Меню

Разбор глаголов по составу иду



Разбор по составу слова «идти»

ид корень
ти глагольное
окончание

Сходные по морфемному строению слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова чревовещатель (существительное):

Ассоциации к слову «идти&raquo

Синонимы к слову «идти&raquo

Предложения со словом «идти&raquo

  • Только теперь речь шла уже о программе и способах выполнения работ.

Цитаты из русской классики со словом «идти»

  • Я остановлюсь, чтобы они ушли дальше, и они остановятся; я пойду — и они идут.

Сочетаемость слова «идти&raquo

Значение слова «идти&raquo

ИДТИ́ , иду́, идёшь; прош. шёл, шла, шло; прич. прош. ше́дший; деепр. идя́ и (разг.) и́дучи; несов. 1. Передвигаться, перемещаться в пространстве. а) Передвигаться, ступая ногами, делая шаги (о человеке и животном). (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «идти&raquo

ИДТИ́ , иду́, идёшь; прош. шёл, шла, шло; прич. прош. ше́дший; деепр. идя́ и (разг.) и́дучи; несов. 1. Передвигаться, перемещаться в пространстве. а) Передвигаться, ступая ногами, делая шаги (о человеке и животном).

Предложения со словом «идти&raquo

Только теперь речь шла уже о программе и способах выполнения работ.

Когда понимаешь, о чём на самом деле идёт речь, он читается буквально на одном дыхании.

– Здесь может идти речь только об одном долге – долге человечности.

Синонимы к слову «идти&raquo

Ассоциации к слову «идти&raquo

Сочетаемость слова «идти&raquo

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Разбор слов по составу

Разбор слова по составу, или морфемный разбор – разбор, при котором у слова выделяют все его части: основу, приставку, корень, суффикс, окончания, префиксы, постфиксы. Морфемный разбор слова важен потому, что в русском языке морфемный принцип лежит в основе правописания. Большинство правил строится на определении того, где находится буква, в правильности написания которой возникают трудности.

К примеру, чтобы правильно написать о или ё в слове, надо понять, где она расположена: в корне пишется ё (черный, желудь), кроме слов-исключений, а в суффиксах и окончаниях прилагательных, существительных, наречий – под ударением – о, без ударения – е. Потому так важно грамотно сделать разбор по составу. В этом окажет помощь «словообразовательный словарь Тихонова», печатный или электронный. Привычка делать разбор слова по составу со словарем позволяет проникнуть в тонкости языка.

Для того, чтобы выплонить разбор слова, воспользуйтесь алфавитным указателем по морфемному словарю или формой поиска справа

Краткая шпаргалка по разбору

  1. найти окончание;
  2. найти основу;
  3. найти приставки;
  4. найти суффиксы;
  5. выделить корень;
  6. обозначить все части графически;
  7. найти слова с таким же составом и привести примеры.

Основные правила разбора и исключения

Чтобы грамотно разобрать слово по составу, нужно придерживаться принципа так называемой матрешки (когда одна матрешка снимается с другой, пока не дойдешь до самой маленькой).

Слово нужно «раздеть», снимая с него «одежки» по одной, чтобы добраться до сути, корня, общей части всех однокоренных слов: чайник – чайный, чай. Как это делают? Есть определенный порядок, по которому проводится разбор слова:

  1. Поиск окончания. Нужно найти окончание у изменяемых слов, для этого слово нужно изменить: чайник — чайника, окончание – а, основа – чайник; многие школьники пробуют разобрать по составу слово, выделяя сразу корень. Это ошибочный путь, потому что есть слова, у которых корень найти сложно (снять, съем, подъем) или где его нет (вы-ну-ть – есть только приставка, суффикс, окончание). Если смотреть глубже, в слове вынуть корень –н- спрятался под суффикс – ну, наложился на него и слился с ним, ведь есть же однокоренное слово – вы- ним-а-ть, где корень -ним. Чтобы не ошибиться, можно в сложных случаях проводить разбор по составу слова онлайн на нашем ресурсе, а также заглянуть в морфемный словарь, его еще иногда называют словарь морфем.
  2. Выделение основы. Все, что у слова осталось после того, как выделили окончание, называется основой: чайник – основа чайник (чайник-а, чайник-у, о чайник-е); если слово не изменяется (наречие, деепричастие), то все слово составит его основу: тихо, издали, делая. Если есть проблема в выделении окончания и основы, можно сделать разбор слова по составу онлайн бесплатно. Нужно учитывать, что есть разные школы русского языка, и разные авторы учебников и программ придерживаются той или иной школы. По одной точке зрения, к примеру, в слове плы-ть выделяют окончание глагола -ть, а по другой теории это суффикс. На морфемный словарь русского языка можно ориентироваться, учитывая эти тонкости. Существенно и то, на каком уровне обучения находится пользователь: ученик начальной школы он или студент университета. Для студента важна этимология. Морфемный разбор слова онлайн позволит провести разбор с учетом этимологии (происхождения) слова. К примеру, существительного с учетом его этимологии покажет, что у слов червь, червленый, червонный, червонец один и тот же корень – червь-червл, где есть чередование в//вл.
  3. Поиск суффиксов. Сначала выделяют формообразующие суффиксы, для этого данное слово сравнивают с другими его формами – суффикс -л- прошедшего времени глагола (сдела-л, сдела-ю). Потом находят словообразовательные суффиксы, ищут цепочку, чтобы увидеть, от какого слова и с помощью какого суффикса образовалось данное слово и убедиться, что такой суффикс есть в других словах: учи – тель – от слова учить с помощью суффикса -тель, еще такой же суффикс можно найти в слове воспита – тель. Словарь морфем русского языка позволит не ошибиться в поиске суффиксов, увидеть их смысл, понять законы словообразования в русском языке.
  4. Выделение приставки. Для этого нужно попытаться поменять одну приставку на другую, привести слова с такой же точно приставкой, можно разобрать слово по составу онлайн, чтобы избежать ошибок.
  5. Нахождение корня. Чтобы выделить корень слова, подобрать однокоренные слова и убедиться в правильности найденной морфемы (грибной – гриб, грибок).
  6. Все найденные части слова обозначают графически условными обозначениями. Убедиться в правильности разбора поможет морфемный словарь. Стоит подобрать еще одно слово с точно таким же составом.
Читайте также:  Синтаксические функции глагола что это такое

При затруднении в выделении частей слова поможет морфемно-орфографический словарь. Удобнее всего пользоваться электронной версией.

На нашем ресурсе дан большой морфемный словарь русского языка, он поможет учащимся любого уровня обучения провести разбор слова онлайн.

Источник

3.7.4. Морфологический разбор глаголов

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Читайте также:  Дополни предложения глаголами противоположными по значению выделенным

Началась пахота (Пришвин).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Источник

Урок русского языка по теме «Разбор по составу глаголов». 4-й класс

Класс: 4

  • Учебники: М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова Русский язык 4 класс, 3 часть; М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская Русский язык 4 класс, 2 часть/Изд-во Академкнига/Учебник.
  • Тетрадь с печатной основой: Т.А.Байкова Русский язык 4 класс, 2 часть.
  • Заготовки опорных таблиц «Порядок разбора глагола» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1294a0b7-487d-4a39-b436-a28836c47aab/%5BNS-RUS_4-16%5D_%5BTQ_039%5D.swf (Приложение 1).
  • Презентация «Разбор по составу глаголов» (Приложение 2)

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся о частях речи, о составе слов.

1. Картинный диктант (капуста, морковь, картофель), (можно использовать галерею интерактивной доски, если есть возможность).

– Запишите слова в столбик (1 человек у доски).

– Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

2. Классификация слов.

– Что общего у этих слов? (ударение падает на первый слог, относятся к группе ОВОЩИ, часть речи – существительное).

– Разберите их по составу. Что можно сказать о составе? (состав слов одинаковый)

– Какая схема соответствует составу этих слов? (1 человек чертит схему на доске: )

– Какие постоянные признаки можем определить у существительных? (род, склонение) Укажите их.(1 человек у доски).

Какое слово может быть лишним? Почему? (картофель – мужского род; морковь начинается с буквы М, запоминаем букву О; капуста – нет в написании Ь).

– Чем различаются слова? (склонением)

3. Словообразование прилагательных.

– От данных слов образуйте прилагательные и запишите их рядом с существительными. (у доски работу продолжает другой ребёнок)

Капуста капустный
Морковь – морковный
Картофель – картофельный

– Разберите их по составу. С помощью какой части слова образовались прилагательные? (с помощью суффикса)

– Что называется суффиксом?

– Кто сможет назвать, как называется данный способ образования слов? (суффиксальный)

– Покажите стрелкой, какое слово дало жизнь другому.

Капуста — > капустный
Морковь —> морковный
Картофель —> картофельный

III. Проблемная ситуация.

– Как вы думаете, эти слова к какой части речи относятся?

– Как вы догадались? (по суффиксам и окончаниям) Что называется глаголом?

IV. Постановка учебной задачи.

– С какой частью речи мы будем работать на уроке? (ответы детей)

– Глядя на схемы, определите, чему будем учиться на уроке? (разбирать глаголы по составу)

V. Сообщение темы урока.

Разбор по составу глаголов (Приложение 2, слайд 2)

VI. Работа над новым материалом.

а) проблемная ситуация

Чтение интриги учебника 3 часть стр. 60

б) работа с правилами и заполнение таблицы (работа с учебником 3 часть стр.60-61)

– С чего начинаем разбор глаголов? (слайд 3) (выделить суффиксы -СЯ, -СЬ, если они есть)

1. Выделить -СЯ, -СЬ. (слайд 4)

– Что должны определить дальше? (Определить, в какой форме стоит глагол)

2. Определить, в какой форме стоит глагол.(слайд 5)

– Читаем первый пункт правила и заполняем таблицу.(слайды 6, 7)

– Вспомните сами, что выделяем дальше во всех глагольных формах? (основу) (слайд8)

– Читаем второй и третий пункт правила. Закончите заполнение таблицы сами. (проверка – слайды 9, 10)

в) проблемная ситуация

– Можете ли вы определить, в какой форме стоят глаголы?(возвращение к записи со схемами на доске)

– Найдите ошибки в разборе.(исправляют ошибки у доски)

г) подбор глаголов к схеме и разбор по составу

– Пользуясь словарём, подберите слова к схемам. Каким словарём нам удобно пользоваться?(обратным)

– В словаре есть подсказка, глагольные суффиксы маркированы синим цветом.

– Все слова в словарях в какой форме? (в начальной форме)

– Значит, к каким схемам сможем подобрать слова? (к 1, 3, 4)

– Запишите слова к этим схемам, разберите их по составу.(у доски могут работать от 1 до 2 человек в зависимости от места на доске и от способностей учащихся; остальные ученики могут работать в парах )

– К пятой схеме Маша подобрала слово читали и разобрала его вот так:

– Согласны ли вы? Почему?

д) работа с учебником

– Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник на странице 62 и прочитаем, какой разговор происходил на уроке в селе Мирном.

Запись в тетрадь: (слайд 11)

е) чтение правила на стр.62 учебника

– Так почему Маша разобрала так? (суффикс – Л – в основу не входит)

YII. Закрепление изученного материала

а) Упражнение 54 на стр. 61 учебника (работа выполняется по цепочке с комментированием у доски)

б) Самостоятельная работа (можно взять текст из упр.181 на стр. 180 учебника)

– Из данного текста выпишите глаголы, разберите их по составу.(слайд 12 )

– Кто справится с работой раньше, запишите первое предложение, разберите его по членам предложения. Укажите части речи.

VIII. Домашнее задание

– Дома выполнить упр.28 на стр. 31-32 тетради, карточку-опору наклеить на картон.

– Чему учились на уроке?

– Что узнали нового? (слайд 13)

– Поднимите руку тот, кто понял, как нужно разбирать глаголы по составу.

– Кто доволен своей работой, поаплодируйте себе.(варианты рефлексии могут быть разные) (слайд 14)

Источник