Меню

Проект тся и ться в глаголах



Презентация на тему: — ТСЯ, — ТЬСЯ в глаголах

Урок в 5 классе на тему « — ТСЯ, — ТЬСЯ в глаголах». Урок разработан учителем русского языка и литературы,первой квалификационной категории МБОУ « Шварцевская СОШ»Киреевский район Тульская областьДубоносовой А.В.

Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания – ться и — тся в глаголах.Задачи: 1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;2) развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Ход урока:Организационный момент.Повторение изученного материала.. Расскажите о глаголе:Глагол- это… Глаголы изменяются по…. Инфинитив- это… Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы… В предложении глагол чаще всего является.

Расскажите о глаголе: Глаголы изменяются по…и….Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы…Глаголы будущего времени отвечают на вопросы…Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы…и изменяются по …и …

Расскажите о глаголе: Какие глаголы называются (не)переходными?Какие глагольные орфограммы вы знаете?Что можно сказать о правописании глаголов 2 л., ед. ч., настоящего времени?

Двадцать пятое сентября.Классная работа. Громко прозвенел звонок,Он позвал нас на урок.Парта у меня в порядке:И учебник, и тетрадки.Я настроился, готовСлушать весь у вас урок.

Орфографическая минутка. Исправьте ошибки, объясните орфограммы. АбъявлениеНачинаетца запесь вкружёк знотоков рускава езыка.

Проверь себя! Объявление Начинается запись в кружок знатоков русского языка.

Синтаксический разбор предложения. Составить из слов предложения, изменив форму настоящего времени глагола на форму прошедшего времени.осень, в , золотая, наступает, саду , нашем

Проверь себя! В нашем саду наступила золотая осень.

Придумано кем-то просто и мудроПри встрече здороват…ся:Доброе утро – улыбчивым лицам.И каждый становит…сяДобрым, доверчивым.Доброе утро продлит…ся до вечера!

Окончание глаголов Как же нам быть с этим знаком,Ставить его или нет?Надо, чтобы сами глаголыЛюдям давали ответ.Э.Н.Успенский

Тема урока «Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах».

Цели урока: Условия выбора правописаний –тся и –ться.Находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос.Правильно произносить и писать глаголы на –тся, -ться.

Лингвистическая задача. Ученик мчит..ся в школу. Он будет хорошо учит..ся. Мама его обрадует..ся. Из прилежного ученика получит..ся хороший человек!

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ.Если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ.Способны (что делать?) учиться (Неопр.ф.)Брат (что делает?) учится (3-е л.)

Не путайте с существительными! спицаспитсяводицаводиться переносицапереносится

Распределительный диктант. Существительное. Глагол.Болит переносица, собрание переносится; Чистая водица, не стоит с ним церемониться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.

глаголы Смеят…ся, улыбат…ся, влюблят…ся, возвысит…ся, веселит…ся, всколыхнут…ся, он хвалит…ся, боят…ся, нравит…ся, вернут…ся, соревнует…ся, грет…ся.

Работа с учебником. Упражнение.

Задание: запишите пословицы, вставляя, если нужно «Ь». Друзья познают(?)ся в беде. Трус своей тени боит(?)ся. Всякий человек в деле познает(?)ся. У него из рук валит(?)ся. Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся. За все брат(?)ся — ничего не сделать.

Исправим ошибки в тексте. Взоопарке проживает много звирей. Крошечные медвежата ризвятся в своей клетке. Львёнок Сенечка пытаеться укусить свою маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит. Симейство тигров дружна умываеться. Интересно ухаживать за жывотными и заботится о них.

Отгадайте загадку. Кланяется, кланяется – придет домой, растянется. (топор). Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. (пол и потолок). Два брата купаются, а третий на берегу валяется. (ведра и коромысло).

Самооценка. Оцените свои знания: «5» — Я всё понял(а) и могу объяснить другому.«4» — Я понял(а), но не могу объяснить другому.«3» — Я не понял(а) ничего.

Перепишите, ставя глаголы в личной форме настоящего или будущего времени. Два медведя в одной берлоге не (ужиться).Солнышко нас не (дожидаться). Что знаешь, того и знать не (хотеться).Не (гоняться) слон за мышью.Добрый пастух не о себе (печься), о скотине.От малого большое (зарождаться).Хвали сон, когда (сбыться).

Домашнее задание:1)Запишите по 10 глаголов на -тся- и – ться.2) Выучить правило, используя алгоритм.

Источник

Презентация «Ться и -тся в глаголах»
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Презентация «Ться и -тся в глаголах»

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_-tsya_i_-tsya_v_glagolah.pptx 177.86 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Расскажите о глаголе Глагол — это… Глаголы изменяются по … В предложении глагол является… Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы … В неопределенной форме глагола после буквы Ч…

Поставьте глаголы в неопределенной форме. Идешь , бежишь, шагает, ходим , мчимся, берегу, учусь, любишь , охраняем, испеку , радуюсь .

Ч или ЧЬ? Заже …, сила…, ре…, привле …, скрипа …, сбере …, испе …, кала …, стере…, кума…, вра …, обже …, гра …, запря …, зада…

Спишите Венера (что делает?) загорается. Начинает (что делать?) клубиться. Солнце (что делает?) поднимается.

Запомните. Чтоб не думать, не гадать, Нужно ль мягкий знак писать, Надо помнить, что к глаголу Должен ты вопрос задать. Мягкий знак в вопросе есть, То хвала ему и честь – Нужен тоже он в глаголе. Так всегда учили в школе.

Алгоритм правописания – тся и – ться . Неопределенная форма (что делать?) Учиться хочу Трудиться могу Форма 3-го лица (что делает?) Учится мальчик Трудится папа

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание глаголов. Друзья познают(?) ся в беде. Трус своей тени боит (?) ся . Не стыдно не знать, стыдно не учит(?) ся . Всякий человек в деле познает(?) ся . У него из рук валит(?) ся . За все брат(?) ся — ничего не сделать.

Выполните проверку. Друзья познаются в беде. Трус своей тени боится . Не стыдно не знать, стыдно не учиться Всякий человек в деле познается. У него из рук валится. За все браться- ничего не сделать.

Распределительный диктант существительное глагол Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним вод иться ; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.

Устный опрос Как объяснить выбор написания – тся и – ться в глаголах? Приведите примеры написания – тся и – ться в глаголах. Как на письме обозначается данная орфограмма? Как поставить глагол в неопределенную форму?

Домашнее задание Дома вам необходимо выучить правило на странице 106, выполнить упражнение 634 письменно по заданию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация разработана для проведения уроков по грамматике.Такая форма представления темы повышает интерес к обучению и способствует наиболее лучшему усвоению грамматич.

Презентация к уроку.

Пояснительная записка .Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Прин.

Данная презентация составлена мной для учеников 2 класса, начинающих изучать тему «Sport». Презентация состоит из 6 слайдов и предназначена для ознакомления учащихся с глаголом «can».

К учебнику Афанасьевой 6-7 класс.

Презентация к учебнику Starlight 5.

Данная презентация подходит для введения нового грамматического матерниала по теме «Согласование времён английского глагола».

Источник

Урок русского языка по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах

Класс: 4

Цель:

  1. Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
  2. Построить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах и сформировать первичное умение его применять.
  3. Закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах (общий случай) через выполнение заданий разных видов.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент.

“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?

– Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?

– Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем. » (лучше понимать прочитанное и друг друга, правильно говорить, писать без ошибок, интересно рассказывать)

– Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

– Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

– Какую тему вы изучаете в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).

– Что вы знаете о глаголе?

– Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)

– Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов?

– Для чего нужно знать все правила написания глаголов?

– Вы готовы к изучению следующей темы?

– Каким способом вы будете изучать новую тему?

  1. сначала надо понять, что мы не знаем;
  2. затем самим построить новый способ действия.

– Как определить, что вы не знаете?

  1. надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания;
  2. выполнить пробные действия;
  3. определить своё затруднение;
  4. подумать и найти причину затруднения.

– Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания слов данной части речи.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

2.1. Минутка чистописания.

– Прочитайте стихотворения М.Бородицкой , записанные на доске (рубрика «Давай подумаем»):

Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется –
Славно сегодня звенится-поется.

Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться –
Для супа не годится.

– Назовите выделенные слова. Разделите их на группы. (глаголы, имена существительные)

– Что интересного заметили в словах данных стихотворений? (на конце слышится [ца])

– Какие вопросы у вас возникли? (почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по-разному: на конце существительных – буквами ца, на конце глаголов —ться или —тся)

– Кто догадался, какие буквы мы сегодня будем писать на минутке чистописания?

– Составьте задание для минутки чистописания, используя буквы ц и ь.

2.2. Выполнение пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.

– Попробуйте определить, когда пишется ца, когда -тся или -ться?

– Какую цель поставите перед собой?( изучить то новое, что мы ещё не знаем).

– Прочитайте вывод Лиды в учебнике «На конце имен существительных слышится [ца] и пишется ца. На конце глаголов слышится [ца], а пишется —тся или —ться.» Согласишься ли ты с таким ответом?

– Кто испытывает затруднение в оценке верности данного утверждения? В чем оно заключается?

– Молодцы, вы смогли зафиксировать своё затруднение. Что вам теперь надо сделать? (подумать и найти причину затруднения).

3. Постановка учебной задачи.

– Какое правило правописания слов, оканчивающихся на [ца] вы знаете? (правило написания имен существительных – курица, птица и т.д.).

– Почему оно не помогло вам при написании глаголов ?

– Значит, какого правила написания глаголов мы не знаем?

– Какую цель вы перед собой поставите? (найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на —тся или —ться).

– Сформулируйте тему нашего урока? (правописание —тся и —ться в глаголах).

(учитель фиксирует на доске тему урока.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Вспомните, как вы находили новые правила написания слов на предыдущих уроках и составьте план своих действий:

  1. Работа с моделями слов.
  2. Запись слов по группам.
  3. Составление эталона.
  4. Формулировка правила.

– Какие гипотезы вы можете выдвинуть? (1. задать вопросы к глаголам и понаблюдать, есть ли связь между глаголом и вопросом; 2. обратить внимание на форму, в которой стоит глагол), (для менее подготовленных в учебнике имеется рубрика «Подсказка»)

– Какая из них приведет к положительному результату?

1) Исследование №1. (проверка гипотез: работа в группе – для более подготовленных детей, для менее подготовленных – подводящий диалог)

– Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый – без ь, а во второй – с ь.

– Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика. Запишем вопросы на первой строке.

садится (что делает?) гордиться (что делать?)
струится
глядится
напьется
звенится
поется
гордится
не годится

– Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод можно сделать?

Вывод 1: Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь, если ь отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без ь.

2) Исследование №2.

– Составьте предложения со словами: гордится – гордиться.

Мама гордится сыном. Мама будет гордиться успехами сына.

– Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите лицо глаголов.

– В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? Почему? Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?

– Проведите аналогичную работу с остальными глаголами стихотворений.

– Что заметили? В какой форме пишется ь, а в какой не пишется?

– Подведём итог, когда в глаголах пишется ь, а когда не пишется?

Вывод 2: ь пишется у глаголов 3 лица и не пишется у глаголов неопределённой формы.

– Составьте алгоритм написания глаголов на -тся, -ться:

  1. Найдите глагол.
  2. Задайте вопрос к глаголу.
  3. Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется —ться.
  4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется —тся.

– Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется —тся или —ться? (задать вопрос к глаголу и определить его форму)

– Прочитайте правило в рубрике «Тайна русского языка» и сравните свои выводы с имеющимися в учебнике.

Физминутка

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

5.1. Выполнение упражнения №1 стр.101 с комментированием у доски в громкой речи (запиши слова в 3 столбика: 1) имена существительные; 2) глаголы в начальной форме; 3) глаголы в форме 3 лица)

умница учиться учится
столица светиться светится
курица виться клубится…

– К каким словам можно применить ранее составленный алгоритм? Докажите.

– Сделайте вывод о написании -тся или —ться у глаголов.

5.2. Игра-соревнование «Мудрые советы» (по рядам).

– Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах нашего богатого русского языка.

Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся.

Всякий человек на деле познает?ся.

Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся.

– Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

6.1. Выполнение упр. №2 (работа в парах, фронтальная проверка): сделай буквенную запись слов, запиши слова в 2 столбика в соответствии с темой урока (– тся, -ться).

любит учиться (что делать?)
нужно торопиться (что делать?)
удивляться (что делать?)
улыбаться (что делать?)
может случиться (что сделать?)
начинает готовиться (что делать?)
удивляется (что делает?)
улыбается (что делает?)
случается (что делает?)
давно готовится (что делает?)

6.2. Работа с рубрикой «Давай подумаем»: ребятам предложили записать слово тепли[ца]. Сережа написал теплица, Женя написала теплится, а Юра написал теплиться. Как ты думаешь, кто из ребят прав? Аргументируй свой ответ.

– Объясните значение слов теплица, теплится, теплиться (омонимия слов).

(теплица – теплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для выращивания ранних овощей , цветов, теплолюбивых растений; теплиться, теплится – гореть слабым, неярким пламенем; быть чуть теплым; быть едва заметным)

– Составьте устно предложения с каждым из слов и понаблюдайте за глаголами.

(В конце участка стояла огромная теплица. Надежда все еще теплится в них. Огонь костра будет теплиться всю ночь.)

– Сделайте вывод о правописании —тся, -ться в глаголах.

7. Включение в систему знаний и повторение.

7.1. Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) упр. 1 (самостоятельно, с взаимопроверкой: вставь место пропусков -ться или —тся, над глаголами укажи вопрос)

прокатиться – что сделать?

не годится – что делает?

7.2. Самостоятельная работа по выбору (дифференциация обучения) с последующей взаимопроверкой консультантами, назначаемыми учителем на данном этапе работы:

  • учебник стр.101 упр.3 (запиши 3 глагола по образцу: гордиться – гордится, гордятся…)
  • рабочая тетрадь стр.37 упр.2 (вставь пропущенные буквы – орфографический тренинг, в выделенных глаголах на месте пропусков вставь —ться или — тся – отработка написания -ться и —тся в глаголах)

Сделайте вывод о правописании глаголов, оканчивающихся на —ться, -тся.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали?

– Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?

– Какую цель перед собой поставили?

– Каким способом действовали?

– Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

– Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

– Оцените свою собственную работу на «Шкале успеха» (обучающиеся размещают смайлики на «Шкале успеха»). Обоснуйте свой выбор.

Шкала успеха

– Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?

– Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

Домашнее задание.

1) стр.102 упр. 4 (спиши, перед глаголами записывай вопросы) – обязательная часть

2) Продолжение легенды о языке: «Хорошо, – сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь». Эзоп ушел и принес…язык»

– Подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире» – по желанию.

Список литературы:

  1. Комментарии к урокам русского языка учебника С.В.Иванова, М.И.Кузнецовой, Л.В.Петленко, В.Ю.Романовой , 4 класс./С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, «Вентана-Граф», М. – 2010.
  2. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, М «Просвещение», 1991.
  3. Веселая грамматика / В.Волина, «Знание», М. – 2000.

Источник

Читайте также:  Спряжение глагола partir в plus que parfait