Меню

Рассказы о глаголе 5 класс



Лингвистическая сказка Времена Глагола
творческая работа учащихся по русскому языку (5 класс) на тему

Лингвистическую сказку можно использовать при объяснении нового материала по теме «Времена Глагола»

Скачать:

Вложение Размер
lingvisticheskaya_skazka_pro_glagol.doc 25 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка про глагол

В стране Части речи жил царь-Глагол Будущего времени. И он был очень ленивый. Всем приказывал, а сам даже не мог приподняться со своего трона.

Однажды приходит к нему Имя Существительное и говорит, умоляя:

— Дайте, пожалуйста, семян. Мне нужно срочно посеять буквы.

А Глагол только усмехнулся на эту просьбу:

-Ага, сейчас встану и принесу тебе семян. Как же! Иди и проси у Глагола Настоящего времени.

Из-за этого никто и не уважал Глагола Будущего времени.

Однажды к нему приехали глаголы настоящего и прошедшего времени. Много у них было владений, и слуги счастливы были. Будущее время очень удивилось и позавидовало:

Откуда у вас столько много владений?

А они и отвечают:

А мы сколько трудились! Вот и расширили свои владения.

Стыдно стало Будущему времени, и когда гости уехали, стал он трудиться не покладая рук. Тогда и все царство стало довольно.

Не даром говорят: Какие труды, такие и плоды!

Исаева А., 5 класс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Небольшое стихотворение о правописании корней с чередованием «а» и «о».

Урок на тему «Времена года. Настоящее время» направлен на повторение , углубление знаний пятиклассников о временах глагола. На уроке необходимо научить учащихся образовать форму настоящего времени от .

Урок русского языка в 5 классе по теме «Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число» (Образовательная система «Школа 2100»).

Как донести учебный материал до сознания учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками? Как вызвать у учащихся положительное от.

Цель урока:ü на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.Задачи урока:Образовательные:ü учить точно.

Источник

Лингвистическая сказка о глаголе

Выполнила: ученица 5 «г» класса АНОО Гимназии «Лидер» Григорьева Дарья Сказка о Глаголе

В некотором царстве, в некотором государстве, где правил царь Русский язык и жили его подданные, и произошла эта история. .

Глагол и существительное, являясь самими близкими придворными царя, постоянно спорили, ссорились и доказывали, кто из них самый главный. Глагол и существительное, являясь самими близкими придворными царя, постоянно спорили, ссорились и доказывали, кто из них самый главный. Глагол говорил: «Я — самый главный! Я описываю происходящее, обозначаю действие, даю оценку сообщаемому.» Глагол

Глагол Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт.

Я могу обозначать: физическую активность (строить, косить, рубить); умственную, речевую деятельность (анализировать, декламировать, замечать); передвижение предметов и объектов в пространстве (плыть, ехать, лететь); физиологическое и эмоциональное состояние (ненавидеть, плакать, удивлять и др).

Мне подвластно прошедшее, настоящее и будущее ГЛАГОЛЫ в будущем времени отвечают на вопросы: Что сделаем? Что будем делать? Что сделает? Что будет делать? ГЛАГОЛЫ в настоящем времени отвечают на вопросы: Что делаю? Что делаешь? Что делают? Что делаем? ГЛАГОЛЫ в прошедшем времени отвечают на вопросы: Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?

«Твоя роль огромна!» — согласилось существительное, но: «Если бы не я , не я, не я, не было б тебя, такого вот, хорошего такого». «Твоя роль огромна!» — согласилось существительное, но: «Если бы не я , не я, не я, не было б тебя, такого вот, хорошего такого». Надоели эти бесконечные споры царю и решил он выслать их со дворца.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделают? и др. Существительное получило сразу две должности. Оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением (в зависимости от своих начальников – падежей), иногда сказуемым – заменяет глагол или обстоятельством. С тех пор они дружны, и улыбка не сходит с их лиц.

Источник

Глагол. Повторение пройденного в начальной школе. 5-й класс

Класс: 5

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

5 класс

Цель урока: повторить известные признаки глагола, его синтаксическую роль.

Задачи урока:

  • обобщить знания учеников о глаголе как части речи;
  • развивать умение употреблять глаголы в речи;
  • совершенствовать умение опознавать глаголы по их морфологическим признакам;
  • вспомнить, какую роль в предложении может выполнять глагол;
  • прививать навыки работы с текстом;
  • развивать мышление, воспитывать самостоятельность обучающихся.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультипроектор, экран, карточки с изображением цветка, цветные карандаши.

Прилагаемые медиаматериалы: презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. Целеполагание. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим то, что вы узнали о глаголе в начальной школе: вспомним его морфологические признаки, поговорим о синтаксической роли. (Слайд 1). Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа, тему урока.

(Дети с закрытыми глазами повторяют последнее слово каждой фразы хором )

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все .

— Уши внимательно слушают и все.

— Голова ясно и хорошо .

2. Вступительное слово учителя.

— Ребята, сегодня я вам предлагаю не просто читать, писать и отвечать на уроке, а еще и вырастить волшебный цветок. Как он называется, я не скажу, вы сами отгадаете его название.

Посмотрите на доску (слайд 2). У нас есть горшок, в который мы посадим волшебное семечко. Вот и появился побег. Вам интересно узнать, что это за цветок? Тогда вы должны выполнить задание.

3. Работа по теме урока.

Прочитайте стихотворение А.Кушнера.

Кто сказал, что мы подрались?
Мы не дрались, а боролись,
Правда, мы чуть-чуть кусались,
И щипались, и кололись.
Правда, мы друг друга мяли,
И бодались, и лягались,
Нас, конечно, разнимали,
Мы, конечно, упирались.

Найдите слова, которые обозначают действие. Запишите их в тетрадь.

— Давайте проверим, верно ли вы выполнили первое задание. (Самопроверка. Слайд 4).

— К какой части речи относятся эти слова? (Это глаголы)

— Кто-нибудь догадался, как называется посаженный нами цветок? Верно, глагол (слайд 5). Но что это? Наш волшебный цветочек не хочет распускаться. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы он зацвел?

— Так как цветок у нас волшебный, то и забота ему нужна особенная: вы должны будете выполнить все задания, которые я буду вам давать, и тогда наш цветок распустится.

— Назовите те вопросы, на которые отвечает глагол (слайд 6)

— Давайте проверим, так ли это. (Слайд 7)

— Посмотрите, на нашем цветке появился первый лепесток. Сделайте вывод, на какие вопросы отвечает глагол. (Слайд 8)

— А сейчас рассмотрите картинку внимательно. О каком признаке глагола идет речь? (Слайд 9) (О времени глаголов).

— Правильно, вот и появился второй лепесток на нашем необычном цветке. (Слайд 10)

— Сделайте вывод, какое время может быть у глагола.

— Следующее задание: спишите предложения. Укажите время глаголов. Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает. На земле разлилось много луж. Скоро все вокруг зазеленеет. (Слайд 11)

— А сейчас обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, правильно ли выполнена работа. (Слайд 12)

— А сейчас проявите смекалку. Разгадай загадку. (Слайд 13)

— Какие признаки имеют глаголы? (Глаголы имеют лицо и число).

— Верно, сделайте вывод, как могут изменяться глаголы. (Слайд 14)

— Вы хорошо поработали, давайте отдохнем немного, проведем физкультминутку для глаз. (Слайд 15) Следите глазками за бабочкой.

— Мы отдохнули, давайте продолжим работу.

— Спишите глаголы, распределяя их по столбикам: гл. 1 лица, гл. 2 лица и гл. 3 лица. Укажите число.

Читаю, пишет, расцветет, любуюсь, радуешься, смеемся, спят, учится, бежим, рисуете, смотрю, любит, шьешь. (Слайд 16)

— Давайте проверим, нет ли у вас ошибок. (Слайд 17)

— Поднимите руку, кто выполнил правильно. Молодцы!

— Каким признаком обладают глаголы прошедшего времени? (Слайд 18)

— Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени. (Слайд 19)

— А сейчас посмотрите внимательно на доску и подберите к картинкам подходящие по смыслу глаголы, поставьте их в прошедшее время, укажите род. (Слайд 20)

— Давайте проверим, что у вас получилось. (Дети читают записанные слова, называя род глаголов).

— Чтобы наш цветок распустился полностью, осталось выполнить всего одно задание. Спишите, подчеркните глаголы как члены предложения.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Ф. Тютчев (Слайд 21)

— Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работу. (Слайд 22)

— Сделайте вывод, каким членом предложения может быть глагол. (Слайд 23)

4. Итог урока.

— Ребята, посмотрите, какой замечательный вырос у нас цветок! Как я уже говорила, это не простой, а волшебный цветок. А волшебство его заключается в том, что с его помощью любой из вас может рассказать о глаголе как о части речи. Давайте попробуем это сделать. (Дети, пользуясь схемой – цветком, рассказывают о глаголе).

5. Рефлексия.

— Молодцы, ребята, вы замечательно поработали, вырастили чудесный цветок, вспомнили о глаголе то, что изучили в начальной школе. А сейчас возьмите карандаши, листочки с изображением цветка и, пользуясь подсказкой, расположенной на доске, раскрасьте свои цветы. Лепестки могут быть разного цвета. (Слайд 24)

6. Объяснение домашнего задания. (Слайд 25)

— Дома нужно будет прочитать и выучить правило в параграфе 16. После этого выполнить творческое задание: сочинить небольшую сказку о любимом цветке, используя при этом как можно больше глаголов. Глаголы подчеркнуть как член предложения. Выбрать из получившегося текста любые 5 глаголов и в скобках указать их время, лицо, род (если есть) и число.

Пока дети записывают домашнее задание, учитель собирает цветы, крепит их на доске.

— Ребята, посмотрите, какая клумба у нас в классе выросла! Красивая, яркая, веселая! Ее вырастили вы своим трудом, знаниями и старанием. Я желаю, чтобы ваше настроение было таким же веселым и ярким, как эта клумба, а все следующие уроки такими же плодотворными. Урок окончен, всем спасибо. До свидания. (Слайд 26)

Источник

Лингвистические сказки Сказка про Глагол (для 5,6 класса)

Сказка про Глагол (для 5,6 класса)

Жил был на свете мальчик Глагол. Одному ему жить было трудно, тогда попросился он жить к соседке. Женщина оказалась недоброй, ленивой и скупой. К тому же у нее было две дочери, которые были похожи на нее как две капли воды. В этом доме Глаголу пришлось претерпеть немало: он и полы подметал, и еду готовил, и белье стирал, и дрова из лесу таскал, и платье для модниц-глупышек шил, кроил, а они ему только повелительно: «Подмети, приготовь, стирай, притащи, вытащи, шей, крой!» Он всегда быстро выполнял тяжелую работу и спрашивал: «Что делать? Что сделать?».

Надоело бедному глаголу прислуживать у злой соседки, и решил он тогда: пусть они сами себе подметают, готовят, стирают, таскают, шьют и кроют. А он теперь пойдет жить сам, один. Решил он так мальчик-глагол, и ушел от злой соседки.

Теперь уже он знал много: он умел совершать такие действия, которые помогут ему в жизни: он умел шить, прибираться в доме, готовить еду, стирать белье, шить и кроить. Это было его начальной формой – инфинитивом. Он знал форму повелительного наклонения, этому научили его ленивые хозяйки дома: «Подмети, приготовь, стирай, притащи, вытащи, шей, крой». Теперь он решил смягчить форму таких требований: «Подмети, пожалуйста; приготовь-ка еду, постирай, пожалуйста, белье». И форма изъявительного наклонения у него была заложена с детства родителями: Я ушел от злой соседки. Теперь я не унижусь перед ними.

А соседка та, оставшись без трудолюбивого и доброго мальчика-глагола, стала приказывать своим дочерям выполнять работу. Те ей в ответ только: «Если бы я только могла, я бы приготовила еду, но не умею; я прибралась бы в доме, но это очень тяжело». И все только в сослагательном (условном) наклонении.

Мальчик тем временем развивался, приобрел формы лица: 1 лицо — я стираю, 2 лицо — ты стираешь, 3 – лицо – они стирают. Он нашел много новых друзей и у него теперь есть единственное и множественное лицо: я стираю, мы стираем, я шью, мы шьем, я готовлю, мы готовим. Также он выделил два спряжения:

Где-то за морем, и в то время близко-близко находится удивительная страна. Доплыть туда можно на фрегате, на волшебной … но можно никуда не плыть, она всегда рядом, эта страна. Называется страна – Речь. Словно речка журчит. Или ручеек.

Живут в стране Речь очень забавные человечки. Их называют ЧАСТИ РЕЧИ. Так же, как и жителей Москвы называют москвичами, жителей Киева – киевлянами и так далее. Не забудьте – ЧАСТИ РЕЧИ.

Первый житель этой страны – старенький волшебник, с бородой и в колпаке с золотыми звездами. Его зовут Имя Существительное. Он живет в домике с садиком, на заборе у него так написано: «Имя Существительное». Чтобы кто-нибудь не ошибся и не прошел мимо.

По утрам Имя Существительное выходит во двор и начинает превращаться. Всем волшебникам необходима практика в превращательных делах, иначе, какие же они волшебники?!

Вот однажды утром старенький волшебник Имя Существительное взмахнул своей волшебной палочкой и…превратился в кошку, а потом стал конем, потом – ботинком, а потом даже превратился в облачко… ну, конечно! Ему ведь ничего не стоит превратиться в любой ПРЕДМЕТ. А что такое предмет? Да это очень просто: все вещи, люди, звери, насекомые, растения, города, машины – это ПРЕДМЕТЫ. А те слова, которые называют ПРЕДМЕТЫ – это и есть СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Про эти слова можно спросить: КТО? или ЧТО?

Есть один седой старик

Превращаться он привык

В шляпу, в бабушку, в котлеты,

В кактус, в зонтик, в сигареты,

В тапочки, в слона, в конфеты –

Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ

Давайте нарисуем на доске дедушку Имя Существительное будем придумывать, во что он будет превращаться. Можно срисовать дедушку Имя Существительное с доски в тетрадки.

Закрепим тему стихотворением:

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, маки и штиблеты –

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Села, города, планеты –

Это тоже все предметы!

Ах, какие слова восхитительные!

Называются имена существительные.

Небоскребы и мосты,

Уши, ноги и хвосты,

Булки, яблоки, котлеты –

Это тоже все предметы!

Мухоморы и конфеты-

Это тоже все предметы!

Кубики и колобки,

И компьютер, и дисктеы –

Это тоже все предметы!

До чего же все слова изумительные!

Не забудьте, все они – существительные.

Мухи, комары, сверчки,

Мотыльки и светлячки,

Книжки, письма и газеты –

Это тоже все предметы!

Да давно сказать пора:

Доктора и повара,

Журналисты и поэты –

Это тоже все предметы!

Летчики и пассажиры,

Дяди Коли, тети Светы –

Это тоже все предметы!1

В некотором царстве, в некотором государстве жила-была красавица, девушка Имя Прилагательное. У нее были золотые волосы, красивые карие глаза, белое, пышное платье, хрустальные туфельки. Она была совсем еще молодая, но очень добрая, приветливая, умная и очень трудолюбивая. Она всегда помогала всем, в том числе и волшебнику Имя Существительное. Ему она помогала обозначать признаки предмета: добрый волшебник, синяя ручка, большой дом, умный Вася, вежливые соседки, говорливый ручей. Она умела изменяться по падежам, по родам и числам. Это были ее непостоянные признаки. В предложении она всегда занимала видное место – определение. Мы слепили огромного снеговика. А еще она помогала сказуемому, выполняла и его роль: Девочка была красивая. А отвечала она на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?

Добрая наша красавица дружила с волшебником Имя Существительное и всегда с ними играла, она могла сочетаться с ним в роде, числе и падеже: красивая кукла, красивую куклу, красивой кукле, красивую куклу, красивой куклой, о красивой кукле; красивые куклы. На такую крепкую дружбу указывало ее окончание.

В некотором царстве, в некотором государстве в волшебной стране Лингвинии жила-была огромная дружная семья, которая называлась Части Речи. В этой семье главным всегда была крепкая дружба и помощь друг другу. Дети в этой семье были воспитанными, всегда помогали друг другу. Старшие дети назывались самостоятельные части речи, младшие – служебные. Еще были междометия, очень выразительные ребята, которые помогали человеку выразить свои эмоции. Пока, ребята, мы знакомы с некоторыми из старших детей: самый старший из них волшебник Имя Существительное (он называет все предметы); второй — Глагол, который умеет обозначать действия предметов; третий — Имя числительное, он умеет обозначать числа, которых так много в нашей жизни; Местоимение — именно он помогает нам указывать на предмет, не называя его; а также Наречие, умеющий обозначать признаки действий. Еще была красавица Имя Прилагательное, она умела так красиво раскрасить предметы, что залюбуешься: красная куртка, синее небо, зеленые леса. А младшие дети, служебные части речи помогали старшим выполнять самую главную роль в их жизни: строиться в словосочетания и предложения. Их трое: предлоги, союзы и частицы. Например: Сегодня у нас пройдет огромное торжество. На улице играли и дети и взрослые. Я же не умею играть в ваши игры.

1 Игры на уроках русского языка.5 класс. – Татьяна Рик

Источник

Читайте также:  Примеры предложений с глаголами с безударными гласными