Урок русского языка в 4-м классе по теме «Разбор глагола по составу. Алгоритм разбора» , по программе «Школа 2100»
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
Цель:
- научить обучающихся разбирать глагол по составу.
Задачи:
- развивать умения видеть в слове его части;
- учить объяснять условия выбора орфограмм;
- воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: мультимедийная установка.
Проблема: почему некоторые глагольные суффиксы не входят в основу?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razbor_glagola_po_sostavu1.ppt | 888 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_z.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок русского языка в 4 классе. Учитель начальных классов Г. Архангельска Харламова Елена Васильевна.
Определи форму глаголов: стучишься — уколоться- проспорить- кричала- светятся- принесешь- наст.вр., 2л., ед.ч., возвр.ф н.ф., возвр.ф. н.ф. пр.вр., ж.р., ед.ч. наст.вр., 3-е л., мн.ч., возвр.ф буд.вр., 2-е л. ед.ч.,
Выбери слова, которые относятся к схемам: 1) 3) 2) н 4) смотреть катаешься розовый ый а ат л ник кричат школьник бегала звёздный
Тема урока: Разбор глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. Цель : 1) Научиться разбирать глагол по составу.
Упражнение 292. ет Роня.. лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглян.. день как будто поневоле И скро.. ся за край окружных гор. ( А.С. Пушкин) ет ет
Алгоритм разбора : Форма глагола. Не входят в основу. Основа. Корень. Приставка, суффикс.
Домашнее задание: Дидактический материал: упр. 165. Учебник: стр. 97-98 (правило).
Источник
Прошедшее время глагола. 4-й класс
Класс: 4
- Систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно их закрепить и научиться использовать эти знания на практике.
- Прививать орфоэпические нормы.
- Расширять кругозор и словарный запас учащихся.
- Развивать речь.
- Развивать познавательный интерес.
- сюжетные рисунки, карточки, свиток папируса;
- таблица для систематизации знаний по теме «Глагол»;
- магнитофон, магнитная доска;
- индивидуальные сигнальные доски;
- кроссворд по теме «Славянская письменность».
Ход урока
I. Организационный момент.
Введение сюжетной линии урока.
Раз-два – выше голова!
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – можно сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Учитель: Ребята! Вы, конечно же, обратили внимание на это странное объявление!
Вы хотите участвовать в научном эксперименте? Тогда мы отправляемся в Институт Времени, Между прочим, вход туда – строго по пропускам!
II. Повторение. Систематизация знаний.
Учитель: Ребята! Я раздала вам билетики с вопросами. Тот, у кого №1, начинает наш «Блиц-опрос» по теме «Глагол».
- Что такое глагол?
- Какую роль в предложении выполняет глагол?
- Что такое неопределённая форма глагола?
- Назовите временные формы глагола.
- Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени?
- Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол настоящего времени?
- Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол будущего времени?
- Какие формы будущего времени вы знаете?
- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
- Какие формы лица глагола вы знаете?
- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
- Сколько типов спряжения существует в русском языке?
- Какие гласные пишутся в безударных окончаниях глаголов 1 спряжения? 2 спряжения?
- Как чаще всего образуется форма прошедшего времени? Всегда ли используется суффикс -л-?
- Как изменяются глаголы прошедшего времени?
III. Формулирование темы урока и постановка целей.
Учитель: Молодцы, ребята, прекрасно ответили на вопросы. Я считаю, что мы с вами владеем достаточной информацией о глаголе, поэтому отправляемся в научную лабораторию к Профессору Зубрилкин и его ассистентке Елене Почемучкиной. А вот их «археологические находки».
— Какую информацию содержат эти фрагменты?
— Какие из них считаете «лишними»?
— Как вы думаете, какова тема урока? (Высказывания детей.)
Итак, тема исследования (а стало быть, и урока): «Прошедшее время глагола».
Цель нашей работы сегодня: систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно их закрепить и научиться использовать эти знания на практике.
Все свои научные наблюдения и выводы будем записывать в «Тетрадь исследовательских работ».
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Дети записывают в тетрадь число и элементы чистописания, комментируя свои записи.)
IV. Работа с фразеологическими оборотами речи.
Узнавание глаголов прошедшего времени. Разбор глаголов по составу.
— Как называются устойчивые выражения, используемые для яркости, образности речи?
— Объясните смысл данных фразеологизмов.
Зарубила 2 на носу. | Прочно, надолго запомнили. |
Взяли себя в руки. | Овладели собой, стали более собранными. |
Сел в галошу. | Оказался в смешном положении. |
Вылетело 2 из головы. | Забылось. |
— Найдите глаголы. Дайте им характеристику (время, показатель прошедшего времени, число, род).
— Что такое антонимы?
— Найдите фразеологизмы, противоположные по смыслу. Запишите их..
— Разберите по составу глаголы прошедшего времени. О чём нужно помнить, выделяя основу этих глаголов? (В основу глагола входят все части слова, кроме окончания и формообразующих суффиксов.)
Вывод: глаголы прошедшего времени имеют форму числа, а в единственном числе – форму рода.
V. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.
Орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени.
А) Проблемный вопрос/
— Формы числа и рода являются постоянными признаками или изменяемыми?
Учитель: Для дальнейшего исследования нам необходимо совершить путешествие во времени. На этой машине времени мы отправимся в прошлое. Перемещение будет проходить безболезненно, если вы опустите головки на парту, закроете глаза и расслабитесь.
Включение фонограммы, релаксация под «Звуки тропического леса».
Можете открыть глаза, т.к. мы уже прибыли к месту назначения – времена расцвета динозавров, гигантских насекомых и насекомых. Начинаем свои наблюдения за древними животными и, конечно же, за глаголами прошедшего времени.
В) Вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе и по родам.
Таблица окончаний глаголов прошедшего времени.
Г) Закрепление знаний, использование их на практике.
— Изменить глагол по числам и родам.
— Обратите внимание на постановку ударения в этих глаголах. Какое свойство русского ударения вы наблюдаете? Запомните орфоэпические нормы произношения данных глаголов.
VI. Фонетический анализ глаголов прошедшего времени.
Орфограмма в родовых окончаниях глаголов.
А) Проблемный вопрос/
— Существует ли опасность в написании родовых окончаниях глаголов?
В) Вывод: безударные окончания глаголов среднего рода являются орфограммой, так как при произношении слышим /а/, но пишем /о/.
— Работа с сигнальными досками. Объяснить написание выделенных букв. Показать, какое окончание необходимо вставить:
- Р о са св е ркал. кол ь е сверкал. пламя с и ял. улы б ка сиял. зв е зда св е тил. со л нце светил.
— Ребята, как называются слова, разные по написанию, но близкие по значению?
— Найдите синонимы среди данных слов.
Учитель: Ребята! Оглянемся вокруг, полюбуемся красотой первозданной природы, которой ещё е коснулась цивилизация!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти стряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это так птицы летят.
Как они сядут,
Тоже покажем –
Крылья сложили назад.
(Дети выполняют движения в соответствии с содержанием каждой строчки под фонограмму «Звуки вечернего леса.)
VII. Роль окончаний глагола в установлении связи слов в предложении. Обогащение словарного запаса глаголами прошедшего времени.
А) Проблемный вопрос.
— Итак, мы знаем, что у глаголов прошедшего времени при изменении родовых форм и числа изменяются окончания. Так ли это необходимо в нашей речи?
Учитель: Для решения этой проблемы отправляемся в каменный век к древним людям.
В) Работа по карточкам.
В давние-предавние времена в знаменитой ныне пещере Шульган-Таш обитало древние люди. Художник каменного века оставила на стенах рисунки, по которым мы можем представить, как жил и чем занималась наши предки. Мужчина ходила на охоту, добывало пищу. Женщина поддерживали огонь в пещере, готовил еду, шило одежду из шкур. Дети же собирал съедобные коренья, ягоды.
— Нужно ли изменять окончания глаголов? Для чего?
Вывод: окончания глаголов необходимо изменять для установления связи слов в предложениях.
VIII. Словарная робота. Омонимы – части речи.
Разбор предложений по членам.
1) Как называется кора берёзы, на которой писали в Древней Руси, пока не изобрели бумагу?
2) Как называется письменный прибор в виде палочки с острым наконечником, которым в Древней Руси прилежные ученики выцарапывали на берёсте свои первые каракули?
3) Как называлась телячья кожа, высушенная особым образом и предназначенная для письма вместо бумаги?
4) Как назывался прибор, заменявший ручку, который люди заимствовали у гусей для письма?
5) Старинные книги раньше не имели страниц, а сворачивались в рулоны. Как они назывались?
— Какое из записанных слов обозначать разные части речи?
Это омонимы – слова, одинаковые по написанию, различные по значению.
— Назовите аналогичные слова-омонимы, обозначающие разные части речи.
- Течь, печь, стекла (со стекла).
— Придумайте с этими словами предложения.
— А теперь я предлагаю проанализировать мои предложения.
1 уровень сложности.
Дождевея капля стекла со стекла. 4
2 уровень сложности.
Крестьянка растопила печь и стала печь пироги. 4
3 уровень сложности.
Мореплаватели быстро задраили течь, и вода перестала течь в трюм корабля. 4
IX. Закрепление. Работа по учебнику.
- Работа с правилом на стр.55.
- Устный анализ упражнений: № 80 стр.54 и №95 стр.63.
X. Домашнее задание.
- Правило на стр.55 выучить.
- Упражнения: № 80 стр.54 и №95 стр.63
XI. Итог урока.
— В начале урока мы ставили перед собой цель: систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно их закрепить и научиться использовать эти знания на практике.
— Как вы думаете, мы выполнили свою цель?
— Как можете оценить свою работу на уроке? (Мысленно поставьте себе оценку.)
Молодцы, ребята! Сегодня вы очень старались, активно участвовали в нашем исследовании. . заслужили оценки «5», . получают оценку «4». А . нужно дополнительно поработать над этой темой.
Всем спасибо за плодотворную работу. Урок окончен.
Источник
3.7.4. Морфологический разбор глаголов
План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
- Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица. - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
- Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма). - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
- Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица. - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Началась пахота (Пришвин).
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
- Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) прошедшего времени;
3) единственного числа;
4) женского рода. - В предложении является сказуемым.
Источник