Меню

Разделительное написание частицы не с глаголами примеры



Правописание частицы не с глаголами. 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

УМК: “Школа России”

Автор учебника: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова

Цель урока: развивать общеучебные умения и навыки.

Задачи урока:

  • расширить знания детей о служебных частях речи
  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
  • выработать навык правильного письма частицы не с глаголами на основе алгоритма;
  • формировать коммуникативные умения детей;
  • воспитание культуры учебного труда
  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
  • развитие интереса к изучению русского языка
  • развивать умение употреблять и правильно писать нес глаголами
  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи
  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
  • развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
  • развивать умение оценивать себя и своих одноклассников
  • Оборудование:Рабочая тетрадь, ноутбуки, индивидуальные карточки с заданиями, кроссворд, сигнальные круги.

    1. Организационный момент.

    Прозвенел уже звонок,
    Начинаем наш урок.

    Проверка готовности к уроку

    Сигнальные круги (напомнить значение цвета)

    • жёлтый – справились с заданием легко и быстро,
    • зелёный – немного затруднялись, но выполнили задание правильно,
    • красный – с заданием не справились, нужна помощь

    2. Минутка чистописания

    Петля вверх, петля вниз, три е

    3. Актуализация знаний.

    — Вспомните части речи и заполните таблицу.

    Карточки со словами у команд:

    1. побежал дорожка весенняя онпод и
    2. прилетели солнце синяя тыза а
    3. запели лес снежная она отесли
    4. зашумели подружка нежная мы надили
    5. проскакал птицы главная яперед да

    Самостоятельные Служебные имя существительное имя прилагательное глагол местоимение предлоги союзы ?

    — Расставьте части речи по своим местам (работают в группах, выбирают названную часть речи и закрепляют карточку на доску)

    — Служебные части речи “обслуживают” самостоятельные части речи.

    — Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, ни признаков.

    Проверка с помощью сигнальных кругов

    4. Словарная работа

    — Разгадайте кроссворд и узнаете название ещё одной служебной части речи, о которой мы будем сегодня говорить.

    Кроссворд “Про школу”

    1) Учащийся в школе. (Ученик)

    2) Продолговатый деревянный ящичек для хранения карандашей, ручек, перьев. (Пенал)

    3) Коллективная поездка в театр, в музей, на выставку. (Экскурсия)

    4) Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь. (Тетрадь)

    5) Человек, занимающийся обучением детей в школе. (Учитель.)

    6) Сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину. (Ранец)

    7) Тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования. (Карандаш)

    — Какое слово получилось по вертикали? (частица)

    5. Постановка учебной задачи.

    — Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи, а точнее с частицей, которая стоит рядом с глаголами в этих пословицах.

    — Возьмите карточки и подчеркните глаголы. (Приложение 2.)

    — Какая частица стоит перед каждым глаголом?

    Вывешивается на доску тема урока: Частица НЕ с глаголами

    — Запишите глаголы, которые вы подчеркнули, вместе с частицей не.

    Детям раздаются карточки (Приложение 3)

    — К концу урока вам нужно будет заполнить эту таблицу. Познакомьтесь с ней. Если можете, то уже сейчас отметьте то, что вам известно.

    Читайте также:  Русский язык для иностранцев спряжение глаголов

    6. Работа по теме.

    А) К какой части речи относится частица?

    — Подумайте, к какой группе частей речи отнесём частицу. Почему?

    В таблицу в колонку “служебные” закрепляется слово “частица”

    — Если нельзя к слову поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, не является членом предложения, значит это какая часть речи? (Служебная часть речи).

    — Правильно, это служебная часть речи — частица.

    Б) Правило написания глаголов с частицей не

    — Понаблюдайте, как частица не пишется с глаголами. Можете ли вы сформулировать правило?

    Дети высказывают своё мнение.

    — Послушайте стихотворение о глаголе и частице не. В нём спряталось правило. Кто услышит его?

    Глаголу нравится читать,
    Играть, работать и мечтать!
    Глаголу очень нравится
    Всё делать очень живо.
    Частица не – красавица,
    Но как она ленива!
    Она не ходит, не сидит,
    Не шьёт, не жнёт и не кипит,
    Книг не читает, не поёт,
    Другим работать не даёт.
    Глагол же, не любя безделья,
    С частицей пишется раздельно!
    В.Агафонов

    — Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?

    — Как пишется не с глаголами? (Отдельно).

    — Выпишите из этого стихотворения по 3 глагола с частицей не.

    В) Наблюдение за смысловым значением глаголов с частицей не и без нее.

    — Выясним, какой смысловой оттенок частица НЕ придаёт глаголам.

    — Добавьте к глаголам, которые я произнесу частицу не. Что у вас получится?

    • ждут – не ждут
    • машут –не машут
    • идут – не идут
    • поют – не поют
    • летят – не летят

    — Какой смысл придает глаголам частица НЕ?

    — Действительно, частица не выражает отрицание.

    — Ребята, однажды А.С.Пушкин пришел к своему другу – Петру Вяземскому и написал в детском альбоме его сына стихи. В них содержался очень важный совет.

    — Прочтите эти строки:

    Душа моя Павел,
    Держись моих правил:
    Люби то-то, то-то,
    Не делай того-то.
    Кажись, это ясно?
    Прощай, мой прекрасный!

    — Какое слово из данного стихотворения относится к теме нашего урока? (Не делай)

    — Что обозначает частица не? (запрет на действие).

    ФИЗМИНУТКА. Артистическая мастерская

    — Сейчас я произнесу глаголы в утвердительной форме, а вы в отрицательной форме.

    Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как ведут себя дети, когда капризничают?

    • Буду – не буду!
    • Могу – не могу!
    • Хочу – не хочу!
    • Стану – не стану!
    • Кричу – не кричу!

    На доске закреплены глаголы-исключения

    — Прочтите слова. Какие слова вам знакомы? Что они обозначают. Соедините стрелками слово и его лексическое значение.

    • Недоумевать – это значит заставлять, не считаясь с желанием другого.
    • Негодовать – это значит сомневаться, удивляться.
    • Неистовствовать – это значит находиться в болезненном состоянии.
    • Неволить – это значит находиться в состоянии нездоровья.
    • Недомогать – это значит злиться, беситься.
    • Нездоровится – это значит выражать неудовольствие.

    — Почему эти глаголы написаны слитно с НЕ? (Потому что без НЕ не употребляются.)

    — В этих словах НЕ – это приставка.

    — Эти слова пишутся сне слитно.

    • ненавидеть
    • негодовать
    • неволить
    • недоумевать

    7. Закрепление изученного.

    — Прочтите предложения

    • Здоровье за деньги купишь.
    • Кашу маслом испортишь.
    • Ложь человека красит.

    — Согласны вы с этими высказываниями?

    — Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? (Перед глаголами поставить частицу не).

    Читайте также:  Придумать историю с фразовыми глаголами

    — Прочитайте, что получится. (Зачитывают пословицы).

    — Как изменился смысл глаголов с частицей не? (Глаголы приобрели отрицательный смысл).

    — А смысл пословиц?

    8. Развитие речи. Дополнительное задание (если дети в группах справляются с заданиями быстро, можно предложить им дополнительное задание)

    Творческая работа в группах.

    — Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.

    Не дразните собак,
    Не гоняйте кошек,
    Не жалейте для птиц
    Вы зерна и крошек!

    — Где уместно разместить такой текст?

    — Кто мог написать этот текст? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу).

    — А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу).

    — Предлагаю вам выполнить творческое задание.

    — Задание такое: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не.

    (группам раздать картинки)

    Тексты посвящены разным темам:

    • 1 группа будет говорить о правилах поведения в лесу.
    • 2 группа — о правилах поведения в столовой.
    • 3 группа — о правилах пользования книгой.
    • 4 группа – о правилах поведения на уроках
    • 5 группа – об отношении к малышам

    Проверка. По завершению работы представитель группы (его дети выбирают сами) читает свой вариант. Обращаем внимание на знаки препинания, написания частицы не с глаголами.

    Самостоятельная работа с мультимедийным тренажёром

    10. Обобщение пройденного

    — Заполните таблицу (задание группе)

    Что такое не? Частица
    К какой части речи относится это слово? Служебная
    Когда оно употребляется в речи? Отрицание

    Запрет Как пишется не с глаголами? Раздельно Исключения Слитно

    • ненавидеть
    • негодовать
    • неволить
    • недоумевать

    11. Выходной контроль.

    — Закончите предложения

    • Сегодня на уроке я узнал .
    • Я научился .
    • Я понял, что .
    • Было интересно .

    Источник

    “Не” с глаголами пишется раздельно

    Правописание “не” с глаголами: правило и исключения

    Основное правило звучит очень просто: “не” с глаголами пишется раздельно. Его помнят даже самые маленькие ученики, затвердив с первого класса. И в общем случае это действительно так: не прыгаю, не играть, не делаешь. Это простые примеры не с глаголами пишется раздельно. В любой своей форме – личной, инфинитиве или в качестве деепричастия – эта часть речи пишется с “не” раздельно. На первый взгляд, запомнить это достаточно и можно переходить к более сложным случаям правописания не с другими частями речи, которых в русском языке достаточно.

    Но, как ни странно, есть случаи слитного написания этой отрицательной частицы с глаголом. Они являются исключениями из общего правила, к которым нужно отнестись очень внимательно, запомнить и грамотно использовать, не путаясь в них.

    Лучше разобраться в исключениях поможет таблица, в которой они рассмотрены:

    Правило слитного написания

    Пример

    Глагол без “не” не употребляется, определить это просто – нужно убрать приставку

    Негодовать (глагола “годовать” нет), ненавидеть (как нет и глагола “навидеть”)

    Глагол с “недо” в значении недостаточного количества

    Ему недостает терпения. Только этого ей недоставало

    Глагол с “недо” в значении неполноты действия

    Мама недосолила суп. Он явно недооценивал свои возможности.

    Чтобы не перепутать глагол со значением неполноты действия с обычным глаголом с приставкой до и частицей не, нужно попробовать подобрать к нему антоним с приставкой пере-. Если все получилось, значит, глагол с “недо” следует писать слитно. Например: недосолила – пересолила.

    Кстати, также важно отличать слова с приставками и частицами от таких, где “недо” является частью корня. Примером такого слова является “недоумевать”. В таком случае не всегда пишется с глаголом слитно. В любом случае, “недо” – это исключение из всей глагольной лексики, поэтому связанные с ним правила настолько важно запомнить.

    “Не” с глаголами пишется раздельно потому, что в очень редких случаях выступает в роли приставки или части корня, в большинстве случаев это действительно отрицательная частица – отсюда и правило о раздельности написания, ведь слитно пишется именно приставка в своей собственной роли или такая, которая в результате исторических процессов срослась с корнем, который без нее больше не может употребляться.

    Что мы узнали?

    Есть простое правило, которое касается написания частицы “не” с глаголами – она пишется с ними раздельно всегда и вне зависимости от той формы, которую принимает глагол – личную, инфинитива или деепричастия. Однако даже из такого правила есть исключения – это глаголы, которые не употребляются без “не”, а также глаголы с “недо”. Последние запомнить несложно: глагол с “недо” пишется слитно в том случае, когда он имеет значение недостаточного количества или неполноты действия, а также в тех случаях, когда частица “не” стала частью корня с приставкой “до”. Чтобы отличить глагол со значением неполноты действия от глагола с частицей “не” и приставкой “до”. Для этого достаточно подобрать к нему антоним с приставкой “пере” – если он есть, надо писать слитно, если нет – раздельно.

    Источник

    Правописание НЕ с глаголами

    ПРАВОПИСАНИЕ НЕ с глаголами

    Слитно глагол не употребляется без НЕ: ненавидеть, негодовать, несдобровать, невзлюбить, нездоровится, недоумевать

    Раздельно кроме без «не» не употребляется, всегда раздельно

    ПРИСТАВКА НЕДО- И ЧАСТИЦА НЕ С ПРИСТАВКОЙ ДО-

    НЕДО

    (в значении «мало», имеет антоним с ПЕРЕ-)

    Значение недостаточности действия:

    завершить действие НЕВОЗМОЖНО!

    недоедать (голодать) – антоним: переедать

    недоглядеть за больным (нельзя доглядеть за больным)

    недосмотреть за ребенком (нельзя досмотреть за ребенком)

    НЕ ДО-

    (в значении «сделал не до конца»).

    Значение незавершённости действия:

    завершить действие ВОЗМОЖНО!

    не доедать суп из-за спешки (можно потом доесть)

    не доглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз)

    не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его)

    Есть глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ: НЕ/ДО/любливать, НЕ/ДО/оценить, НЕ/ДО/понимать, НЕ/ДО/слышать.

    Недо — это искусство тонкой дозировки дела и безделья (Михаил Эпштейн): недострой, недоделка, недоработка, недобор, недостача

    Важно помнить, что частица «не» с глаголами пишется раздельно. При этом не имеет значения, в какой форме стоит глагол: в личной, в инфинитиве или является деепричастием. Обязательно нужно писать отрицательную частицу «не» отдельно. Например, не спешил, не спешить, не спеша. Слитно НЕ пишется в глаголах, которые не употребляются без НЕ.

    Не путать частицу НЕ и приставку НЕДО.

    © Авторские права2020 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

    Источник