Меню

Птицы могут летать что глагол



Птицы

В. Бианки «Птичий год — осень» (из книги «Наши птицы»).

Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь,

кормушка, птенцы, гнездо.

летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.

красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие

(коготки), зимующие (птицы).

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие

Ход игры . Воспитатель читает детям стихотворение, затем просит их постараться вспомнить, названия каких птиц в нём

встречаются. Какие это птицы? Каких ещё зимующих птиц они знают?

Мне в проталинку видна

Горстка жёлтого пшена.

Крошки хлеба вижу слева,

Горстку сала вижу справа.

Где вертлявая синица?

Пусть приходит подкормиться!

Прилетай хоть воробей,

Если можешь, поскорей!

А по правде говоря,

Жду я в гости снегиря.

Красногрудый не летит,

У кого-то он гостит.

Я в проталинку дышу,

Прилететь скорей прошу,

Пожалей, снегирь, мой нос:

Он к стеклу совсем прирос!

Игра «Подбери слова»

Цели: развивать грамматический строи речи, умение образовывать глаголы при помощи приставок .

ХОД игры. Воспитатель просит детей закончить предложения.

Одни воробьи к кормушке (что делали?) . (подлетали). Другие воробьи от кормушки (что делали?) . (отлетали). Маленький

бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?) . ( облетел).

Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?) . (залетел).

Воробышек зёрнышко схватил и из кормушки (что сделал?). (улетел).

Игра «У кормушки»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи предлогов).

Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображение дерева с кормушкой и выполняет различные

действия с изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги.

Снегирь летит к кормушке (предлог к).

Синица улетает от кормушки (предлог от).

Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.

Игра «Чем больше, тем лучше»

Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.

Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и

продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими

словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты.

Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.

Игра «Две кормушки»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям разделить на слоги слова — названия зимующих птиц и рассадить их по кормушкам.

В одну кормушку — птиц, в названии которых два слога; в другую кормушку — птиц, в названии которых три слога.

Слова: снегирь, галка, голубь, синица, ворона, сорока, воробей.

Игра «Отгадай слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове .

Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением зимующих птиц и предлагает детям отгадать, какое

слово задумано, по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитыва ется результат.

Первый звук [в], последний — [а] (ворона).

Игра «Зачеркни одинаковые буквы, составь слово»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые буквы и зачеркнуть их (или убрать, если буквы расположены на

ковролинографе). Из оставшихся букв дети составляют слово и выполняют его звуковой анализ.

М О У Б К О С У Л Б Ё Т М — Клёст

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

РАЗГОВОР С СИНИЦЕЙ

Посвисти ещё, синичка,

Это добрая привычка:

Рано утром прилететь

У окошка посвистеть.

В январе в лихую стужу

Голос твой мне очень нужен.

А тебе за твой привет

Приготовил я обед.

Не забудь же, прилети,

У окошка посвисти.

Текст для пересказа

Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся прямо на ствол сосны. И не заметишь

дятла на де реве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.

Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот.

Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вон сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из

выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он — маленький пернатый лесовод.

По Г. Скребицкому

О какой птице говорится в рассказе?

Что делал дятел в лесу?

Какую пользу дятел лесу приносит? Каким образом?

Как называют дятла?

Текст для пересказа

Спит заснеженный лес. Стайка птиц пролетела над лесной полянкой. Это клесты. Птицы облетели вершину

ели . Цепкими коготками они выбирали семена из шишек. Как хлопотали клесты в своей воздушной столовой!

Вдруг один из них подлетел к старой ёлке и юркнул в снеговую пещерку. Над гнездом свешивались заснеженные

ветви. В лесу от мороза трещали деревья. А между сучьев старой ели заботливая мать выводила птенцов. И зимой лес

не казался угрюмым и безжизненным.

По Г. Скребицкому

О каких птицах рассказ?

Что делали клесты на лесной полянке?

Где находилось гнездо клестов?

Почему лес зимой не казался угрюмым и безжизненным?

Источник

Птицы могут летать что глагол

2.Логопед читает стихотворение, а детей просит обратить внимание на слова-действия:

Птицы могут летать высоко,

Пролетать над озерами синими,

Улетать из гнезда далеко,

Ввысь взлетать над горами красивыми.

Облетать они могут лес,

Залетать за башни высокие,

Подлетать под низкий навес

И слетать с крыш в ямы глубокие.

После того как дети назовут слова-действия, логопед предлагает им самим выложить схемы нескольких приставочных глаголов; внимание в этом случае акцентируется на приставках.

3.Знакомство со схемами приставок в глаголах движения.

Логопед предлагает детям вслушаться в начало слов-действий и вспомнить: когда мы говорим перелетает, перепрыгивает, переходит? А еще о каких действиях мы говорим с началом пере-?

После ответов детей дается пояснение: в словах-действиях начало ПЕРЕ- говорит нам о перемещении. Детям показывается схема приставки пере (см. приложение МЗ).

Аналогично объясняется значение других приставок пространственного значения в глаголах движения и предъявляются схемы указанных приставок (см. приложение № 3): В- говорит о движении внутрь, С- — о движении сверху вниз, ОБ-вокруг, ПОД-о приближении, ОТ-об удалении. (Важно научить детей отличать приставки от одинаково с ними звучащих предлогов.)

Логопед предлагает детям после получения мяча назвать обратное действие’.

залезть — . ; вбежать — . ; въехать. ; отойти — . ; подбежать — . ; заходить — . ; влетать — . ; подъехать — . открыть — . ; уползти — . ; приходить — . ; скатиться — . и т. п.

При затруднении логопед помогает жестом, указанием на основу глагола и напоминает о замене начала слова.

б.Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Логопед оставляет на доске схемы приставок в глаголах движения. У детей на столах сюжетные картинки, по которым следует составить предложения с приставочными глаголами движения: перепрыгнул, вылетел, отъехал, подползла и пр. Подбираются только те глаголы, приставки в которых соответствуют имеющимся схемам.

Источник

Птицы могут летать что глагол

Мы предлагаем Вам перевод слова птица на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • bird — птичка, дичь
    • дикая птица — wild bird
    • домашняя птица — domestic fowl
  • poultry — домашняя птица, курица
    • мясо птицы — poultry meat
  • Vogel
    • голубая птица — blauer Vogel
  • Geflügel — дичь
  • Geflügelfleisch — мясо птицы
  • Tier
  • Typ
  • oiseau — птичка, домашняя птица
    • синяя птица — oiseau bleu
    • мясо птицы — viande de volailles
  • poulet — курица
  • gibier à plume
  • poule — куры

Гипо-гиперонимические отношения

Какой бывает птица (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

Что может птица? Что можно сделать с птицей (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

Ассоциации к слову птица

Синонимы слова птица

Гиперонимы слова птица

Гипонимы слова птица

Сфера употребления слова птица

Морфологический разбор (часть речи) слова птица

Склонение существительного птица

Падеж Вопрос Ед.число Мн. число
Именительный (кто, что?) птица птицы
Родительный (кого, чего?) птицы птиц
Дательный (кому, чему?) птице птицам
Винительный (кого, что?) птицу птиц
Творительный (кем, чем?) птицей птицами
Предложный (о ком, о чём?) птице птицах

Предложения со словом птица

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

Источник

Словарик по теме птицы

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

гоготанье (гусь)
крик (змееяд, орлан)
рев (пеликан)

баклан)
кряканье (утка)
пение (соловей)
свист (бородач)
курлыканье (жу-
равль)
щебет (чечетка)
трели (соловей)
чириканье (воробей)
стрекотанье (сорока

■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Изобразите радость аистов и других перелетных птиц,
увидевших родные края после возвращения из дальних
странствий.

Изобразите птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой,
как зябнут ножки!» Выразите мимикой состояние голод
ных и замерзающих птиц. Передайте свое эмоциональ
ное состояние: сочувствуем птицам, нам очень жалко их.

«Помогаем птицам». Представьте, что вы мастерите
кормушку, строгаете и пилите доски, сколачиваете их
гвоздями, а затем вешаете кормушку на дерево.

Изобразите умную ворону, размачивающую корку хле-
ба; сороку-воровку, стащившую колечко.

■ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОВ

Покажите смелого, юркого, шустрого и трусливого во
робья.

— Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?

— Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.

По болоту я хожу,
Во все стороны гляжу,
Часто нагибаюсь,
Клюковкой питаюсь.

Я схожу на ручеек,
Заварю себе чаек.
Буду пить-попивать,
Красно лето вспоминать.

В дупле у пестрой вертишейки
Птенцы покручивают шейкой.
Язык высовывают клейкий,
На всех шипят сердитой змейкой.

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

ДЕСЯТЬ ПТИЧЕК — СТАЙКА

Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек — стайка:
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка,
Сонная головушка;
Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка,
Серенькое перышко;
Эта — зяблик, эта — чиж,
Эта — развеселый стриж,
Ну, а эта — злой орлан.
Птички, птички, по домам!

На порог скакала,

Этому — на тарелочке,

Этому — на блюдечке,

Этому — в чашечке,

Этому — в мисочке,
А этому ничего не дала:
— Ты воды не носил,
Ты каши не варил.
Вот тебе ложечка —
Свари себе кашку:
Тут пень,
Тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.

Формирование лексико-грамматического строя речи

Послушайте, запомните и повторите родственные слова. По-
чему эти слова называются родственными?

птица, птичка, птенчик, птичий, птицелов
гнездо, гнездовье, гнездование, гнездышко, гнездиться
щебет, щебетун, щебетание, щебетать, щебечущий
воробей, воробьиха, воробышек, воробьиный

ворона, ворон, вороненок, воронье

ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

Составьте новые слова.

ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

одна ласточка — ласточки — много ласточек

один стриж — стрижи — много стрижей

одна ворона — вороны — много ворон

один грач — грачи — много грачей

один аист — аисты — много аистов

один скворец — скворцы — много скворцов

одна иволга — иволги — много иволг

Употребите слово в нужной форме и повторите предложение.

На дереве сидели (синица).

К кормушке прилетело много (снегирь).

В небе показалась стая (птица

Сочините чистоговорки со словами сорока, щегол, скворец,
синица, павлин, орел.

Гол-гол-гол, под окном сидит (щегол).
Ца-ца-ца, строим домик для (скворца).
Лина-лина-лина, хвост красивый у (павлина).
Ице-ице-ице, повесим сало мы (синице).
Року-року-року, у дома видели (сороку).
Ином-ином-ином, любовались мы (павлином).
Ле-ле-ле, летел Айболит на (орле).

Вставьте коротенькие слова — предлоги.

Весной . юга возвращаются птицы. Они летят домой
. горы и моря. Аист возвращается. свое старое гнездо. Ласточка лепит гнездо. грязи под крышей дома.
Грачи, зяблики, жаворонки вьют гнезда. деревьях. Грачи делают свои гнезда . веток и сухой травы. Лебеди,
утки и выпи устраивают свои гнезда. воды. . моря на
скалах гнездятся чайки, гагары и буревестники. Не под-
ходите близко. птичьим гнездам. (С, через, в, из, на,
из, около, у, к.)

Ответьте на вопросы.

Кто прилетел на кормушку? (Синицы, воробьи, свиристели, снегири.)

Кого вы увидели на кормушке? (Синиц, воробьев, свиристелей, снегирей.)

Кому вы насыплете крошек и зерен? (Синицам, воробьям, свиристелям, снегирям.)

Кого вы покормили? (Синиц, воробьев, свиристелей,
снегирей.)

Кем вы любовались? (Синицами, воробьями, свиристелями, снегирями.)

О ком вы заботились? (О синицах, воробьях, свиристелях, снегирях.)

Ответьте на вопросы.

О ком из птиц можно сказать мой, твой, наш? (Го-
лубь, попугай, чиж.)

О каких птицах и предметах, связанных с птицами,
можно сказать моя, твоя, наша? (Канарейка, ворона, го-
лубка, кормушка, голубятня.)

О чем можно сказать мое, твое, наше? (Гнездо, яйцо,
оперенье, крыло.)

О чем мы скажем мои, твои, наши? (Птицы, голуби,
скворцы, соловьи.)

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

считайте птиц дальше

две (вороны), 3
три (сороки), 4
пять (снегирей), 6
семь (воробьев), 8
три (голубя), 4

Подберите нужное слово.

два черных (грача)
две шустрые (синицы)
пять пестрых (кукушек)
каркающая (ворона)
зимующие (птицы)

одно воронье (гнездо)
острый орлиный (клюв)
длинный журавлиный (клюв)
воркующий (голубь)
поющий (соловей)

Ответьте на вопросы.

Что умеют делать птицы? (Летать, нырять, клевать,
вить, петь, щебетать, ворковать, чирикать.)

Что делает воробей? (Воробей клюет крошки. Воробей
прыгает по дорожке.)

Что делал воробей? (Воробей клевал крошки. Воробей
прыгал по дорожке.)

Что сделал воробей? (Воробей склевал крошки.)

Что будет делать воробей на дорожке? (Воробей будет
прыгать по дорожке. Воробей будет клевать зерна на до-
рожке.)

Что сделает воробей? (Воробей сядет на крышу.)

Говорите и выполняйте.

Что я делаю? (Я мастерю, забочусь о птицах, насыпаю
корм.)

Что мы делаем? (Мы мастерим, заботимся о птицах,
насыпаем корм.)

Спросите у друга. (Ты мастеришь, заботишься о пти-
цах, насыпаешь корм?)

Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а) мастерит,
заботится о птицах, насыпает корм.)

Что они делают? (Они мастерят, заботятся о птицах,
насыпают корм.)

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Какая самая большая птица на Земле? (Самая боль­шая птица на нашей планете — страус. Его рост дости­гает высоты 2,5 метра. У этой птицы самое большое и крепкое яйцо. Скорлупа страусиного яйца такая твердая, что может выдержать вес человека.) Какая птица по весу легче мотылька и меньше всех по своим размерам? (Ко­либри.)

Какой формы птичьи гнезда? (Одни гнезда имеют ша­ровидную форму, другие — чашевидную.) Какую форму имеют птичьи яйца? Какую геометрическую фигуру на­поминает птичий клюв?

Чьи ноги длиннее? У какой птицы самые короткие ноги? Где птицы устраивают себе гнезда? (Ласточки под крышей, стрижи в норках по берегам рек, аисты на кры­шах, деревьях и столбах; королек подвешивает гнездо на ветке; кулики делают углубления в почве; гагары, гаги, чайки и другие птицы гнездятся на скалах.)

Когда птицы улетают в теплые края? Нарисуйте, как летят разные птицы: журавли — клином, утки — дугой, гуси и цапли — шеренгой. Когда они возвращаются до­мой? Длинен или короток их путь? Далеко или близко им приходится лететь? У какой птицы самые длинные крылья? (У альбатроса, размах его крыльев достигает четырех метров.) Какая птица ныряет глубже других? (Глубже всех ныряет императорский пингвин, из водо­плавающих птиц — гагара.) Какая летающая птица име­ет самый большой вес? (Дрофа.)

Разложите рисунки птиц так, чтобы дятел оказался между синицей и воробьем; ласточка — между аистом и цаплей (варианты можно разнообразить). Кто справа, кто слева? Расскажите, где находится попугай. (В клетке, на клетке, под клеткой, вылетает из клетки, залетает в клет­ку.) Разложите картинки так, чтобы лебедь оказался выше утки, а воробей — ниже ласточки.

Кто сядет на эти ветки? (Ветки разной толщины и птицы разной величины.)

Что напутал художник? (Аист и цапля на коротких ногах, а воробей на длинных; мешок под клювом у жу­равля, ласточка в гнезде скворца, плавающая ворона, летящий пингвин.)

■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Изобразите радость аистов и других перелетных птиц,
увидевших родные края после возвращения из дальних
странствий.

Изобразите птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой,
как зябнут ножки!» Выразите мимикой состояние голод
ных и замерзающих птиц. Передайте свое эмоциональ
ное состояние: сочувствуем птицам, нам очень жалко их.

«Помогаем птицам». Представьте, что вы мастерите
кормушку, строгаете и пилите доски, сколачиваете их
гвоздями, а затем вешаете кормушку на дерево.

Изобразите умную ворону, размачивающую корку хле-
ба; сороку-воровку, стащившую колечко.

■ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОВ

Покажите смелого, юркого, шустрого и трусливого во
робья.

— Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?

— Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.

ВОРОНЫ И СОБАКИ

Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны —
Из-за корочки подрались,
Во все горло разорались:
— Кар-кар-кар!
Вдруг собаки выбегают,
И вороны убегают.

«Воронята в гнезде». Покажите, как вороненок высовывает из гнезда головку, затем правое и левое крылышко, а мама-ворона сердится: «Карр! Карр! Карр!»

Изобразите журавля, ходящего по болоту, ловящего
лягушек, стоящего на одной ноге, и вертишейку, которая вертит шеей и шипит на всех.

Формирование лексико-грамматического строя речи

Назовите близкие по значению слова — «слова-приятели».
Как можно сказать другими словами?

стая — скопление, караван

(воробей) юркий — подвижный, неугомонный, быстрый

(оперенье) яркое — красочное, красивое

(орел в небо) взмыл — поднялся, вознесся, взлетел

Вспомните слова, противоположные по значению,— «слова-
неприятели».

прилет — отлет,
уничтожение — защита
воздух — земля
крик — молчание
прямой — загнутый
оседлые — кочующие
перелетные — оседлые

активный — пассивный
мелодичный — хриплый
улететь — прилететь
залететь — вылететь
поймать — выпустить
петь — молчать
покинуть — возвратиться

Подумайте и ответьте.

У каких животных бывает хвост? (У собаки, кота,
лисы, волка и др.) Назовите летающие предметы, у которых одна из частей называется хвост. (Самолет, вертолет, комета.)

Какие неживые предметы могут летать? (Самолет, ракета, снежинки, пух с тополей, семена растений, пушинки одуванчика.)

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

воробей — воробышек, воробьишко

■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

яркий — ярче — самый яркий

проворный — проворнее — самый проворный

пестрый — пестрее — самый пестрый

красочный — красочнее — самый красочный

прожорливый — прожорливее — самый прожорливый

Ответьте на вопросы.

Кто чернее — грач или скворец? (Грач чернее сквор-
ца.) У кого ноги длиннее — у журавля или дятла? (У
журавля ноги длиннее, чем у дятла.)

У какой птицы самые длинные ноги? (Самые длинные
ноги у страуса.)

У певчих дроздов прекрасный голос. А у какой птицы
самый прекрасный голос? (Самый прекрасный голос у
соловья.)

Кто меньше — цапля или воробей? (Воробей меньше
цапли.)

На земле обитает много маленьких птиц, но колибри —
(самая маленькая) птица.

ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Подумайте и ответьте. Почему так назвали этих птиц: верти-
шейка, осоед, мухоловка, змееяд, краснозобик, буревестник,
зимородок, трясогузка?

вертит шейкой — вертишейка
ос ест — осоед
бурю вещает —буревестник
красный зобик — краснозобик

мух ловит — мухоловка

зимой родится — зимородок

змей ест — змееяд

трясет гузкой — трясогузка

Составьте новое слово из двух.

У аиста длинные ноги, значит, он (длинноногий).
У сороки длинный хвост, она (длиннохвостая).
У снегиря красная грудка, он (красногрудый).
У синицы желтая грудка, она (желтогрудая).
У лебедя длинная шея, он (длинношеий).

Птицы, которые едят насекомых (насекомоядные), едят
зерно (зерноядные).

Птицы, которые обитают около воды, (околоводные).

Птицы быстро машут крыльями, значит, их можно
назвать (быстрокрылые).

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

Подберите нужное слово.

звонкий (голос)
звонкая (песня)
звонкое (пение)
звонкие (голоса)
воробей (маленький)

пестрый (кукушонок)
пестрая (кукушка)
пестрое (яйцо)
пестрые (перепела)
попугай (волнистый)

«Кто больше вспомнит слов?»

Кто знает, пусть продолжает.

клюв (какой?) (острый, длинный, короткий, загнутый,
крепкий, крючковатый, конусовидный, шиловидный, долотообразный, плоский, мощный, вздернутый, клиновидный)

хвост (какой?) (прямой, ступенчатый, клиновидный, крышевидный, лировидный, закругленный, короткий, удлиненный)

крылья (какие?) (длинные, короткие, округлые)

голос (какой?) (заунывный, глухой, басистый, отрывистый (выпь), хриплый, глуховатый, звонкий, протяжный, трубный, низкий, пронзительный, приятный, грубый, сиплый, тонкий, мелодичный, скрипучий, громкий,
отрывистый, резкий, жалобный)

окраска (какая?) (серая, рыжеватая, ярко-желтая, желтоватая, розово-серая, зеленоватая, иссиня-черная, черно-белая, яркая, неяркая, сине-фиолетовая, пестрая, великолепная)

яйцо (какое?) (маленькое, крохотное, пятнистое, голубое, белое)

гнездо (какое?) (глубокое, уютное, аккуратное, прочное, невидимое)

птицы (какие?) (перелетные, быстрокрылые, неугомонные, веселые, суетливые, певчие

Найдите слову пару.

Чей клюв, хвост, пух? (Кукушкин, журавлиный, га-
гачий.)

Чья песня? (Соловьиная.) Чьи ноги? (Птичьи.)
Чье оперенье? (Птичье.)

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Придумайте пожелания и просьбы со словами разорять, бе-
речь, подкормить, позаботиться, насыпать, повесить.

Позаботьтесь о птицах.
Не разоряйте птичьих гнезд!
Не держите птиц в клетках! Выпускайте их на волю!
Охраняйте птиц! Берегите птиц!
Подкормите птиц зимой!
Смастерите скворцу скворечник.

Насыпьте зернышек в кормушку. Повесьте синичке
сало.

Прилетайте к нам весной!

Птицы, на юг улетайте, но край родной не забывайте!
Спой, соловушка!

■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ
Дополните предложения.

Орел поднимается в небо (высоко), а ласточки летают
(низко).

Баклан ныряет за рыбой (глубоко), а гагара — (еще
глубже).

Работа с картинками.

Кто знает, пусть продолжает.

Я знаю таких перелетных птиц: ласточка, аист.

Я знаю таких зимующих птиц: снегирь, свиристель.

Я знаю таких водоплавающих птиц: чайка, утка.

Послушайте, запомните и назовите птиц.

ворона, галка, голубь, воробей, синица

Какая птица к ним прилетела?

ворона, галка, голубь, воробей, синица, снегирь

ворона, галка, голубь, воробей, снегирь

Запомните и назовите птиц по слову-подсказке.

страус, пингвин, чайка, журавль, дятел Слова-подсказки: пустыня, море, болото, лес.

Посмотрите, запомните и назовите.

Перед детьми выставляются картинки: ласточка, грач, кукушка, скворец, соловей, жаворонок, аист, цапля. Да­ется установка на их запоминание, затем картинки зак­рываются. Дети должны сказать как можно больше на­званий птиц.

Картинки меняются местами. Что изменилось?

Убирается одна-две картинки. Кто улетел? Кто по­явился?

«Где сидели птицы?» Посмотрите, запомните и назовите.

Демонстрируется, а затем убирается образец. Дети долж­ны воспроизвести положение птиц, сидящих на дереве. Кто сидит выше сороки? Кто сидит ниже снегиря? Кто нахо­дится справа от синицы? Кто находится слева от щегла?

Внимательно слушайте и выполняйте.

Поставьте цаплю за аистом, журавля за цаплей.

Разложите в две стопки наборы картинок: зимующие птицы и перелетные птицы. Группа перелетных птиц убирается. Каких птиц не стало?

Подберите нужное слово.

воркует —. чирикает —. каркает —. крякает —.

кукует —. поет —. щебечет —

■ УСТАНОВЛЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ И АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ

Назовите общий признак.

Что общего между птицей, мухой и стрекозой? (У них есть крылья, и они летают.)

Черепахой, крокодилом и пеликаном? (Их потомство появляется из яиц.)

Тарелкой и гнездом? (Они имеют округлую форму.)

Веслом и ногой утки? (Помогают плыть.)

Долотом и клювом дятла? (Острые и прочные и могут проделывать отверстия.)

Щипцами и клювом воробья; пинцетом и клювом щег­ла? (Ими можно захватывать очень мелкие предметы.)

Сачком, рыболовной сетью и клювом пеликана? (В них задерживается рыба.)

Скажите, чья это пища.

Птицы: сойка, клест, скворец, сова, цапля, чайка, сви­ристель.

Пища: лягушка, рябина, рыба, гусеница, шишка, мышка, желуди.

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ «Голоса птиц». Придумайте диалоги.

О чем говорят между собой Воробьи и Ласточки, уле­тающие на юг? Чему учат Птицы своих Птенцов? Что могли бы сказать Птицы Кукушке, узнав, что они кор­мят ее птенца? Что могли бы сказать Скворцы детям, построившим им скворечники? Какой ты себе представ­ляешь райскую птицу? Представь, что Альбатрос пред­ложил тебе совершить путешествие у него на спине. Ка­кой бы ты выбрал маршрут?

Ва-ва-ва, на суку сидит (сова).

Гирь-гирь-гирь, остался зимовать (снегирь).

Бей-бей-бей, пьет из лужи (воробей).

Ач-ач-ач, по полю ходит (грач).

Вей-вей-вей, поет песни (соловей).

Гол-гол-гол, играет в мяч (щегол).

Рел-рел-рел, из ложки ест (орел).

Развитие диалогической речи

Чем отличаются птицы от других животных?

Зачем птицам перья? (Перья защищают птиц от холода и жары и помогают им в полете. Перья служат птицам маски­ровкой. Например, белая куропатка зимой белая, а ле­том коричневая, поэтому она незаметна для врагов.)

Меняют ли птицы свое оперенье? (У зимующих птиц вырастает к зиме теплое оперенье, а перелетные птицы обновляют свое оперенье.)

Есть ли у птиц уши? (Есть, но их не видно под перьями.)

Как летают птицы и по­чему они не падают в полете? (Они размахивают кры­льями, как бы отталкиваясь ими от воздуха. Воздух перемещается вниз, назад, а птица движется вперед и вверх.)

Почему так назвали этих птиц: вертишейка, пересмеш­ник, топорик, зарянка, зимородок, поползень, осоед, ряб­чик, кукушка? (Вертишейка вертит шейкой, пересмеш­ник умеет имитировать голоса других птиц, у топорика клюв похож на топорик, зарянка поет свои песни на заре, у зимородка птенцы появляются зимой; у поползня ко­ротенькие ножки, он как будто ползет по стволу дерева; осоед питается осами, у рябчика пестрое оперенье.) По­чему воробья называют воришкой, а сороку — трещот­кой? Почему поморника называют морским разбойником? (Он отнимает рыбу у других птиц)

Есть ли у птиц зубы? (У птиц зубов нет. Они загла­тывают пищу целиком или разделяют на кусочки с по­мощью острого клюва.)

Зачем птицы заглатывают песок и мелкие камешки? (Чтобы пища перемалывалась в же­лудке.)

Что такое зоб? (Это специальный мешок в середи­не горла, куда попадает пища. Некоторые птицы перено­сят в нем пищу для птенцов, у хищников в зобу собира­ются остатки пищи: кости, шерсть, перья и т. д.) Почему у птиц разные клювы? (Форма клюва зависит от того, чем питаются птицы.)

Почему клюв хищных птиц заг­нут крючком? (Чтобы лучше расправляться со своей до­бычей.)

Зачем клесту загнутый клюв? (Загнутым клю­вом легче доставать семена из шишек.)

Почему у дятлов острый и мощный клюв? (Потому что им приходится добывать корм под корой деревьев, а продолбить толстую кору можно только толстым и острым клювом.)

Зачем аисту, цапле и журавлю длинный и острый клюв? (Что­бы добывать корм в мелкой воде.)

Развитие диалогической речи

Почему одних птиц назвали зимующими, а других пе­релетными? (Зимующие птицы живут всегда в одном ме­сте, их еще можно назвать оседлыми. Перелетные пти­цы каждую осень улетают в теплые края, а с наступле­нием весны возвращаются домой.)

Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются? (Перелетные птицы не могут найти себе корм зимой. Они погибли бы от го­лода и холода. Зимующие птицы могут найти себе пищу в любое время года, поэтому им незачем улетать в дру­гие края.)

Что защищает птиц от холода? (От холода их защищают пух и перья.) Почему насекомоядные птицы улетают раньше других? (Они улетают раньше других, так как исчезает их пища — насекомые. За насекомо­ядными птицами улетают зерноядные, а последними — гуси и утки.)

Какие птицы меняют на зиму цвет опе­ренья? (Полярные кречеты и совы, тундровые и белые куропатки.)

Почему свиристелей, чижей, щеглов и сне­гирей назвали кочующими птицами? (Они кочуют с ме­ста на место в поисках пищи.)

Каких птиц называют водоплавающими? (Тех, которые умеют плавать.) Чем они отличаются от других птиц? (На их лапках есть перепонки, а перышки не намокают в воде.)

Как назы­вают птиц, живущих около воды? (Их называют око­ловодными.)

Почему птиц называют хищными? (Они питаются другими животными.)

Как называют птиц, живущих в городах? (Городские птицы.)

Чем питаются зерноядные птицы? (Они питаются семенами и плода­ми растений.)

Как можно назвать птиц, которые добы­вают пищу в море? (Их называют морскими птицами.)

Как называются птицы, которые питаются насекомы­ми? (Они называются насекомоядными.)

Каких неле­тающих птиц вы знаете? (Павлин, киви, страус, пинг­вин.) Почему не летает павлин? (Ему мешает длинный хвост.) Почему страус не летает? (У него очень тяжелое туловище и короткие крылья.)

Почему клюв насеко­моядных птиц похож на пинцет? (Таким клювом легче извлекать насекомых из складок коры деревьев.)

Какой клюв у зерноядных птиц? (Конусовидный и твердый. В нем есть зазубрины, чтобы лучше измельчать зерна.)

Развитие диалогической речи

Какими появляются на свет птенцы? (Одни птенцы появляются голыми, слепыми, глухими и малоподвиж­ными, другие, например утята дикой утки, покрыты пухом и почти сразу умеют бегать.)

Как птицы забо­тятся о чистоте своего гнезда? (В первые дни после по­явления птенцов они проглатывают помет, а позже, когда птенцы подрастут, выносят помет из гнезда.)

Как птенцы требуют пищу у своих родителей? (Они широ­ко раскрывают рот и громко пищат.)

Как птицы очи­щают свои перья? (Одни птицы купаются в песке, дру­гие — в воде, третьи очищают перья клювом и смазы­вают жиром.)

Какую пользу приносят птицы? (Птицы опыляют рас­тения, уничтожают гусениц и других вредных насеко­мых. Скворец совершает за день около 2000 вылетов, ласточка за лето успевает поймать около миллиона раз­ных насекомых, дятел «лечит» деревья, выбирая стволы, зараженные личинками, хищные птицы уничтожают мышей-полевок и грызунов. Зерноядные птицы разносят семена растений и деревьев, из которых потом выраста­ют новые. Вот почему можно сказать: «Птицы — наши помощники». Кроме того, пух северной гаги используют для шитья костюмов для летчиков и полярников. Птицы украшают леса, парки и сады. Певчие птицы радуют нас своим пением.)

Какую птицу называют пародистом? (Скворца. Он за­поминает и копирует голоса других птиц и даже подра­жает голосу человека.) Какие еще птицы могут подра­жать голосам людей?

Что вы сделаете, если увидите выпавшего из гнезда птенчика?

Как можно помочь птицам зимой?

Где можно повесить кормушки для птиц?

Чем можно подкормить птиц в зимнее время?

Для каких птиц строят домики и как они называются?

Почему в скворечнике делают та­кое маленькое окошко?

Каким бы стал мир без птиц?

Что мы можем сделать, чтобы живущим на земле птицам было хорошо? Почему говорят: «Птицы — наши друзья»?

Как называется про­фессия людей, изучающих птиц? (Орнитолог.)

Зачем ор­нитологи надевают кольца на лапки некоторым птицам? (Орнитологи другой страны смогут узнать, откуда приле­тела птица.)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее (сорока).

Живет в лесу,
Ухает, как разбойник.
Люди его боятся,
А он людей боится.

На шесте — дворец,
Во дворце — певец,
А зовут его (скворец).

Падают с клюва
Веселые капли
После удачной
Охоты у (цапли).

По поднебесью
Веревка протянулась.

На яблоньке домик,
А в доме жилец,
Мы все с ним знакомы,
Ведь это (скворец).

Трещала с самого утра:
«Пор-р-р-а, пор-р-р-а».
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит (сорока).

В теплый край не улетают,
На морозе распевают.
Эти птички-невелички
Называются (синички).

Черный жилет,
Красный берет.
Нос как топор,
Хвост как упор.

Развитие диалогической речи

Почему у птиц-рыболовов разные клювы? (Форма клю­ва зависит от размера рыбы, которой они питаются.)

Зачем пеликану мешок под клювом? (Он служит пели­кану рыболовной сетью, в мешке они носят рыбу своим птенцам.)

Почему воробей прыгает, а не ходит? (У него короткие ноги, он не может их переставлять.)

Почему белая куро­патка не проваливается в снег? (У нее между пальцами вырастает густой пух, поэтому она ходит по снегу как на лыжах.) Каких птиц можно назвать длинноногими? (Аис­та, цаплю, журавля, ходулочника и других птиц, у кото­рых длинные ноги.) Зачем им такие длинные ноги? (Что­бы можно было найти пищу на мелководье.) Какая лю­бимая пища аистов и цапель? (Мелкие водные животные, рыба и лягушки.)

Как называют жилище птиц? (Гнездо.) Для чего пти­цам нужны гнезда? (Это их дом, в нем они откладывают яйца и высиживают своих птенцов.) Нужны ли птицам гнезда после того, как вырастут птенцы? (Нет, птицы по­кидают их. Только синицы прилетают ночевать в свои гнезда.)

Какая птица не имеет гнезда и несет яйца в чу­жие гнезда? (Кукушка.)

У всех ли птиц одинаковые гнез­да? (Птицы строят себе разные гнезда: ласточка и фла­минго делают их из грязи; вороны, грачи, аисты и жу­равли — из веток; птичка-портниха сшивает для своего гнезда листья деревьев; дятлы и зимородки строят гнез­да в дуплах деревьев, кулики — в углублениях почвы, гагары — на скалах.)

Что используют птицы для того, чтобы сделать свое гнездо теплым и уютным? (Перышки, пух, шерсть животных, сухую траву и корешки, тряпич­ные лоскутки, камешки и другие материалы.)

Какие пти­цы высиживают птенцов зимой? (Клесты, вороны и зи­мородки.)

Почему гнездовья птиц называют птичьим ба­заром? (Там стоит крик, шум и гам, как на людском базаре.)

Почему птицы строят свои гнезда в укромном месте? (Чтобы сохранить кладку яиц и уберечь птенцов от вра­гов.)

Кто может разорить птичьи гнезда? (Птичьи гнезда могут разорить злые люди, а яйца или птенцов могут съесть звери, хищные птицы.)

Можно ли брать в руки птичьи яйца? (Нельзя. Птицы могут оставить свое гнез­до, и тогда птенцы не появятся на свет.)

Почему пин­гвиньи яйца не замерзают даже в лютый мороз? (Пин­гвины держат их на своих ногах, укрывая брюшной складкой.)

Рук нет, а строить умеют.

Без рук, без топоренка
Построена избенка.

Кто на ели, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?

Поднять можно,
А через избу
Перекинуть нельзя.

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица (грач).

Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит.

Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сверху синее суконце,
Снизу белое полотенце.

Ходит по болоту
В красных сапогах,
Он лягушкам —
Самый лютый враг.

Днем спит, ночью летает.

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.

У воробышка весь дом
Называется гнездом.
Только птица
Уместиться может в нем!
Я пожил бы там — и вылез,
Чтобы здесь пожить опять.
Мы с птенцами бы учились
Потихонечку летать.

Воробей по лужице
Прыгает и кружится,
Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив! Чив! Чив!

По дороге вперевалку
Важным шагом ходит галка.
Вся черна, как головешка,
На крыле от драки плешка.
У грача украла прутик,
Теребит его и крутит.

— Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?

— Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки,

Клювом, точно долотом,
Дятел строит новый дом,
Хоть и сам еще не знает,
Кто прописан будет в нем.
Подлетает к дятлу чиж:
— Что ты, дятел,
Тут стучишь?
Целый час

В дупле осины,
Как привязанный,
Торчишь!

— Я недаром тут стучу!
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу
И осину полечу.

Голодно, холодно,
Галки, воробьи!
Голодно, голуби —
Гуленьки мои!
Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти.
Клюйте, гостюйте!
Не пугайтесь,
Клюйте!
Гуль-гуль-гуль!

. А видели ли вы, как аист
Весь день среди густых ветвей
Стоит высоко, не качаясь,
На ножке тоненькой своей?
Смотрите, как же он боится
Гнезду родному повредить.
Страшится ласковая птица
На аистенка наступить!

— Чайки, чайки! Где ваш дом?
На земле,

Или в синей вышине?

— Ну конечно, на земле!
На земле рождаемся.

Ну конечно, на волне!
На волне качаемся.
Ну конечно, в вышине!
В вышине летаем.
Край земли,
Волну
И небо

Домом мы считаем.

Я синичка-невеличка,
У меня одна привычка —
На подсолнухи летать
И подсолнухи клевать.

А еще люблю пшеничку.
Угостите-ка синичку!
Вынесите проса.
Это очень просто.

Дятлу есть в лесу работа:
Заглушая птичий свист,
Он выстукивает что-то,
Как лихой телеграфист,
Ставит точки и тире
На березовой коре.

КАК ВОРОБЕЙ ИСКАЛ АФРИКУ

Холодно, холодно. Солнце не греет.
В Африку, в Африку, птицы, скорее!
В Африке жарко! Зимою, как летом,
В Африке можно гулять неодетым!
Все улетели за синее море.
Только один Чик-Чирик на заборе.
С ветки на ветку воробышек прыг —
Африку ищет в саду Чик-Чирик.
Африку ищет для мамы своей,
И для братишек, и для друзей.
Сон потерял он, забыл про еду —
Ищет, но Африки нету в саду!
Он облетел, обыскал спозаранку
В дальнем лесу за полянкой полянку:
Дождик и ветер под каждым кустом,
Зябко и сыро под каждым листом.
Так и вернулся ни с чем Чик-Чирик,
Грустный, расстроенный, и говорит:

— Мама, где Африка наша с тобой?

— Африка. Тут — за печною трубой!

— Ворона, ворона,
Куда ты ходила?
Кому ты, чего ты
В корзине носила?

— Я в гости ходила,
Гостила у галки,

Там речка большая.
Была на рыбалке,
Поймала ерша
И ухи наварила,
Мне галка спасибо
Потом говорила.

Носик мой — как шильце.
Хвостик — мотовильце.
Глазки — две дробинки.
Ножки — две тростинки.
Крылышки воздушны,
Мне они послушны,
Я лечу куда хочу,
За билеты не плачу.

Сорока-воровка!
А что это значит?
Чужое присвоит
И где-нибудь спрячет.
Зачем она громко
В лесу затрещала?

Затем, что соседку
Свою извещала,
Звала воровать,
А за каждую кражу
Того, кто ворует,
Надо под стражу.

Вдоль болота ходит кто-то,
Травы поздние шуршат.
Это цапля у болота
Караулит лягушат.

Источник

Читайте также:  Разбери глагол по составу рассказали приходите летать причесалась