Меню

Проведи морфологический разбор двух глаголов несовершенного вида



Вид глаголов

Вид — это грамматическая категория, обозначающая ограниченность или неограниченность действия глаголов.

В русском языке у глагола выделяют два вида:

  • форма несовершенного вида — обозначает действие длящееся, продолжающееся, развивающееся и отвечает на вопрос что делать? — решать, танцевать, глотать, посылать, чихать.
  • форма совершенного вида — обозначает действие завершенное, законченное, ограниченное и отвечает на вопрос что сделать? — решить, станцевать, глотнуть, послать, чихнуть.

Если мы сравним два глагола — чихать и чихнул , то они имеют общее лексическое значение (это чихание), но различаются значением вида: чихать — означает, что кто-то чихает и чихает без конца, а чихнуть — подразумевает ограниченное действие (например, чихнул один раз). Эти глаголы составляют видовую пару.

Видовая пара — это две формы глагола, которые имеют одно лексическое значение ( решать — решить ), но отличаются грамматическим значением вида.

Необходимо различать глаголы, противопоставленные внутри видовой пары:

Несовершенный вид

Совершенный вид

моргать моргнуть зевать зевнуть чихать чихнуть пихать пихнуть удивить удивлять замечать заметить посылать послать

и многие другие.

Вид указывается при морфологическом разборе глагола.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Урок-зачет по теме «Морфологический разбор глагола»

Тип урока: урок-зачет

Цели урока:

  • повторение изученного о глаголе;
  • привитие умений и навыков по применению полученных знаний на практике;
  • подготовить учащихся к выполнению заданий ГИА;
  • научить грамотному использованию глаголов в устной и письменной речи;
  • контроль знаний учащихся по теме «Глагол».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация прежних знаний.

Вопросы к классу:

1) Какая часть речи называется глаголом? (Часть речи, обозначающая действие предмета).

Общее грамматическое значение глагола Примеры
действия, связанные с трудовой, умственной и речевой деятельностью. Сказать, связать, рыть, соображать, решить, учиться, точить.

2) Какие характеристики имеет глагол? (Вид, переходность, спряжение , наклонение, время, число, лицо, род(если есть)).

3)Чем отличаются друг от друга глаголы несовершенного и совершенного вида?

(Для глаголов совершенного вида- это значение законченности, результата действия, однократности.

Для глаголов несовершенного вида — это значение повторяемости или длительности действия).

4) Как различаются переходные и непереходные глаголы? (Переходные глаголы- это глаголы со значением действия, которые направлены на предмет. Они сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога. Остальные глаголы- непереходные).

5) Какие наклонения имеет глагол? (Изъявительное, повелительное, сослагательное (условное)).

6) Как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями? (спряжение надо определять по неопределенной форме глагола).

7) Какую синтаксическую роль может выполнять глагол? (В предложении глагол чаще всего является сказуемым).

3. Изучение нового материала.

Морфологический разбор глагола (Порядок морфологического разбора глагола имеется в учебнике). Для отработки данного навыка предлагается совместный разбор двух различных глаголов с комментариями учителя.

Тренировочные упражнения:

  • запишите предложения, разберите их по членам.

2 вариант Осенью солнце редко блистало.

  • разберите глаголы 1 вариант- блистают , 2 вариант- блистало.

4. Формирование умений и навыков.

Зачетная работа: комплексный анализ текста.

Часть 1.

(1)Прекрасен зимний лес и загадочен. (2) Кажется, что он спит под белой пушистой шапкой непробудным сном, а время для него прекратило свой бег навсегда. (3) Но это не так: по пути встречаешь на снегу следы зверей и птиц. (4) Они говорят о том, что жизнь в лесу продолжается и течет по своим особым законам.

(5) Вот зайка сделал круг по полянке и скрылся обратно в чаще. (6) А это прошел сохатый — о нем поведали обглоданные ветви осины. (7) Тянется от ели к снежному пригорку и обратно цепочка беличьих следов. (8) Пригорок оказывается пнем, занесенным по самый верх снегом, вокруг которого лежит шелуха от шишек. (9) Здесь белочка завтракала.

(10) Прилетела сорока и , усевшись на соседнюю березу начала стрекотать. (11) Потом спустилась, воровато оглядываясь, осторожно подошла к пню. (12) Может, и ей на завтрак что-нибудь перепадет?

А1. Определи тему текста.

2) Жизнь продолжается.

3) Прекрасен зимний лес.

4) Зимний сон природы.

А2. К какому типу речи относится текст?

3) повествование с элементами рассуждения

А3. Определи стиль речи

А4. Укажите верную морфологическую характеристику слова тянется (предложение 7).

2) глагол изъявительного наклонения;

3) переходный глагол;

4) глагол совершенного вида.

А5. Укажите ошибку в определении спряжения глагола.

2) встречаешь (предложение 3) 1-спяжение

3) продолжается (предложение 4) 2 спряжение

4) лежит (предложение 8) 2спряжение

А6. Укажите ошибку в определении времени глагола.

1) Говорят (предложение 4)-настоящее время

2) скрылся(предложение 5)-прошедшее время

3) тянется (предложение 7)-настоящее время

4) перепадёт (предложение 12)- прошедшее время

В1. Укажите способ образования слова прилетела.

В2. Из предложений 2-4 выпишите глаголы 1 спряжения, настоящего времени, 3- лица, единственного числа.

(Ответ: продолжается, течёт).

В3. Из предложений 1-5 выпишите глаголы несовершенного вида.

(Ответ: спит, встречаешь, говорят, продолжается, течёт).

В4. В 11 предложении укажите непереходный(ые) глагол(ы).

(Ответ: спустилась, подошла).

Часть 2.

Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Глаголы настоящего времени».

5. Подведение итогов урока.

Источник

Морфологический разбор глаголов

Глагол — изменяемая (спрягаемая) часть речи, при морфологическом разборе глаголов учитываются постоянные и непостоянные морфологические признаки. В предложениях глаголы чаще всего выступают в качестве сказуемого.

Перечислим характеристики глагола для составления морфологического разбора.

  • Общее значение: означает действие или состояние предмета.
  • Вопрос: что делать? что сделать? (ставится в нужной форме).
  • Начальная форма: неопределённая форма.
  • Морфологические признаки:
    Постоянные признаки: вид, спряжение, переходность.
    Непостоянные признаки: наклонение, число, время, лицо, род.
  • Синтаксическая роль:
    Инфинитив — любой член предложения;
    Личные формы — сказуемое.

План разбора

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки:
    • Начальная форма.
    • Постоянные признаки: вид, спряжение, переходность.
    • Непостоянные признаки: наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть).
  3. Синтаксическая роль.

Пример разбора

Дано предложение: «Будущее принадлежит людям честного труда» (М. Горький).
Задание: разобрать слово принадлежит .

  1. Принадлежит — глагол.
  2. Морфологические признаки:
    • Начальная форма — принадлежать.
    • Постоянные признаки: несовершенный вид, непереходный, второе спряжение.
    • Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, 3-е лицо, настоящее время.
  3. В предложении является сказуемым (что делает?): принадлежит .
Читайте также:  Повторение темы глагол в 6 классе гдз

Наш сайт делает морфологический разбор глаголов. Введите слово в текстовое поле и нажмите кнопку.

Слова с буквой ё пишите через букву ё (не через е!). Пчелы и пчёлы или слезы и слёзы — разные слова, имеющие разные морфологические разборы.

Планы и примеры морфологических разборов частей речи русского языка:

Источник

Морфологический разбор глагола. 6 класс. Образец и пример разбора

Морфологический разбор глагола — это указание его постоянных и непостоянных признаков, полная грамматическая характеристика словоформы.

Глагол — это это часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Что делать? Читать, ходить, рисовать, думать
Что сделать? Прочесть, прийти, нарисовать, выдумать

Морфологический разбор — это указание признаков, отличающих конкретную часть речи в предложении от других. При морфологическом анализе нужно показать, к какой части речи относится слово, какими постоянными и изменяемыми признаками обладает, в какой форме оно употреблено, какова его роль в предложении.

Постоянные признаки глагола не меняются:

Непостоянные признаки глагола меняются в зависимости от места в предложении, грамматической формы:

Время. Определяется только в изъявительном наклонении

Число: единственное или множественное

Лицо: первое, второе или третье. Определяется в настоящем и будущем времени, в повелительном наклонении.

Род: мужской, женский, средний. Определяется у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа.

Также указывается синтаксическая роль — каким членом предложения в данном случае является глагол. Чаще всего глагол бывает сказуемым. Реже он может быть подлежащим или дополнением, обстоятельством.

План морфологического разбора глагола

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. Начальная форма — инфинитив.

I. Постоянные признаки

II. Непостоянные признаки

III. Роль в предложении

Образец морфологического разбора глагола

Пример 1. Любите ли вы театр?

Устный разбор
Любите — глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаете? Начальная форма — любить .
I. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
II. Непостоянные морфологические признаки. Употреблен в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) множественного числа;
4) 2-го лица.
III. В предложении является глагольным сказуемым.

Письменный разбор
Что делаете? Любите. Глагол.
н.ф. — любить
Пост. признаки: несоверш., невозвр., переходн, II спр.
Непост. признаки: изъявит. накл., наст. вр., мн. ч., 2 л.

Пример 2. Началась работа.
Началась — глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала? Начальная форма — начаться .
I. Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
II. Непостоянные морфологические признаки. Употреблен в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) прошедшего времени;
3) единственного числа;
4) женского рода.
III. В предложении является глагольным сказуемым.

Источник

Морфологический разбор глаголов

Морфологический раз­бор гла­го­ла — это выяв­ле­ние посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных при­зна­ков гла­го­ла как само­сто­я­тель­ной части речи в рус­ском язы­ке.

Читайте также:  Клич это глагол или существительное

Укажем план, как пра­виль­но выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла. Приведем образ­цы раз­бо­ра гла­го­лов, име­ю­щих раз­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му в пред­ло­же­нии.

В рус­ском язы­ке гла­гол обла­да­ет мно­же­ством харак­тер­ных для него грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков, по кото­рым его мож­но отли­чить от дру­гих частей речи. Прежде чем разо­брать­ся в этом, опре­де­лим, что такое гла­гол в систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка.

  • (что делать?) сти­рать, слы­шать, думать;
  • (что сде­лать?) уйти, соста­вить, почув­ство­вать.

Исходя из это­го опре­де­ле­ния, мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла начи­на­ем с ука­за­ния части речи и обще­го зна­че­ния. Далее опре­де­лим посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки гла­го­ла и его син­так­си­че­скую роль в пред­ло­же­нии. Эти эта­пы раз­бо­ра пред­ста­вим в виде пла­на.

План морфологического разбора глагола

I. Часть речи, общее зна­че­ние (дей­ствие)

Начальная фор­ма — неопре­де­лен­ная фор­ма (инфи­ни­тив).

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки:

  • вид совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный;
  • переходность/непереходность;
  • возвратность/невозвратность;
  • спря­же­ние I или II ;

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки:

  • накло­не­ние (изъ­яви­тель­ное, пове­ли­тель­ное или услов­ное);
  • вре­мя (толь­ко в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии);
  • чис­ло един­ствен­ное или мно­же­ствен­ное;
  • лицо (в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, в пове­ли­тель­ном накло­не­нии);
  • род (про­шед­шее вре­мя изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, услов­ное накло­не­ние)

III . Синтаксическая роль в пред­ло­же­нии (какой член пред­ло­же­ния).

Укажем, как пра­виль­но выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла в зави­си­мо­сти от его грам­ма­ти­че­ской фор­мы в пред­ло­же­нии.

Образец рассуждений

Выясним, какие грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки име­ет гла­гол в этом пред­ло­же­нии:

По про­гно­зам синоп­ти­ков цик­лон будет буше­вать еще несколь­ко суток.

I. Будет буше­вать — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что будет делать?

Начальная фор­ма — буше­вать.

II . а) Постоянные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

  • несо­вер­шен­ный вид (обо­зна­ча­ет неза­вер­шен­ное дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что будет делать?);
  • непе­ре­ход­ный (не может управ­лять суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа);
  • невоз­врат­ный (не име­ет пост­фик­са -ся)
  • I спря­же­ние (буше­вать име­ет конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ать).

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

  • изъ­яви­тель­ное накло­не­ние;
  • слож­ное буду­щее вре­мя;
  • един­ствен­ное чис­ло;
  • 3 лицо

III . В пред­ло­же­нии явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым.

Примеры морфологического разбора глагола

Под луча­ми весен­не­го солн­ца снег сна­ча­ла под­та­ял изнут­ри.

I. Подтаял — гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лал?

Начальная фор­ма — под­та­ять.

II . а) Постоянные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

  • совер­шен­ный вид;
  • непе­ре­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • I спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

  • изъ­яви­тель­ное накло­не­ние;
  • про­шед­шее вре­мя;
  • един­ствен­ное чис­ло;
  • муж­ской род.

III . В пред­ло­же­нии выпол­ня­ет роль про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го.

Прослушайте эту ауди­о­за­пись еще раз.

I. Прослушайте — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лай­те?

Начальная фор­ма — про­слу­шать

II . а) Постоянные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

  • совер­шен­ный вид
  • пере­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • I спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

  • пове­ли­тель­ное накло­не­ние;
  • мно­же­ствен­ное чис­ло;
  • 2 лицо

III . В пред­ло­же­нии явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым.

I. Возвратилась бы — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ла бы?

Начальная фор­ма — воз­вра­тить­ся.

II . а) Постоянные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

  • совер­шен­ный вид
  • непе­ре­ход­ный
  • воз­врат­ный
  • II спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

  • услов­ное накло­не­ние
  • един­ствен­ное чис­ло
  • жен­ский род

III . В пред­ло­же­нии про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое.

Видеоурок

Источник