Меню

Проект о времени глагола в 5 классе



Время глагола
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Презентация к уроку по теме «Время глагола» 5 класс Ладыженская

Скачать:

Вложение Размер
Презентация к уроку по теме «Время глагола» 5 класс Ладыженская 258.41 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проверка ДЗ Морфологический разбор глагола

Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам ….

Тема урока: Время глагола

Цели урока Повторить… Научиться… ?

Верные и неверные утверждения Глагол в предложении согласуется с подлежащим. 2. Глагол отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. 3. Глагол согласуется с существительным и изменяется по падежам. 4. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам. 5. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

Взаимопроверка 1 2 3 4 5 + — — + +

Работа с учебником Стр. 115 Составьте правило

Работа с текстом М.М.Пришвина . Определить основную мысль текста. Выписать глаголы, определить время и соответствующие признаки. Письменно объяснить правописание слов с пропущенными буквами.

Зарядка для мозгов Уж _________ снег, ______ ручьи, В окно ________________ весною. ______________ скоро соловьи, И лес _____________ листвою . ( А.Плещеев )

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою . ( А.Плещеев )

Домашнее задание выполнить упражнение 654 (2-4) из учебника, разбор 2, 4 Стр. 115 учить

Внимательно слушайте – и все услышите! Внимательно смотрите – и все увидите! Думайте – и все поймете!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для уроков русского языка в 5 классе.

Тема: «Билгесез үткән заман хикәя фигыль»Максат: 1. Билгесез үткән заман хикәя фигыль кушымчалары белән таныштыру; билгеле үткән заман хикәя фигыльлә.

Урок на тему «Времена года. Настоящее время» направлен на повторение , углубление знаний пятиклассников о временах глагола. На уроке необходимо научить учащихся образовать форму настоящего времени от .

Урок русского языка в 5 классе по теме «Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число» (Образовательная система «Школа 2100»).

Цель урока:ü на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.Задачи урока:Образовательные:ü учить точно.

Источник

Времена глагола. Урок русского языка в 5 классе — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемВсеволод Силуянов

Похожие презентации

Презентация 5 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Времена глагола. Урок русского языка в 5 классе». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Урок русского языка в 5 классе на тему «Времена глагола»

2 Лесной оркестр В мае все л..сные ж..тели п..ют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услыш..шь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье. В мае все л..сные ж..тели п..ют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услыш..шь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье. Чистыми г..лосами п..ют соловьи, зяблики, певчие др..зды. Скр..пят жуки и кузнечики. Отбарабанили дятлы, св..стят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухнул филин. Зажужжали шмели и пч..лы. Урчат и квакают лягушки. Чистыми г..лосами п..ют соловьи, зяблики, певчие др..зды. Скр..пят жуки и кузнечики. Отбарабанили дятлы, св..стят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухнул филин. Зажужжали шмели и пч..лы. Урчат и квакают лягушки. В. Бианки. В. Бианки.

3 Бушует полая вода, Бушует полая вода, Шумит и глухо, и протяжно Шумит и глухо, и протяжно Грачей пролетные стада Грачей пролетные стада Кричат и весело, и важно. Кричат и весело, и важно. Дымятся черные бугры, Дымятся черные бугры, И утром в воздухе нагретом И утром в воздухе нагретом Густые белые пары Густые белые пары Напоены теплом и светом. Напоены теплом и светом. А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятном А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятном По залу «зайчики» трепещут… По залу «зайчики» трепещут… И. А. Бунин И. А. Бунин А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

4 Времена глагола Неопределенная форма НастоящеевремяПрошедшеевремя Будущее время РаботатьЗаработатьУчитьнаучитьРаботаетучит Работал(а, и) Заработал(а,и)Учил(а,и)Научил(а,и) Будет работать Заработает Будет учить научит

5 Настоящее время: действие совпадает с моментом речи ( что делаешь?) Настоящее время: действие совпадает с моментом речи ( что делаешь?) Прошедшее время: действие происходило до момента речи ( что делал?) Прошедшее время: действие происходило до момента речи ( что делал?) Будущее время: действие будет совершаться или совершится после момента речи(что буду делать?) Будущее время: действие будет совершаться или совершится после момента речи(что буду делать?)

6 Работа над упражнением 405 Выпишите глаголы, определите их вид, наклонение, время.

7 Физминутка Физминутка Если это: Если это: глаголы настоящего времени-стойте смирно; глаголы настоящего времени-стойте смирно; глаголы прошедшего времени — присядьте; глаголы прошедшего времени — присядьте; глаголы будущего времени -ходьба на месте глаголы будущего времени -ходьба на месте

8 Определите основную мысль текста. Озаглавьте его. Выпишите из текста глаголы настоящего времени( I вариант), прошедшего времени ( II вариант). Объясните орфограмму пропущенных букв Живет в лесу птичка – завирушка. Маленькая, верткая и очень скрытная. Но весной и ей хотелось себя показать. Сидела она на самой верхушке и пела. Голосок звонкий, громкий. И горлышко топорщит..ся, клювик открывает..ся, язычок в клювике дрожит. Живет в лесу птичка – завирушка. Маленькая, верткая и очень скрытная. Но весной и ей хотелось себя показать. Сидела она на самой верхушке и пела. Голосок звонкий, громкий. И горлышко топорщит..ся, клювик открывает..ся, язычок в клювике дрожит.

10 I вариант I вариант Живет Живет Дрожит Дрожит Топорщится Топорщится открывается открывается II вариант II вариант Хотелось показать Хотелось показать Сидела Сидела Пела Пела

11 Игра «Кто больше?» Напишите за 3 минуты как можно больше названий птиц. Выигрывает тот, у кого больше.

12 Домашнее задание Рассказ «Птицы» Напишите несколько предложений о своей любимой птице. Напишите несколько предложений о своей любимой птице.

13 Итог урока Что вам понравилось на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что вы узнали о временах глагола? Что вы узнали о временах глагола? Если вам понравился урок, похлопайте себе в ладоши Молодцы!

Источник

Презентация к уроку «Времена глагола» 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка в 5 классе

« Русский язык… красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен». А. И. Куприн. Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет: чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, или забивает гол, варит, жарит, моет, чистит – все расскажет нам…

Орфографическая разминка Изл..гать, выр..щивать, пост..лить, разр..статься, бл..стать, подб..рать, зам..реть, подп..рать, выт..рать, соб..рать.

Проверь себя ИзлАгать, вырАщивать, постЕлить, разрАстаться, блИстать, подбИрать, замЕреть, подпИрать, вытИрать, собИрать.

Идёт, а без ног, Летит, а без крыльев, Не догнать, не остановить. Гостьи к нам пришли: седая, А за нею — молодая, Третья ярко расцветает, А четвёртая рыдает.

Тема: Времена глагола. Цели: 1. Повторить и систематизировать знания по теме «Времена глагола». 2. Научиться определять временные формы глагола и правильно их образовывать. 3. Научиться использовать глаголы разных времён в речи.

Провести наблюдение над употреблением глагола. Зафиксировать результаты в таблице. На основе наблюдения сделать вывод и составить алгоритм определения времени глагола. План решения проблемы:

Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие? Как вы назовёте это время? К какому виду относятся глаголы? Как изменяются глаголы (определить число, лицо или род). Работа с таблицей

Времена глагола Когда происходит действие? Вопросы Вид Морфологические признаки Прошедшее До момента речи Что делал? Что делали? Что сделал? Что сделали? Несовершенный вид Совершенный вид Род, число Настоящее В момент речи Что делаю? Что делаем? Несовершенный вид Лицо и число Будущее После момента речи что сделаем? что сделаете? что будешь делать? что будем делать? Совершенный вид Несовершенный вид Лицо и число

Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сережки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки, шальные весенние ручьи наполнят лес звонким журчанием. («Юный натуралист»)

Алгоритм определения времени глагола Чтобы определить время глагола, нужно: 1. Поставить к слову вопрос. 2. Подумать, когда происходит действие. 3. Если действие происходит в момент речи (сейчас) и глагол отвечает на вопрос что делает?, то это форма настоящего времени. 4. Если действие произойдет после момента речи (позднее, потом) и глагол отвечает на вопрос что сделает? будет делать?, то это форма будущего времени. 5. Если действие произошло до момента речи и глагол отвечает на вопрос что делал? что сделал?, то это форма прошедшего времени.

Это интересно! Формы времени могут употребляться не только в своём основном значении, но и в переносном, в значении других времён.

Завтра еду на дачу. У меня уже всё готово, после обеда отправляю вещи. Выделенный глагол употреблен в форме настоящего времени, но имеет значение будущего времени.

Иду я вчера по улице и вижу. Выделенный глагол употреблён в форме настоящего времени, но имеет значение прошедшего времени.

Герасим глядел, глядел, да как засмеётся вдруг. Выделенный глагол употреблен в форме будущего времени, но имеет значение прошедшего времени.

Что-то я газету никак не найду. Выделенный глагол употреблен в форме будущего времени, но имеет значение настоящего времени.

Номер материала: ДБ-890276

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок русского язка в 5-м классе по теме «Времена глагола»

Цели:

  • Повторить и систематизировать знания по теме «Глагол», преобразовать знания учащихся по теме «Временные формы от глаголов совершенного и несовершенного видов», учить определять временные формы глагола.
  • Развивать умение видеть в тексте художественного стиля изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык лингвостилистического анализа текста.
  • Учить работать со словом как с точки зрения грамматической, так и функционально-семантической.
  • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, искусству, культуре.

Оборудование: учебники «Русский язык. 5 класс» (под ред. М.А. Разумовской, 2009), толковый словарь, словарь иностранных слов, карточки с текстом, таблицей, репродукции картин на тему «Весна», фрагмент произведения П.И. Чайковского «Времена года» («Песня жаворонка» или «Подснежник»).

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1.Синтаксическая разминка. Предложения на доске:

– Перед нами два предложения, они объединены общей темой, какой? (Весна. Приход весны.). Эта тема поможет сегодня вспомнить известные вам с начальной школы сведения о глаголе и подробнее поговорить об одном из его непостоянных признаков – времени .

– Запишем дату и тему урока: «Времена глагола».

– Прочтем еще раз предложения.

– Приведите синоним к слову орошенные (облитые, обрызганные, покрытые каплями).

– Как вы представляете себе непочатые сугробы (еще не тронутые солнцем, не начинавшие таять). Слово непочатые – разговорное, обозначает «полный, еще не начатый, не тронутый». Какое еще слово употреблено в разговорной форме? (водица)

– Выделите грамматические основы предложений.

– Какие это предложения? (простое и сложное, сложносочиненное).

– Какими частями речи выражены главные члены предложений?

– Определите время каждого глагола (один ученик у доски).

2. Беседа по вопросам учебника (стр. 210 «Вспомните!»)

II. Преобразующее повторение.

1. Работа с текстом (на доске и на карточках у каждого ученика)

Застучала за окошком звонкая капель пот..плел воздух пот..мнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сере..ки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки. Забл..стят шальные весенние руч..и наполнят лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ оставляет на снегу свои автографы. (К.Г. Паустовский)

– Прочтите текст про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.

– Подберите заголовок к тексту в соответствии с его темой (Весна).

– Запишите текст в тетради.

Проверка: один ученик у доски вставляет пропущенные буквы и запятые, называет орфограммы и пунктограммы.

2. Работа с таблицей.

Коллективная работа на доске и в тетрадях: таблицу (на карточках и на доске) заполняем примерами из текста.

Наст. вр. Прош. вр Буд. вр
Сов. вид Застучала
Потеплел
Потемнел
Осел
Умчались
Выбросят
Прилетят
Поплывут
Заблестят
Наполнят
Несов. вид Дышит
Оставляет
Дышал
Оставлял
Будет дышать
Будут оставлять

– Давайте попробуем подобрать глаголы в пустые ячейки. Воспользуемся теми, которые уже у нас есть.

Вывод: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного времени имеют формы прошедшего и будущего времени.

– Обратите внимание на формы будущего времени. У глаголов совершенного вида форма простая, а у глаголов несовершенного – сложная (составная).

3. Учебник (стр. 210), читаем лингвистический текст.

– Оказывается, мы сами сделали вывод, который является научным фактом. Но о чем же мы все-таки не сказали? (об образовании формы прошедшего времени).

– Выделим этот суффикс в глаголах из таблицы.

4. Стилистический анализ текста.

– Определите тип речи данного текста (повествование). Почему вы так решили? (текст рассказывает о том, что происходит, какие действия совершаются одно за другим; обилие глаголов).

– Как вы думаете, к кому стилю речи мы должны отнести этот текст? (Художественный стиль).

– Какие приметы подсказали такое решение? (Автор нарисовал картину при помощи художественных средств, и вместе с этим он передает свои чувства, цель автора – воздействовать на чувства читателя, передать свое восхищение весенним пробуждением природы). Опишите речевую ситуацию. (Предназначен для чтения многими людьми в неофициальной обстановке, цель автора – воздействие на чувства читателей.)

5. Словарная работа.

– Выпишем слово автограф.

– Словарь иностранных слов поможет нам разобраться с его этимологией, происхождением. Слово состоит из двух частей: авто [autos (греч.) – сам] – первая составная часть сложных слов, которая обозначает свой, собственный; граф [grafo (греч.) — пишу] – вторая составная часть сложных слов, обозначающая пишущий, записывающий.

– Это слово многозначное. Его значение мы можем найти еще и в толковом словаре (один ученик читает статью словаря). Первое его значении – собственноручная, памятная надпись, подпись. Второе – рукописный текст, написанный самим автором.

– В нашем тексте автографы на снегу оставляет лесной народ. Как вы понимаете это предложение? Какое художественное средство спрятано здесь автором? (метафора – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому: автографы – следы животных).

III. Закрепление.

Предлагаю послушать текст под музыку П.И. Чайковского «Времена года»

У каждого времени года своя музыка.
Снег померк. Веселой струйкой серебряные шарики торопятся скатиться с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки.
Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

– Как вы думаете, как называется этот текст? («Мелодия весны» Д. Зуева)

– В записанном тексте мы увидели весну, а теперь еще и услышали ее. В этом и скрыта сила, мощь, волшебство слова: благодаря художникам мы можем увидеть весну, благодаря композиторам – услышать ее, а слово писателя способно и нарисовать и прозвучать.

Веселой струйкой серебряные шарики торопятся скатиться с крыш.

– Определите время глаголов из этого предложения.

– Почему мы не можем определить время глагола скатиться? (это инфинитив)

Итог. Весна сегодня помогла нам многое вспомнить о глаголе, узнать его поближе, сделать вывод о соотношении видов глагола и времен.

Источник

Читайте также:  Предложения чтобы подлежащее выражено неопределенной формой глагола