Меню

Проект урока не с глаголами



Проект урока русского языка в 4 классе. Тема: «Правописание НЕ с глаголами» УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание НЕ с глаголами». Урок соответствует принципам построения современного урока, на котором реализуется развитие ребёнка при активном восприятии учебного материала.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_uroka_russkogo_yazyka_po_teme.docx 32 КБ
prezentatsiya_k_uroku.pptx 493.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока русского языка по теме «Правописание НЕ с глаголами»

УМК «Начальная школа 21 века»

Состав класса: в классе 16 учеников, из них с нормой развития 16 человек.

Цели урока: создать условия:

— для формирования навыка правописания частицы НЕ с глаголами;

— для знакомства с глаголами-исключениями.

— для формирования умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— для формирования положительного отношения к познавательной деятельности.

Предметные: знание способа написания частицы НЕ с глаголами.

Метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности.

Используемые педагогические технологии, методы, приёмы: Технология деятельностного метода; формы работы – групповая, парная, индивидуальная.

Время реализации урока – 40 минут.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

— Доброе утро, ребята!

— Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!

— Меня зовут Т. В. и этот урок русского языка проведу у вас я!

— Как вы думаете, что вам сегодня понадобится на уроке?

Настроим внимание, проведём разминку: «Да! Нет!»

— Откройте тетради, запишите число и вид работы.

1. Лето морозное? Нет

2. А осень дождливая? Да

3. Кошка родила щенят? Нет

4. У гвоздя есть шляпка? Да

5. Море глубокое? Да

6. Треугольник – это квадрат? нет

7. Жи- ши пиши с буквой И? Да

8. Бамбук – это дерево? Нет

9. В радуге 7 цветов? Да

10. Сегодня 7 октября? Нет

Слайд «Доброе утро!»

— Всем я желаю хорошего настроения, успехов, а что ещё…. вам предстоит отгадать.

— По группам я выдаю вам чистые листочки, на которых вы должны будете записать буквы и составить из них слово. А буквы вы узнаете, ответив на вопросы. Внимание на экран!

— Итак, какое слово у вас получилось?

Девизом нашего урока я предлагаю поговорки о дружбе:

«Дружба — великая сила. Дружба творит чудеса»

— Что вам удалось повторить, выполняя предыдущее задание?

— Что такое глагол?

— Пишутся ли предлоги перед глаголами?

— Какие слова мы называем синонимами?

— Какое слово является синонимом словам приятель, товарищ? (друг)

Работают в группах. Отгадывают буквы, отвечая на вопросы, составляют слово.

Глагол – это часть речи….

Предлогов перед глаголами не бывает.

Синонимы – это слова близкие по значению.

-Предлагаю прочитать предложения о друге и дружбе.

1. Друг в беде бросит.

2. Новых друзей наживай, а старых забывай.

3. Дружба – как стекло, разобьешь – склеишь.

— Что это за предложения?

— Вам они понравились?

— Почему они так звучат: бессмысленно, неправильно?

— Внесите изменения, поставьте на своё место слово НЕ? Запишите пословицы в тетрадь. Проверим все вместе.

— Прочитайте получившиеся пословицы. Какая тема их объединяет?

— Перед какой частью речи вы поставили слово НЕ?

— А как вы записали коротенькое слово НЕ с глаголами? Почему слитно? Почему раздельно? На какие имеющиеся у вас знания вы можете опираться? Может кто-то по личному опыту знает, как нужно писать НЕ с глаголами? (Почему у нас разные мнения? Почему мы не пришли к единому ответу?)

— Сформулируйте тему нашего урока.

— Какие цели поставите перед собой на уроке?

— Я предлагаю схематически изобразить нашу тему так! (В круге: НЕ?ГЛ) Понятны сокращения?

-Не хватает слова НЕ.

Дети работают в тетрадях самост. индивид.

«Правописание НЕ с глаголами»

Ищу ответ на вопросы:

— Как пишется НЕ с глаголами?

— правильно писать НЕ с глаголами.

1. Друг в беде бросит.

2. Новых друзей наживай, а старых забывай.

3. Дружба – как стекло, разобьешь – склеишь.

Слайд «Тема урока…»

Карточки опоры на доске: «Ищу ответ на вопросы»

-Тему мы назвали, цели обозначили, каким будет наш следующий шаг?

Учитель предлагает построить лесенку.

— тема

Что такое.. — мы

Оцениваю свою работу..

Учитель предлагает построить план достижения поставленной цели с опорой на предложенные им пункты.

— С чего начнём? Что потом? А затем? и т.д.

— Составим план достижения цели.

Дети выстраивают план на доске.

— Чтобы ответить на эти вопросы предлагаю провести микроисследования. Как предлагаете организовать работу?

1) Исследование № 1 .

« Какой частью речи является слово НЕ?»

— Где мы можем найти ответ на этот вопрос? Поработаем с источником информации (листы на столах).

— Прочитайте определение, выделите карандашом то, что можете рассказать о слове НЕ.

— Что такое НЕ? К какой части речи оно относится?

-Что ещё узнали о частице НЕ? Что это значит «Отрицательная»?

— Какие ещё служебные части речи вы знаете?

— Какую роль выполняет частица в нашей речи?

— Мы ответили на первый вопрос?

Дети садятся группами.

Читают определение, обсуждают, делают выводы.

— Какой следующий пункт нашего плана?

1. Прочитайте предложения, обращая внимание на выделенные слова. Распределите их на две колонки. Объясните, по какому признаку проводили деление. Сделайте вывод о написании НЕ с глаголами. (предложения на интерактивной доске)

Не лает , не кусает , а в дом не пускает .

Кто кого обидит, тот того и ненавидит .

Потчевать велено, а неволить грех.

Из какого ковша не пьют, не едят , а только на него глядят? Лентяю всё неможется да нездоровится.

Проверка выполнения задания.

— К какому выводу вы пришли, выполняя данное исследование?

— Значит надо выяснить, когда НЕ пишется слитно, а когда раздельно.

-Предлагаю вам прочитать выделенные слова без НЕ. Что заметили? Есть ли такие слова в русском языке?

Попробуйте в группах сформулировать правило написания НЕ с глаголами. (Дописать предложения: Если глагол может употребляться без НЕ, то Не с глаголом пишется ___________.

Если глагол не употребляется без НЕ, то НЕ пишется с глаголом ______________________.

— Откройте учебник на стр. 92 и сравните наш вывод с правилом, данным в учебнике.

— Ответить на вопрос «Как пишется Не с глаголами?»

Работу выполняют в группе.

Одна из групп проделывает работу у доски.

НЕ с глаголами пишется раздельно, но бывает что и слитно.

Наблюдают, обсуждают, делают выводы.

Одна из групп читает вывод.

Предложения на интерактивной доске

На интерактивной доске подставляют слова СЛИТНО, РАЗДЕЛЬНО.

Полетим в космос. Открыть люки, протереть …

— Как называются слова-глаголы, которые с НЕ пишутся слитно?

— Их надо запомнить. Здесь НЕ находится в составе корня. На самом деле в русском языке много слов-исключений:

Невзлюбить, неволить, негодовать, недомогать, ненавидеть, неистовствовать, нездоровиться и др.

-Кстати, слова, к которым присоединилось НЕ, исчезли из языка. А данные глаголы устаревают и в разговорной речи встречаются редко. Попробуем их объяснить, подбирая синонимы.

— Они называются исключениями

(если время позволит, можно подобрать синонимы к данным словам)

— Способ рассуждения при написании НЕ с глаголами нами открыт. Каким будет наш следующий шаг?

Правильно: «Мало знать, надо применять»

Задание в Р.Т. стр. 32 упр. 2

— Прочитайте слова 1 столбика. Как написали НЕ с глаголами? Как рассуждали?

— Прочитайте слова 2 группы. Почему написали слитно?

Итог: Научились применять правило?

ФИЗМИНУТКА для глаз

Задание выполняют, работая в паре.

«Нельзя кое-как, положась на удачу,

Усвоить тему, решить задачу,

Правильно сшить костюм без примерки –

Каждое дело «просит»» проверки»

— Догадались, к какому пункту плана мы подошли?

Пишем графический диктант. Записываем в строчку цифры от 1 до 10. Раздельное написание НЕ с глаголами обозначаем буквой Р, слитное – буквой С.

Диктант: 1. Не суди товарища по наружности.

2. Не бросай товарища в беде.

3. Не стану мешать.

4. недоумевать по поводу ответа

5. не хочу ссориться

6. негодовать из-за опоздания

7. не были на экскурсии

8. нельзя допускать ошибок при письме

9. не могу прийти на работу

10. недомогал всю неделю

Проверка по ключу:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Р р р с р с р с р с

-Кто поставил себе «5» и «4»?

Контролируем свои знания

Самопроверка по ключу. Самооценка по критериям:

«Услышим скоро мы звонок, пора заканчивать урок!»

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Какую цель ставили перед собой?

— Удалось достичь поставленных целей?

— Что узнали на уроке о правописании НЕ с глаголами?

— Где это знание можем применить?

Вспомните, как вы сегодня работали на уроке, всё ли хорошо усвоили и оцените свою работу.

— Я понял правило написания НЕ с глаголами, могу применять, могу объяснить другому.

— Я понял правило написания НЕ с глаголами, могу применять, но есть сомнения.

— Правило понял, но применять не научился.

— Кого вы бы хотели похвалить за работу?

Слова на экране презентации

Для выполнения домашнего задания возьми карточку, цвет которой соответствует цвету выбранной фишки.

Д/З Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей НЕ. Выпиши эти примеры (10 слов или словосочетаний)

— Творческое задание. Прочитай текст. Измени предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу НЕ). Запиши текст в тетрадь.

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу. (Допиши ещё одно предложение, употребляя глагол с НЕ)

— Составь пословицы, объясни их смысл.

Запиши пословицы, раскрывая скобки.

Кто не работает (не) сидеть на печи.

Есть калачи — торопись делом.

(Не) спеши языком, тот (не) ест.

Кто поздно встаёт, тому и кузнец (не) вкует.

Кто разуму (не) имеет, у того хлеба (не)достает.

— Спиши, раскрой скобки, вставь пропущенные буквы.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 62. Правописание частицы «не» с глаголами.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • правописание частицы «не» с глаголами.
  • определять глаголы, которые без «не» не употребляются;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Частица НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, кроме случаев, когда без НЕ глагол не употребляется. Таких глаголов несколько: негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить и другие.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. —М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Употребление частицы не с глаголами
Видеоуроки в Интернет

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Частица НЕ – служебная часть речи. В речи мы часто используем частицы. В стихотворении Надежды Мельник рассказано про отрицательные частицы:

Нет,
Ну прямо,
Не и ни
Отрицательные мы!
Далеко не,
Вовсе не –
Отрицаем мы вполне…
И отнюдь не отрицаем,
Что? Пока ещё не знаем…

Обратите внимание как отрицательная частица НЕ пишется с глаголами.

Правильно! Частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

Рассмотрим слова: негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить. Почему же тут НЕ пишется слитно?

Попробуйте отделить НЕ от слова. НЕ НАВИДЕТЬ. Есть ли такое слово НАВИДЕТЬ? Нет, такого слова нет. Поэтому в словах негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить НЕ является частью основы слова и пишется слитно. Эти слова надо запомнить.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Слитно или раздельно Вы напишите НЕ с глаголом? Спишите, раскрывая скобки.

(Не)дразните собак, (не)гоняйте кошек,
(Не)жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто (не)будет.

М. Пляцковский

Проверьте себя по эталону:

Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.

М. Пляцковский

  1. Как вы ведёте себя на природе, в лесу? Составьте из слов предложения.

Не, диких, кричите, пугайте, не, животных.

Не, цветы, рвите, другим, будет, приятно, людям, цветы, видеть.

Зря, не, деревья, ломайте, не, на, них, вырезки, делайте. Погибнуть, деревья, могут.

Не, забавы, ради, ловите, бабочек, и, других, животных, муравьёв.

Не , яйца, в, трогайте, птиц. Птицы, вернутся, не, в, гнездо, если, запах, почувствуют, человека.

Проверьте себя по эталону:

Не кричите, не пугайте диких животных.

Не рвите цветы, другим людям будет приятно видеть цветы.

Не ломайте зря деревья, не делайте на них вырезки. Деревья могут погибнуть.

Не ловите ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

Не трогайте яйца в гнезде птиц. Птицы не вернутся в гнездо, если почувствуют запах человека.

3.Прочитайте басню И.А Крылова. Подчеркните глаголы с частицей НЕ.

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

За то на одного из них пришла беда:

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой-как знаками стал Волк его манить

И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный: —

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унёс!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».

Проверьте себя по эталону:

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

За то на одного из них пришла беда:

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой-как знаками стал Волк его манить

И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный: —

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унёс!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».

4. Вставьте в пословицы, где необходимо, частицу НЕ перед глаголом.

___ жди от природы милости: сам садочек ___ сади, сам и ____ вырасти.

___ беречь поросли, ___ видать и дерева.

Кто ___сажал дерева, тому ____ лежать в тени.

Как месяц ___ свети, а все не солнышко.

Возле леса жить — голодному ___ быть.

Без росы и трава ___ растёт.

Проверьте себя по эталону:

Не жди от природы милости: сам садочек сади, сам и вырасти.

Не беречь поросли, не видать и дерева.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

Как месяц не свети, а все не солнышко.

Возле леса жить — голодному не быть.

Без росы и трава не растёт.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Отметьте верное высказывание

А) Частица НЕ пишется с глаголами слитно.

Б) Частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

В) Частица НЕ с глаголами не пишется.

2. Отметьте строку, в которой все глаголы со слитным написанием НЕ

А) (не)навидеть, (не)домогать, (не)сдобровать, (не)взлюбить

Б) (не)любить, (не)болеть, (не)хвалить, (не)понимать

В) (не)годовать, (не)доумевать, (не)думать, (не)составлять

3. Что обозначает глагол недомогать?

А) это значит заставлять, не считаясь с желанием другого;

Б) это значит сомневаться, удивляться;

В) это значит находиться в болезненном состоянии.

Проверьте себя по эталону:

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Всегда ли частица НЕ стоит перед глаголом? Подчеркните частицу НЕ в загадках перед другими частями речи.
  2. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
  3. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь. (Репка)
  4. У арбуза много груза, груз арбузу не обуза. А внутри весь-весь арбуз полон черных мокрых бус. (Семечки арбуза)

Проверьте себя по эталону:

  1. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
  2. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь. (Репка)
  3. У арбуза много груза, груз арбузу не обуза. А внутри весь-весь арбуз полон черных мокрых бус. (Семечки арбуза)

3.На какие группы разбиты слова? Соедините слова с названием группы.

Источник

Читайте также:  Одинаковые глаголы с разными значениями