжений глаголов. Фото — фотобанк Лори

Чтобы запомнить глаголы-исключения, можно использовать следующие стихотворные запоминалки:

Запоминалка спряжений глаголов — 1

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

Запоминалка спряжений глаголов — 2

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Запоминалка спряжений глаголов — 3

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Запоминалка спряжений глаголов — 4

Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!

Запоминалка спряжений глаголов — 5

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.

Источник

Спряжение глаголов

Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам.

Всего существует два типа спряжения: первое (I) и второе (II).
Спряжение глагола определяется по его окончаниям при изменении по лицам.

I спряжение

Окончание

Пример

-У/-Ю плыву -ЕШЬ (-ЁШЬ) плывёшь -ЕТ плывёт -ЕМ плывём -ЕТЕ плывёте -УТ/-ЮТ плывут

II спряжение

-У/-Ю говорю -ИШЬ говоришь -ИТ говорит -ИМ говорим -ИТЕ говорите -АТ/-ЯТ говорят

Спряжение глагола можно определить по личному окончанию, если оно ударное.

I спряжение

идти – идУ, идЁшь, идЁт, идЁм, идЁте, идУт

II спряжение

стучать – стучУ, стучИшь, стучИт, стучИм, стучИте, стучАт

Если окончание безударное, то нужно поставить глагол в неопределённую форму и определить, какая гласная стоит перед -ть.

Читайте также:  Глаголы 1 и 2 спряжения ударного окончания

Глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -уть, -ять, -оть, -ыть, относятся к I спряжению.

Глаголы на -ить относятся ко II спряжению, кроме брить, стелить, зиждиться.

Есть 11 глаголов-исключений, которые спрягаются по II типу. Они легко запоминаются в таких стишках:
Ко второму же спряжению
Отнесём мы без сомнения
Все глаголы, что на –ИТЬ,
(Исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ),
А также:
СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ,
ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ и НЕНАВИДЕТЬ,
и ДЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,
и ЗАВИСЕТЬ, и ТЕРПЕТЬ.

А еще есть разноспрягаемые глаголы, изменение которых по лицам позволяет нам увидеть то окончания I спряжения, то II: хотеть, бежать, чтить и все глаголы, образованные от приведенных.

Глагол хотеть имеет окончания I спряжения во всех формах ед. числа и окончания II спряжения во всех формах мн. числа.
Глагол бежать имеет окончания II спряжения во всех формах, кроме 3 лица мн. числа, где он имеет окончание I спряжения.
Глагол чтить может либо быть разноспрягаемым, либо относиться ко II спряжению, что зависит от формы 3 лица мн. числа чтут/чтят.

Кроме того, есть глаголы, часть личных окончаний которых не представлена ни в I, ни во II спряжениях. Такие глаголы имеют особое спряжение. Это есть и дать и все образованные от них (съесть, передать), а также глаголы, связанные с данными по происхождению (надоесть, создать). У них представлены следующие окончания:

ед. число

мн. число

ед. число

мн. число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

е-ст ед-ят да-ст дад-ут

У большинства глаголов представлены все возможные формы лица и числа, но есть также глаголы, у которых отсутствуют вовсе или обычно не употребляются те или иные формы. Так, у глаголов победить, очутиться, чудить отсутствует форма 1 лица ед. числа. Нельзя сказать я победю. Правильно: я смогу победить, я одержу победу.

Источник

Спряжение глаголов «брить», «стелить». 4-й класс

Класс: 4

1. Закрепить умения пользоваться алгоритмом различения глаголов I и II спряжения по глагольному суффиксу для правописания безударных личных окончаний глаголов; узнать, как спрягаются глаголы брить, стелить;

2. Содействовать развитию устной и письменной речи учащихся, обогащению их словарного запаса, способствовать развитию у школьников высоко уровня познавательной активности и положительной мотивации учения, навыков делового сотрудничества;

3. Создать условия для воспитания у учащихся доброжелательности, трудолюбия, взаимовыручки.

Оборудование: 4 кейса (папки с заданиями), презентация “Спряжение глаголов брить, стелить”.

I. Организационный момент

Урок русского языка. Работать будем в группах. Протяните друг другу руки и пожелайте удачи. (Слайд № 1. Презентация)

II. Сообщение темы и целей урока

У каждой группы есть кейс с заданиями и оценочный лист.

— Расшифруйте название темы урока: (Слайд № 2)

Проверка:

— Тема урока: Спряжение глаголов. (Слайд № 3)

— Оцените работу группы на оценочных листах.

— Что такое спряжение глаголов? (Это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам)

Читайте также:  Вставь буквы в окончания глаголов 3 лица единственного числа

— Для чего нужно определять спряжение? (Чтобы правильно писать личные окончания глаголов)

— Давайте вспомним алгоритм различения глаголов I и II спряжения, составленный нами на уроках информатики. (Слайд № 4)

— Когда нельзя воспользоваться алгоритмом? (При написании глаголов: гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а потом смотреть, вертеть, ненавидеть и терпеть.)

— В чем особенность этих глаголов? (Несмотря на то, что у 4 глаголов глагольный суффикс а, а у 7-суффикс е, они относятся к глаголам II спряжения.) (Слайд № 5)

— А есть еще “особенные” глаголы? Выполняя 2 задания, мы узнаем об этом.

III. Открытие нового знания

Задание №2. (Слайд №6)

— Используя алгоритм, допишите личные окончания глаголов.

— Сравните глаголы по их морфологическим признакам и найдите лишний глагол.

— Для начала распределите обязанности каждого члена группы по плану: (Слайд № 7)

План работы группы:

  • пишу начальную форму глагола;
  • выделяю глагольный суффикс и определяю спряжение;
  • пишу безударную гласную в окончании глагола, выделяю окончание;
  • определяю время глагола;
  • определяю лицо глагола;
  • определяю число глагола;
  • проверяю правильность выполнения задания.
  • (Встаньте те, кто выполняет №1, №2 и т.д.)

    1 группа. (Слайд № 8)

    Задержим, наладите, полюбите – глаголы будущего времени, II спр., мн. ч.

    Задержим – “лишний”, т.к. глагол исключения 1-го лица.

    Кушаешь, срежешь, замерзнешь – глаголы I спр., 2 лица, ед. ч.

    Кушаешь — “лишний”, т. к. глагол настоящего времени, остальные – будущего времени.

    Побелим, видим, бре/ите – глаголы настоящего времени.

    Бре/ите — “лишний”, т.к. глагол 2-го лица, спряжение….(выслушивается мнение учащихся по возникшей проблеме)

    Они грохочут, они пляшут, они стелю/ят – глаголы настоящего времени, 3 лица, мн. ч.

    Они стелю/ят — “лишний”, т. к. спряжение…. (выслушивается мнение учащихся по возникшей проблеме)

    — Оцените работу группы на оценочных листах.

    Вывод: Тема урока: “Спряжение глаголов брить и стелить”.

    Цель урока: узнать, как спрягаются глаголы брить и стелить. (Слайд №9)

    Задание №3. (Слайд №10)

    3-е задание (1 и 2 группы)

    — Понаблюдайте, как спрягается глагол брить. Прочитайте на стр. 91 мнение Миши и продолжите ход его рассуждений.

    3-е задание (3 и 4 группы)

    — Понаблюдайте, как спрягается глагол стелить. Прочитайте объяснение Евдокии Васильевны и дополните его. Стр. 91- 92.

    Проверка. (Слайд №10,11,12)

    1 группа. — Как спрягается глагол брить?

    2 группа. — Докажите, что глагол брить относится к I спряжению.

    (Глагол брить относится к глаголам Iспряжения, так как у него в начальной форме нет глагольного суффикса)

    3 группа. — Как спрягается глагол стелить?

    4 группа. — Докажите, что глагол стелить относится к I спряжению.

    (Глагол стелить имеет другую форму стлать, а в глаголе стлать глагольный суффикс а, следовательно, это значит, что глагол I спряжения.)

    Вывод: Как спрягаются глаголы брить и стелить? (Cтр. 92)

    — Прочитайте, какой вывод сделали Петя и Миша. (Слайд №13)

    Читайте также:  Разобрать по составу слово глагол напиши

    Ф — Значит в ОБЕИХ глаголах будем писать букву Е? — спросил Петя.

    — Букву Е! — кивнул Миша и рассмеялся.

    — Ну что же ты Петр, наступаешь на одни и те же грабли? — расстроилась Евдокия Васильевна.

    — Почему смеялся Миша, и расстроилась Евдокия Васильевна, что она хотела сказать. (Обсудите)

    “Наступить на одни и те же грабли” — повторять свои ошибки.

    — Нужно было сказать: “Значит в ОБОИХ глаголах будем писать букву Е, так как с существительными м. и ср. рода употребляется слово оба, а глагол – слово м. рода”.

    — Итак, к какому спряжению относятся глаголы: БРИТЬ И СТЕЛИТЬ?

    IV. Закрепление пройденного материала

    — Молодцы ребята. Отлично работаете, теперь попробуйте применить свои знания в творческой работе, выполнив задание №4: (Слайд №14)

    — Откройте обратный словарь на -ить.

    1. Найдите подчеркнутые слова.
    2. Дополните текст загадки подходящими по смыслу глаголами, поставив их в форму 3-го лица, ед. числа.
    1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
    (Ходит) он по свету,
    (Бродит) по лесам,
    (Ездит) он в карете,
    (Дарит) чудеса.
    (Варит) борщ и кашу
    И капусту (солит).
    Фартук всегда (носит).
    Вкусно всех он (кормит).
    Он с природой (дружит).
    Верно, он ей (служит),
    (Лечит) всех животных,
    (Сторожит) леса!
    Плотник (строит),
    Шофер (водит) машины.
    А кто же (бреет) бороды,
    пожалуйста, скажите!

    — Читаем по группам, все отгадывают.

    — Глаголы, какого спряжения вы употребили? (Все глаголы II спряжения, так как в н.ф. у них глагольный суффикс и. Кроме глагола брить, т.к. глагол I спряжения.)

    — Оцените последнее задание.

    — Что узнали нового?

    — Кому скажем “спасибо”? (Слайд №15)

    — Выставите итоговую оценку.

    — Какая группа сработала на оценку “5”?

    — Итак, 1 группа, 2 группа, 3 группа, 4группа

    1 страница – Оценочный лист.

    1 задание 2 задание 3з адание 4 задание Итоговая оценка

    2 страница – Задание № 1: “Расшифруйте название темы урока”.

    3 страница – Задание №2:

    1. Используя алгоритм, допишите личные окончания глагола.
    2. Сравните глаголы по их морфологическим признакам и найдите лишний.
    1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
    задерж..м,

    полюб…те куша…шь,

    замерзн…шь бел…м,

    бре…те они грохоч…т,

    они стел…т

    Алгоритм различения глаголов I и II спряжения. (Приложение)

    4 страница — План работы группы:

    5 страница – Задание № 3 (1 и 2 группы)

    Понаблюдайте, как спрягается глагол брить. Прочитайте в учебнике на стр. 91 мнение Миши и продолжите ход его рассуждений.

    Задание № 3 (3 и 4 группы)

    Понаблюдайте, как спрягается глагол стелить. Прочитайте в учебнике на стр. 91- 92 объяснение Евдокии Васильевны и дополните его.

    6 страница – Задание №4

    1. Откройте обратный словарь на -ить.
    2. Найдите, подчеркнутые слова.
    3. Допишите текст загадки подходящими по смыслу глаголами, поставив их в форму 3-го лица ед. ч.

    Источник