Меню

Разбор имен прилагательных по составу задания



§25. Разбор имён прилагательных по составу — учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 2

338. Понаблюдай за составом слов – имен прилагательных. Попробуй объяснить, почему в некоторых прилагательных пишутся удвоенные буквы согласных.

Запиши слова вместо вопросительного знака.

Разбери их по составу.

При образовании имен прилагательных от имен существительных используется суффикс –н-. если корень слова заканчивается на букву –н-, к нему добавляется суффикс –н-, в прилагательном пишется удвоенная –н-.

339. Прочитай пары слов. Понаблюдай, как образуются прилагательные от основ других прилагательных.

Прилагательные с каким значением образовались с помощью суффиксов –еньк-, -оват-, еват-? Разбери эти слова по составу.

340. Спиши имена прилагательные, вставь пропущенные буквы. С каким именем существительным можно употребить каждое прилагательное? Разбери прилагательное по составу. Не забудь о порядке разбора.

341. Прочитай стихотворение. Автор выразил в нем очень важную мысль с помощью однокоренных слов. Найди эти слова, подумай над значение слов честный и бесчестный. Как называются эти два слова?

Какой прием использовал автор для построения своего стихотворения?

Спиши, обозначь орфограммы.

Честный и бесчестный – антонимы. Честный – искренний человек, всегда говорящий правду. Бесчестный – человек без совести, обманывающий других людей. Автор использовал антонимы для противопоставления и сравнения.

342. Прочитай. Какие слова написаны в каждом столбике? Назови сначала синонимы, а потом антонимы. Хорошо ли понятен тебе смысл каждого слова? Спиши, разбери все эти слова по составу.

Какая общая орфограмма – буква есть в корнях слов – синонимов нечестный, бесчестный, бессовестный?

Орфограмма в корнях слов – синонимов нечестный, бесчестный, бессовестный непроизносимый согласный, который можно проверить, изменив слово. Нечестен, бесчестен, бессовестен.

343. Составь предложения с данными сочетаниями слов так, чтобы получился текст. Озаглавь и запиши текст.

Подчеркни знакомые орфограммы в словах и между словами.

Источник

Дидактический материал по русскому языку, 1–4-й классы (Имя прилагательное)

На современном этапе обучения в начальных классах возросла потребность повышения грамотности. Решение данной задачи зависит от содержания, методики, структуры урока русского языка. Предлагаемый курс создает условия для реализации творческих способностей младших школьников при изучении русского языка. Курс позволяет развивать самостоятельность, познавательную деятельность, грамотность, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося. Структура курса базируется на государственной программе.

Учебники русского языка для начальной школы содержат устаревшие и далекие от современности тексты. Предлагаемый курс содержит текст понятный и близкий современному ученику, что вызывает неподдельный интерес.

Курс содержит следующие разделы:

  1. Правописание гласных после шипящих.
  2. Проверка знаний.
  1. Повторение изученного в 1 классе.
  2. Правописание парных звонких и глухих согласных.
  3. Проверка знаний.
  4. Правописание безударных гласных.
  5. Правописание удвоенных согласных.
  6. Итоговые работы за 2 класс.
  1. Повторение изученного во 2 классе.
  2. Разделительный мягкий знак.
  3. Состав слова.
  4. Правописание парных звонких и глухих согласных.
  5. Проверка знаний.
  6. Правописание безударных гласных.
  7. Правописание непроизносимых согласных.
  8. Проверка знаний.
  9. Части речи.
  1. Имя существительное:
  • Распознавание склонений;
  • Распознавание падежей;
  • Правописание безударных падежных окончаний, проверка знаний.
  1. Имя прилагательное.
  2. Местоимение.
  3. Глагол.

Задачами курса являются:

  1. Соответствие государственным учебным программам по русскому языку.
  2. Пополнение словарного запаса учащихся.
  3. Расширение кругозора.
  4. Раскрытие понятий современных терминов.
  5. Повторение и закрепление материала.
  6. Формирование контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Читайте также:  Прилагательное английский оканчивающееся на ow

Приведенные ниже примеры заданий по теме «Имя прилагательное» составлены для учащихся 4 класса, ярко демонстрируют методику.

Все текстовые карточки №5-№9 могут быть использованы как самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты.

Пособие может быть использовано как для индивидуального обучения, так и коллективного. Материал подобран таким образом, что позволяет даже самым слабым учащимся с интересом работать на уроке, осознавая свои маленькие победы. Дидактический материал – карточки составлены от простого к сложному заданию. Он помогает учителю контролировать усвоение изученного материала и вовремя заметить проблемы.

  1. Задание: Придумай и запиши предложение, поставив данное словосочетание в П.п.: синее небо.
  2. Задание: Разбери предложение по членам предложения и частям речи: На высок_ дер_в_ дят_л д_лбил к_ру.
  3. Задание: Запиши словосочетания, укажи падеж прилагательного: В светл_ неб_, о верн_ друг_, у син_ моря.
  1. Задание: Придумай и запиши предложение, поставив данное словосочетание в Р.п.: родное село.
  2. Задание: Разбери предложение по членам предложения и частям речи: В ближн_ с_снов_ л_су много гр_бов нашли дети.
  3. Задание: Запиши словосочетания, укажи падеж прилагательного: О забавн_ случае, в соседн_ дом_, с голуб_ неба.
  1. Задание: Придумай и запиши предложение, поставив данное словосочетание в Тв.п.: летнее утро.
  2. Задание: Разбери предложение по членам предложения и частям речи.: На урок_ ру_ к_ языка р_бята п_сали о дружб_.
  3. Задание: Запиши словосочетания, укажи падеж прилагательного.: В х_лодн_ роднике, о син_ мор_, ясн_ летн_ утром.
  1. Задание: Придумай и запиши предложение, поставив данное словосочетание в Д.п.: з_лёный луг.
  2. Задание: Разбери предложение по членам предложения и частям речи: Со старш_ братом мы встретились у соседн_ дома.
  3. Задание: Запиши словосочетания, укажи падеж прилагательного: О хорош_ друг_, с весёл_ криком.

1. Задание: Спиши текст. Вставь пропущенные орфограммы. Укажи падеж прилагательных:

Было ч_десн_ летн_ утро. Под ле_к_ порывом знойн_ ветра море улыбалось светл_ небу. С в_сел_ плеском н_силась м_рская в_лна. Быстрокрыл_ ч_йка л_ниво к_чалась на высок_ гребн_. Бел_ пена таяла на горяч_ песочк_. С песчан_ бер_га медленно спускался в син_ в_лну огромн_ кра_.

2. Задание: разбери слова по составу: Серенькая, лесное, позолоченный.

1. Задание: Спиши текст. Вставь пропущенные орфограммы. Укажи падеж прилагательных:

Из темн_ подземн_ царства проб_вается х_лодный ключ. Свеж_ чист_ водой утолит он от летн_ жажды все ж_вое. В каждой тр_винке бл_стит по прозрачн_ кап_льк_. Маленьк_ пестр_ птичка ни_ко склонилась к студен_ в_дичк_. Сп_шит быстр_ ручей по глубок_ оврагу к прозрачн_ речк_, которая в_ется серебрян_ лентой за темн_ л_сочком.

2. Задание: Подбери однокоренные прилагательные разных родов:

1. Задание: Спиши текст. Вставь пропущенные орфограммы. Укажи падеж прилагательных:

Отря_ туристов забрел в л_сную глуш_. Сквозь в_рхушки д_рев_ев в_днеется син_ небо. Кругом заросли болотн_ камыша. Выше ч_ловеческ_ роста выт_нулись растения. Здесь л_гко спрятаться, как в настоящ_ л_су. Длинн_ л_сток красиво изг_бается з_лен_ аркой. Пр_мой стройн_ ст_б_лек увенчан бархатн_ г_ловкой. Темн_ ш_шечка к_чается от ле_кого в_терка. По_дн_ ос_н_ю мя_к_ пуш_нкой разл_тятся ш_шки по л_сн_ болоту.

1. Задание: Спиши текст. Вставь пропущенные орфограммы. Укажи падеж прилагательных:

Мы получили нов_ кв_ртиру в высотн_ дом_ на верхн_ этаже. Около наш_ дома построилии закрыт_ ст_янку для час_н_ транспорта. По соседн_ ул_ц_ пустили по нов_ маршруту автобус. На лестничн_ пл_ща_к_ вместе с нами пос_лилась старенькая п_нсионерка. У нее пл_х_ зд_ров_е. Я часто прин_шу ей хле_ из бл_жайш_ м_г_зина. Иногда она уг_щает меня горяч_ чаем с з_мл_ничным в_рен_ем. В соседнем_ под_езд_ ж_вут р_бята из наш_ класса.

Читайте также:  Родовые окончания имен прилагательных 3 класс фгос

1. Задание: Спиши текст. Вставь пропущенные орфограммы. Укажи падеж прилагательных:

На в_сток_ ух_дила вверх под голубое небо сн_гов_ г_ра. Др_мучий темный лес поднимался у ее поднож_я. Кое-где на в_рш_н_ д_рев_ев еще д_ржалась дли_ая п_л_са бледного тумана. День медленно продвигался в глубь л_сной ч_щи. А зу_чатый гре_нь г_ры купался в в_лнах з_л_того со_нца.

Источник

Разбор имён прилагательных по составу

РАЗБОР ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Учитель: Собкина Н.А

Тема: Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов

– Развитие умений наблюдать за образованием имён прилага тельных от основ имён существительных и прилагательных, устанавливать способ образования, определять значение, которое вносит суффикс.

– Развитие умения объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса.

– Совершенствование умений устной и письменной речи: создания текста по опорным сочетаниям прил. + сущ .

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

II . проверка домашнего задания

IV . Сообщение темы урока

– Что надо записать? (Дату. Оди нн адцатое марта)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Кла сс ная работа».

Прочитайте прилагательные, в которых есть удвоенная согласная на стыке корня и суффикса.

Запишите и разберите по составу слова: чайный, ароматный.

-Образуйте имена прилагательные от существительных с помощью суффикса –ск-: январь, Москва, француз, Русь

Проверка на слайде

Разберите прилагательные по составу: январский, французский

– Прочитайте ключевые слова темы на с. 98.

Безударные гласные в окончаниях

Разбор по составу

Какие из этих слов ещё не звучали на наших уроках по теме «Имя прилагательное»? (Образование, разбор по составу.)

– Словообразование имён прилагательных. Это и будет тема нашего урока.

1. Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. П редставлять информацию в виде схемы.

3 . Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

V .тренировочные упражнения

— упр.341. прочитайте стихотворение. Автор выразил в нем очень важную мысль с помощью однокоренных слов. Найди эти слова, подумай над значением слов честный и бесчестный . Как называются эти слова?

Какой прием использовал автор для построения своего стихотворения. Спиши обозначь орфограммы.

Чести золото не купит,

Честный чести не уступит,

Честь нужна ему, как свет,

Рад продать ее бесчестный,

Но, как всякому известно,

У бесчестных чести нет.

— так какой же прием использовал автор стихотворения? ( текст построен на антонимах честный и бесчестный)

— упр.342. прочитай. Какие слова написаны в каждом столбике? Назови сначала синонимы, а потом антонимы. Хорошо ли понятен тебе смысл каждого слова? Спиши, разбери эти слова по составу.

Честный (от честь) нечестный

Порядочный (от порядок) непорядочный

Чистоплотный ( от чистая плоть, т.е тело) бессовестный

1. Р азвиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Читайте также:  Имя прилагательное разряды прилагательных степени сравнения прилагательных

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. П рогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI .постановка проблемы. наблюдение

прочитайте сочетания слов (слайд)

Белые ромашки, ярко-желтые лимоны, теплый вечер, светло-голубой колокольчик.

есть ли среди прилагательных сложные слова? (да, есть)

— чем они отличаются от уже знакомых нам сложных слов? (да, есть сложные прилагательные)

-как они написаны? ( они написаны через дефис)

— что обозначают эти прилагательные? ( эти прилагательные обозначают признак предмета по цвету, а точнее – оттенок цвета)

— приведите свои примеры таких прилагательных. (светло-зеленый куст; ярко-оранжевое солнце)

-давайте послушаем сказку про цветные прилагательные.

Живет среди прилагательных маленький озорник. Это не звук, не буква и к знакам препинания себя не относит. Он такой один – дефис. Очень похож на тире, только короче.

Как увидит сложное цветное прилагательное, так обязательно в него забирается.

VII . запись на доске под диктовку

VIII . творческая работа

Запишите в тетрадь.

Темно- синее море выбросило на горячий ярко-желтый песок красивую бледно-розовую ракушку.

-подчеркните волнистой линией все прилагательные.

— назовите сложные прилагательные. (ярко-желтый; темно-синее; бледно-розовую)

-как вы их написали? ( сложные прилагательные мы написали через дефис)

— что нужно запомнить? ( нужно запомнить, что все сложные прилагательные пишутся через дефис)

— упр.343. составь предложения с данными сочетаниями слов так, чтобы получился текст. Озаглавь и запиши текст. Подчеркни знакомые орфограммы в словах и между словами.

В березовом лесу, у старого пня, под желтыми листочками, на тонких длинных ножках, разноцветные головки, на крепких толстеньких ножках, с красными шляпками, в белую крапинку.

— Какова будет тема текста? (Тема текста- грибы в осеннем лесу)

— составьте устно предложения так, чтобы получился рассказ.

Пример составленного текста:

Что можно увидеть в осеннем березовом лесу? У старого пня под желтыми листочками спрятались опята. Дружная семейка на тонких длинных ножках так и просятся в корзину. Важно стоят на крепких толстеньких ножках главные грибы в березовом лесу-подберезовики. Между деревьев разбежались сыроежки, их разноцветные головки повсюду. На самом видном месте красуются грибы с красными шляпками в белую крапинку. Не обмануть им никого своей красотой- они ядовитые.

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

-Почему нужно начинать разбор слова по составу с определения того, какая это часть речи? ( Это поможет выделять при анализе знакомые морфемы, характерные для определенных частей речи. А также поможет менять форму слова для выделения окончаний. )

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

VI . Домашнее задание.

Упр.343. составить и письменно записать текст, который составите.

Источник