Меню

Распределите прилагательные по двум группам 1 не употребляются без не



Работа № 16. Не с прилагательными

1. Распределите прилагательные на две группы: 1) прилагательное не употребляется без не; 2) к прилагательному можно подобрать синоним без не. Синоним укажите в скобках. Слова запишите, раскрыв скобки.

(Не)сбыточные мечты, (не)объятные просторы, (невнимательное отношение, (не)подкупная совесть, (не)наглядный сын, (не)чаянная ошибка, (не)решительный человек, (неправдоподобное объяснение, (не)хороший поступок.

1. Несбыточные, неподкупная, ненаглядный, неправдоподобное

2. Необъятные (обширные) просторы, невнимательное (халатное) отношение, нечаянная (случайная) ошибка, нерешительный (робкий) человек, нехороший (плохой) поступок.

2. Выпишите словосочетания, в которых не с прилагательным пишется раздельно.

(Не)добрый взгляд; (не)большая заминка; (не)навистный враг; он вовсе (не)плохой человек; (не)прерывный шум; (не)обходимая мелочь; (не)известный автор; (не)дорогой подарок; (не)дорогой, а дешёвый.

Он вовсе не плохой человек, не дорогой подарок, а дешёвый.

3. Запишите, раскрывая скобки.

Собака (не)злая, а добрая …

что-то вид у тебя (не)хорош …

(не)лёгкий, а тяжёлый …

(не)здоров, а болен …

Собака не злая, а добрая

что-то вид у тебя нехорош

нисколько не привлекательный

не лёгкий, а тяжёлый

не здоров, а болен

4. Подберите к прилагательному из словосочетания синоним — прилагательное с не-. Составьте с ними словосочетания.

Образец: удивительное событие — необычное событие.

Болезненный вид — нездоровый вид

тяжёлый характер — нелегкий характер

малообразованный человек — необразованный человек

случайная ошибка — неожиданная ошибка

шероховатая поверхность — неровная поверхность.

5. Работа с текстом.

(1) Пр..морская тайга уд..вительный (не)рукотворный сад. (2) В..сной он пор..жа..т своей (не)обыкновенной красотой. (3) (Не)больш..е д..ревца с пышн..ми кронами будто п..крыты лебяж..им пухом.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым.

2. Озаглавьте текст.

3. Выпишите прилагательные, которые с не пишутся слитно, так как можно подобрать синоним без не.

(1) Приморская тайга удивительный нерукотворный сад. (2) Весной он поражает своей необыкновенной красотой. (3) Небольшое деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом.

Работа над ошибками

1. Распределите прилагательные на две группы: 1) прилагательное не употребляется без не; 2) к прилагательному можно подобрать синоним без не. Синоним укажите в скобках. Слова запишите, раскрыв скобки.

(Не)отъемлемая часть, (не)обходимые данные, (не)вежливое обращение, (не)людимый характер, (не)взрачный домик, (не)счастливый человек, (не)разлучные друзья, (не)отложная командировка, (не)правильный путь.

1) прилагательное не употребляется без не: нелюдимый характер, невзрачный домик, неотложная командировка, необходимый данные, неотъемлемая часть.

2) к прилагательному можно подобрать синоним без не: невежливое обращение, несчастливый человек, неразлучные друзья, неправильный путь

2. Выпишите словосочетания, в которых не с прилагательным пишется раздельно.

(Не)обыкновенное чудо; (не)большая птичка; далеко (не)большое расстояние; ничуть (не)расстроен; (не)красна изба углами, а красна пирогами; (не)громкий голос; (не)знакомый человек; (не)страшный вид; (не)спелый крыжовник.

Далеко не большое расстояние; ничуть не расстроен; не красна изба углами, а красна пирогами.

Источник

54. Не с прилагательными

Лихо тому, кто неправду творит кому.
Недоброе слово больнее огня жжёт.
Одно дерево — ещё не лес.
Не велик кувшин, да ёмок.

Не с полными и краткими качественными прилагательными пишется слитно: 1) если слово не употребляется без не-; 2) если прилагательное с не- может быть заменено синонимом без не- или близким по значению выражением.

Неряшливый, неряшлив (не употр. без не-). Нелживый (правдивый). Мальчик нелжив (правдив).

Не с полными и краткими прилагательными пишется раздельно: 1) если в предложении есть противопоставление с союзом а; 2) если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.

Не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив. Нисколько не интересная книга; книга нисколько не интересна.

Применяя данное правило, рассуждайте так:

  1. Стоял (не)жаркий день. Прилагательное употребляется без не; значит, его можно писать и слитно, и раздельно. В предложении нет противопоставления с союзом а, это прилагательное можно заменить синонимом прохладный, значит, надо писать нежаркий слитно.
  2. (Не)ряшливый вид. Прилагательное без не- не употребляется, значит, неряшливый надо писать слитно.
  3. Вид (не)ряшлив. Прилагательное краткое, пишется слитно, так как без не- не употребляется.
  4. (Не)мелкий, а глубокий. (Не)мелок, а глубок. Имеется противопоставление с союзом а, значит, надо писать раздельно: не мелкий, не мелок.
Читайте также:  Образуйте прилагательные с н или нн утка гусь воробей стриж

305. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не (см. выше образец в рамке). • В каких прилагательных приставка не- придаёт слову противоположное значение? • Подчеркните непроизносимые согласные в корнях слов.

(Не)добрый, а злой; (не)брежный, (не)взрачный, (не)счастье, (не)счас..ливый, (не)вежественный, (не)пролазный, (не)вольный, (не)лепый, совсем (не)добросовес(?)ный, (не)избежный, (не)уклюжий, (не)счас(?)ный, (не)отложный, (не)зам..длительный, (не)щадный, (не)насытный, (не)настье, (не)наглядный, (не)нужный, (не)вежливость; (не)вежлив, а груб; (не)опрятный, (не)навис(?)ный, (не)а(к, кк)уратный, (не)нас(?)ный, (не)пр..ветливый, (не)удач(?)ный, (не)р..шительный; (не)ро..кий, а смелый; (не)внимательный, (не)ряшливый; (не)работа, а забота.

306. К каким прилагательным и существительным можно присоединить приставку не-? Запишите их вместе с приставкой не- и с синонимами без не-.

Образец: невесёлый — грустный, независимость — самостоятельность.

• Составьте с выделенными словами предложения, разные по цели высказывания.

Внимательный, аккуратность, серьёзный, вечерний, глубокий, широкий, зависть, высокий, кожаный, здоровый, вежливый, соломенный, лунный, смелый, заячий, дядин, здоров, умён, счастливый, здоровье.

307. Спишите, подчеркните частицу не, обозначьте приставку не-.

(Не)ожиданное известие; далеко (не)удачный ответ; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)строгий человек; (не)мягкий, а твёрдый; совсем (не)удобная дорога; (не)глубокий овраг; (не)чаянная встреча, (не)брежный почерк.

308. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными. • Какое из прилагательных имеет синоним трудный?

1. (Не)лёгкий диктант хорошо написали все ученики нашего класса. 2. Сестра 1 купила (не)дорогую игрушку. 3. Шестиклассники2 писали (не)лёгкий, а трудный диктант. 4. Река (не)глубока. 5. Ученик сделал (не)брежную запись. 6. Сестре купили (не)дорогую, а дешёвую 3 игрушку. 7. Река (не)глубока, а мелка. 8. Работа ученика (не)брежна. 9. От (не)порядка и сильная рать пог..бает.

309. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте в прилагательных приставку не-. • В 4-м предложении найдите устаревшее слово.

1. Дубровский встал и пош..л искать дорогу домой но ещё долго блуждал по (не) знакомому лесу 5 . 2. Изд..ли услышал Владимир (не)обыкновенный шум и говор. 3. Двери зап..рались и (не)счастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. 4. Антон Пафнутьич похаживал по комнате осматривал замки и окна и качал головою при сем (не)утешительном осмотре. 5. Маша проговорила Папенька вам без меня будет грустно, ещё грустнее, когда вы подумаете что я (не)счастна.

310. Сначала выпишите предложения, в которых употреблены прилагательные с приставкой не-, затем — предложения, в которых при имени прилагательном есть отрицательная частица не.

1. (Не)продолжительное ненастье сменилось хорошей погодой. 2. Из-за ранних весенних дождей дороги сделались (не)прое..жими. 3. Весь март стоит (не)устойчивая погода. 4. Машины скрылись в (не)проглядной т..мноте. 5. С первыми оттепелями 3 paзд..ёт(?)ся (не)грустное, а весёлое щ..бетание воробьёв. 6. (Не) умолчны звуки весенней капел.

311. Спишите предложения двумя группами: со слитным; с раздельным написанием не со словами. Какие предложения вы выписали дважды? Почему?

1. (Не)с..ди сл..жа руки, так и (не)буд..т скуки. 2. (Не)бр..сай друга в (не)счастье. 3. (Не)большой д..ждишко — лодырям отдышка. 4. Кто кого обид..т, тот того и (не)навид..т. 5. (Не) счастные дни долго пам..тны бывают. 6. (Не)заслонишь солнышка рук..вицей, (не)уб..ёшь молодца (не)былицей.

312. Диктант. Надпишите над прилагательными сокращённо падеж, число. Подчеркните относительные прилагательные.

Иску(с, сс)ной работой, серьёзным отношением, прилагать усилия в учени. интересную книгу, наб..раться сил, а(к, кк)уратность в работ. бережливый х..зяин, настойчивость в достижении цел. разгораться ярко, выр..сти пр..красным человеком, пр..ветливый взгляд, вн..мательный к людям, справедливый ко всем, г..роический подв..г во имя Родины.

Источник

«Не» с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

Читайте также:  Прилагательные с окончанием ему примеры слов

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не, написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (невежа, непобедимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель – враг, очень нездоровый вид – очень больной вид, нездоров – болен);

в отглагольных прилагательных на мый (независимый);

в неопределенных местоимениях (некто, нечто, некоторый);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недоделать, недооценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а, то частица не пишется слитно: Непогашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Раздельно Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

3. В отрицательных наречиях:

некуда, негде

1. Есть противопоставление:

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески Местоимение

После не и ни нет предлога:

никого, некого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого Глагол, деепричастие

недомогая (не употр. без -не)

не замечая (деепричастие) Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

незаконченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

неясыть (трава)

нещадная (ругань)

недосмотреть (за ребенком)

тебе несдобровать

Существительные Прилагательные Глаголы

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – . противник – . сосредоточенность – . грязнуля – . аккуратный – . близко – . ложь – . низко – .

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления.

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

VIII. Напишите диктант.

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

Источник