Меню

Проекты по русскому языку 4 класс имя прилагательное



Проект «Имена прилагательные в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» в рамках предмета «Русский язык» в 4 классе

Инна Ковальчук
Проект «Имена прилагательные в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» в рамках предмета «Русский язык» в 4 классе

«Русский язык — это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка».

Цель проекта: найти в тексте «Сказка о рыбаке и рыбке» имена прилагательные, определить, какую роль они играют в сказке.

Задачи проекта:

1. Научиться работать с текстом.

2. Найти имена прилагательные, которые употреблены вместе с именами существительными.

3. Определить какие прилагательные употреблены в переносном значении.

4. Подобрать синонимы и антонимы.

5. Установить значение устаревших слов.

Актуальность выбранной темы: мы, современные школьники, чтению художественных произведений отводим совсем немного времени. А ведь так поступать нельзя! Мы с вами -русские люди. Поэтому мы должны любить и уважать свой русский язык. Заботиться о том, чтобы наша речь была культурной, грамотной, красивой, понятной для окружающих. Чтобы этого достичь, нужно больше читать произведений классиков и расширять знания о языке. На примере произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» можно попробовать показать как автор, используя такую часть речи, как имя прилагательное, позволяет нам увидеть в этом произведении красоту русского языка, живописно описывает картины природы, выразительно передаёт характеры людей. А потом сделать соответствующие выводы о необходимости и потребности в чтении.

Новизна проекта для нас заключалась в том, что мы работали с авторским текстом; логически мыслили ; по- другому смотрели на литературное произведение.

План работы над проектом: перечитали сказку А. С. Пушкина. Нашли имена существительные, употреблённые с именами прилагательными. Подбирали имя прилагательное к имени существительному. Записывали составленные словосочетания. Записывали имена прилагательные, употреблённые в переносном значении. Записывали устаревшие формы слов. Выбрали и записали имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы. Проиллюстрировали словосочетания существительное + прилагательное. Сделали вывод. Защитили проект в классе.

ВЫВОД: выполняя данный проект, было очень интересно работать с текстом сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор в своём произведении позволяет нам увидеть красоту русского языка, используя в нём много интересных устаревших слов (о значении которых мы раньше и не задумывались, чтобы красочно описать происходящие действия. Имена прилагательные в этой сказке помогают раскрыть смысл сказки, характер героев и другое. Например, используя разнообразные имена прилагательные,он живописно описывает картины природы: неспокойно синее море, помутилося синее море, почернело синее море. Также имена прилагательные помогают А. С. Пушкину выразительно передать и описать гнев золотой рыбки, внешний вид, наряды, жильё главных героев,характеры людей: старуха вздурилась, сварливая баба — говорит он о жадной бабе, А старик у него добрый и уважительный, он с поклоном, уважительно обращается к рыбке: «Смилуйся, государыня рыбка

Источник

Урок — проект по русскому языку » Имя прилагательное такое замечательное»

Содержимое публикации

Урок – проект на тему: Имя прилагательное как часть речи.

Цели: 1) обучения: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное» (общее значение, морфологические признаки,синтаксическая роль, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных; обратить внимание на роль прилагательных в речи; путём взаимодействия с учащимися создать творческий проект «Имя прилагательное»; организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся в процессе работы в группах;

2) развития: обогащать словарный запас школьников,развиватьвнимание, память, умение думать, навыки применения на практике полученных знаний; развивать логическое мышление, устную монологическую речь; развивать воображение учащихся;

3) воспитания: воспитывать внимание и уважение к слову, формировать эстетический вкус, культуру речи, умение объективно оценивать свои знания, формировать умение сотрудничать при выполнении упражнений; воспитывать чувство коллективизма при работе в группах; формировать представление о детстве как прекрасной поре в жизни человека

Форма урока: урок – проект

2. Вступительное слово учителя.

— Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда — за работу!

Удачи желаю я вам!

Девиз нашего урока : : «Мы молодые, сильные, здоровые, у нас идеи, мысли — новые».

3. Мотивация к уроку.

составление синквейна без 1-й строчки (в парах)

Учитель: Посмотрите на экран. Здесь записан синквейн без первой строчки.

Давайте прочитаем его и попробуем угадать, какое слово пропущено в первой строке.

Этой теме и будет посвящён наш урок.

СЛАЙД № 2 (Синквейн без первой строчки)

Играть, веселиться, бегать.

Это самая счастливая пора в жизни человека.

Вопрос: Какое слово зашифровано в первой строчке синквейна? (Детство).

СЛАЙД № 3 (Синквейн со словом «детство»)

— Какой теме посвящён будет наш урок? (Теме детства).

Читайте также:  Показать письменно образование прилагательного в любой паре слов

Учитель: Да, ребята, сегодня наш урок будет посвящён теме детства. И оформление

класса помогает ещё раз убедиться в этом.

4. Психологический настрой урока.

а) составление кластера к слову «ДЕТСТВО»

Учитель: Детство – самая прекрасная пора в жизни человека. Составьте кластер в

группах к слову «детство», ответив на вопрос: Какое оно — детство? Подберите как

можно больше слов.

Учитель раздаёт цветные листы, на которых написано ключевое слово

1 человек от группы читает кластер, другая группа дополняет.

— Какую часть речи вы использовали, характеризуя детство? (Имя

А теперь обобщите наши наблюдения, продолжив предложения.

СЛАЙД № 4 О чём….? Какой теме….?

О чём мы будем говорить на уроке, о какой части речи? Какой теме будет

(Мы будем говорить об имени прилагательном, и посвящен урок будет теме

Знакомство с темой урока, постановка целей урока.

Учитель:Да, ребята. Сегодня мы обобщим знания по теме «Имя прилагательное». Это будет темой нашего урока.

СЛАЙД № 5 Урок обобщения и систематизации знаний по теме

— Кто подскажет следующий этап урока? (Мы должны поставить цели).

б) постановка целей урока учащимися

Учитель: В течение нескольких уроков мы изучали тему «Имя прилагательное». Чтобы поставить цели урока, посмотрите на экран и ответьте на вопросы:

СЛАЙД № 7 «Что мне нужно повторить в этой теме?»

«Что я хочу выяснить в этой теме?»

Учитель: На материале предложений и текстов о детях мы обобщим сегодня знания по теме «Имя прилагательное», его общем значении, повторим правописание имён прилагательных и их синтаксическую роль, обратим внимание на роль прилагательных в речи.

Наш урок пройдёт в форме творческого проекта.

Учитель: Как вы думаете: что значит творческий проект? (Это проект, где нужно проявить творчество).

Итак, тему урока вы назвали, остаётся подумать, какой творческий проект мы будем готовить. Я предлагаю вам создать проект- газету для детей по теме « Имя прилагательное».

Любая газета интересна тем, что в ней есть рубрики, которые расширяют наши знания. Дома вы выполняли творческие задания, которые невозможно выполнить за один урок. Все ваши проекты пригодятся для оформления нашей газеты.

6. Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное» (работа в группах).

Этапы реализации проекта:

I . Исходный (постановка проблемы)

Учитель: Любой проект начинается с постановки проблемы.

Несмотря на богатство и красоту русского языка, наша речь выглядит порой очень скудной, однообразной . Как можно сделать её более интересной, образной, впечатляющей? ( с помощью прилагательных)

Можем ли мы обойтись без прилагательных, ответим на этот вопрос, поработав над проектом.

Работать будем в группах.( 4 группы).

Работайте в группах активно, творчески. Не бойтесь ошибиться. Помогайте друг другу, постарайтесь сделать работу полезной для себя и для других.

II . Этап разработки и реализации проекта

Ребята, вы знаете, что все в детстве любят рисовать ?

Первая группа готовила проект – портрет имени прилагательного. Представьте ваш проект.

( учащиеся показывают рисунок и рассказываю как изобразили имя прилагательное и почему)

Учитель: Ребята, оцените работу первой группы. ( сигнальные карточки)

Учитель:Разместим в газету наш первый лист в рубрику « портрет.»

В детстве любят дети не только рисовать, но и слушать сказки. Давайте все вместе послушаем сказку об имени прилагательном, которую сочинили ребята второй группы. Представьте ваш проект.

( один из учащихся читает сказку)

Учитель: Ребята, оцените работу второй группы. ( сигнальные карточки)

Разместим в газету второй лист в рубрику « Сказки».

Учитель: Чтобы наша газета пригодилась другим ребятам при изучении темы имя прилагательное, мы сейчас разработаем примерную схему, вспомним темы, которые мы изучили в разделе.

( Учащиеся называют: 1. общее значение, вопросы.

2. Морфологические признаки.

3. Синтаксическая роль,роль в речи.

4. Правописание имён прилагательных.)

( В газете появляются эти рубрики)

Учитель:Переходим к выполнению практических заданий. Выполнять мы их будем в соответствии с этой схемой. ( схема на доске, в нашей газете)

1 группа работает над проектом общее значение. Вопросы.

2 группа – Морфологические признаки.

3 группа – Синтаксическая роль, роль в речи.

4 группа – Правописание падежных окончаний .

Задания для каждой группы:

1 группа: Что такое имя прилагательное? Из данной группы слов выпишите имена прилагательные.

Весёлый, мальчики, играют, девочки, умный, резвятся, бегают, глупые, кукла, шумные, грустный ,читает, красивый, разноцветный, рисунок.

( задание на слайде и у учеников)

2 группа: Назовите морфологические признаки имён прилагательных. Из предложений выписать имена прилагательные вместе с существительными. Определить род, число, падеж имён прилагательных.

Вечером Витя шёл по лесной тропинке. С листьев капали крупные капли дождя. Вдруг Витя увидел в кустах маленького лосёнка. Мокрый малыш дрожал от холода. Мальчик принёс лосёнка домой и накрыл старой шубой.

Читайте также:  Слово ход к нему подобрать имя прилагательное

Найти в тексте имена прилагательные и определить их синтаксическую роль в предложениях.

Вспомнить роль прилагательных в тексте.

Выпал белый, пушистый снежок. Ребята сделали снежную горку. С высокой горки они катались на санках.

-Чем в тексте являются имена прилагательные? Для чего их используют в текстах?

4 группа: Записать текст. Вставить пропущенные буквы. Объяснить написание слов.

Моя бабушка живёт в деревне. У неё есть свой дом.

Так как все дети любят загадки, в нашей газете обязательно должна быть такая рубрика. Третья группа в течение некоторого времени готовила проект « Имена прилагательные в загадках». Представьте ваш проект.

( ученики показывают листы, на которых записаны загадки, читают их, дети называют отгадки)

Разместим ваш проект в газету в рубрику « Загадки»

Чтение книг – любимое занятие детей. Поэтому в нашей газете обязательно должна быть рубрика «« Имена прилагательные в названиях произведений детской литературы».

Четвёртая группа приготовила проект « Имена прилагательные в названиях произведений детской литературы». Представьте ваш проект .

( Представление проекта учащимися, выступает один ученик от группы)

Разместим ваш проект в рубрику « Имена прилагательные в названиях произведений детской литературы».

Работа в группе. Составление синквейна « Имя прилагательное.

( помещаем синквейн в газету.)

Вывод Можем ли мы обойтись без прилагательных?. Для чего они нужны?

Сопоставим цели, которые мы ставили в начале урока и результат проектирования. Сделайте вывод.

Учащиеся Мы ставили цель: создать творческий проект по теме имя прилагательное. Цель достигнута. Проект создан.

Учитель Наш урок подошёл к концу.А сейчас я предлагаю каждой группе назвать одно прилагательное, характеризующее наш сегодняшний урок.

Самооценка. Оцените вашу работу на уроке. ( Лестница успеха)

Заключительное слово учителя.

Звучит фонограмма песни «Страна детей».

Учитель: Подводя итог, хочу сказать «Человеку надо вернуть себе детство, и тогда ему вернётся удивление и с удивлением вернётся сказка». (М. Пришвин).

А пока, как сказал Н.А.Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети», кстати, не без помощи имён прилагательных:

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните своё вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой –

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной.

Учитель: Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Составить кроссворд по теме « Имя прилагательное»

Источник

«Имя прилагательное как часть речи». 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Повторить и обобщить знаний учащихся о признаках имени прилагательного как части речи. пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
  • Развивать умения распознавать прилагательные как часть речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
  • Формировать у учащихся мотивацию к самообразования, навыков самообразования, умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Презентация “Имя прилагательное как часть речи”.
  • Наглядные пособия: картинки зайца, медведя, лисы в цвете и без цвета.
  • Дидактический материал: карточки для индивидуальной работы и работе в парах.
  • Рейтиг-листы.

I. Организационный момент

— Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос:

Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?

— Чем мы будем заниматься на уроке?

— Рассмотрите рейтинг-лист. В столбик записаны этапы работы на уроке. А в строке формы работы. Сегодня вы сами будете оценивать свою работу на уроке. На каждом этапе будете сами себе выставлять не оценку, а количество баллов. В конце урока подсчитаете баллы. Определенное количество баллов соответствует оценке, которую вы получите за урок. Максимальное количество дано в таблице. (Приложение 1)

II. Определение темы и сообщение целей урока

1. Наблюдения над ролью прилагательных в речи. (Слайд 4)

Класс делится на 3 группы

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая — для лета,
Шуба для зимы — другого цвета. (Заяц.)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост — краса.
Кто ж это. (Лиса.)

— Я знаю вы любите рисовать. Давайте порисуем, но не красками, а словами. Раскрасьте своих животных. Для этого опишите внешний вид животного и его качества. Запишите эти слова к себе в тетрадь. (Выполнение работы) Проверка.

Какие слова вы использовали? Какую часть речи?

Читайте также:  Прилагательные про погоду на английском погода

2. Игра “Кто больше?” (Слайд 8)

— Подсчитайте баллы (за каждое верно написанное слово получаете 1 балл)

Вывод: — С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)

Вывод: Тема нашего урока “Имя прилагательное”

Да, сегодня мы постараемся вспомнить все, что уже знаем об имени прилагательном, задумаемся над его ролью в тексте и нашей речи.

III. Работа над темой урока

1. Определение роли имени прилагательного в тексте (Слайд 10)

Работа в парах по карточке №1 — Что такое имя прилагательное?

Прочитай тексты. Какой текст понравился тебе больше? Почему?

Полдень. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружит ласточка. Со свистом проносятся стрижи.

Жаркий полдень. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружит белогрудая ласточка. Со звонким свистом проносятся стрижи.

1. Текст №2 отличается от текста №1 словами

2. Эти слова делают текст_________________________________

Они отвечают на вопросы__________________________________

4. Они связаны со словами___________________________________

5. и обозначают их________________________________________

Проверка (Слайд 12)

— Какая часть речи называется прилагательным? (Имя прилагательное — часть речи, которая отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, обозначает признак предмета.)

Выставление баллов — мак. 5 баллов.

2. Определение морфологических признаков имен прилагательных. Словообразование.

Упражнение “Магазин”. (Слайд 14)

Учитель диктует существительные.

ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, БАРАНКИ, ШКАФ, КОНЬКИ.

— Учащиеся должны записать прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить данные предметы. Выделить корень слова.

— Найдите и выделите часть слова, с помощью которой образованы имена прилагательные.

— Как называется эта часть слова? (суффикс)

Выставление баллов — макс. 5 баллов

3. Лексическая работа

Упражнение “Антонимы”. (Слайд 16)

— Что такое “антонимы”? (слова противоположные по смыслу)

— Для чего они нужны в нашей речи?

Учитель диктует имена прилагательные:

Учащиеся записывают слова с противоположным значением:

Проверка на слайде

Выставление баллов — макс. 5 баллов

Физкультминутка

Определение синтаксической роли прилагательных.

1. Самостоятельная работа по карточкам. (Слайд 18)

— О каком времени года говорится в этом тексте?

— С какой частью речи в предложении связано имя прилагательное?

— Найти и подчеркнуть словосочетания прилагательного и существительного.

Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы.

Странный свет — неяркий и неподвижный — был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше.

— Когда мы говорим о частях речи, то обязательно определяем их синтаксическую роль в предложении.

— Выписать и разобрать 1 предложение.

— Один ученик работает у доски.

Вывод: Каким членом предложения является имя прилагательное? (второстепенным членом)

Выставление баллов — 1 зад. 5 даллов

2. Словарно-орфографическая работа

Учащиеся выполняют по выбору разноуровневые задания.

Упражнение “Лишнее слово”. (Слайд 19)

— На доске записаны 3 группы слов. Надо найти “лишнее” слово.

— Записать слова в тетрадь. Подчеркнуть вставленные буквы. Обвести “лишнее” слово.

(“Безграничный” — это прилагательное, остальные слова — существительные.)

(“Сосновый” — в этом слове пишется одна буква, в остальных словах — удвоенная согласная.)

(“Крепкий” — здесь пропущена парная глухая согласная, в остальных словах — парная звонкая.)

Контрольный тест Слайд 20, 21)

1. Что такое имя прилагательное?

в) Часть предложения.

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы.

а) какой? какая? какое? Какие?

в) что делает? что сделает?

3. Какая часть речи обозначает признак предмета?

а) Имя существительное.

в) Имя прилагательное

4. С какой частью речи связано имя прилагательное?

б) С именем существительным

в) С местоимением

5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?

6. Укажите имена прилагательные

Проверка на доске:

Выставление баллов — мак. 6 баллов

VI .Итог урока (Слайд 23)

— Вспомните начало урока. На какой вопрос мы должны были найти ответ? Помог ли наш урок ответить на этот вопрос?

— Подсчет баллов. Выставление оценок.

— Рефлексия на рейтинг – листе. (Слайд 24)

3. Понял все и могу рассказать.

4. Понял все и могу научить.

Дополнительное творческое задание “Продолжи стихотворение” (Слайд 25)

Источник