Меню

Разбор морфемный прилагательные с примерами



Морфологический разбор имени прилагательного «Морфемный»

Для слова «морфемный» найден 1 вариант морфологического разбора

  1. Часть речи. Общее значение
    Часть речи слова «морфемный» — имя прилагательное
  2. Морфологические признаки.
    1. морфемный (именительный падеж единственного числа мужского рода)
    2. Постоянные признаки:
      • качественное

      Непостоянные признаки:

      • единственное число
      • именительный падеж
      • мужской род
      • полная форма.
  3. Они образуют морфемный состав слова.

    Выполняет роль определения.

    План разбора прилагального

    1. Часть речи. Общее значение
    2. Морфологические признаки.
      1. Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
      2. Постоянные признаки:
        • Разряд по значению:
          • Качественное (может быть в большей или меньшей степени).
          • Относительное (не может быть в большей или меньшей степени)
          • Притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо)

        Непостоянные признаки:

        • У качественных
          • Степень сравнения
          • Краткая и полная форма
        • У всех прилагательных:
          • Падеж
          • Число
          • Род(в единственном числе)
    3. Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения)

    План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.

    Если морфологический разбор имени прилагательного «морфемный» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.

    Источник

    Примеры и комментарии

    Внимательно изучи образцы разбора:

    Разговорчивость

    раз говор чив ость

    Окончание: разговорчивость , разговорчивост и , разговорчивость ю …

    Словообразовательная цепочка: разговорчивость←разговорчивый←разговор←говор.
    Проверка правильности выделения приставки: раз говор – говор; раз говор — рас сказ, рас пев.
    Проверка правильности выделения суффиксов: разговор чив ость – разговор чив ый; разговор чив ость – разбор чив ость , сбив чив ость .

    Угоднический

    угод нич еск ий

    Окончание: угодническ ий , угодническ ого , угодническ ому …

    Словообразовательная цепочка: угоднический←угодник←угодить.
    Проверка правильности выделения суффикса: угод нич еск ий – угод ник (чередование согласных г//к); угод нич еск ий – полит ич еск ий, полемич еск ий


    Обуваться

    Словообразовательная цепочка: обуваться←обувать←обуть.
    Проверка правильности выделения приставки: об увать – раз увать.
    Проверка правильности выделения суффикса -ся: обувать ся – обувать; обувать ся – одевать ся , наедать ся .
    Проверка правильности выделения суффикса -ва: обу ва ть – обуть; обу ва ть- разу ва ть, разде ва ть, напе ва ть, отда ва ть.


    Подоконник

    Словообразовательная цепочка: подоконник←окно.

    Проверка правильности выделения приставки и суффикса: под окон ник , под снеж ник (приставочно-суффиксальный способ словообразования, поэтому проверяем приставку и суффикс не по отдельности, а сразу).

    Синенький

    Словообразовательная цепочка: синенький←синий.
    Проверка правильности выделения суффикса:

    син еньк ий – синий, син еньк ий – красн еньк ий, чёрн еньк ий.

    Повыписывали

    по вы пис ыва л и

    Словообразовательная цепочка: повыписывали – начальная форма: повыписывать←выписывать←выписать←писать.
    Проверка правильности выделения приставки: по вы писывать – вы писывать, выписывать – выписать – писать; по вы писывать – по вы брасывать, по пришивать; вы писывать – вы кладывать, вы носить.
    Проверка правильности выделения суффикса: выпис ыва ть — выпис а ть; выпис ыва ть – разбрас ыва ть, разгляд ыва ть.

    Вынуть

    Словообразовательной цепочки нет.
    Нет корня! Это единственное слово в русском языке, не имеющее корня.
    Проверка правильности выделения приставки: вы нуть – вы кинуть, вы сунуть, вы нести.
    Проверка правильности выделения суффикса: вы ну ть – прыг ну ть, ду ну ть, плю ну ть.

    Соловушка

    Словообразовательная цепочка: соловушка←соловей.
    Проверка правильности выделения суффикса: солов ушк а – соловей; солов ушк а – сквор ушк а, журав ушк а.

    Утёнок

    Словообразовательная цепочка: утёнок←утка.
    Проверка правильности выделения суффикса: ут ёнок – утка, кот ёнок , гус ёнок

    Комментарий:
    Словообразовательная цепочка: лжец←лгать
    Проверка правильности выделения суффикса: лж ец – лгать; лж ец – пев ец , мудр ец

    Источник

    3.3.4. Морфологический разбор имён прилагательных

    План разбора имени прилагательного

    I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
    II Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:
    A Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
    Б Непостоянные морфологические признаки:
    1 только для качественных прилагательных:
    а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
    б) полная или краткая форма;
    2 число, род (в единственном числе), падеж.
    III Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).

    Образцы разбора имён прилагательных

    После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).

    1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком?
    2. Н. ф. – горячий.
      А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (горячее) и краткая форма (горяч);
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже.
    3. В предложении выполняет роль определения.
    1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (от солнца) какого?
    2. Н. ф. – южный.
      А) Постоянные морфологические признаки: относительное прилагательное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в единственном числе, среднем роде, родительном падеже.
    3. В предложении выполняет роль определения.

    Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).

    1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (страна) какова?
    2. Н. ф. – хороший.
      А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше) и краткая форма (хорош);
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в краткой форме, в единственном числе, женском роде.
    3. В предложении выполняет роль именной части сказуемого.
    1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (Россия) какова?
    2. Н. ф. – хороший.
      А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше), краткая форма (хорош);
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в сравнительной степени (простая форма).
    3. В предложении выполняет роль именной части сказуемого.

    Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами (Мельников-Печерский).

    1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на слова) чьи?
    2. Н. ф. – сестрин.
      А) Постоянные морфологические признаки: притяжательное прилагательное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено во множественном числе, винительном падеже.
    3. В предложении выполняет роль определения.

    Источник

    Конспект урока 6 класс. Морфемный разбор слова. Примеры

    Определение и общие правила морфемного разбора

    Начинать его нужно с определения части речи, к которой относится разбираемое слово. Это нужно для того, чтобы узнать, изменяется оно или нет, если изменяется – выделяем основу и окончание, если нет, то оно целиком входит в основу, а окончание отсутствует (нулевое).

    Если у нас глагол, прилагательное, существительное и т. д., то есть изменяемые слова, то тогда подбором однокоренных слов, сопоставлением разных его форм мы обозначаем вначале окончание и основу, затем вычленяем все значимые и соединительные морфемы, которые имеются. Иначе, у нас неизменяемое слово (деепричастие, наречие, служебная часть речи и т. д.), тогда мы обозначаем его как основу и опять же подбором однокоренных находим, из каких морфем оно состоит.

    гонщик – существительное, изменяемое (гонщика, гонщику), следовательно, имеет нулевое окончание и основу гонщик. Оно образовано от слова гонять при помощи суффикса –щик, обозначающего человека по роду его деятельности (ср. барабанщик, сварщик и т. д.).

    метро является неизменяемым, следовательно, у него нулевое окончание, всё слово является основой и корнем.

    Знание части речи разбираемого слова может помочь нам выделить суффиксы различных форм: быстр- ее – суффикс сравнительной степени, чита- ть – суффикс инфинитива, уеха- вш -ий – суффикс действительного причастия прошедшего времени и т. д.

    План разбора слова по составу

    Полный морфемный разбор слова выполняется по плану:

    • определяем часть речи, выделяем окончание (если есть) и основу;
    • выделяем формообразующие суффиксы (если есть);
    • определяем, как образовано, то есть выявляем «обратную» словообразовательную цепочку, чтобы дойти до корня;
    • обозначаем морфемы (приставки, суффиксы, соединительные гласные, если они есть, и в последнюю очередь обозначаем корень).

    Примеры морфемного разбора слов

    Наполнивший

    Наполнивший – действительное причастие, особая форма глагола наполнить; изменяется (наполнившая, наполнившие); окончание -ий, основа причастия наполнивш-.

    Наполнивший – действительное причастие прошедшего времени глагола наполнить, образованное от основы наполни— при помощи формообразующего суффикса –вш-: наполни-вш-ий.

    Наполнить (сделать полным) образовано от полный с помощью приставки на- и суффикса – и -; полный является непроизводным. В слове наполнивший можно выделить приставку на- и суффикс –и-: на-полн-и-вш-ий.

    Корень слова – -полн-: на-полн-и-вш-ий.

    Разбор слов по составу

    В школьном обучении широко распространён графический морфемный разбор, который представляет собой выделение всех входящих в морфемный состав слова частей при помощи специальных символов.

    Рассмотрим ещё два примера морфемного разбора, чтобы проиллюстрировать важность определения части речи в самом начале разбора.

    Просто

    Оно может быть кратким прилагательным, а может быть наречием. Поэтому морфемное деление будет различным.

    В предложении Это умозаключение (каково?) просто для восприятия слово просто является кратким прилагательным, следовательно, имеет окончание -О (прост-а, прост-ы) и основу прост-, которая является нечленимой, это корень слова.

    В предложении Говорил он (как?) очень просто мы видим уже наречие. Так как наречие является неизменяемой частью речи, то у него не может быть окончания, поэтому получается просто – это основа, в которой выделяется суффикс наречия -О (образовано от прилагательного прост-ая, прост-ой, прост-ое) и корень прост-.

    Розовый

    Другой пример морфемного разбора иного рода. Разберём по составу прилагательное розовый. Здесь окончание -ЫЙ выделяется в любом случае, а вот дальнейшее деление на морфемы зависит от значения прилагательного.

    Если, к примеру, розовое варенье, розовый куст, то это прилагательное напрямую относится к слову роза и имеет основу розов-, делимую на суффикс -ов- и корень роз- (роз-ов-ый).

    Если же речь идет о цвете, розовое платье, розовый закат, – то перед нами уже не относительное, а качественное прилагательное, имеющее неделимую основу розов-; это корень слова (розов-ый).

    Конспект урока в 6 классе

    • отработка умения производить морфемный разбор;
    • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
    • воспитание любви к русскому языку, интереса к его изучению.
    • познавательные: анализ слов с целью выделения значимых составных частей, рефлексия деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    • регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
    • коммуникативные: умение выразить мысль, умение слушать и слышать друг друга;
    • личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.
    1. Организационный момент.
    2. Орфографическая разминка (стр. 38).

    два ученика выполняют на доске по одной части:

    После проверки правописания учащимся предлагается поработать в парах: определить, по какому принципу эти слова объединены в две группы, и рассказать об этом в форме небольшого связного текста. (Первая группа – заимствованные, словарные слова; можно вспомнить сведения об их происхождении из материалов предыдущего урока; по словосочетаниям второй группы можно повторить теоретический материал и обобщить его).

    С помощью проблемных вопросов (Что общего между словообразовательным и морфемным разбором? В чём разница между ними? Зачем нам нужно уметь разбирать слово по составу?) подвести учащихся к гипотезе о том, что умение выделять морфемы помогает правильно определять способы словообразования, грамотно говорить и писать.

  4. Формулировка темы, целеполагание, планирование работы на уроке (цель – научиться разбирать слова по составу; для этого нужно повторить последовательность разбора по составу, потренироваться, проверить свои умения).
  5. Повторение порядка морфемного разбора: разбор по составу слова прибрежный (на доске) с комментированием всех действий; проверка правильности по учебнику – чтение плана морфемного разбора на стр. 39.
  6. Выполнение морфемного разбора из упр. 64 (по 1 примеру на доске, с комментированием всех действий). Можно предварительно прочитать Советы помощника на стр. 40.
  7. Игра «Слова замаскировались» (по книге Татьяны Рик «Игры на уроках русского языка»).

    Из словаря сбежали слова, надо их найти и вернуть на место. Известны их приметы. («Приметы» распечатаны на карточках, учащиеся могут работать в парах, индивидуально, затем представить результат своей работы классу; можно первые две-три карточки разобрать вместе, чтобы все поняли принцип поисков «сбежавшего слова». При необходимости ученики объясняют лексическое значение найденного слова, в случае затруднения обращаются к толковому словарю).

    Источник

Читайте также:  Как просклонять прилагательное вопросы