Меню

Разбор глагола по составу уходит



Разбор по составу слова «уходить»

уход и́ ть
глаг. , удаляться

у приставка
ход корень
и суффикс
ть глагольное
окончание

Сходные по морфемному строению слова

уход и́ ть
глаг. , лишить жизни

у приставка
ход корень
и суффикс
ть глагольное
окончание

Сходные по морфемному строению слова

уход и́ ть
глаг. , присмотреть, позаботиться

у приставка
ход корень
и суффикс
ть глагольное
окончание

Сходные по морфемному строению слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова райсовет (существительное):

Ассоциации к слову «уходить&raquo

Синонимы к слову «уходить&raquo

Предложения со словом «уходить&raquo

  • Но в тот момент, когда она уже собралась уходить, он огорошил её.

Цитаты из русской классики со словом «уходить»

  • Ирина(рыдая). Куда? Куда все ушло? Где оно? О, боже мой, боже мой! Я все забыла, забыла… У меня перепуталось в голове… Я не помню, как по-итальянски окно или вот потолок… Все забываю, каждый день забываю, а жизнь уходит и никогда не вернется, никогда, никогда мы не уедем в Москву… Я вижу, что не уедем…

Сочетаемость слова «уходить&raquo

Значение слова «уходить&raquo

УХОДИ́ТЬ 1 , ухожу́, ухо́дишь; несов. 1. Несов. к уйти.

УХОДИ́ТЬ 2 , ухожу́, ухо́дишь; прич. страд. прош. ухо́женный, —жен, -а, -о; сов., перех. Прост. 1. Длительной ходьбой, работой и т. п. утомить, изнурить.

УХОДИ́ТЬ 3 , ухожу́, ухо́дишь; прич. страд. прош. ухо́женный, —жен, -а, -о; сов., перех. (обычно в форме прич. страд. прош., другие формы употр. редко и имеют просторечный характер). Присмотреть за кем-, чем-л., позаботиться о ком-, чем-л. От души радуюсь, что телесно Вы успокоены и ухожены Грушей. А. Бородин, Письмо Е. А. Протопоповой-старшей, 31 окт. 1882. Главный герой повествования [Багрицкого] соболь, и все это в целом посвящено питомнику, где должен быть выведен, и ухожен, и воспитан — ценный пушной зверек. П. Антокольский, Путь поэта. Пиджак грубой шерсти, не новый галстук в крупную горошинку, совсем растоптанные — штиблеты. Но все это выглядит опрятным, ухоженным бережливой рукой. Сартаков, Вечерний чай. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «уходить&raquo

УХОДИ́ТЬ 1 , ухожу́, ухо́дишь; несов. 1. Несов. к уйти.

УХОДИ́ТЬ 2 , ухожу́, ухо́дишь; прич. страд. прош. ухо́женный, —жен, -а, -о; сов., перех. Прост. 1. Длительной ходьбой, работой и т. п. утомить, изнурить.

УХОДИ́ТЬ 3 , ухожу́, ухо́дишь; прич. страд. прош. ухо́женный, —жен, -а, -о; сов., перех. (обычно в форме прич. страд. прош., другие формы употр. редко и имеют просторечный характер). Присмотреть за кем-, чем-л., позаботиться о ком-, чем-л. От души радуюсь, что телесно Вы успокоены и ухожены Грушей. А. Бородин, Письмо Е. А. Протопоповой-старшей, 31 окт. 1882. Главный герой повествования [Багрицкого] соболь, и все это в целом посвящено питомнику, где должен быть выведен, и ухожен, и воспитан — ценный пушной зверек. П. Антокольский, Путь поэта. Пиджак грубой шерсти, не новый галстук в крупную горошинку, совсем растоптанные — штиблеты. Но все это выглядит опрятным, ухоженным бережливой рукой. Сартаков, Вечерний чай.

Предложения со словом «уходить&raquo

Но в тот момент, когда она уже собралась уходить, он огорошил её.

Читайте также:  Все формы прошедшего времени глагола быть

И он собрался уже уходить от дочери, вспомнив о нескольких письмах, которые надо было написать.

А может быть, наше отношение ко времени уходит корнями ещё глубже, в эпоху ручного труда.

Источник

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Разбор глагола по составу. Алгоритм разбора» , по программе «Школа 2100»
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Цель:

  • научить обучающихся разбирать глагол по составу.

Задачи:

  • развивать умения видеть в слове его части;
  • учить объяснять условия выбора орфограмм;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: мультимедийная установка.

Проблема: почему некоторые глагольные суффиксы не входят в основу?

Скачать:

Вложение Размер
razbor_glagola_po_sostavu1.ppt 888 КБ
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_z.docx 22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 4 классе. Учитель начальных классов Г. Архангельска Харламова Елена Васильевна.

Определи форму глаголов: стучишься — уколоться- проспорить- кричала- светятся- принесешь- наст.вр., 2л., ед.ч., возвр.ф н.ф., возвр.ф. н.ф. пр.вр., ж.р., ед.ч. наст.вр., 3-е л., мн.ч., возвр.ф буд.вр., 2-е л. ед.ч.,

Выбери слова, которые относятся к схемам: 1) 3) 2) н 4) смотреть катаешься розовый ый а ат л ник кричат школьник бегала звёздный

Тема урока: Разбор глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. Цель : 1) Научиться разбирать глагол по составу.

Упражнение 292. ет Роня.. лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглян.. день как будто поневоле И скро.. ся за край окружных гор. ( А.С. Пушкин) ет ет

Алгоритм разбора : Форма глагола. Не входят в основу. Основа. Корень. Приставка, суффикс.

Домашнее задание: Дидактический материал: упр. 165. Учебник: стр. 97-98 (правило).

Источник

Разбор глагола по составу. 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (454,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: знакомство с алгоритмом разбора глагола по составу.

Задачи:

  • Научить разбирать глаголы по составу с опорой на алгоритм; показать отличие порядка разбора по составу глагола от других частей речи.
  • Развитие умения выполнять разные виды разборов.
  • Воспитывать внимательное отношение к языку.

Оборудование: учебник, тетрадь, памятка о суффиксах глагола, алгоритм порядка разбора глагола по составу, для рефлексии рисунки цветов яблони розового и белого цвета для каждого ученика, рисунок веточки яблони.

1. Организационный момент (2, 3 слайды)

Показ слайдов с изображением картин весны в сопровождении музыки.

Загадка: “Дева красная пришла, цветов много” (Весна)

2. Языковая разминка (4 – 6 слайды)

На слайде: “ (К) нам в.сна ш.га.т быстрыми шагами и сугробы та.т под её н.гами.” (И. Токмакова)

— Прочитайте, объясните написание слов с пропущенными буквами, постановку знаков препинания. Запишите предложение в тетрадь.

— Выполните синтаксический разбор этого предложения: выделите грамматическую основу, дайте характеристику предложения, составьте схему предложения.

— Сделайте звукобуквенный разбор слова тают и разбор слова шагает как часть речи (два человека работают у доски, остальные в тетради).

3. Чистописание (7 слайд)

— Назовите личные окончания глаголов I спряжения (-ем,-ешь, -ете,-ет,-ут)

— Проверьте на экране. Запишите на первой строчке.

— Назовите личные окончания глаголов II спряжения (-им, -ишь, -ите, -ит, -ат). Проверьте на экране. Запишите на второй строчке.

— Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы ( —ть, -ти), как определить глагол прошедшего времени (-л-).

Проверьте на экране. Запишите на третьей строчке.

— Назовите суффиксы глагола I спряжения, II спряжения, возвратных глаголов

Проверьте на экране. Запишите на четвёртой строчке.

4. Формулирование темы и цели урока (8 слайд)

— Посмотрите на экран и определите по схемам к каким частям речи относятся слова. Слов какой части речи больше? (глаголов)

— Озвучьте эти схемы, т. е. приведите примеры слов на тему “Весна”. (Подснежник, весенний, пришла, тает)

— Разбор слов какой части речи вызовет затруднение. (Глаголов) Какова же цель нашего урока? (Научиться разбирать глаголы по составу)

(На экране тема “Разбор глагола по составу” и открывается запись её на доске)

5. Работа с памяткой и алгоритмом (открытие новых знаний)

– Чтобы разобрать глагол по составу, надо знать некоторые правила и порядок разбора глагола. Для этого откроем учебник на стр. 97. Прочитайте правило. Назовите суффиксы, которые не входят в основу. Эти суффиксы записаны на 1, 2, 3 строчках в чистописании. Назовите суффиксы, которые входят в основу. Они записаны на 4-й строчке чистописания. Проверим. (На экране – памятка. На доску она вывешивается под темой урока). Выделите зелёной ручкой эту памятку в чистописании.

– Давайте познакомимся с алгоритмом порядка разбора глагола по составу. Учебник стр. 98 (Дети читают по шагам, которые появляются на экране схематически. Потом алгоритм целиком вывешивается на доске)

— Чем порядок разбора глагола по составу отличается от порядка разбора других частей речи? (Определяем сначала форму глагола)

6. Упражнения в определении формы глаголов и в разборе глаголов по составу (11, 12 слайд)

1) – Выполним упражнение 293 на стр. 98. Прочитайте задание. Чтобы легче было озвучить схемы, Весна вам поможет подсказкой. (Обратить внимание на экран. Дети выполняют задание в тетрадях. По одному называют слово, определяют форму глагола, проверяют по образцу на экране).

2) – Выполним упражнение 295. Разберите глаголы по составу: разучилась, держать, вынес, подскажешь, уколоться.

(Дети самостоятельно работают, 5 человек работают на индивидуальных листах. Затем проводится проверка)

7. Рефлексия. Итог урока (13, 14 слайд)

— Что надо знать, чтобы разобрать глагол по составу (Ещё раз обратиться к памятке и алгоритму на доске.)

— Весна хочет узнать всё ли вам понятно, или возникли какие–либо трудности. Скоро на деревьях распустятся цветы. Давайте и мы украсим нашу веточку яблони цветами. Если вам было на уроке всё понятно, возьмите в руку белый цветок. А если было что–то непонятно, возникали трудности, то розовый. Приклеим ваши цветочки на веточку.

Источник

Разобрать по составу глаголы уходит и стелется. Как правильно?

05-10-2017

Разобрать по составу глаголы уходит и стелется. Как правильно?

Разбор слов по составу уходит и стелется:

В первую очередь необходимо сказать, что перед нами глаголы (Что делает?)

Изменим слово, чтобы определить окончание: уходя, уходят, уходи. Получаем окончание ит.

Тоже самое со словом стелется: стелемся, стелился, стелятся. Окончание ет.

Основанием слова является его часть без окончания- уход и стел.

Корень ход (однокоренные слова: ходунки, проход, выходной).

Корень стел (однокоренные слова: стельки, стелить, расстелиться).

Нужно заметить, что стелется является возвратным глаголом. Он имеет в своем составе возвратный суффикс ся.

В слове уходит есть приставка у, в слове стелется приставки нет.

При разборе слова по составу необходимо определить из каких морфем состоит слово.

Слова уходит и стелется являются глаголами.

Морфемный разбор слова УХОДИТ:

Глагол образован от слова ХОД, он и будет корнем. Однокоренные слова вход, заходить, поход, ходунки и т.д.

Буква У находится перед корнем, значит это приставка.

В конце слова находится окончание -ИТ.

Основу слова составляет УХОД-.

Морфемный разбор слова СТЕЛЕТСЯ:

Глагол имеет корень -СТЕЛ-. Для проверки можно подобрать однокоренные слова стелька, постелить и т.д.

Окончание выделяем -ЕТ, а -СЯ- является возвратным суффиксом.

Основой слова в этом случае будет СТЕЛ-СЯ. СЯ входит в основу слова.

Разбор слова по составу предполагает вычленение минимальных значимых его частей — морфем.

В слове уходит можно выделить:

-ит — личное окончание глагола,

-ход- корень ( при-ход-ить, у-ход, от-ход),

В составе возвратного глагола стелется вычленим возвратный суффикс -ся, личное окончание глагола 3 лица единственного числа настоящего времени -ет. Оставшуюся морфему -стел- назовем корнем, как и в словах: по-стел-ешь, стел-ение, за-стел-енный.

Глагол настоящего времени Уходит образован от инфинитива Уходить. В нем мы выделим окончание -ИТ: Он уходит-Я ухожу-Ты уходишь-Они уходят-Мы уходим. Однокоренными словами будут Уходить-Переходить-Заходить-Ходить-Ходики-Ход. Корень слова оказывается -ХОД. Перед корнем выделим приставку У-.

Получаем: У-ХОД-ИТ (приставка-корень-окончание), основа слова УХОД-.

Глагол настоящего времени Стелется образован от инфинитива Стлаться имеет возвратный постфикс -СЯ и окончание -ИТ-: Стелется-Стелемся-Стелешься-Стелются. Однокоренными словами будут Стлать-Постелить-Постель-Застелить-Постлать. Корнем слова будет СТЕЛ-, в котором появляется беглая гласная Е.

Получаем: СТЕЛ-ЕТ-СЯ (корень-окончание-постфикс), основа слова СТЕЛ-СЯ.

Глагол ‘уходит’ отвечает на вопрос ‘что делает?’ (прошедшее время). Разобрать это слов по составу нужно следующим образом:

  • ‘у’ приставка слова
  • ‘ход’ корень слова
  • ‘ит’ окончание

Глагол ‘стелется’ разбирается по составу следующим образом:

  • ‘стел’ это корень слова
  • ‘ет’ окончание
  • ‘ся’ это суффикс слова

Морфемный разбор глаголов

окончание глагола 3 лица ИТ, основа УХОД,

корень ХОД (ходить, ход, заход, ходячий)

Как видите, разбор довольно простой.

глагольное окончание 3 л. ЕТ и основа СТЕЛ_СЯ,

корневая морфема СТЕЛ (подстелить, стелька),

приставки в этом слове нет, но есть постфикс СЯ.

Порядок морфемного анализа каждого слова:

  • уходит — глагол в форме 3-го лица настоящего времени от глагола ‘уходить’, выделим окончание -ИТ, основа слова ‘уход-‘, затем выделяем приставку У- и корень -ход- (у-ход-ит).
  • стелется — возвратный гл. в форме 3-го л. наст. вр. от глагола ‘стелиться’, окончание -ЕТ, постфикс/суффикс возвратности -СЯ, основа слова ‘стел. ся’ (окончание исключаем, возвратный суффикс включаем) корень -стел- (стел-ет-ся).

    Уходит — глагол настоящего времени, корень — ход-, у — приставка, ит — окончание глагола

    По другому разбирается глагол стелется, где стел — корень (чередование стил-стел), приставки нет, е -суффикс, т — окончание глаола, ся- возвратная частица

    Слово ‘ СТЕЛЕТСЯ ‘ содержит следующие морфемы или части:

    И последнее, о чем нужно помнить, основа — ‘ СТЕЛ_СЯ ‘.

    Сам морфемный состав выглядит следующим образом.

    1.Уходит. Что делает? Это глагол.

    приставка -у- (приходит, заходит, переходит, входит),

    корень -ход- (ходил, ходят, уход, приход, заходили),

    окончание -ит- (уходят, уходило, уходим).

    Основа в слове будет -уход- (так как окончание никогда не входит в основу слова).

    2.Стелется. Что делает? Это глагол, но возвратный.

    корень -стел- (постелить, застелив, стелим),

    окончание -ет- (стеля, стелим, стелилось),

    Если говорить об основе этого слова, то он будет -стел ся-, так как окончание мы откидываем, а постфикс остается.

    Источник