Проведи морфологический разбор двух глаголов несовершенного вида
Вид глаголов
Вид — это грамматическая категория, обозначающая ограниченность или неограниченностьдействия глаголов.
В русском языке у глагола выделяют два вида:
форма несовершенного вида — обозначает действие длящееся, продолжающееся, развивающееся и отвечает на вопрос что делать? — решать, танцевать, глотать, посылать, чихать.
форма совершенного вида — обозначает действие завершенное, законченное, ограниченное и отвечает на вопрос что сделать? — решить, станцевать, глотнуть, послать, чихнуть.
Если мы сравним два глагола — чихать и чихнул , то они имеют общее лексическое значение (это чихание), но различаются значением вида: чихать — означает, что кто-то чихает и чихает без конца, а чихнуть — подразумевает ограниченное действие (например, чихнул один раз). Эти глаголы составляют видовую пару.
Видовая пара — это две формы глагола, которые имеют одно лексическое значение ( решать — решить ), но отличаются грамматическим значением вида.
Необходимо различать глаголы, противопоставленные внутри видовой пары:
Несовершенный вид
Совершенный вид
моргать
моргнуть
зевать
зевнуть
чихать
чихнуть
пихать
пихнуть
удивить
удивлять
замечать
заметить
посылать
послать
и многие другие.
Вид указывается при морфологическом разборе глагола.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Урок-зачет по теме «Морфологический разбор глагола»
Тип урока: урок-зачет
Цели урока:
повторение изученного о глаголе;
привитие умений и навыков по применению полученных знаний на практике;
подготовить учащихся к выполнению заданий ГИА;
научить грамотному использованию глаголов в устной и письменной речи;
контроль знаний учащихся по теме «Глагол».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация прежних знаний.
Вопросы к классу:
1) Какая часть речи называется глаголом? (Часть речи, обозначающая действие предмета).
Общее грамматическое значение глагола
Примеры
действия, связанные с трудовой, умственной и речевой деятельностью.
Сказать, связать, рыть, соображать, решить, учиться, точить.
2) Какие характеристики имеет глагол? (Вид, переходность, спряжение , наклонение, время, число, лицо, род(если есть)).
3)Чем отличаются друг от друга глаголы несовершенного и совершенного вида?
(Для глаголов совершенного вида- это значение законченности, результата действия, однократности.
Для глаголов несовершенного вида — это значение повторяемости или длительности действия).
4) Как различаются переходные и непереходные глаголы? (Переходные глаголы- это глаголы со значением действия, которые направлены на предмет. Они сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога. Остальные глаголы- непереходные).
5) Какие наклонения имеет глагол? (Изъявительное, повелительное, сослагательное (условное)).
6) Как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями? (спряжение надо определять по неопределенной форме глагола).
7) Какую синтаксическую роль может выполнять глагол? (В предложении глагол чаще всего является сказуемым).
3. Изучение нового материала.
Морфологический разбор глагола (Порядок морфологического разбора глагола имеется в учебнике). Для отработки данного навыка предлагается совместный разбор двух различных глаголов с комментариями учителя.
(1)Прекрасен зимний лес и загадочен. (2) Кажется, что он спит под белой пушистой шапкой непробудным сном, а время для него прекратило свой бег навсегда. (3) Но это не так: по пути встречаешь на снегу следы зверей и птиц. (4) Они говорят о том, что жизнь в лесу продолжается и течет по своим особым законам.
(5) Вот зайка сделал круг по полянке и скрылся обратно в чаще. (6) А это прошел сохатый — о нем поведали обглоданные ветви осины. (7) Тянется от ели к снежному пригорку и обратно цепочка беличьих следов. (8) Пригорок оказывается пнем, занесенным по самый верх снегом, вокруг которого лежит шелуха от шишек. (9) Здесь белочка завтракала.
(10) Прилетела сорока и , усевшись на соседнюю березу начала стрекотать. (11) Потом спустилась, воровато оглядываясь, осторожно подошла к пню. (12) Может, и ей на завтрак что-нибудь перепадет?
А1. Определи тему текста.
2) Жизнь продолжается.
3) Прекрасен зимний лес.
4) Зимний сон природы.
А2. К какому типу речи относится текст?
3) повествование с элементами рассуждения
А3. Определи стиль речи
А4. Укажите верную морфологическую характеристику слова тянется (предложение 7).
2) глагол изъявительного наклонения;
3) переходный глагол;
4) глагол совершенного вида.
А5. Укажите ошибку в определении спряжения глагола.
2) встречаешь (предложение 3) 1-спяжение
3) продолжается (предложение 4) 2 спряжение
4) лежит (предложение 8) 2спряжение
А6. Укажите ошибку в определении времени глагола.
1) Говорят (предложение 4)-настоящее время
2) скрылся(предложение 5)-прошедшее время
3) тянется (предложение 7)-настоящее время
4) перепадёт (предложение 12)- прошедшее время
В1. Укажите способ образования слова прилетела.
В2. Из предложений 2-4 выпишите глаголы 1 спряжения, настоящего времени, 3- лица, единственного числа.
(Ответ: продолжается, течёт).
В3. Из предложений 1-5 выпишите глаголы несовершенного вида.
В4. В 11 предложении укажите непереходный(ые) глагол(ы).
(Ответ: спустилась, подошла).
Часть 2.
Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Глаголы настоящего времени».
5. Подведение итогов урока.
Источник
Морфологический разбор глаголов
Глагол — изменяемая (спрягаемая) часть речи, при морфологическом разборе глаголов учитываются постоянные и непостоянные морфологические признаки. В предложениях глаголы чаще всего выступают в качестве сказуемого.
Перечислим характеристики глагола для составления морфологического разбора.
Общее значение: означает действие или состояние предмета.
Вопрос: что делать? что сделать? (ставится в нужной форме).
Начальная форма: неопределённая форма.
Морфологические признаки: Постоянные признаки: вид, спряжение, переходность. Непостоянные признаки: наклонение, число, время, лицо, род.
Синтаксическая роль: Инфинитив — любой член предложения; Личные формы — сказуемое.
Наш сайт делает морфологический разбор глаголов. Введите слово в текстовое поле и нажмите кнопку.
Слова с буквой ё пишите через букву ё (не через е!). Пчелы и пчёлы или слезы и слёзы — разные слова, имеющие разные морфологические разборы.
Планы и примеры морфологических разборов частей речи русского языка:
Источник
Морфологический разбор глагола. 6 класс. Образец и пример разбора
Морфологический разбор глагола — это указание его постоянных и непостоянных признаков, полная грамматическая характеристика словоформы.
Глагол — это это часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Что делать? Читать, ходить, рисовать, думать Что сделать? Прочесть, прийти, нарисовать, выдумать
Морфологический разбор — это указание признаков, отличающих конкретную часть речи в предложении от других. При морфологическом анализе нужно показать, к какой части речи относится слово, какими постоянными и изменяемыми признаками обладает, в какой форме оно употреблено, какова его роль в предложении.
Постоянные признаки глагола не меняются:
Непостоянные признаки глагола меняются в зависимости от места в предложении, грамматической формы:
Время. Определяется только в изъявительном наклонении
Число: единственное или множественное
Лицо: первое, второе или третье. Определяется в настоящем и будущем времени, в повелительном наклонении.
Род: мужской, женский, средний. Определяется у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа.
Также указывается синтаксическая роль — каким членом предложения в данном случае является глагол. Чаще всего глагол бывает сказуемым. Реже он может быть подлежащим или дополнением, обстоятельством.
План морфологического разбора глагола
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. Начальная форма — инфинитив.
I. Постоянные признаки
II. Непостоянные признаки
III. Роль в предложении
Образец морфологического разбора глагола
Пример 1. Любите ли вы театр?
Устный разбор Любите — глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаете? Начальная форма — любить . I. Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. II. Непостоянные морфологические признаки. Употреблен в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) настоящего времени; 3) множественного числа; 4) 2-го лица. III. В предложении является глагольным сказуемым.
Письменный разбор Что делаете? Любите. Глагол. н.ф. — любить Пост. признаки: несоверш., невозвр., переходн, II спр. Непост. признаки: изъявит. накл., наст. вр., мн. ч., 2 л.
Пример 2. Началась работа. Началась — глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала? Начальная форма — начаться . I. Постоянные морфологические признаки: 1) совершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. II. Непостоянные морфологические признаки. Употреблен в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) прошедшего времени; 3) единственного числа; 4) женского рода. III. В предложении является глагольным сказуемым.
Источник
Морфологический разбор глаголов
Морфологический разбор глагола — это выявление постоянных и непостоянных признаков глагола как самостоятельной части речи в русском языке.
Укажем план, как правильно выполнить морфологический разбор глагола. Приведем образцы разбора глаголов, имеющих разную грамматическую форму в предложении.
В русском языке глагол обладает множеством характерных для него грамматических признаков, по которым его можно отличить от других частей речи. Прежде чем разобраться в этом, определим, что такое глагол в системе частей речи русского языка.
Исходя из этого определения, морфологический разбор глагола начинаем с указания части речи и общего значения. Далее определим постоянные и непостоянные признаки глагола и его синтаксическую роль в предложении. Эти этапы разбора представим в виде плана.