Меню

Проект на тему спряжение глаголов



Спряжение глагола Особенности спряжения глаголов в русском языке. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемschool9korolev.moy.su

Похожие презентации

Презентация на тему: » Спряжение глагола Особенности спряжения глаголов в русском языке.» — Транскрипт:

1 Спряжение глагола Особенности спряжения глаголов в русском языке

2 Языковая разминка Вставить пропущенные буквы. Нес(1)тся Терек, волнами точ(2)т дикий берег, клокоч(3)т вокруг огромных скал. Ноч(4) стел(5)т тень и влажный берег студ(6)т, ночь тян(7)т свой невод золотой. От чего зависит выбор гласной в окончании глагола?

3 Повторение Что такое глагол? Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние: Вода с грохотом падает с отвесной скалы. Светает. На горизонте заалело. — и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и их формы: что делаю? и др.

4 Новая тема Что такое спряжение? Спряжение-это изменение глагола по лицам и числам. В русском языке выделяются глаголы I и II спряжения, а также разноспрягаемые глаголы. Спряжение необходимо уметь определять, чтобы верно писать безударные окончания глаголов.

5 Определение спряжения Если окончание ударное и оно -ешь -ет -ем -ете -ут, -ют в 3 лице мн.ч., то это глагол I спряжения Если окончание ударное и оно -ишь -ит -им -ите -ат, -ят в 3 лице мн. ч., то это глагол II спряжения

6 Определение спряжения Если же окончание безударное, то спряжение глагола определяется по начальной форме: что делать? что сделать?

7 Определение спряжения Ко II спряжению относятся : -на – ить (кроме брить, стелить, зиждиться (строиться, создаваться) и зыбиться (колебаться, качаться) – I спр.) -на – ать ( гнать, дышать, держать, слышать) -на – еть ( смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, видеть, ненавидеть, обидеть) Все остальные глаголы относятся к I спряжению!

8 Определение спряжения К I спряжению относятся: -ЕТЬ -АТЬ -ЯТЬ -ОТЬ -УТЬ -ЮТЬ -ЧЬ -ТИ К I спряжению относятся: сеять, веять, реять, таять, чуять, лаять, каяться, маяться, надеяться, лелеять, затеять, блеять, хаять

9 Глаголы I спряжения Думать Ед.ч. Мн.ч 1л. думаю думаем 2л. думаешь думаете 3л. думает думают

10 Глаголы II спряжения Пилить Ед.ч. Мн.ч 1л. пилю пилим 2л. пилишь пилите 3л. пилит пилят

11 Внимание Разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть, дать, есть. Ед. ч. Я бегу, хочу, даю, ем. Ты бежишь, хочешь, даёшь, ешь. Он(она, оно) бежит, хочет, даёт, ест. Мн.ч. Мы бежим, хотим, даём, едим. Вы бежите, хотите, даёте, едите. Они бегут, хотят, дают, едят.

16 Закрепление: определить спряжение глагола Перепёлочка ход(1)т по клетке и тихонько насвистыва(2)т. А то ляж(3)т на бочок и купа(4)тся в песке, как настоящая курица, чист(5)т перышки, крыльями похлопыва(6)т. Мы ей покаж(7)м червячка. Она подойд(8)т и клюн(9)т из руки. Мы ее даже на руки брали, как игрушку. Сид(10)т она на ладошке и не улета(11)т.

17 Закрепление: записать в нужной форме настоящего времени, определив спряжение. 1.Сосны вершинами (махать) приветно. 2.Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхаться) от ветра. 3.(Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. 4.Не пенится море, не (плескать) волна. 5.Мороз слегка (щипать) за щёки.

24 Проверь себя! 1 – 1 2 – 1 3 – 2 4 – 1 5 – 1 6 – 4

25 Подведение итогов урока Итак, какую тему мы сегодня изучили? Что такое спряжение? Какие глаголы относятся к I и II спряжению?

Источник

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ 1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам.

Глаголы имеют два спряжения , 1-е и 2-е .

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА. Поставь глагол в неопределенную форму . 2.Определи какая гласная стоит перед -ТЬ

2 спряжение все глаголы на – ить 1 спряжение в се остальные глаголы — оть , — еть , — ать , -ять, — уть , — чь , — ти кроме брить, стелить ; Глаголы-исключения: г нать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть . +

Стрелять, колоть, пилить, расти, пахать, уснуть, клеить, писать, полоть, дышать, беречь, видеть, вылить, посмотреть, нести, крутить, делать, решать, решить, склонить, брить, копать, стеречь, шагать, делить, зависеть, включать, включиться, повертеть, выучить, улыбнуться, терпеть, петь, чистить, переживать. ЗАДАНИЕ 1: 1ый вариант выписывает глаголы 1 спряжения 2ой вариант выписывает глаголы 2 спряжения

Стрелять, колоть, расти, пахать, уснуть, писать, полоть, беречь, нести, делать, решать, брить, копать, стеречь, шагать, включать, улыбнуться, петь, переживать. Пилить клеить, дышать, видеть, вылить, посмотреть, крутить, делать, решить, склонить, делить, зависеть, включиться, повертеть, выучить, терпеть, чистить . 1 в 2 в

НУЖНО ЗАПОМНИТЬ! Например : РИСУ .. ШЬ неопределенная форма РИСОВАТЬ оканчивается на –АТЬ, значит это глагол 1ого склонения окончание –ЕШЬ . РИСУЕШЬ /

Е И шь т м те 1скл. шь т м те -УТ, -ЮТ 2скл. -АТ, -ЯТ ЗАДАНИЕ 2: Вставь пропущенные буквы и укажи спряжение. Ты хвал .. шь , мы повторя ..м, он уч ..т, мы гуля..м , вы кача ..те, о на зелене ..т, оно сверка..т , они боле..т , он раду..т , ты мокн .. шь , ты се.. шь , они пил..т , ты буд .. шь , они красне ..т.

Ты хвал и шь, мы повторя е м, он уч и т, мы гуля е м, вы кача е те, она зелене е т, оно сверка е т, они боле е т, он раду е т, ты мокн е шь, ты се е шь, они пил и т, ты буд е шь, они красне е т. 2 спр. 1спр.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера.

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения; развивать внимание.

На уроке ребята знакомятся с I и II спряжением глаголов. Учатся различать глаголы I и II спряжения. Закрепляют знания о спряжении глаголов.

Разработка к уроку русского языка на тему «Спряжение глаголов».

Закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех.

Презентация к уроку русского языка по программе «Школа 2100» в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения&raquo.

Источник

Распознавание спряжения глаголов. 4-й класс

Класс: 4

Цели:

  • Образовательная: совершенствовать навыки в определении спряжения глаголов по неопределенной форме, формировать умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
  • Развивающая: Развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся;
  • Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету русского языка;

Ход урока

1. Повторение

Сегодня на уроке мы продолжим развивать умения в определении спряжения глаголов и правописании безударных личных окончаний глагола. С началом изучения темы «Глагол» мы с вами определили круг вопросов, на которые сейчас уже можем дать ответ. И так я представляю слово первой группе.

а) Что обозначает термин глагол? (По словарю Даля и Ожегова) (Слайд №1)

б) Прочитайте эпиграф к уроку и объясните, как вы понимаете его. Роль глагола в речи. (ответ второй группы) (Слайд №2)

По частоте употребления глагол стоит на 2 месте после существительного

Глагол — необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и его деятельность, различные явления природы

В современном русском языке глаголы называют различные действия:

1) Связанные с трудовой деятельностью — рубить, копать, вязать, шить.

2) связанные с умственной и речевой деятельностью — думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др.;

3) называющие перемещение и положение в пространстве — идти, лететь, стоять, лежать, сидеть и др.;

4) называющие различные состояния: грустить, любить, ненавидеть, болеть, спать и др.;

5) называющие состояния природы: светает, дождит, смеркается, вечереет и др.

в) Разнообразие глаголов (ответ третьей группы) (Слайд №3)

На примере стихов А.С.Пушкина мы хотим рассказать о многообразии глаголов.

Если мы рассмотрим стихотворение А.С. Пушкин «Зимнее утро» то увидим, что мрачное, тоскливое настроение сменяется радостным, светлым.

Всё это Пушкин доносит нам через глаголы прошедшего и настоящего времени, которые и противопоставляют настроение. Тоскливое, душевное состояние нам передают глаголы: злилась, носилась, мрачная желтела, печальная сидела. Они передают силу разбушевавшейся стихии и бессилие человека перед этой стихией.

Картина утра передается глаголами: блести; зеленеет; блестя, лежит. Эти глаголы передают нам радость нового дня. Радость от яркого солнца, первого, мягкого, пушистого снега.

Оказывается, существуют глаголы движения: бегут, выслала, идет, будят, толпится . Звучания: шумят, гласят грохочет, гремят; глаголы цвета: блещут, белеет. Это мы можем наблюдать читая стихотворение «Весенние воды», «Осенний вечер».

Физминутка

в) Что же называют глаголом? (Слайд №4)

г) Какую форму имеют глаголы? (Слайд №5)

д) Как изменяются глаголы?

  • по лицам (Слайд №6)
  • по числам (Слайд №7)
  • по временам

В пр. в. по родам (Слайд №8)

ё) На какие вопросы отвечают глаголы в н.ф.? (Слайд №9)

— Заменить словосочетание одним глаголом, подходящим по смыслу и вопросу

Оказывать помощь — (что делать?):, осуществить строительство — (что сделать?) . вести наблюдение — (что делать?). давать советы — (что делать):, выразить благодарность — (что сделать?):, сделать покупку — (что делать?):, прийти с опозданием — (что сделать?):,одержать победу — (что сделать?):

Самопрверка

Физминутка для глаз

А теперь наша основная тема «Спряжение глаголов»

2. Спряжение глаголов. (Слайд №10)

— Какие глаголы относятся ко 2спряжению, а какие к 1 спряжению?

Глаголы — исключения (Слайд №11)

-Как определить спряжение глаголов? (Слайд №12)

— Выпишите глаголы в два столбика по спряжению (Слайд №13)

Если ты решишься (2) в ванной
Крокодила подержать (1),
А потом его захочешь (1)
В тёплой речке искупать (1),
А затем его отпустишь (2)
Ребятишек попугать (1),
То потом едва ли сможешь (1)
Ты домой его загнать (1).

Ты увидишь (2), ты услышишь (2),
Как он будет убегать (1),
Но, конечно, не сумеешь (1)
Крокодильчика догнать (2).

Взаимопроверка

Назовите глаголы 1спряжения, 2 спряжения

Физминутка

3. Упражнение в правильном написании безударных окончаний глаголов.

— Что необходимо помнить, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

а) 1. Прочитай загадку: (Слайд №14)

Не поддерж. шь — упад. т.

А педали пуст. шь в ход

Он помч. т тебя вперед.

Назовите глаголы. Запиши глаголы по памяти. Чем отличаются окончания глаголов 1 и 2 спряжения?

1в. Выпиши ту строку, где во всех словах строчки в окончании пишется буква И

1) он распил..т, , раздел..т; реж.т;
2) объяв..т, провер..т; готов.т;
3) он пил.т; вздрогн..т, поздрав..т.

2 в. Выпиши ту строку, где во всех словах строчки в окончании пишется буква Е

1) он вар.т, реша..т, осво..т;
2) он пада..т, разруша..т, наступа..т;
3) он кат..т, утеша..т, сверка..т;

По одному ученику из варианта устно объясняют задание

В) А теперь можно немного поиграть. (Слайд №15)

«Исключи лишнее слово» (подчеркни его) .

1) Пишем, вяжем, стираем, дружим, (т.к. это глагол II спряжения, а остальные — I) .

2) Строим, клеим, говорим, отвечаем (т.к. это глагол II спр., а остальные — I) .

3) Молчат, посеют, думают, живут (посеют — будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени).

Объяснение ведется устно.

Итог (Слайд №16)

Выскажи своё отношение одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда

  • было интересно:
  • было трудно:
  • я выполнял задания:
  • я понял, что:
  • теперь я могу:
  • я почувствовал, что:
  • я приобрел:
  • я научился:
  • у меня получилось :
  • я смог:
  • я попробую:
  • меня удивило:
  • мне захотелось:
  • сегодня я узнал:

Источник

Презентация «Спряжения глаголов»

Презентация предназначена для урока русского языка по теме «Спряжение глаголов». Знакомство с новым материалом

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Спряжения глаголов»»

Старый знакомый – Дядюшка Глагол ________ Вспомни, что ты знаешь о глаголе?

Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам (наст. и буд. вр.)

  • В русском языке два спряжения глаголов. Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спряжению , а другие – по второму .

Это глагольчики-лилипутики. Однажды в город прилетел огромный дракон и потребовал привести ему на съедение нескольких лилипутиков. Трусишки вытолкнули близнецов –У и –Ю и сказали: «ЕШЬ!» «ЕШЬ!» «Да я уж ЕМ!ЕМ!»- улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку.

Но самые смелые глагольчики-лилипутики не испугались дракона, они крикнули: «ИШЬ , какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам, только позволь! Весь город сожрут! С тех пор лилипутики-трусишки живут в городе Первоспряженске , а лилипутики-смельчаки в новом городе Второспряженске.

ЛИЛИПУТИКИ – ЭТО ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ.

Глаголы I спряжения легко отличить от глаголов II спряжения только тогда, когда их личные окончания находятся под ударением .

Рыцарь Неопределённая форма глагола помогает определить спряжение, если у глагола безударное окончание .

Когда-то, ребята, Во времечко оно ВТОРОЕ СПРЯЖЕНЬЕ Имело шпиона. Здесь его инструкции. В них – шпионьи функции. Вот они, спешите ВИДЕТЬ: От связного не ЗАВИСЕТЬ, Всех «клиентов» НЕНАВИДЕТЬ, Побольнее их ОБИДЕТЬ. Стойко трудности ТЕРПЕТЬ, Над собой лассо ВЕРТЕТЬ, Через щёлочку под дверью За врагом своим СМОТРЕТЬ. По шоссе машину ГНАТЬ И в зубах кинжал ДЕРЖАТЬ, Чтоб за стенкой СЛЫШАТЬ, Совершенно не ДЫШАТЬ .

ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ I СПРЯЖЕНИЯ

Источник

Читайте также:  Форма глагола после either or