Меню

Проверочная работа морфологический разбор глагола 6 класс



Урок-зачет по теме «Морфологический разбор глагола»

Тип урока: урок-зачет

Цели урока:

  • повторение изученного о глаголе;
  • привитие умений и навыков по применению полученных знаний на практике;
  • подготовить учащихся к выполнению заданий ГИА;
  • научить грамотному использованию глаголов в устной и письменной речи;
  • контроль знаний учащихся по теме «Глагол».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация прежних знаний.

Вопросы к классу:

1) Какая часть речи называется глаголом? (Часть речи, обозначающая действие предмета).

Общее грамматическое значение глагола Примеры
действия, связанные с трудовой, умственной и речевой деятельностью. Сказать, связать, рыть, соображать, решить, учиться, точить.

2) Какие характеристики имеет глагол? (Вид, переходность, спряжение , наклонение, время, число, лицо, род(если есть)).

3)Чем отличаются друг от друга глаголы несовершенного и совершенного вида?

(Для глаголов совершенного вида- это значение законченности, результата действия, однократности.

Для глаголов несовершенного вида — это значение повторяемости или длительности действия).

4) Как различаются переходные и непереходные глаголы? (Переходные глаголы- это глаголы со значением действия, которые направлены на предмет. Они сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога. Остальные глаголы- непереходные).

5) Какие наклонения имеет глагол? (Изъявительное, повелительное, сослагательное (условное)).

6) Как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями? (спряжение надо определять по неопределенной форме глагола).

7) Какую синтаксическую роль может выполнять глагол? (В предложении глагол чаще всего является сказуемым).

3. Изучение нового материала.

Морфологический разбор глагола (Порядок морфологического разбора глагола имеется в учебнике). Для отработки данного навыка предлагается совместный разбор двух различных глаголов с комментариями учителя.

Тренировочные упражнения:

  • запишите предложения, разберите их по членам.

2 вариант Осенью солнце редко блистало.

  • разберите глаголы 1 вариант- блистают , 2 вариант- блистало.

4. Формирование умений и навыков.

Зачетная работа: комплексный анализ текста.

Часть 1.

Прочтите текст и выполните задания А1-А6, В1-В4.

(1)Прекрасен зимний лес и загадочен. (2) Кажется, что он спит под белой пушистой шапкой непробудным сном, а время для него прекратило свой бег навсегда. (3) Но это не так: по пути встречаешь на снегу следы зверей и птиц. (4) Они говорят о том, что жизнь в лесу продолжается и течет по своим особым законам.

(5) Вот зайка сделал круг по полянке и скрылся обратно в чаще. (6) А это прошел сохатый — о нем поведали обглоданные ветви осины. (7) Тянется от ели к снежному пригорку и обратно цепочка беличьих следов. (8) Пригорок оказывается пнем, занесенным по самый верх снегом, вокруг которого лежит шелуха от шишек. (9) Здесь белочка завтракала.

(10) Прилетела сорока и , усевшись на соседнюю березу начала стрекотать. (11) Потом спустилась, воровато оглядываясь, осторожно подошла к пню. (12) Может, и ей на завтрак что-нибудь перепадет?

А1. Определи тему текста.

2) Жизнь продолжается.

3) Прекрасен зимний лес.

4) Зимний сон природы.

А2. К какому типу речи относится текст?

3) повествование с элементами рассуждения

А3. Определи стиль речи

А4. Укажите верную морфологическую характеристику слова тянется (предложение 7).

2) глагол изъявительного наклонения;

3) переходный глагол;

4) глагол совершенного вида.

А5. Укажите ошибку в определении спряжения глагола.

2) встречаешь (предложение 3) 1-спяжение

3) продолжается (предложение 4) 2 спряжение

4) лежит (предложение 8) 2спряжение

А6. Укажите ошибку в определении времени глагола.

1) Говорят (предложение 4)-настоящее время

2) скрылся(предложение 5)-прошедшее время

3) тянется (предложение 7)-настоящее время

4) перепадёт (предложение 12)- прошедшее время

В1. Укажите способ образования слова прилетела.

В2. Из предложений 2-4 выпишите глаголы 1 спряжения, настоящего времени, 3- лица, единственного числа.

(Ответ: продолжается, течёт).

В3. Из предложений 1-5 выпишите глаголы несовершенного вида.

(Ответ: спит, встречаешь, говорят, продолжается, течёт).

В4. В 11 предложении укажите непереходный(ые) глагол(ы).

(Ответ: спустилась, подошла).

Часть 2.

Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Глаголы настоящего времени».

5. Подведение итогов урока.

Источник

Зачетная работа по теме «Морфологический разбор глагола»

Зачетная работа по теме «Морфологический разбор глагола»

Эта работа состоит из двух частей:

1 – ответы на вопросы теста по глаголам из 1-9 предложений, расположенных ниже;

2 – морфологический разбор трех подчеркнутых глаголов из предложений 10-11.

Выполняйте последовательно: тест, потом – разборы.

1.На рассвете Бильбо разбудили яркие лучи солнца.

2.В лицо дул ветер, и Бильбо зажмурился .

3.Солнце всё ещё освещало вершины гор.

4.Утро выдалось прохладным.

5.— Не щиплись , — сказал орёл.

6.Равнину пересекала река…

7.Пусть во время похода вам сопутствует удача!

8.Вовремя вы уже не вернётесь !

9.Так обычно прощаются орлы.

10.Ты вылезай скорее, мышь. Что ты в норке-то сидишь?

11.Я бы нарисовала солнце, но у меня нет желтого карандаша.

Каждой цифре соответствует ОДНА буква.

1.Какая ошибка допущена в разборе?

Разбудили (предложение 1)

Р азбудили — глагол.

I . Лучи (что сделали?) разбудили

II .Пост. — совершенный вид, переходный, возвратный, II спряжение; непост. – изъяв. накл., прош. время, мн. ч.

III . Лучи (что сделали?) разбудили

Б) прошедшее время

2.Какая ошибка допущена в разборе?

Зажмурился (2 предложение)

I . Бильбо (что сделал?) зажмурился

Н. ф. — зажмуриться

II .Пост. — совершенный вид, непереходный, возвратный, II спряжение; непост. – изъяв. накл., прош. время, м. рода, 3-е л., ед. ч.

III . Бильбо (что сделал?) зажмурился

Читайте также:  От чего зависит образование причастие от глаголов

В) прошедшее время

3.Какая ошибка допущена в разборе?

Пусть сопутствует (7 предложение)

(Пусть) сопутствует — глагол.

I . Удача (пусть – что делает?) сопутствует

Н. ф. — сопутствовать

II . Пост. — несовершенный вид, непереходный, невозвратный, I спряжение; непост. – изъяв. накл., 3-е л., ед. ч.

III . Удача (что делает?) пусть сопутствует

Б) изъявительное наклонение

4.Какой признак глагола назван неверно?

Освещало (3 предложение)

А) совершенный вид

5.Какой признак глагола назван неверно?

Выдалось (4 предложение)

А) изъявительное наклонение

6.Какой признак глагола назван неверно?

Щиплись (5 предложение)

А) изъявительное наклонение

В) несовершенный вид

7. Какая характеристика глагола верна?

Пересекала (6 предложение)

А) несовершенный вид, переходный, невозвратный, I спряжение

Б) употреблён в форме изъявительного наклонения, единственного числа, прошедшего времени, ж. рода.

В) совершенный вид, переходный, прошедшего времени, м. рода

8. Какая характеристика глагола верна?

(Не) вернетесь (8 предложение)

А) непереходный, возвратный, I спряжение

Б) несовершенный вид, изъявительное наклонение, 2-е лицо, множественное число

В) изъявительное наклонение, настоящее время, множественное число

9. Какая характеристика глагола верна?

Прощаются (9 предложение)

А) употреблён в форме изъявительного наклонения, будущего времени, 3 лица, множественного числа.

Б) несовершенный вид, непереходный, возвратный, I спряжение.

В) совершенный вид, переходный, возвратный, I спряжение.

Источник

Морфологический разбор глагола. Проверочная работа

Комплект из 24 карточек-предложений для проверочной работы по теме»Морфологический разбор глагола»

Просмотр содержимого документа
«Морфологический разбор глагола. Проверочная работа»

Прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов. В поредевшем саду трудились крестьяне.

Поздней ночью, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пройдёшь в сад.

Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле, дрожь переходит в шум, растет, и вот ускоренно выбивают шумный такт колеса…

Долго смотришь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами.

Солнце сверкает сбоку, и дорога, укатанная после дождей телегами, замаслилась и блестит, как рельсы.

Стоишь у окна и думаешь: «Авось, бог даст, распогодится». Но ветер не унимался.

Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы. А поля уже резко чернеют пашнями.

Я сейчас еще чувствую, как жадно и емко дышала молодая грудь холодом ясного и сырого дня…

Полураскрытый строевой лес стоит неподвижно, и кажется, что ты попал в какие-то заповедные чертоги.

Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие.

Возле Пушкина она неожиданно сказала:

– Как ты смешно растягиваешь свой большой рот, когда смеешься.

Раз Катя, полушутя, сказала ему в присутствии матери:

– Вы, Митя, вообще рассуждаете о женщинах по Домострою.

– А я не представляю себе любви без ревности.

– Не играй, а переживай, говорил он раздельно.

И он ходил по Москве в том странном опьянении, которое бывает, когда человек еще бодро держится на ногах, но уже болен какой-то тяжелой болезнью.

Она его ждала и кинулась к нему:

– Милый, занимай скорее место! Сейчас второй звонок!

– Молчи, не кудахтай! крикнула Сонька.

Садитесь, Митрий Палыч, сказал он дружески и небрежно.

Идёт дело! шепнул староста, моргнув обоими глазами, как только она вышла.

– Что ты тут делаешь? спросил Митя негромко.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел.

С вечера разыгралась метель. Слепят глаза блестящие на солнце сугробы.

В причудливый наряд одела метель молодую поросль. От лучей солнца загорается на них снежное покрывало.

Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке только и видишь одни березы в темном лесу.

Источник

Тест по теме «Морфологические признаки глагола» (для учащихся 6 класса)
тест по русскому языку (6 класс) по теме

Предлагаемый тест предназначен для учащихся 6 класса, обучающихся по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, и имеет целью осуществление контроля уровня знаний, умений и навыков по теме «Морфологические признаки глагола». Тест разработан с учётом подготовки учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе, то есть составлен в формате ГИА: состоит из блоков А (задания с выбором только одного првильного ответа), В (ответы заданий формулируются самостоятельно), С (здесь: вспомнить теорию и закончить предложение). После вариантов теста Вы найдёте ключ к нему и критерии оценки.

Скачать:

Вложение Размер
glagol._test._6_klass.doc 90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тестовая работа по теме «Морфологические признаки глагола»

(для учащихся 6 класса)

А1. Что обозначает глагол?

3) признак предмета;

4) количество предметов.

А2. Какой признак глагола не является постоянным?

А3. Укажите ряд глаголов II спряжения.

1) ценить; помнить; дышать; зависеть; носить;

2) стелить; выпекать; цвести; помогать; сберечь;

3) хотеть; бежать; дать; есть;

4) стараться; бороться; делать; украшать; лелеять.

А4. Укажите вариант ответа с ошибками в определении морфологических признаков глагола.

1) пришёл бы – сов.вид, неперех., I спр., услов. накл., ед.ч., муж.р.;

2) спроси – сов.вид, перех., II спряж., повел. накл., 2 –е л., ед.ч.;

3) захочу – несов.вид, перех., I спр., изъяв. накл., прош.вр., 1-е л., ед.ч.;

4) варит – несов.вид, перех., II спр., изъяв. накл., наст.вр., 3-е л., ед.ч.

В1. Выпишите переходные глаголы.

1. Мы остановились по двум причинам. С одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтобы и самому несколько закусить и подкрепиться.
(Н.В. Гоголь) 2. «Садись сзади, держись крепче», – сказал мотоциклист. (А. Твардовский) 3. Собираешься в лес – бери кузовок побольше.

В2. От данных глаголов образуйте формы изъявительного наклонения.

Писать, читать, показать, отложить.

В3. Образуйте от глаголов формы настоящего или будущего времени 2-го лица множественного числа.

Скакать, писать, искать, колоть, крикнуть, свистнуть.

В4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Чуть проб…вался рассвет. 2. Природа лик…вала: все живые существа приветств…вли ласковое солнце. 3. Далеко за лесом вспых…вает зарница. 4. Она недолго завед…вала библиотекой. 5. Комиссия разрабат…вала важный проект. 6. Мужество воспит…вается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. 7. Стану сказ…вать я сказки, песенку спою.

В5. Составьте предложения с безличными глаголами в условном наклонении, используя глаголы в неопределённой форме: сидеть, темнеть, спать.

С1. Закончите предложение.

Переходные глаголы сочетаются с существительными, числительными и местоимениями … .

Тестовая работа по теме «Морфологические признаки глагола»

(для учащихся 6 класса)

А1. Какой признак глагола является постоянным?

А2. Укажите ряд глаголов I спряжения.

1) ценить; помнить; дышать; зависеть; носить;

2) стелить; выпекать; цвести; помогать; сберечь;

3) хотеть; бежать; дать; есть;

4) лежать; ходить; сидеть; спать; жениться.

А3. Укажите вариант ответа с ошибками в определении морфологических признаков глагола.

1) проходите (в зал) – сов.вид, перех., II спр., повел.накл., 2-е л., мн.ч.

2) переноситься – неопр.ф., несов.вид, возвр., неперех., II спр.

3) успеет – сов.вид, неперех., I спр., изъяв. накл., буд. время, 3-е л., ед.ч.

4) расцвело бы – сов. вид, неперех., I спр., усл.накл., 3-е л., ед.ч., ср.р.

А4. В каком слове ударение стоит верно?

2) прем и ровали;

В1. Составьте словосочетания с данными глаголами.

Белеть – белить; чернеть – чернить; синеть – синить.

В2. Выпишите глаголы совершенного вида.

Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и всё у него получалось шиворот-навыворот. Вот захотел он стать музыкантом. Гусля дал Незнайке большую медную трубу. Незнайка как подует в неё, труба как заревёт!

В3. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени мужского и женского рода.

Затеять, увидеть, обидеть, растаять, залаять, посеять, раскаяться.

В4. От данных глаголов образуйте форму условного наклонения.

Писать, читать, печь, есть, резать, показать, отложить.

В5. Запишите в неопределённой форме однокоренные глаголы к данным словам.

Марш, модель, телеграф, премия, совет, цитата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, команда.

С1. Закончите предложение.

В предложении с безличными глаголами нет … .

Тестовая работа по теме «Морфологические признаки глагола»

(для учащихся 6 класса)

А1. Какую роль чаще всего играют глаголы в предложении?

А2. В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

3) в повелительном;

2) в изъявительном;

А3. Укажите вариант ответа с ошибками в определении морфологических признаков глагола.

1) начинаю – несов.вид, перех., I спр., изъяв. накл., наст. время, 1-е л., ед.ч.

2) замахнулся бы – сов.вид, неперех., усл. накл., 1-е л., ед.ч., муж. р.

3) руководи – несов.вид, непрех., II спр., повел. накл., 2-е л., ед.ч.

4) боремся – несов.вид, перех., II спр.,изъяв. накл., наст. время, 1-е л., мн.ч.

А4. Укажите глагол совершенного вида.

В1. Выпишите разноспрягаемые глаголы.

Прижечь, загорать, обжечься, прикоснуться, хотеть, рассердиться, бежать.

В2. Выпишите непереходные глаголы.

Наконец мы дождались весны! Теперь небо не закрывают тучи, всё ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. Прилетели грачи, они торопятся поправлять свои старые гнёзда.

Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

Скоро деревья оденутся листвой, зацветёт на опушках черёмуха, защёлкают голосистые соловьи.

В3. От данных глаголов образуйте форму повелительного наклонения.

Писать, читать, печь, есть, резать, показать, отложить.

В4. От данных глаголов образуйте формы 2-го лица множественного числа повелительного наклонения.

Скакать, искать, писать, колоть, крикнуть, свистнуть, вспахать, смотреть, доказать, отложить.

В5. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

1. Кошки очень хорошо слыш…т. 2. Овцы прекрасно вид…т. 3. Он и муху не обид…т. 4. Услыш…шь хорошую песню, запиш…шь её, потом выуч. шь и распева…шь с друзьями. 5. Меня очень занимало, как взрослые изменя…т цвета материи: бер…т жёлтую материю, моч…т её в чёрной воде, и материя дела…тся густо-синей. (М. Горький)

С1. Закончите предложение.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают … .

Тестовая работа по теме «Морфологические признаки глагола»

(для учащихся 6 класса)

А1. Какого наклонения глагола не существует?

А2. Укажите окончания глаголов II спряжения.

1) –у, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут.

3) –у, -ишь, -ит, -им, -ите, -ят.

2) –ю, ешь, -ет, -ем, -ете, -ют.

4) –м, -шь, -ст, -им, -ите, -ут.

А3. Укажите вариант ответа с ошибками в определении морфологических признаков глагола.

1) борись – несов.вид, неперех., I спр., повел. накл., 2-е л., ед.ч.

2) говоришь – несов.вид, перех., I спр., усл. накл., 3-е л., мн.ч.

3) закончу – сов.вид, перех., II спр, изъяв. накл., буд. время, 1-е л., ед. ч.

4) испекла бы – сов.вид, перех., II спр., усл. накл., 3-е л., ед. ч., жен.р.

А4. В каком времени глаголы изменяются по родам?

4) глаголы не изменяются по родам.

В1. Запишите глаголы в 3-м лице множественного числа.

Застилать, протирать, лежать, упасть, послушать, ненавидеть, колоть, бежать, слышать, брить, зависеть, гнать, клеить, держать.

В2. Выпишите из текста глаголы совершенного вида и подберите к ним, если это возможно, видовую пару (глаголы несовершенного вида).

Раз я шёл по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук!

Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог. – А, ты так со мной! – сказал я. И кончиком сапога спихнул его в ручей. Мгновенно я развернулся в воде и поплыл к берегу. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой, решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.

В3. Образуйте от данных глаголов форму 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения.

Умножить, нарезать, услышать, назначить, утешиться, спрятаться.

В4. Составьте предложения с безличными глаголами в условном наклонении.

Дремлется, подморозить, сидится, дышится.

В5. Выпишите глаголы в личной форме и укажите их лицо.

1. Тяжело дышит июльский полдень. 2. Сонно колышется над песчаной дорогой воздух, травы никнут, стелются от зноя. 3. Дремлет и томится без влаги зелень рощ пашен, и люди стараются укрыться от зноя. 4. Я люблю в такой жаркий день купаться, беру с собой братишку, его приятеля, и мы отправляемся к реке.

С1. Закончите предложение.

Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределённой формы … .

Ответы к тесту «Морфологические признаки глагола»

(для учащихся 6 класса)

В1. дать, бери; (2б)

В2. пишу – писал – буду писать; читаю – читал – буду читать; покажу – показал; отложу – отложил; (10б)

В3. скачете, пишите, ищете, колете, крикнете, свистнете; (6б)

В4. 1. Чуть проб и вался рассвет. 2. Природа лик о вала: все живые существа приветств о вли ласковое солнце. 3. Далеко за лесом вспых и вает зарница. 4. Она недолго завед о вала библиотекой. 5. Комиссия разрабат ы вала важный проект. 6. Мужество воспит ы вается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. 7. Стану сказ ы вать я сказки, песенку спою. (8б)

В5. 1. Нам не сиделось бы спокойно дома в хорошую погоду. 2. Эх, темнело бы позже, тогда и времени на прогулку нам оставалось бы больше. 3. Спалось бы лучше без света. (3б)

С1. Переходные глаголы сочетаются с существительными, числительными и местоимениями в винительном падеже без предлога . (1б)

В1. парус белеет, белить забор, небо чернеет, чернить серебро, губы синеют, синить ткань;(6б)

В2. захотел, стать, дал, подует, заревёт; (5б)

В3. затеял — затеяла; увидел – увидела; обидел – обидела; растаял – растаяла; залаял – залаяла; посеял – посеяла; раскаялся – раскаялась; (14б)

В4. писал бы, читал бы, пёк бы, ел бы, резал бы, показал бы, отложил бы; (7б)

В5. Маршировать, моделировать, телеграфировать, премировать, советовать, цитировать, фотографировать, протестовать, маскировать, группировать, гарантировать, следовать, командовать. (13б)

С1. В предложении с безличными глаголами нет подлежащего . (1б)

В1. хотеть, бежать; (2б)

В2. светит, потемнели, посинел, прилетели, торопятся, звенят, пахнут, оденутся, зацветёт, защёлкают; (10б)

В3. пиши, читай, пеки, ешь, режь, покажи, отложи; (7б)

В4. скачите, ищите, пишите, колите, кричите, свистните, вспашите, смотрите, докажите, отложите; (10б)

В5. 1. Кошки очень хорошо слыш а т (II спр.). 2. Овцы прекрасно вид я т (II спр.). 3. Он и муху не обид и т (II спр.). 4. Услыш и шь (II спр.) хорошую песню, запиш е шь (I спр.) её, потом выуч и шь (II спр.) и распева е шь (I спр.) с друзьями. 5. Меня очень занимало, как взрослые изменя ю т (I спр.) цвета материи: бер у т (I спр.) жёлтую материю, моч а т (II спр.) её в чёрной воде, и материя дела е тся (I спр.) густо-синей. (М. Горький) (22б)

С1. Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить. (1б)

В1. застилают, протирают, лежат, упадут, послушают, ненавидят, колют, бегут, слышат, бреют, зависят, гонят, клеят, держат; (14б)

В2. заметил — замечал; свернулся – сворачивался; затукал; прикоснулся – прикасался; фыркнул – фыркал; поддал – поддавал; спихнул – спихивал; развернулся – разворачивался; поплыл; взял; скатил – скатывал; понёс; сказал; решил – решал; (23б)

В3. умножь — умножьте; нарежь – нарежьте; услышь – услышьте; назначь – назначьте; утешься – утешьтесь; спрячься – спрячьтесь; (12б)

В4. Дремалось бы лучше на свежем воздухе. Подморозило бы скорей! Ему не сиделось бы в хорошую погоду дома. Маме дышалось бы лучше на курорте. (4б)

В5. дышит (3-е л.), колышется (3-е л.), никнут (3-е л.), стелются (3-е л.), дремлет (3-е л.), томится (3-е л.), стараются (3-е л.), люблю (1-е л.), беру (1-е л.), отправляемся (1-е л.); (20б)

С1. Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса –л — и частицы бы(б) . (1б)

Источник