Меню

проверочное слово должно быть существительным



Как проверить слова с безударными гласными в корне?

В русском языке при произношении слов голосом выделяется один гласный звук (он называется ударным), а остальные гласные звуки оказываются в слабой фонетической позиции (такие звуки называются безударными).

Если в слове ударение падает на приставку, суффикс или окончание, то гласные в корне могут слышаться неясно, из-за чего возникает сомнение в выборе гласной буквы: О или А , Е или И .

В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

1) Проверяемые безударные гласные

В русском языке нужно проверять написание гласных букв А, О, И, Е, Я , когда они обозначают безударные гласные звуки.

Для безударных гласных в корне действует правило:

В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением.

Способы проверки проверяемых безударных гласных в корне рассмотрим ниже.

2) Непроверяемые безударные гласные

Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).

Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: в и н е грет, инж е нер, с о бака.

Чаще всего такие слова являются иноязычными.

3) Чередующиеся безударные гласные

В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).

Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а-, смыслового значения.

Примечание. Правописание чередующихся гласных в корне в начальной школе не изучают. Более подробную информацию по этой теме см. в книге «Курс русского языка» на странице: Правописание гласных в корне (п. 2.3.2).

Рассмотрим способы проверки проверяемых безударных гласных.

Правило

Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Формы слова — это различные изменения одного и того же слова в речи. Например, существительные и прилагательные могут изменяться по числам и/или падежам, при этом основа слова остается одной и той же, меняются только окончания:

яблоки, яблоком, яблока — формы слова существительного яблоко,
белые, белого, белым — формы слова прилагательного белый.

Как изменить форму слова для проверки безударной гласной в корне?

  • изменить число: д о ска (ед. ч.) — д о ски (мн. ч.), ш а ги (мн. ч.) — ш а г (ед. ч.)
  • изменить падеж: з и ма (И. п.) — з и му (В. п.), к о та (Р. п.) — к о т (И. п.)
  • изменить время глагола: пок а зал (прош. вр.) — пок а жет (буд. вр.)
  • у глаголов прошедшего времени можно изменить род: вз я ла (ж. р.) — вз я л (м. р.)

Как подобрать однокоренное (родственное) слово?

Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, близкие по смыслу. Однокоренные слова могут относиться к различным частям речи.

При проверке безударной гласной в корне можно воспользоваться следующими способами подбора однокоренного слова.

  • «большой — маленький»: к о вёрк о врик
  • «маленький — большой»: л е сокл е с
  • назвать ласково: скв о рецскв о рушка, к о за — к о зочка
  • слово другой части речи: гр и бнойгр и б, взл е тетьвзл ё т, затв е рдеть — тв ё рдый

Примечания. 1) Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е .
2) В корне слова может быть не одна, а две безударных гласных. Слова с двумя безударными гласными проверяют двумя проверочными словами: х о л о дильник — х о лод, хол о дный.

Памятка «Способы проверки безударных гласных в корне слова»

Читайте также:  слово сила это существительное

Чтобы скачать памятку, кликните на картинке правой кнопкой мыши и выберите пункт меню «Сохранить изображение как. ».

Источник

Поиск ответа

Всего найдено: 84

Вопрос № 305278

вЕнтилятор — проверочное слово вентиль?

Ответ справочной службы русского языка

Вентиль, вентилировать, вентилятор – родственные слова, они восходят к лат. ventilo «развеиваю, проветриваю», в них выделяется корень вентил(ь)-. Родство слов ощущается носителями русского языка. Это дает орфографистам основание считать слово вентиль проверочным для вентилировать и вентилятор. См. здесь.

Однако найти у слов вентиль, вентилировать, вентилятор общий смысловой компонент, который однозначно бы показывал, что они однокоренные, затруднительно. Вентилятор – устройство для проветривания помещений или охлаждения воздуха, двигателей и т.п.; вентилировать – производить вентиляцию. Вентиль – клапан для регулирования расхода жидкости, пара, газа и т.п.

Поэтому в современном русском языке эти слова все же однокоренными признать нельзя, а значит, и проверять слова вентилировать, вентилятор словом вентиль неправильно. Но опереться на слово вентиль, чтобы запомнить, как пишутся родственные слова вполне можно. Эту проверку условно можно назвать этимологической.

Здравствуйтите, проверочное слово для слова роса — рОсы, существует ли это слово в русском языке? если нет, почему оно является проверочным?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый вечер! Проверочное слово к слову мур. вьи?

Ответ справочной службы русского языка

Можно проверить уменьшительно-ласкательным мураш.

Здравствуйте. Как правильно: перескОчил или перескАчил? Знаю, что первый вариант, но почему? Ведь проверочное слово «перескАкивать». Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Какое проверочное слово у НАЦИОНАЛЬНЫЙ, ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ БУКВУ И

Ответ справочной службы русского языка

Написание проверяется в словарном порядке.

Школьная программа за 3-й класс. Найдите проверочное слово к «молчать». И правильный ответ вроде как «молча». Вопрос в том, а как быть со словами «умалчивать», «замалчивать» и проч.? Они, насколько я понимаю, тоже однокоренные и если проверять ими, то написать я должен «мАлчать».. Получается, проверить это слово нельзя?

Ответ справочной службы русского языка

В справочниках по русскому языку (в том числе у Д. Э. Розенталя) есть правило, которое дает прямой ответ на Ваш вопрос.

Гласные о — а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (-ивать), например: опоздать (по ́ здний, хотя опа ́ здывать), раскроить (кро ́ йка, хотя раскра ́ ивать).

Таких примеров десятки. К сожалению, в школе об этом правиле часто не говорят, поэтому и возникает недопонимание.

Удивило, что в школе дети должны к слову «шапка» подбирать проверочное слово . Разве написание слова через букву «п» не очевидно и требует проверки?

Ответ справочной службы русского языка

проверочное слово к слову праздник

Ответ справочной службы русского языка

Праздник — словарное слово. Написание нужно проверить по словарю.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как в слове «одинокий» проверить первую букву «о»? Или это словарное слово и именно эта буква не проверяется? Спасибо большое и извините, если повторюсь с вопросом. По поиску проверяла, ответ не смогла найти. С уважением, Ольга.

Ответ справочной службы русского языка

Подобрать проверочное слово для безударной о в слове одинокий нельзя.

Будьте добры, а в слове «пропускной» про- — это приставка?Можно ли эту гласную проверять ударением? — вопрос-ловушка из ЕГЭ.

Ответ справочной службы русского языка

Согласно «Морфемно-орфографическому словарю русского языка» А. Н. Тихонова, в слове пропускной про- – приставка. Но безударные гласные можно проверять ударением в любой морфеме, не только в корне. Проверочное слово – пропуск (где та же приставка про- под ударением).

Как правильно писать извазюкаться или извозюкаться (в грязи), и какие проверочные слова? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Читайте также:  имя существительное основные грамматические категории в старославянском

В случае если необходимо написать именно указанное просторечное слово, то верно: извозюкаться. Проверочное слово , например, (он) возится.

Правила правописания согласных говорят, что для проверки «. нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово того же корня. ».
Возможно ли проверить согласную подобрав однокоренное слово с чередующейся согласной?

Например:
Снег — Снежок
Творог — Творожок

Или проверочное слово обязательно должно использовать ту же букву?

Ответ справочной службы русского языка

Это правило не очень удобно для применения, но в целом оно действует.

есть ли проверочное слово у слова праздник?

Ответ справочной службы русского языка

Проверочное слово подобрать затруднительно. Следует запомнить написание непроизносимой согласной.

почему пишут землЕтрясение, а не землЯтрясение, ведь проверочное слово землЯ? Спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Е — соединительный гласный (используемый при соединении двух основ в одно сложное слово). В русском языке соединительный гласный передается на письме только буквами О и Е. Буква Я пишется вместо соединительных гласных О и Е только в словах с первыми частями себя-, время-, семя-, имя: себялюбие, времяисчисление, семяприемник, имятворчество.

Почему слова разыграть разыгрывать пишутся через *а*. хотя проверочное слово рОзыгрыш. И еще вопрос, одна, две, три, четыре кочерги, как правильно писать пять. А также почему пишут запасный выход а не запасной выход Спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Употребление гласных в приставке раз- (рас-) / роз- (рос-) не подчиняется общему правилу: безударный гласный здесь не проверяется ударением. Для этой приставки действует особое правило: в безударной позиции пишется буква а , хотя под ударением – только о : раздать , но розданный; расписать, расписной , но роспись; разливать, разливной , но розлив; разыграть, разыгранный , но розыгрыш . Именно поэтому, кстати, в слове разыскной следует писать а: здесь не действует проверка словом розыск.

Источник

Проверочное слово должно быть существительным

Подобрать проверочное слова (имя существительное) .Вставить пропущенную букву Ук_ренился — _____________ разъ_ренный — ___________ разв_лнрвался — __________ от_желеть — _____________ попр_сил — ________________ оч_ровать — _____________ обл_скал — ________________ прибл_жался — ____________ охр_нял — __________________пр_вдивый- ________________

УкОренился — корень, разъЯренный — ярость, развОлнрвался — волны, отЯжелеть — тяжесть, попрОсил — просит, очАровать — чары, облАскал — ласка, ласковый, приблИжался — ближе, охрАнял — охрана, прАвдивый- правда, праведный

1) [. так+глаг.],(союзн.сл. как . ).

Так красиво листья клёна выглядят только осенью ,они словно ,как тонкие листы покрытые золотом.(повест.,невоскл,сложное,союзное,сложно подчинёное.)

2) [. так+кр. прил.],(союз будто. )

Только зимой природа выглядит так прекрасно,будто её окутали белой простынёй.(повест.,невоскл,сложное,союзное,сложно подчинёное.)

3) [. такой+полн. прил.],(союз что. )

Она такая красивая и пушистая,что просто нельзя оторвать глаз.(повест.,невоскл,сложное,союзное,сложно подчинёное.)

4) [. такой+полн. прил.+сущ.],(союз как будто . )

От такой красивой картины я не мог отойти несколько минут,как будто в ней что-то движется.(повест.,невоскл,сложное,союзное,сложно подчинёное.)

Источник

Урок по русскому языку по теме «Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов»

Цели:

  • развивать умения ставить ударения, различать ударные и безударные гласные звуки в корне слова;
  • развивать умения находить в ряде однокоренных слов проверочное слово для слов с безударной гласной в корне слова;
  • формировать интерес к русскому языку;
  • продолжить работу по формированию самооценки учащихся.
Читайте также:  классификация имен существительных английском языке

Оборудование: карточки с заданием, алгоритм, цветочки синего, белого и желтого цвета, дерево.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся I. Организация класса. Мотивация Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
– Уже по календарю наступила весна, но мы с вами живем на крайнем севере, и настоящая весна к нам приходит гораздо позднее. Сегодня на уроке я приглашаю вас на лесную полянку.
(Открываю доску).
– Давайте на уроке позовем к нам весну скорее, так хочется побольше солнышка, тепла. И на нашей полянке тоже еще не совсем наступила весна. Наша задача, работая на уроке оживить ее. II. Минутка чистописания На доске написаны буквы:
а о и е я
– Какие это буквы?
– Что вы знаете о них?

– Эти буквы будут нам сегодня помогать открывать новые знания. Сначала сделаем разминку для кисти руки.

– Пропишите эти буквы в тетради.

Гласные.
Ответы детей.

Дети выполняют круговые движения вправо и влево кистью руки. III. Словарная работа На доске транскрипция слов
Словарь:
[ й, а б л а н, а]
[р, а б, и н а ]
[ б, иэ р, о з а ]
[ а р, э х ]
[а с, и н а ]
– Запишите слова в тетрадь.
– О чем нужно помнить при обозначении звуков буквами?
(Учитель выставляет на доску карточки со словарными словами).
– Можем ли мы проверить безударные гласные в этих словах?
– Поставьте ударение. Подчеркните в этих словах орфограммы.
– Как называется орфограмма в этих словах?

Часто произношение не совпадает с написанием.

Написание этих слов нужно запомнить.

Безударная гласная непроверяемая ударением. IV. Постановка проблемы – Если у нас на дворе у нас весна давайте научимся правильно писать это слово.

– Как узнать какую букву надо написать в этом слове?

– Попробуйте определить тему нашего урока.
– Я вам предлагаю группу слов.
(Открываю запись на доске).
Весенний, ветер, веснушки, веснянка, весело, вёсны.
– Все ли слова проверочные к слову весна?
– Почему?
– Какая главная задача нашего урока?
– Прочитайте оставшиеся слова.

– Запишите их в тетрадь. Поставьте ударение, выделите корень.
– Подчеркните ударные гласные двумя чертами, а безударные одной.
– Назовите слова с безударной гласной в корне.
– Можно ли проверить безударную гласную в этих словах?
– Как?
– Есть ли среди данных однокоренных слов проверочное слово?
– Какое?
– Объясните, почему вы так решили?
– Подчеркните слово вёсны.
– Как вы понимаете значение этих слов?
– Как понимаете смысл слова веснянка?
– В толковом словаре Ожегова написано:
веснянка – старинная обрядовая восточно – славянская песня, воспевающая приход весны

Ответы детей.
Нужно подобрать проверочное слово.
Подбор проверочных слов

Нет. Есть лишние слова ветер и весело.
У них другой смысл.
Научиться находить в группе слов проверочное.
Весенний, веснушки, веснянка, вёсны.
Один ученик работает у доски

Весенний, веснушки, веснянка.

Весны.
Потому что на гласную в корне падает ударение.

Объяснение значения слов детьми.
Предположение детей. V. Физминутка

Под музыку «Весенняя плясовая» дети выполняют танцевальные движения. VI. Работа над новым материалом 1. На доске слова:

– Прочитайте первую строку. Какую букву напишем в словах леса, лесок?
– Докажите.

Источник