Меню

разносклоняемые существительные в 6 классе по ладыженской



§ 45. Разносклоняемые имена существительные

У существительных на -мя в родительном, дательном, творительном и предложных падежах в единственном числе и во всех падежах во множественном числе к корню прибавляется суффикс -ен- (-ён-):

В словах семя, стремя в родительном падеже во множественном числе к корню прибавляется суффикс -ян:

Почему существительные на -мя, а также существительное путь называются разносклоняемыми?

254. Заполните таблицу 2-3 примерами. Как бы вы её озаглавили?

Буква и на конце слов на -мя в родительном, да- тельном и предложном падежах является также орфограммой «Буквы е и и в падежных окончаниях существительных».

255. Запишите слова время, стремя в форме дательного и предложного падежей в единственном числе и обозначьте в них указанную орфограмму.

256. Прочитайте словарную статью из справочника по культуре речи. Какого рода слово путь? Какие окончания оно имеет в родительном падеже в единственном числе и в именительном падеже во множественном числе?

257. Используя данные прилагательные в качестве зависимых слов, составьте и запишите словосочетания со словом путь. Главное слово употребите в родительном, дательном, винительном и творительном падежах в единственном числе и в именительном падеже во множественном числе. Графически обозначьте окончания.

Железнодорожный, верный, непроезжий, короткий, долгий.

258. Диктант. Обозначьте условия выбора гласных в окончаниях.

Распол..житься в долин. стоять у знамен. нах..диться в вестибюл. р..сти на свобод. нога в стремен. отвечать по истори. постареть от времен. уча(?)ствовать в экспедици. проходить по алле. звать по имен. предупр..дить об опас(?)ност. в пламен.. костра, заботиться об урожа.. .

Источник

«Разносклоняемые имена существительные» — урок русского языка в 6 классе ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Первый урок по теме «Разносклоняемые имена существительные»

Скачать:

Вложение Размер
«Разносклоняемые имена существительные» 36.83 КБ
презентация к уроку «Разносклоняемые существительные» 353.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Разносклоняемые имена существительные»

Тип урока: комбинированный

Уровень подготовленности класса: средний

  • Помочь учащимся познакомиться с разносклоняемыми существительными, особенностями их склонения, правописания.
  • Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;
  • Совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.

Предметные: Познакомиться с разносклоняемыми существительными; выявить особенности склонения существительных на –мя; видеть их в тексте и правильно склонять.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного

Коммуникативные: определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Формирование навыка организации анализа своей деятельности в составе группы

Оборудование: учебник, толковый словарь русского языка, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал для учащихся.

Ну-ка дружно потянитесь,

К соседу в группе повернитесь,

Ему пошире улыбнитесь,

В хорошем настроении садитесь.

Проверьте, всё ли у вас имеется для работы на уроке.

Сегодня у нас урок немного необычный, изучая новую тему, вам предстоит работать в группе, при этом помогая друг другу.

Выберете координатора группы (ответственного).

Но сначала вы выполните небольшую самостоятельную работу по теме прошлого урока индивидуально.

проверка готовности к уроку

выбор координатора группы

Проверка домашнего задания

— Что такое начальная форма имени существительного?

— Какие постоянные признаки существительных вам известны?

-Как определить категорию одушевленности-неодушевленности существительных?

— Какие непостоянные признаки?

— Как называется изменение существительных по падежам?

— От чего зависит выбор гласной в окончании существительных?

Цель: Проверка знаний

Задание: Проанализируйте предложенный вам языковой материал, в пустые клетки впишите только буквы, в соответствии с заданием

(о-н одуш./неодуш.; е-и оконч.сущ.)

Способ проверки: самопроверка по образцу (показан на слайде презентации)

Задание: Определите, какие существительные одушевленные, какие неодушевленные. В пустые клетки добавляйте только О или Н .

огурец, мартышка, кукла,

табун, собака, роза,

мертвец, кактус, голубь

Задание: Определите, какую гласную следует писать в окончании существительного.

В пустые клетки добавляйте только Е или И .

на площад…, по алле…, у печ…,

в полици…, у Наталь…, по привычк…,

в паспорт…, на заняти…, по глупост…

— Собст./нариц., одуш./неодуш., род, склонение.

— 1. задать вопрос

2. поставить во мн.ч. и посмотреть, какие падежи совпадают

Актуализация знаний, постановка цели и задач урока

Цель: Проверка знаний о склонении, проверка умения аргументировать ответ, определять тему и цели урока

Постановка проблемного вопроса

Упр. 1. Распределительный диктант

Задание: Распределите слова по типам склонения (СЛАЙД 3).

Зима, буря, метель, буран, пурга, снег, небо, з..мля, степь, всадник, д..рога, лошадь, время, пламя

— Из какого произведения взяты слова для распределительного диктанта?

-Все ли слова удалось распределить по типам склонений? Почему?

— Есть группа необычных слов, которые можно отнести к нескольким, разным склонениям. Как вы думаете, как их можно назвать?

Тема нашего урока «Разносклоняемые существительные», запишите число, вид работы и тему урока в тетрадь (СЛАЙД 4).

-Что мы должны узнать на уроке?

-Чему должны научиться?

работа в группе

(на столах таблица с типами склонений)

— «Метель» А. С. Пушкина

— Слова время и пламя по роду вроде как 2 склонение, но у них окончание – — я. Такие окончания есть в первом типе, но среднего рода там нет. Получается, для них нет склонения.

записывают число и тему в тетрадь

-находить их в тексте, правильно склонять, употреблять в речи такие слова

Первичное усвоение новых знаний

К разносклоняемым существительным относятся 10 слов, оканчивающихся на МЯ, только не путайте с окончанием.

Я не буду вам их просто так перечислять, вы сами должны будете выписать их в тетрадь из стихотворения, которое я вам прочту (СЛАЙД 5).

Есть история про племя.

Лишь весной настанет время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять — бремя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

А у коровы полно вымя.

Её надо подоить.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувая ссоры пламя:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

— Какие же слова на –МЯ вы выписали?

— Все ли из перечисленных слов вам понятны? Где можно узнать о их значении?

Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен . Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.)

Племя — в обширном значении: все люди. Колено, поколенье, род, потомство .

Темя — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум теменным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.

Стремя, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

Работа с учебником:

Задание: прочтите материал п.45 с. 136 , расскажите, почему эти существительные названы разносклоняемыми. Все ли слова, относящиеся к этой группе, я назвала?

-Молодцы, ребята, запишите слово путь к разносклоняемым существительным.

Выписывают новые слова в тетрадь

— бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя

работают с толковым словарём (1 словарь для группы)

— в Р.Д.П. падежах у них окончание –и 3-го склонения, в в Т.п. окончание –ем, ём 2-го склонения.

Вы не сказали о слове путь (м.р.)

Первичная проверка понимания + Физкультминутка

Сейчас мы с вами чуточку отдохнём, подвигаемся, но с пользой.

Вы видите, что по классу расклеены слова. Вы, внимательно оглядевшись, выбираете нужное вам слово, не толпясь и не ругаясь, встаете с места, аккуратно отклеиваете его и приносите его на стол своей группы. После чего садитесь на место, поучаствовать должен каждый.

1 группа собирает все слова 1 склонения, 2 группа – 2 склонения, 3 группа – 3-го, а 4 – все разносклоняемые слова.

— Проверим, все ли слова, принесённые вами, выбраны правильно?

встают с мест, находят нужное слово по заданию и крепят к доске

координатор группы зачитывает, остальные внимательно слушают и исправляют

До физкультминутки мы сказали об особенностях склонения разносклоняемых существительных.

Работа с учебником:

Выполните, работая в группе, упр. 254 с. 136 по заданию, при затруднении обращайтесь к правилу. Обязательно выделяйте окончания в словах.

Запись данного упражнения должна быть в тетради у каждого.

-Что у вас получилось?

работа в группах

по 1 примеру от группы.

У вас на столах есть стихотворение с пропущенными словами, ваша задача – восстановить текст (СЛАЙД 6)

В стародавнее древнее время

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое племя

Они не знали, для чего корове вымя,

Как написать свою фамилию и имя,

Зачем на лошадь надевать седло и стремя —

Необразованное было это племя.

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их бремя забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер знамя ,

Что кислород всегда поддерживает пламя ,

Не думали они над тем,

Как в булку превратить простое семя,

С утра до вечера они чесали темя .

-Какого слова здесь не хватает?

работа в группе, взаимопроверка

Рефлексия (подведение итогов занятия)

1. Сегодня на уроке звучал термин «разносклоняемые существительные». Почему существительные на -мя и существительное «путь» получили такое название?

2. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

3. А что показалось вам простым и легким?

4. Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке?

отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Запись в дневники

Задание: Определите, какие существительные одушевленные, какие неодушевленные. В пустые клетки добавляйте только О или Н .

огурец, мартышка, кукла,

табун, собака, роза,

мертвец, кактус, голубь

Задание: Определите, какую гласную следует писать в окончании существительного.

В пустые клетки добавляйте только Е или И .

на площад…, по алле…, у печ…,

в полици…, у Наталь…, по привычк…,

в паспорт…, на заняти…, по глупост…

Для определения темы урока

1 скл.: юноша, монета, лодка, вьюга, дядя, коробка, открытка, ягода, прадедушка

2 скл.: пень, море, сено, пылесос, врач, разведчик, дерево, корабль, медведь

3 скл.: брошь, рожь, мышь, дочь, печь, речь, тишь, лень, роскошь

Разноскл.: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь

+ акация и планетарий

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 6 классе

Проверь себя! н о о н о н о н о и е и и и е е и и КАРТОЧКА 1 КАРТОЧКА 2 ОЦЕНИ СЕБЯ! Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» 5 и более ошибок – «2»

Распределите слова по типам склонения Зима, буря, метель, буран, пурга, снег, небо, земля , степь, всадник, дорога , лошадь, время, пламя

Тема урока: «Разносклоняемые имена существительные»

Есть история про племя. Лишь весной настанет время, Племя мирно сеет семя, Хоть пахать и сеять — бремя . Папуаске нужно имя Для сынишки сочинить А у коровы полно вымя. Её надо подоить . Но вожак их – ногу в стремя, Прилепив перо на темя, Над собою поднял знамя, Раздувая ссоры пламя. Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет племя вновь Проливать напрасно кровь.

В стародавнее древнее_________ В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое__________ Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове __________, Как написать свою фамилию и __________, Зачем на лошадь надевать седло и__________ — Необразованное было это____________ . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их ___________ забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ___________ , Что кислород всегда поддерживает __________ Не думали они над тем, Как в булку превратить простое __________, С утра до вечера они чесали ______________

ИТОГИ УРОКА Сегодня на уроке звучал термин «разносклоняемые существи­тельные». Почему существительные на — мя и существительное «путь» полу­чили такое название? С какими трудностями вы столкнулись на уроке ? А что показалось вам простым и легким? Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке?

Домашнее задание: П. 45 упр. 255, 256 СПАСИБО ЗА УРОК!

Источник

Читайте также:  как распределить существительные в единственном числе в две группы