Меню

Проверочные упражнения по прилагательному



Система упражнений для совершенствования знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»

При составлении системы упражнений, я опиралась и руководствовалась классификацией упражнений, предложенной Г.Н.Приступой. В данной классификации он выделяет 3 типа упражнений в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся: упражнения аналитические, упражнения аналитико-синтетические и синтетические упражнения.

Аналитические упражнения

Задание 1. Прочитайте текст. Найдите в тексте и подчеркните имена прилагательные, сосчитайте их и запишите цифрой, сколько их.

Рябин.
Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

Задание 2. Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.

Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.

Задание 3. Послушайте стихотворение (можно прочитать два раза). Определите, сколько имен прилагательных употребляется в этом стихотворении.

Мы любим край родной.
Шумят в лесу осины, березы и дубы,
И просятся в корзины малины и грибы.
Хорошая погода, веселые деньки…
Отправимся в походы, наденем рюкзаки.
Манит, зовет в дорогу родной чудесный край.
Дорог хороших много, — любую выбирай.
Пройдем тропой гористой и чащею лесной.
Мы юные туристы, мы любим край родной.
(Н.Найденова)

Задание 4. Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

Храбрый еж.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

Задание 5. Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающий форму предмета; обозначающий величину предмета.

Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.

Задание 6. Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.

Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение

Задание 7. Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.

Задание 8. Внимательно прочитайте предложение. Найдите в тексте имена существительные во множественном числе. Выпишите их вместе с относящимися к ним именами прилагательными.

Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.

Задание 9. Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте род и число.

Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

Читайте также:  Какое имя прилагательное употреблено в единственном числе в женском роде

Задание 10. Спишите словосочетание, поставьте имена прилагательные в нужном падеже, в скобках запишите вопросы.

Доволен (…?)(Интересная, полезная) экскурсией. Пролетал над (…?) (широкая, глубокая) рекой. За (. ) (дальняя) рощей синела (…?) (большое) озеро. Сквозь (…?) (синяя) мглу можно было разглядеть (…?) (светлое) ленту (…?) (горная) речки.

Аналитико-синтетические упражнения

Задание 11. Прочитайте имена прилагательные. Подумайте и запишите, какие из этих признаков можно отнести к лисице, а какие – к белочке.

Веселая, пугливая, ловкая, жадная, хищная, хитрая.

Задание 12. Сгруппировать предметы по противоположным свойствам:

День светлый, а ночь …………… . Река глубокая, а ручеек ……………… . Арбуз сладкий, а перец …………………;

Задание 13. Распространите текст путем вписывание в него пропущенных прилагательных, которые даются.

Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика. Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских.

Задание 14. Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и записать словосочетания с этими прилагательными. Запишите словосочетания в тетрадь.

Как называется полочка для книг?, Как называют маму за доброту?, Как называют варенье из вишни?

Задание 15. Составить предложение из отдельных слов, записанных на доске, с употреблением имен прилагательных, которые даны в начальной форме.

Выглянуло, после, жаркое, дождя, бурного, солнце, короткого.

(После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце.)

Задание 16. Спишите текст, пользуясь таблицей (см. страницу 49), вместо вопросов впишите словосочетание черное золото, обозначьте падеж, подчеркните окончание у прилагательного черный.

Черное золото
Ты, конечно знаешь, что такое черное золото? Это драгоценный металл желтого цвета. А слыхал ли ты (о каком?) ….. ……? (каким?) …………… называют нефть. Такое название (какому?) ……. дали недаром. Без (какого?)…………. остановились бы автомобили на дорогах, а в полях не могли бы работать тракторы. Золото (какое?) ………… — это богатство нашей страны.

Задание 17. Спишите, употребите имена прилагательные в скобках в нужном падеже и обозначьте его. В случае затруднения пользуйтесь таблицей (см. страницу 47), окончание прилагательных выделите.

Под (легкий) порывом (знойный) ветра море улыбалось (синий) небу. Волны сбрасывали белую пену на песчаный берег с (золотистый) песком. Пена с (тихий) звуком таяла на (горячий) песке.

Задание 18. Пользуясь таблицей, запишите словосочетания весеннее солнышко, прохладный ветер, чистый воздух, ближний лес, ранний сев сначала в творительном падеже, а потом в предложном падеже единственного числа. Употребите в творительном падеже предлоги с, над, перед, за, а в предложном – о, в, на.

Например: с солнышком (каким?) весенним, о солнышке (каком?) весеннем.

Задание 19. Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Окончания прилагательных и существительных подчеркните, обозначьте падеж.

(каким?) Ранним утром (Т.п.) мы уходим из дома далеко в лес. В прохладн… чист… воздухе пахнет свеж… сеном. Но вот встало солнце, и исчезли бриллианты росы. Бредем мы дальше сух… болотом. В глубок… мху нога тонет, будто в мягкой перине. Утренн… воздух напоен резк… запахом трав. На траве, заросшей душист… клевером, мы отдыхаем.
(По Г.Скребицкому)

Читайте также:  Прилагательные для слова рожь

Задание 20. Впишите в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте падеж прилагательных, подчеркните безударные окончания.

Деревья покрылись … инеем. Сибирские леса богаты … зверем. Мать любила накрываться … платком.

Слова для справок: пуховый – сделан из пуха или с пухом (козьим, птичьим и т.п.), пушистый – легкий, очень мягкий, пушной – обладающий ценным мехом.

Синтетические упражнения

Задание 21. Выписать из изучаемого в классе произведения сочетания существительных и прилагательных, указать, какие признаки обозначают прилагательные;

Задание 22. Составить небольшие тексты и предложения по предметным картинкам (дети называют изображенный на картинке предмет и его признаки, составляют по вопросам учителя одно или несколько предложений, которые записываются на доске. Учащиеся ставят вопросы к прилагательным, затем списывают текст).

Задание 23. Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.

Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.

Задание 24. Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.

Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.

Задание 25. Составь словосочетания, состоящие из существительных и прилагательных, имеющих такие окончания, которые даны ниже. Напишите составленные словосочетания.

-ее, -ая, -ие, -ой, -ое, -ые, -ый, -яя, -ий.

Задание 26. Прочитай. Распространи предложения текста именами прилагательными. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.

Задание 27. Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.

В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.
(Д. Мамин-Сиберяк)

Задание 28. Прочитай. Составь из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже. Напишите составленные предложения.

Закачалась, вот, ветка, еловая.

Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

След, по ночная, тянется, белки, пороша.

Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.

Источник

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

Предмет: русский язык

Тема: Имя прилагательное

УМК Т.А. Тростнецовой, М.Т. Баранова

Проверочная работа проводится после завершения изучения раздела «Имя прилагательное». Работа рассчитана на 40 минут. 5 минут урока отводится на инструктаж учащихся. Задания выполняются на бланках.

— проверить знание тем раздела «Имя прилагательное», умение использовать теоретические знания на практике;

— пробудить интерес к предмету «русский язык» и теме «Имя прилагательное» в частности;

-развить навыки работы с тестовыми заданиями различного типа.

Задачи: проверить знание, что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает эта часть речи, что обозначает, каким членами предложения может быть; умение отличать имя прилагательное от других частей речи, согласовать имена прилагательные с именами существительными, находить синонимы к прилагательным, различать прямое и переносное значение имен прилагательных; определять падеж и число имен прилагательных; использовать на практике правила: Ь на конце шипящих в кратких прилагательных, О/Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных и прилагательных.

Личностные : формирование установки связи между мотивом и учебной деятельностью, умение нахождения рационального способа выполнения тестовых заданий, способность к самоконтролю и самооценке;

Метапредметные : соблюдать нормы русского языка при записи ответов, работать в условиях учебного сотрудничества;

Предметные : знать тему «Имя прилагательное».

Макарова Б.А. Диктанты и изложения по русскому языку: ФГОС. – М.: Компания Смарт, 2019.

Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций.Ч. 2./[Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/Г.А. Богданова. -5 –е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Перед вами проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Вам предстоит ответить на 12 вопросов. Часть вопросов предполагает выбор правильного ответа, на часть вопросов Вам предстоит ответить самим. Выполнять работу следует с начала; если Вы затрудняетесь дать ответ, переходите к следующему заданию, а вернуться к предыдущему сможете позднее.

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

1.Имя прилагательное – это

А) самостоятельная часть речи

Б) служебная часть речи

В) член предложения

2. Имя прилагательное обозначает

Б) признак предмета

В) действие предмета

3. Имя прилагательное отвечает на вопросы ________________________________________

4. Выберите один вариант, где все слова являются прилагательными

А) быстрая, хорош, белизна

Б) красный, чернила, колюч

В) пригож, голубенького, золотой

5. В каком варианте все имена прилагательные верно согласованы с именами существительными?

А) робкий мальчик, голубому шарфиком, быстрого потоком

Б) несмелая улыбка, порывистым ветра, колючего ежиком

В) задумчивый взгляд, породистого пса, веселым смехом

6. Выберите вариант (-ы), в котором (-ых) все слова пишутся без Ь

А) горяч…, еж…, могуч…, много туч…

Б) пахуч…, печ…, ландыш…, с крыш…

В) ноч…, помоч…, неуклюж…, жгуч…

Г) встреч…, плакуч…, сыпуч…, шалаш…

7. Замените прилагательное синонимом с суффиксом –тельн-

Активный человек — _______________________________________

8. Выберите вариант, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении

А) свежий ветер, чистый воздух

Б) сильный характер, острый взгляд

В) теплая погода, острый нож

9. Какое из этих прилагательных нельзя употреблять со словом «снег»?

10. В каком из вариантов прилагательное будет являться сказуемым?

Б) Какой красивый букет ты принес!

В) На полках стояли деревянные фигурки.

Г) Я люблю клубничное варенье

11. Сколько в данном отрывке слов с орфограммой О/Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных и прилагательных. Выпишите цифру.

Мы с хорошим товарищем расположились у небольшого озера. Как хорошо было идти к нему по хвойному лесу! Только раз Граф застрял в колючем кустарнике, но быстро выбрался из пахучего шиповника и задорно залаял на дерево, облюбованное нахальным грачом.

12. Выпишите из текста прилагательное, стоящее в единственном числе, винительном падеже

Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми сугробами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.

Источник