Меню

Разбор прилагательных по составу это как



Морфологический разбор имени прилагательного

Морфологический разбор слова предполагает характеристику слова как части речи. Морфологический разбор прилагательного нужно делать, если после слова стоит надстрочная цифра «3» — красивый 3

Схема морфологического разбора имени прилагательного:

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма — прилагательное в именительном падеже, единственном числе, мужского рода.
  3. Число (в котором стоит прилагательное в предложении)
  4. Род (в единственном числе).
  5. Падеж (в котором стоит прилагательное в предложении).
  6. Каким членом предложения является (главный, второстепенный, какой именно).

Пример устного рассуждения:

Дано предложение: И робкий 3 подснежник пробился сквозь прошлогоднюю 3 траву.

Робкий (подснежник):

  1. Из предложения выделяю словосочетание со словом, которое нужно разобрать — слово робкий вместе с существительным: подснежник (какой?) робкий . Это прилагательное, потому что отвечает на вопрос (какой?) и обозначает признак предмета.
  2. Начальная форма — робкий (единственное число, мужской род, именительный падеж).
  3. Единственное число (определяю по окончанию ий и существительному подснежник — единственного числа).
  4. Мужской род (определяю по окончанию и существительному подснежник — мужского рода).
  5. Именительный падеж (определяю по существительному подснежник , отвечающему на вопрос кто? что? и имеющему нулевое окончание — подснежник ).
  6. В предложении является определением: подснежник (какой?) робкий .

Прошлогоднюю (траву):

  1. Из предложения выделяю словосочетание — слово прошлюгоднюю вместе с существительным, от которого оно звисит — траву (какую?) прошлогоднюю . Это прилагательное, т.к. отвечает на вопрос какую? и обозначает признак предмета.
  2. Начальная форма — прошлогодний (единственное число, мужской род, именительный падеж).
  3. Единственное число (определяю по существительному траву единственного числа).
  4. Женский род (определяю по существительному траву — женского рода).
  5. Винительный падеж (определяю по существительному траву , отвечающего на вопрос что? и имеющему окончание трав у ).
  6. В предложении является определением: прошлогоднюю (какую?) траву .

Образец письменного разбора

Дано предложение: И робкий 3 подснежник пробился сквозь прошлогоднюю 3 траву.

Робкий (подснежник)

1. Робкий (какой?) подснежник. Робкий — прилагат.

3, 4, 5. Ед. ч., М. р., И. п.

6. Определение: робкий .

(сквозь) прошлогоднюю (траву)

1. Сквозь прошлогоднюю (какую?) траву. Прошлогоднюю — прилагат.

2. Н. ф. — прошлогодний.

3, 4, 5. Ед. ч., Ж. р., В. п.

6. Определение: прошлогоднюю .

Дано предложение: Робкие подснежники 3 так прекрасны!

Робкие подснежники

1. Робкие (какие?) подснежники. Робкие — прилагат.

6. Определение: робкие .

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

§25. Разбор имён прилагательных по составу — учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 2

338. Понаблюдай за составом слов – имен прилагательных. Попробуй объяснить, почему в некоторых прилагательных пишутся удвоенные буквы согласных.

Запиши слова вместо вопросительного знака.

Разбери их по составу.

При образовании имен прилагательных от имен существительных используется суффикс –н-. если корень слова заканчивается на букву –н-, к нему добавляется суффикс –н-, в прилагательном пишется удвоенная –н-.

339. Прочитай пары слов. Понаблюдай, как образуются прилагательные от основ других прилагательных.

Прилагательные с каким значением образовались с помощью суффиксов –еньк-, -оват-, еват-? Разбери эти слова по составу.

340. Спиши имена прилагательные, вставь пропущенные буквы. С каким именем существительным можно употребить каждое прилагательное? Разбери прилагательное по составу. Не забудь о порядке разбора.

341. Прочитай стихотворение. Автор выразил в нем очень важную мысль с помощью однокоренных слов. Найди эти слова, подумай над значение слов честный и бесчестный. Как называются эти два слова?

Какой прием использовал автор для построения своего стихотворения?

Спиши, обозначь орфограммы.

Честный и бесчестный – антонимы. Честный – искренний человек, всегда говорящий правду. Бесчестный – человек без совести, обманывающий других людей. Автор использовал антонимы для противопоставления и сравнения.

342. Прочитай. Какие слова написаны в каждом столбике? Назови сначала синонимы, а потом антонимы. Хорошо ли понятен тебе смысл каждого слова? Спиши, разбери все эти слова по составу.

Читайте также:  Окрашенный причастие или прилагательное

Какая общая орфограмма – буква есть в корнях слов – синонимов нечестный, бесчестный, бессовестный?

Орфограмма в корнях слов – синонимов нечестный, бесчестный, бессовестный непроизносимый согласный, который можно проверить, изменив слово. Нечестен, бесчестен, бессовестен.

343. Составь предложения с данными сочетаниями слов так, чтобы получился текст. Озаглавь и запиши текст.

Подчеркни знакомые орфограммы в словах и между словами.

Источник

Разбор имени прилагательного как часть речи

Разбор имени прилагательного как части речи необходимо знать каждому школьнику. Известно, что эта часть речи вносит дополнительные эмоциональные и красочные оттенки в нашу речь, делая ее более богатой и насыщенной. Этот разбор начинают изучать еще в начальных классах, но со временем схема усложняется, и это позволяет сделать более подробный анализ и разбор.

Инструкция для разбора

Чтобы правильно выполнить морфологический разбор, необходимо знать его план-схему и инструкцию о том, как разобрать прилагательное как часть речи. Например, определить часть речи, а затем указать его морфологические признаки и функцию в предложении.

План разбора:

  1. Определить и доказать, к какой части речи относится это указанное слово.
  2. Записать начальную форму этого заданного для разбора слова.
  3. Указать постоянные морфологические признаки заданного слова.
  4. Указать непостоянные грамматические признаки.
  5. Синтаксическая роль заданного слова.

Любой морфологический разбор всегда начинается с того, что определяется часть речи разбираемого слова. Если это прилагательное, то необходимо указать это. Стоит вспомнить, что это самостоятельная или знаменательная часть речи, которая обязательно обозначает какой-либо признак предмета. Здесь же можно задать вопрос, который будет доказывать, что это разбираемое слово является прилагательным. Такие слова для разбора отвечают на следующие вопросы: какой? какая? какое?, а также чей? каков? какова? каковы?

После определения части речи разбираемое слово необходимо поставить в начальную форму. Для имени прилагательного начальная форма – это заданное слово, которое необходимо записать в мужском роде и в единственном числе.

Следующим этапом в разборе является определение его грамматических признаков. Обычно разбор начинается с постоянных признаков, к которым относятся разряды по значению, а если качественное, то, соответственно и степени сравнения.

Разряды по значению, которые известны каждому школьнику и которые можно найти в школьных учебниках:

  1. Качественное.
  2. Относительное.
  3. Притяжательное.

Относительные указывают на материал, из которого изготовлен предмет, на место или время. Например, соломенная шляпка – это шляпка из соломы, весенний дождь – это дождь, который идет весной, пришкольный участок – это тот участок, который относится к школе.

Притяжательные обозначают принадлежность к кому-либо или к чему-либо. Такие слова обычно отвечают на вопрос «чей?». Например, лисий хвост – это хвост, принадлежавший лисе, сестрин шарф – это шарф сестры.

Качественные дают характеристику предмета, описывают внешность и его цвет. Например, тонкий карандаш, голубая лента. Качественные образуют две степени сравнения:

Превосходная степень обязательно имеет две формы: простую и составную. Первая образуется по следующей схеме: имя прилагательное в начальной форме + -ейш или -айш, которые являются суффиксами. Например, превосходный – превосходнейший. Составная форма образуется от имени прилагательного, стоящего в начальной форме, путем прибавления слов: самый, наиболее, наименее, всех, всего. Например, самый высокий, выше всех.

Сравнительная степень имеет также две формы: простую и составную. Простая форма образуется прибавлением к данной части речи, которое должна находиться в начальной форме, таких суффиксов, как -ей, -ее, -е, -ше. Например, злой – злее. Составная форма образуется прибавлением к имени прилагательного, которое стоит в начальной форме, таких слов, как более или менее. Например, более добрый, менее злой. Если прилагательное качественное, то тогда у него следует определить и форму: краткую или полную. Краткая форма у качественных образуется путем усечения окончания. Например, низкий – низок, низкая – низка, низкое – низко, низкие – низки.

Читайте также:  Образуйте степени сравнения следующих прилагательных rich

Для определения непостоянных признаков стоит найти в тексте или в предложении то существительное, к которому оно относится. Известно, что имя прилагательное согласуется с существительным по нескольким признакам, которые как раз и изменяются. Непостоянными признаками являются:

Синтаксическая функция разбираемого слова указывается на последнем этапе. Чаще всего имя прилагательное является определение, но реже может входить и в состав составного именного сказуемого. Например, длинный (определение) стол стоял посередине комнаты. Девушка была красива (составное именное сказуемое).

Пример морфологического разбора

I. Короткий (хвост) – имя прилагательное. Слово «короткий» обозначает признак предмета. Хвост (какой?) короткий.

II. Морфологические признаки слова «короткий».

Постоянные признаки: качественное, сравнительная степень, полная форма.

Непостоянные признаки: мужской род (какой), единственное число (один), именительный падеж (что? короткий хвост).

III. Хвост (какой?) короткий (определение).

Полезные советы

Морфологический разбор позволяет улучшить навыки грамматического анализа слова. Прежде чем приступать к такому виду работы, необходимо изучить грамматическую характеристику данной части речи.

Всегда стоит помнить, что разбирать имена прилагательные можно только в том случае, если они даны в каком-то предложении, так как правильно проанализировать указанное слово без контекста невозможно.

При морфологическом разборе указанное слово, которое чаще всего выделяется цифрой «3», выписывают из текста, не изменяя его. Если оно употребляется с предлогом, то их выписывают вместе, если и предлог относится к имени прилагательному. Если же предлог относится к существительному или другой части речи, то тогда его выписывать не следует. Выполнить такой разбор, изучив грамматические признаки имени прилагательного, будет несложно.

Видео

В этом видео — образец устного морфологического разбора имени прилагательного.

Источник

Разбор имён прилагательных по составу

РАЗБОР ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Учитель: Собкина Н.А

Тема: Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов

– Развитие умений наблюдать за образованием имён прилага тельных от основ имён существительных и прилагательных, устанавливать способ образования, определять значение, которое вносит суффикс.

– Развитие умения объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса.

– Совершенствование умений устной и письменной речи: создания текста по опорным сочетаниям прил. + сущ .

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

II . проверка домашнего задания

IV . Сообщение темы урока

– Что надо записать? (Дату. Оди нн адцатое марта)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Кла сс ная работа».

Прочитайте прилагательные, в которых есть удвоенная согласная на стыке корня и суффикса.

Запишите и разберите по составу слова: чайный, ароматный.

-Образуйте имена прилагательные от существительных с помощью суффикса –ск-: январь, Москва, француз, Русь

Проверка на слайде

Разберите прилагательные по составу: январский, французский

– Прочитайте ключевые слова темы на с. 98.

Безударные гласные в окончаниях

Разбор по составу

Какие из этих слов ещё не звучали на наших уроках по теме «Имя прилагательное»? (Образование, разбор по составу.)

– Словообразование имён прилагательных. Это и будет тема нашего урока.

1. Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. П редставлять информацию в виде схемы.

3 . Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

V .тренировочные упражнения

— упр.341. прочитайте стихотворение. Автор выразил в нем очень важную мысль с помощью однокоренных слов. Найди эти слова, подумай над значением слов честный и бесчестный . Как называются эти слова?

Какой прием использовал автор для построения своего стихотворения. Спиши обозначь орфограммы.

Чести золото не купит,

Честный чести не уступит,

Читайте также:  Русский язык 3 класс прилагательное род число падеж

Честь нужна ему, как свет,

Рад продать ее бесчестный,

Но, как всякому известно,

У бесчестных чести нет.

— так какой же прием использовал автор стихотворения? ( текст построен на антонимах честный и бесчестный)

— упр.342. прочитай. Какие слова написаны в каждом столбике? Назови сначала синонимы, а потом антонимы. Хорошо ли понятен тебе смысл каждого слова? Спиши, разбери эти слова по составу.

Честный (от честь) нечестный

Порядочный (от порядок) непорядочный

Чистоплотный ( от чистая плоть, т.е тело) бессовестный

1. Р азвиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. П рогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI .постановка проблемы. наблюдение

прочитайте сочетания слов (слайд)

Белые ромашки, ярко-желтые лимоны, теплый вечер, светло-голубой колокольчик.

есть ли среди прилагательных сложные слова? (да, есть)

— чем они отличаются от уже знакомых нам сложных слов? (да, есть сложные прилагательные)

-как они написаны? ( они написаны через дефис)

— что обозначают эти прилагательные? ( эти прилагательные обозначают признак предмета по цвету, а точнее – оттенок цвета)

— приведите свои примеры таких прилагательных. (светло-зеленый куст; ярко-оранжевое солнце)

-давайте послушаем сказку про цветные прилагательные.

Живет среди прилагательных маленький озорник. Это не звук, не буква и к знакам препинания себя не относит. Он такой один – дефис. Очень похож на тире, только короче.

Как увидит сложное цветное прилагательное, так обязательно в него забирается.

VII . запись на доске под диктовку

VIII . творческая работа

Запишите в тетрадь.

Темно- синее море выбросило на горячий ярко-желтый песок красивую бледно-розовую ракушку.

-подчеркните волнистой линией все прилагательные.

— назовите сложные прилагательные. (ярко-желтый; темно-синее; бледно-розовую)

-как вы их написали? ( сложные прилагательные мы написали через дефис)

— что нужно запомнить? ( нужно запомнить, что все сложные прилагательные пишутся через дефис)

— упр.343. составь предложения с данными сочетаниями слов так, чтобы получился текст. Озаглавь и запиши текст. Подчеркни знакомые орфограммы в словах и между словами.

В березовом лесу, у старого пня, под желтыми листочками, на тонких длинных ножках, разноцветные головки, на крепких толстеньких ножках, с красными шляпками, в белую крапинку.

— Какова будет тема текста? (Тема текста- грибы в осеннем лесу)

— составьте устно предложения так, чтобы получился рассказ.

Пример составленного текста:

Что можно увидеть в осеннем березовом лесу? У старого пня под желтыми листочками спрятались опята. Дружная семейка на тонких длинных ножках так и просятся в корзину. Важно стоят на крепких толстеньких ножках главные грибы в березовом лесу-подберезовики. Между деревьев разбежались сыроежки, их разноцветные головки повсюду. На самом видном месте красуются грибы с красными шляпками в белую крапинку. Не обмануть им никого своей красотой- они ядовитые.

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

-Почему нужно начинать разбор слова по составу с определения того, какая это часть речи? ( Это поможет выделять при анализе знакомые морфемы, характерные для определенных частей речи. А также поможет менять форму слова для выделения окончаний. )

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

VI . Домашнее задание.

Упр.343. составить и письменно записать текст, который составите.

Источник