Меню

радионяня разносклоняемые имена существительные



Урок русского языка по теме «Разносклоняемые имена существительные». 6-й класс

Класс: 6

Цели:

  • Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, научить их склонять, обосновывая выбор гласных в окончаниях.
  • Совершенствовать навыки правописания падежных окончаний существительных.
  • Формировать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, таблицы.

Ход урока.

1.Мотивация учащихся на работу:
а) приветствие учащихся;
б) сообщение темы и целей урока.

2. Актуализация имеющихся у детей теоретических знаний по теме «Имя существительное»
— Дать определение имени существительного.
— Назвать морфологические признаки этой части речи.
— Изменяются ли существительные по родам?
— Какие существительные называются собственными, а какие – нарицательными?
— Как различить одушевленные и неодушевленные существительные?
— Что называется склонением имен существительных? Как определить склонение существительных?

3. Обобщение изученного материала по теме «Имя существительное». Выполнение теста.
1. Указать существительное.
1) три
2) третий
3) тройка
4) утроить

2. Указать существительное среднего рода:
1) пульс
2) мораль
3) приложение
4) собственность

3. Указать существительное второго склонения.
1) аллея
2) иней
3) картина
4) метель

4. Указать существительное третьего склонения.
1) сталь
2) тропинка
3) медведь
4) семья

5. Какое существительное имеет окончание е?
1) об учени…
2) в пустын…
3) о молодост…
4) по географии…

6. Какое существительное имеет окончание и?
1) в деревн…
2) о Марь…
3) на гармошк…
4) к Мари…

7. Какое существительное в родительном, дательном и предложном падежах имеет окончание и?
1) медведь
2) молодежь
3) малина
4) счастье

4. Работа с таблицей склонений имен существительных.

Падеж

Склонение

— ия
(армия)

-ие
(здание)

-ий
(лекторий)

1-е

2-е

3-е

Р.п.

-и (-ы)

— и

— и

Д.п.

— е

— и

— и

П.п.

— е

— е

— и

— и

— и

— и

5. Объяснение нового материала.

1) Постановка проблемы.
— Как вы думаете, почему некоторые существительные в русском языке называются разносклоняемыми?

Цель нашего урока- познакомиться с этими существительными и научиться их склонять.

2) Устно просклоняем в единственном числе два таких существительных. Одно из них назовите сами:

а) оно среднего рода, но не относится ко второму склонению, имеет окончание я, но не относится к первому склонению. Его вы прочитаете в выделенных клеточках по вертикали, отгадав слова по горизонтали.

1. Она есть у ежа и ели, шить без неё мы б не сумели. (Игла)
2. Душистое растение, употребляемое для медицинских, парфюмерных и кондитерских целей. (Мята)
3. Дерево, белый клен. (Явор)

Учащиеся устно склоняют существительные имя, путь.
(По мере ответов детей падежи и склоняемые существительных появляются на слайде).

Имя

Имени

Пути

Имени

Пути

Имя

Именем

Путём

Об имени

О пути

— Что общего в этих существительных? (Окончания –и- в родительном, дательном и предложном падежах, как у существительных третьего склонения и существительных на -ия; а в творительном падеже они имеют окончание — ем (-ём), как существительные второго склонения).

— А что различного? (У существительного имя окончания безударные, а у существительного путь — ударные).

— Почему же эти существительные называются разносклоняемыми? (В родительном, дательном и предложном падежах они имеют окончание существительных третьего склонения, а в творительном падеже – второго склонения).

— А что еще вы отметили при склонении существительного имя? (Суффикс –ен в родительном, дательном, творительном и предложном падежах).

3) Чтение учителем стихотворения А. Хайта. Дети дополняют его подходящими по смыслу разносклоняемыми существительными.

В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило – было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевали седло и … –
Необразованное было это … .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер …,
Что кислород всегда поддерживает… .
Над тем, как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали … .

БРЕМЯ ИМЯ СЕМЯ
ВРЕМЯ ПЛАМЯ СТРЕМЯ
ВЫМЯ ПЛЕМЯ ТЕМЯ
ЗНАМЯ ПУТЬ

Читайте также:  понятливый шимпанзе род существительного

— Что вы можете сказать о разносклоняемых именах существительных?
(10 существительных среднего рода, оканчивающихся на –мя, и одно существительное мужского рода — путь).

4) Работа с толковым словарем.

Выяснение лексического значения слов: бремя, стремя, темя.

6. Закрепление нового материала.

— Назовите разносклоняемые существительные.
— Почему они так называются?
— Какие суффиксы появляются при склонении этих существительных?

— Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Указать падежи разносклоняемых существительных.

Занимать много врем.н., в плам.н. костра, выращивание сем.н., подарок африканскому плем.н., нога в стрем.н., звать по им.н., подъем знам.н. .

I вариант.
Большого плам.н. не задуешь, а больше раздуешь.

II вариант.
Даже большое дерево вырасло из сем.н. .

III вариант.
Потерянного врем.н. не воротишь.

7. Самостоятельная работа (по выбору учащихся).

  1. Записать 3 словосочетания с разносклоняемыми существительными.
  2. Используя разносклоняемые существительные, составить простое распространенное предложение.
  3. Используя разносклоняемые существительные, составить сложное предложение.

8. Рефлексия.

Тебя спросили: «Сколько время?» Что ты ответишь?
* Назовешь точное время.
* Скажешь: «Надо говорить – который час?».
* Скажешь: «Надо говорить – сколько времени?»

9. Дифференцированное домашнее задание.

Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени. (Письмо А. Хайта к ребятам) .

Выписать словосочетания с разносклоняемыми существительными.

1) Составить предложения с фразеологизмами: стремя в стремя, называть вещи своими именами, до поры до времени.

2) Поработай редактором!
Время было в обрез.
Сколько время прошло?
У тебя нет время поговорить в обрез.

Придумать небольшой рассказ или сказку о разносклоняемых существительных или с использованием этих существительных (по желанию).

Всем: выучить разносклоняемые существительные.

10. Итоги урока.

— Какое отношение, по вашему мнению, этот шифр имеет к теме урока?

Источник

Открытый урок по русскому языку на тему «Разносклоняемые имена существительные» (6 класс)

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Конспект открытого урока по теме «Разносклоняемые существительные»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, формировать умение правильно их писать.

Образовательные: формирование критического стиля мышления в процессе изучения материала.

Развивающие: развитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности.

Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, его истории, ответственного отношения к учению.

Предметные: знать разносклоняемые существительные, особенности их склонения, уметь находить их в тексте, обосновывать выбор гласных в окончаниях.

Метапредметные: уметь ставить и формулировать цель деятельности; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Читайте также:  норма согласования прилагательного и существительного

Личностные: уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, «Толковый словарь» С.Ожегова, аудиозапись А.Хайта о разносклоняемых существительных (уроки «Радионяня»).

Добрый день, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Тему его вы определите сами. Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе по теме урока.

Запишем в тетрадях число и классная работа.

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Синтаксический разбор предложения.

Заяц у белоствольной березкИ попрыгивает.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное)

Самоопределение к деятельности, целеполагание.

Привет, ребята! Я Антон Сидоров. На урок идти что-то не хочется: сегодня класс будет изучать новую тему. Куда бы спрятаться, чтобы не нашли? Ой, а что это за дверь? Вроде бы раньше такой не было… Вот здесь, пожалуй, и отсижусь.

Ах, что-то посыпалось! Где это я? Да тут написано: «Внимание, незнайки, неумейки, лодыри! Кто сюда попал, для всего мира пропал». Что-то здесь мне не нравится! Хочу на урок! Ребята, помогите вернуться!

— Поможем Антону вернуться? Только для этого нужно ответить на вопросы и выполнить задания.

— Дайте определение имени существительного?

— Как называется изменение имени существительного по падежам? ( склонение )

— Сколько склонений у имени существительного? (3 склонения)

— Какие имена существительные относятся к 1 склонению?

— Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

— Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

Проведем игру «Домик» : существительные, относящиеся к разным склонениям, даны вперемешку, надо распределить слова по домикам.

Слава, рожь, болото, плач, пламя, трава, луч, дядя, время, верность, мышь.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Слава болото рожь

Трава плач верность

Работаем в паре. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность ваших записей.

— Кто не допустил ошибок, поднимите руку? Молодцы! Кто допустил две ошибки? Молодцы!

— Объясните орфограммы в словах «плач, луч, рожь, мышь» (мягкий знак на конце существительных после шипящих) .

— Какие слова остались лишними? ( пламя, время )

— Как вы думаете, почему? (ср.р., окончание –я)

Вывод: имеются существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению.

— Чтобы узнать, как называются такие существительные, надо разгадать ребус . Для этого нужно вспомнить математику и географию.

— Как называется результат математического выражения уменьшаемое минус вычитаемое? ( разн ость )

— Как называется часть горы? ( склон )

— Какое получилось слово? (разн+о+склон+ем+ые)

— Итак, тема урока «Разносклоняемые существительные». Запишем в тетрадь .

— Ребята, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы.

— Что мы будем сегодня изучать? ( разносклоняемыми существительными ).

— Все ли существительные разносклоняемые? ( сколько их ).

— Почему они называются разносклоняемыми? ( в чем их особенность ).

Научиться… ( их склонять ).

Итак, цель урока: познакомиться с разносклоняемыми существительными; узнать, сколько их; понять, в чем их особенности; научиться их склонять.

Изучение новой темы.

-Прочитайте записанные слова: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя.

— Что объединяет эти существительные? ( оканчиваются на – мя )

К разносклоняемым существительным относится еще одно слово « путь ».

— К какому роду относятся существительные на –мя? ( средний род )

— Слово – «путь»? ( мужской род )

Итак, мы узнали, что к разносклоняемым существительным относится 10 существительных на –мя и одно существительное мужского рода «путь».

Читайте также:  образуйте от глаголов имена существительные с суффиксом к

— Познакомимся с лексическим значением слов бремя, темя, стремя .

— Какой словарь поможет узнать нам значение этих слов? ( Толковый словарь русского языка Ожегова )

БР Е МЯ, -мени, ср.р.. 1.Тяжелая ноша. 2. Перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.). Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот.

Т Е МЯ, -мени, ср.р. Верхняя часть головы между лобными, затылочными и височными костями.//уменьш. т е мечко, -а, ср.р.// прил. теменн о й, -ая, -ое.

СТР Е МЯ, род., дат. и пред. –мени, тв. –менем, мн. – мена, -мян, -менам, ср.р. 1.Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена . 2.Косточка, примыкающая к овальному отверстию среднего уха (спец.).//уменьш. стр е мечко, -а, ср.р. //прил. стременн о й, -ая, -ое.

— Давайте понаблюдаем за окончаниями наших разносклоняемых существительных. Для этого выполним задание по карточкам.

Четыре человека выходят к доске и склоняют существительные,

остальные в тетрадях тоже по карточкам

И.п . огонь (2 скл.) степь (3 скл.) путь (м.р.) знамя (ср.р.)

В.п. огонь степь путь знамя

П.п. об огне о степ и о пут и о знам ен и

Самопроверка. Проверьте, как вы справились с заданием.

Раздаю карточки с правильным ответом

— Окончания какого склонения имеют существительные «знамя» и «путь» в родительном, дательном, предложном падежах?

(как существительные 3 склонения)

— Окончания какого склонения имеют существительные «знамя» и «путь» в творительном падеже?

(как существительные 2 склонения)

— Какую еще особенность в склонении слов на –мя вы заметили?

(в родительном, дательном, творительном и предложном падежах добавляется суффикс –ен-)

Работа с учебником.

— Прочитаем материал на странице 87.

— Какой суффикс прибавляется в родительном падеже множественного числа в словах «семя, стремя»? ( суффикс –ян )

— Рассмотрим обобщающую схему о разносклоняемых существительных.

10 существительных среднего рода: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и существительное мужского рода путь .

Д.п. +-ен- + — и (по 3 скл.) Т.П. +-ен- + -ем (по 2 скл.)

Десять слов с концовкой –мя

Будем мы запоминать:

Имя, вымя, семя, стремя, пламя, племя,

Бремя, время, темя, знамя, стремя.

Всякий раз, когда склоняешь,

Суффикс –ен- ты прибавляешь.

— Ребята, теперь вы поняли, почему эти существительные называются разносклоняемыми?

Если я называю разносклоняемое существительное, то вы поднимаете руки вверх, а если — другое существительное, то хлопаете в ладоши.

Бремя, долина, время, история, вымя, урожай, знамя, имя, верность, племя, парта, семя, доска, стремя, темя, мальчик, путь.

Прослушаем урок «Радионяни» и песню на слова Аркадия Хайта о разносклоняемых существительных.

— Выполните задание по карточкам. Ваша задача – вставить разносклоняемые существительные по смыслу.

В стародавнее древнее … время

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое … племя

Они не знали, для чего корове …, вымя

Как написать свою фамилию и …, имя

Зачем на лошадь надевать седло и … — стремя

Необразованное было это …. племя

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их … забот. бремя

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер…, знамя

Что кислород всегда поддерживает … пламя

Над тем, как в булку превратить простое …, семя

С утра до вечера они чесали …. Темя

— Давайте прочитаем, что у вас получилось.

Работа в парах. Кроссворд.

Задание: выполните кроссворд, впишите разносклоняемые существительные.

Источник