Разряды прилагательных
Что такое разряды прилагательных по значению?
Разряды прилагательных по значению – это лексико-грамматические признаки прилагательных, которые указывают на характер называемого прилагательным качества. В русском языке выделяют три разряда прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных изучаются в 5 классе.
Как определить разряд прилагательного по значению?
Таблица разрядов прилагательных с примерами позволит быстро определить разряд рассматриваемого слова.
Качественные | Обозначают признак, который может проявляться в большей (меньшей) степени, могут указывать на: |
- Форму (неровный, округлый);
- Размер, вес (высокий, легкий);
- Цвет (белый, красный);
- Свойство (прочный, хрупкий);
- Вкус, запах (терпкий, ароматный);
- Температуру (ледяной, обжигающий);
- Звук (звонкий, приглушенный);
- Общую характеристику (требовательный, положительный) и др.
Источник
Урок русского языка по теме:» Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
урок для учащихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme_kachestvennye_imena_prilagatelnye_.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные.
Цели урока :1. Организовать наблюдение за особенностями качественных прилагательных;
2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-грамматического анализа;
3. Выяснить стилистические функции качественных имен прилагательных.
обучающие: продолжить изучение имени прилагательного как самостоятельной части речи; познакомить с разрядами прилагательных; дать понятие качественных прилагательных, выяснить, по какому признаку характеризуют предмет качественные имена прилагательные;
развивающие : развивать логическое умение анализировать, сравнивать с опорой на познавательный интерес и творческий подход при изучении темы;
воспитательные: воспитывать чувство меры и эстетический вкус посредством творческих заданий; работать над формированием культуры поведения во время ответов учащихся
Тип урока : урок изучения новых знаний
Уже звонок нам дал сигнал:
Громко многое сказал.
И мы время не теряем,
И к работе приступаем!
А чтоб легче всем училось,
Неприятность не случилась,
Подарите мне улыбку,
А ещё соседу, другу,
Я дарю улыбку вам,
И успех придёт к нам сам!
2. Введение в тему урока.
Прослушайте стихотворение. Ответьте на мои вопросы.
Качество предметов означаю,
Сильного сильнейшим называю.
Я быстрее бегаю, чем он,
В русском я, бесспорно, чемпион.
Я отважный, смелый, молодой,
Самый просвещённый и крутой,
Образный и очень ослепительный,
Озорной, весёлый, восхитительный.
-Какие прилагательные вы услышали в тексте?
-На что они указывают?
-О каких прилагательных мы с вами будем говорить?
— Попробуйте сформулировать тему урока.
— Попытаемся сформулировать цель урока. О чём мы будем говорить? Что должны узнать на уроке? (Дети отвечают)
— Запишите число, тему урока.
3.Объяснение нового материала.
А) -По каким признакам отличать качественные имёна прилагательные от других разрядов по значению?
-Какова роль качественных имён прилагательных в речи?
-Как вы думаете, все ли имена прилагательные образуют степени сравнения, краткую форму, сложные прилагательные, сочетаются со словом очень?
-Для того чтобы правильно ответить на эти вопросы, выполним задание.
— Перед вами слова.
Добрый (человек) Осенний (дождь)
Ласковый (котёнок), медвежья (берлога)
Горячий (кофе). степные (животные)
— Докажите, что это имена прилагательные.
Б) Работа в парах.
1 пара: образуйте краткую форму (Если возможно) имен прилагательных
2 пара: образуйте степени сравнения (простую форму сравнительной степени и простую форму превосходной степени прилагательных (если возможно)
3 пара: образуйте антонимические пары прилагательного (если возможно)
-Какие прилагательные оказались лишними?
-На какой признак (качество) предмета указывают остальные «нелишние» прилагательные?
Добрый (человек) на внутренние качества человека;
Горячий (кофе) на температуру
Ласковый (котенок) на внутренние качества
Эти прилагательные обозначают:
1. различные качества,
2. образуют степени сравнения,
3. сочетаются со словами очень, весьма,
4. образуют антонимические пары;
5. образуются сложные прилагательные путем повтора.
Итак, прилагательные, которые указывают на качество предмета, т.е. такой признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени, называются качественными.
— Ребята, по значению и грамматическим особенностям имена прилагательные делятся на три группы: качественные, относительные, притяжательные. Об этом мы с вами говорили.
— Сегодня мы говорим о признаках только качественных прилагательных качественных имен прилагательных.
В) Сравните с теоретическим материалом, представленным в вашем учебнике.
4.Практическая работа. (Работа в группах)
1.Продолжите ряд качественных прилагательных, дающих положительную оценку названным лицам, предметам.
2. Мама — ласковая,….
2. Художественные произведения в названиях которых присутствуют прилагательные?
6. Работа с учебником упр. 326. (Проверка)
— Игра «Найди лишнего».
Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если это качественное прилагательное.
Веселый, глупый , березовый, умный, ловкий, деревянный, добрый , холодный , стеклянный, радостный, волчий, стойкий , свежий, осенний.
-Игра — «Подари предмету признак». Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше качественных прилагательных к предложенным существительным.
1 –я группа: море
3-я группа: настроение
— Работа с тестом
В каком ряду все имена прилагательные в словосочетаниях относятся к разряду качественных?
1) известный спортсмен, книжный шкаф, лисья нора;
2) Высокий мальчик, трусливое поведение, горячий чай.
2. Какое имя прилагательное не сочетается со словами очень, весьма?
3. Какое имя прилагательное не имеет краткой формы?
4. В названии каких произведений есть качественные имена прилагательные?
1) «Утиная охота» (пьеса А. Вампилова)
2) «Белый пудель» (рассказ А. Куприна)
3) «Абрикосовое варенье» (рассказ А. Солженицына)
4) «Весёлая азбука» ( стихотворение С.Я. Маршака)
Источник
Разряды имён прилагательных
По лексическому значению и грамматическим признакам имена прилагательные делятся на три разряда: притяжательные, относительные и качественные.
Разряд | Признаки | Пример |
---|---|---|
Притяжательные | — Указывают на принадлежность — Отвечают на вопрос чей? | папин зонт Маринин карандаш |
Относительные | Обозначают место, время, материал и так далее | центральный пляж вчерашний хлеб железный ключ |
Качественные | — Имеют степени сравнения | горячий — горячей |
— Образуют краткую форму | красивый — красив | |
— Сочетаются с наречиями меры и степени (очень, слишком и т. д.) | слишком бедный |
Притяжательные прилагательные
Притяжательные имена прилагательные — это слова, указывающие на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (чей он, кому принадлежит). Притяжательные прилагательные отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?:
Вопрос | Пример |
---|---|
чей? | мамин шарф, папин друг |
чья? | бабушкина пряжа, волчья ягода |
чьё? | мамино пальто, лисье чутьё |
чьи? | кошачьи следы, дедушкины очки |
Притяжательные прилагательные образуются только от одушевлённых существительных с помощью суффиксов -ИЙ, -ОВ(-ЕВ), -ИН(-ЫН), -ОВСК(-ЕВСК), -ИНСК(-ЫНСК):
курица – куриц ын ,
отец – отц ов , отц овск ий,
мама – мам ин , мать – матер инск ий.
Словосочетание существительное + притяжательное прилагательное можно заменить словосочетанием существительное + существительное, например:
папин брат – брат папы,
волчий вой – вой волка.
Относительные прилагательные
Относительные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов по их отношению к другим предметам или лицам. Такие признаки указывают:
- Из какого материала сделан предмет:
золотое кольцо – кольцо из золота .
Для кого предназначен предмет:
детский сад – сад для детей .
Отношение предмета к определённому времени:
зимнее затмение – затмение зимой .
Отношение предмета к месту:
горная вершина – вершина горы .
Отношение предмета к области деятельности:
спортивный журнал – журнал про спорт .
Как видно из примеров, относительные прилагательные можно заменять существительными, не теряя при этом смысла словосочетания.
Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, кратких форм, синонимов и антонимов.
Относительные прилагательные образуются от существительных с помощью различных суффиксов:
вечер – вечер н ий,
скала – скал ист ый.
Если основа существительных оканчивается на согласные Г, К, Х, Т, Ц — то может происходить чередование согласных букв:
дру г – дру ж еский, но ма г ия – ма г ический;
таба к – таба ч ный, но пар к – пар к овая;
пасту х – пасту ш ий, но ду х – ду х овный;
студен т – студен ч еский, но парке т – парке т ный;
солн ц е – солне ч ный, но свине ц – свин ц овый.
Качественные прилагательные
Качественные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов, которые могут проявляться в большей или меньшей степени. Качественные прилагательные обладают следующими признаками:
- Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком:
очень сладкий, слишком большой.
Имеют полную и краткую форму:
быстрый – быстр, красивый – красив.
быстрый – медленный, красивый – страшный
Большинство антонимов можно образовать с помощью приставки не-:
маленький – немаленький (большой), яркий – неяркий (тусклый).
Образуют сложные прилагательные путём повтора:
Имеют степени сравнения:
яркий – ярче, более яркий, ярчайший, самый яркий.
Примечание: не каждое качественное прилагательное обладает сразу всеми перечисленными признаками. Прилагательное считается качественным, если обладает хотя бы несколькими из них.
Обратите внимание, что качественные прилагательные, в отличие от притяжательных и относительных, обозначают признак самого предмета вне его отношения к другим предметам. Это может быть характеристика предмета по цвету (жёлтый, белый), весу (легкий, неподъёмный), размеру (маленький, огромный) и т. д.
Переход прилагательных из одного разряда в другой
Притяжательные, относительные и качественные прилагательные могут употребляться в переносном значении, при этом притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, относительные — в разряд качественных, качественные — в разряд относительных.
Прилагательное | Разряды | ||
---|---|---|---|
притяжательный | относительный | качественный | |
волчий | волчий вой | волчья (из меха волка) шуба | волчий (злой) взгляд |
стальной | — | стальная (из стали) кружка | стальные (крепкие) мышцы |
мирный | — | мирное (во время мира) время | мирный (спокойный) характер |
заячий | заячья лапа | заячья (из меха зайца) шапка | заячий (трусливый) характер |
живой | — | живой цветок | живая изгородь |
Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, если они приобретают признаки этих разрядов. Из примеров, представленных в таблице видно, что волчий и заячий, при употреблении их в качестве материала для предмета, переходят в разряд относительных прилагательных. При использовании их в переносном значении, они становятся качественными.
Качественные прилагательные могут переходить в разряд относительных, если они начинают обозначать постоянное свойство предмета:
кислая ягода – кислая реакция,
кривая избушка – кривая линия.
Как определить разряд прилагательного
Каждый разряд прилагательных имеет ряд характерных признаков, которыми не обладают другие разряды:
Качественные | Относительные | Притяжательные |
---|---|---|
очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком. Образование сложных прилагательных с помощью повтора: Образование прилагательных с приставкой НЕ-: Могут иметь антонимы: Могут иметь синонимы: недорогой – дешёвый, Могут образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: слабый – слабенький – слабоватый. Могут образовывать наречия на -О, -Е: |
|
|