Меню

разные упражнение по существительному по глаголу



Разные упражнение по существительному по глаголу

Глагол

14. Глагол или существительное?

— Вы помните, что называется глаголом?

— Да. Слова, которые обозначают действие или состояние предмета, называются глаголами. Они отвечают на вопросы: что делает?, что сделает? предмет.

— А что называется именем существительным?

Ученики правильно ответили на вопросы учительницы.

— Хорошо, — сказала учительница. — Прочитайте эти предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

1) Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.

2) Ведро дало течь, и вода стала течь.

15. Загадка

К какой части речи относятся выделенные слова?

16. Кто что делает? (Игра)

Зина и Валя идут из школы. Зина говорит:

— Интересная была игра у нас на уроке русского языка.

— Да, мне понравилась.

— Давай! Лошадь, — говорит Зина.

— Ржёт, — отвечает Валя.

Так и идут они, играя. Одна называет предмет, а другая — его действие.

17. Близкие по значению, разные по звучанию

В рукописи одного писателя было предложение:

«Ну, что у вас за дело ко мне, говорите, — говорит волк».

Алексей Максимович Горький зачеркнул второе слово говорит и надписал: спрашивает.

Объясните, для чего Горький вписал другое слово. Подберите к слову говорит слова, близкие по значению. Сделайте это так:

Говорить — произносить, спрашивать .

18. Обойдись без глаголов!

Можно ли обойтись без глаголов в рассказе о том, что происходит на стадионе?


Обойдись без глаголов!

19. Знаешь ли ты, что.

. И. С. Тургенев в произведении «Отцы и дети» употребил более 150 глаголов говорения?

20. Бедный язык

— Прочти-ка, сынок, своё домашнее сочинение, — попросил папа.

«На уроке природоведения, — начал Коля, — учительница говорила о Мичурине. Она интересно говорила о его жизни, а потом говорила о выращенных им деревьях. Когда мы шли домой, то говорили тоже о садах. Миша говорил, что он поедет на Север и рассадит там сады».

— Бедный у тебя язык, — сказал папа. — Найди в своём сочинении слово, которое повторяется, и замени его другими словами, близкими по смыслу.

21. Хитрый вопрос

С какой частью речи предлоги не употребляются?

22. Кто больше?

Учительница написала на доске слова:

— и объяснила: «Кто больше, чище и без ошибок напишет к этим существительным глаголов, тот — победитель».

Наташа записала: Лётчик-космонавт тренируется, идёт, летит, сообщает, смотрит, наблюдает .

А кто из вас больше, чище и без ошибок напишет глаголов к этим именам существительным?

23. Вопрос-шутка

В каком глаголе отрицание нет слышится сто раз?

24. В чём разница?

Объясните разницу в словах, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся:

1) Отварить сардельки. — Отворить дверь.

2) Поласкать ребёнка. — Полоскать бельё.

3) Посидеть в парке. Поседеть в старости.

25. Какая часть речи?

Снежное покрывало покрывало всё поле.

Иди домой, но сначала коридор домой.

26. Какое время? (Сказка-шутка)

Учительница спросила Лентяйкина:

— Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?

Лентяйкин не задумываясь воскликнул:

А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница?


Какое время?

27. Одинаковы ли эти слова?

Чем различаются эти слова? Определите их корни. Придумайте с каждым словом предложение. Запомните написание этих слов.

28. Смотри спеши!

Однажды Феде очень понравилось стихотворение, которое он прочитал в книжке товарища. Вот он и просит товарища:

— Дай мне свою книжку домой, я спишу это стихотворение.

— Хорошо, только смотри спеши!

А Федя удивился немного и говорит:

— Хорошо, хорошо, спишу!

— Да нет, ты спеши!

— Вот чудак! Ведь я же для того и беру, чтоб списать, чего ж ты меня об этом просишь?

1) Выпишите из этого рассказа глаголы, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Объясните, почему разное написание.

2) Составьте рассказ, в котором были бы слова: запевайте — запивайте.

29. Лёгкий вопрос

Что можно надевать и кого можно одевать?

30. Кто сказал правильно?

— Надевай пальто — пойдём на коньках кататься!

— Одевай пальто — пойдём на коньках кататься.

31. Образуем 2-е лицо глагола

Чтобы лучше подготовиться к уроку, Катя называла глаголы в 1-м лице, а Клава ставила их во 2-м лице:

Поставьте глаголы неопределённой формы в 1-м и во 2-м лице настоящего времени:

32. Трудное задание

Старший брат написал два предложения:

Он буд. т хорошо учиться.

Он буд. т меня каждое утро.

— Серёжа, — сказал он, — напиши на месте точек нужные буквы.

Долго думал Серёжа, но нашёл правильное решение. Какие буквы он написал на месте точек? Почему?

33. В каком лице?

В каком лице нужно поставить глагол-сказуемое, если подлежащее выражено личным местоимением 3-го лица единственного числа?

34. Катино стихотворение

Вова ходил по комнате и учил:

— Глаголы видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать, ненавидеть относятся ко второму спряжению.

Вова повторил раз пять и уверенно сказал:

Прошло часа два, сестра спросила:

— Вова, скажи, какие глаголы относятся ко второму спряжению?

— Ко второму спряжению относятся все глаголы, которые в неопределённой форме имеют —ить. А также глаголы дышать .

Читайте также:  предложение существительное глагол или существительное глагол

— Нет, то есть да. я вспомню.

— Ты лучше выучи стихотворение, которое я сочинила. Сестра открыла свой альбом. Вова прочитал:

«Глаголы неопределённой формы на —ить

Ко второму спряженью нужно, друзья, относить.

Не забудьте в это спряженье включить исключенья:

Выучите это стихотворение.

35. Лёгкое правило

Ваня выполнял упражнение. В одном предложении встретился глагол видел.

— Лиза, — спросил он у старшей сестры, — какую букву, е или и, надо писать перед буквой л?

е, — ответила сестра.

Написал Ваня букву е и дальше пишет. Встретилось другое слово. Опять он к сестре:

— Лиза, какую букву надо писать, е или и?

— В слове слышал нужно а писать.

Написал Ваня букву а. Пишет дальше, а сам думает: «Не всегда ж сестра мне подсказывать будет. Спрошу-ка я у неё, как узнать, какую букву писать в глаголах прошедшего времени».

— Перед буквой л, — сказала сестра, — в прошедшем времени пишется та гласная, которая стоит в неопределённой форме перед —ть. Вот смотри:

Какое лёгкое правило! Спасибо, Лиза!

36. е или и? (Игра)

На уроке труда ученики вырезали из плотной бумаги листки размером шесть сантиметров на девять и написали с обеих сторон буквы е и и. А на уроке русского языка учительница сказала:

— Я буду произносить глаголы, а вы определяйте, какую букву, е или и, нужно писать во 2-м и 3-м лице единственного числа. Если букву е, то поднимите листок с буквой е, если и, то листок с буквой и.

Мария Алексеевна стала произносить глаголы:

Когда игра была закончена, учительница сказала:

— Я прочту эти слова ещё раз, а вы запишите их в 3-м лице множественного числа.

Источник

Разные упражнение по существительному по глаголу

При описании методики были использованы в модифицированном виде приемы и методы, представленные в работах С. В. Зориной, Т. Б. Филичевой, С. Н. Каховской, Е. Ф. Соботович и др. авторов.

1. Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).

У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») — несколько предметов.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине?

Ребенок: А в магазине — яблоки.

Логопед: У меня огурец, а в магазине?

Ребенок: А в магазине — огурцы.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине много . (?)

Ребенок: А в магазине много яблок.

2. Игра «Убираем урожай» (закрепление формы винительного падежа существительных).

Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному. Морковь, свеклу, репу, редис дергают.

Огурцы, помидоры, горох срывают.

Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?

Дети составляют предложения типа: Морковь дергают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу дергают. И т. д.

3. Игра «Огород» (закрепление формы винительного падежа). Логопед предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает: «Лена, что ты сажаешь?» (Я сажаю огурцы.) «Ира, что ты посадила?» (Я посадила редис.) «Вова, что ты посадишь?» (Я посажу капусту) и т. д.

4. Игра «Кто подберет больше слов?» (закрепление формы винительного падежа).

Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

— Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

— Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

Источник

ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
методическая разработка по логопедии по теме

Предлагаемые задания и игры, помогают детям с ОНР в закреплении навыка словоизменения.

Скачать:

Вложение Размер
zadaniya_i_igry_po_zakrepleniyu_navykov_slovoizmeneniya.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1. Игра «Что с чем?», или «Назвать пары предметов» (закрепление формы творительного падежа с предлогом с).

Детям предлагаются картинки, например: полка с книгами, тарелка с яблоками, банка с вареньем, карандаши с коробкой, корзина с грибами, ваза с цветами.

Логопед предлагает детям назвать «что с чем» изображено на картинке.

2. Игра «С чем корзинка, с чем ящик?9 (закрепление формы существительных творительного падежа с предлогом, с ).

У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи овощей и фруктов.

Логопед: Куда мы положим фрукты?

Ребенок: В корзинку.

Логопед: А куда мы положим овощи?

Логопед: Рома, с чем у тебя ящик?

Ребенок: У меня ящик с капустой.

Логопед: Ира, а у тебя, с чем корзина?

Ребенок: У меня корзина с яблоками.

3. Игра «Приглашение к чаю» (закрепление формы существительных творительного падежа с предлогом с).

Логопед: Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни Пуха, зайчика и лисичку. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем?

Дети: Мишка любит чай с медом. Винни Пух — с вареньем. Зайчик — с булочкой. Лисичка — с печеньем. И т. д.

Логопед: А с чем вы любите пить чай?

Дети отвечают на вопрос, используя форму творительного падежа.

4. Игра «Где что растет?» (закрепление формы предложного падежа).

На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

Логопед: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?

Дети: Овощи растут на огороде.

Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.

Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

5. Игра «Кто где живет?» (закрепление формы существительных предложного падежа).

На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?»

Собака живет в конуре.

Белка живет в дупле.

Лиса живет в норе.

Ежик живет в гнезде.

Медведь зимует в берлоге.

Мышка живет в норе.

Волк живет в логове.

Лошади живут в конюшне.

Корова живет в коровнике.

Свиньи живут в свинарнике.

Телята живут в телятнике.

Кролики живут в крольчатнике.

6. Игра « Что в чем?» (закрепление формы предложного падежа существительных по теме «Посуда» ).

На доске картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле.)

В чем носят воду из колодца? (Воду носят в ведре.)

В чем кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.)

В чем носят молоко? (Молоко носят в бидоне.)

В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице.)

В чем подогревают еду? (Буду подогревают в миске.)

Аналогичным образом используется вопрос «Где что лежит?»

Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.)

Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.)

Где лежат конфеты? (Конфеты лежат в конфетнице.)

Где (на чем) жарится рыба? (Рыба жарится на сковородке.)

7. Игра «Где мы были, что мы видели?» (закрепление окончаний существительных родительного падежа множественного числа).

В процессе игры используются сюжетные картинки: «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк». Логопед обращается с вопросами к детям: «Где ты был? Что ты видел?»

Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков. Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов. Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов. Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков.

8. Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий).

Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.).

Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?

Положи пирамидку между куклой и мячом. Куда ты положил пирамидку?

Нарисуй кружок» сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?

Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?

Положи яблочко перед куклой. Куда ты положил яблочко?

Положи эту вещь между двумя предметами. Где она?

. перед другим предметом. Где она?

. выше другого предмета. Где она?

. ниже другого предмета. Где она?

. правее другого предмета. Где она?

. левее другого предмета. Где она?

Встань так, чтобы дверь была справа от тебя. Где дверь?

Встань так, чтобы дверь была слева от тебя. Где она?

Встань так, чтобы дверь была сзади от тебя. Где дверь?

Встань так, чтобы дверь была перед тобой. Где дверь?

9. Игра с мячом «Добавь слова» (закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади).

Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

Полочка с книгами висит.

Пирамидка стоит. Кукла лежит.

10. Игра «Умей найти свое место» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между, вперед, сзади (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т. д.). Затем логопед просит каждого ребенка ответить на вопрос: « За кем ты стоишь? (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого?)».

11. Игра «Исправь ошибки» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед: Жил человек рассеянный на улице Бассеинои. Кто написал про этого рассеянного человека?

Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Помогите ему правильно прочитать и правильно понять предложения. Вот как он прочитал:

«Дед в печи, дрова на печи». Исправьте его.

«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?

«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?

«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его. И т. д.

12. «Игра в неделю» (закрепление предложно-падежных конструкций).

В игре принимают участие семеро детей. Один из них получает «имя» одного из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: « Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года, в месяцы.

13. Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате» (закрепление предложно-падежных конструкций по теме «Мебель»).

Используется игрушечная мебель. Игра может проводиться в двух вариантах.

1-й вариант. Предлагается картинка, изображающая комнату. Логопед задает вопросы о расположении различных предметов (мебели) и просит детей использовать слова справа, слева, спереди, позади,

Затем на макете дети расставляют игрушечную мебель так же, как и на картинке. При этом дети комментируют свои действия: «Поставим стул слева от стола» и т. д.

2-й вариант. Самостоятельное расположение мебели. После того как дети расположили мебель в комнате, логопед задает вопросы типа: «Где находится шкаф по отношению к стулу?», «Где расположен торшер по отношению к шкафу?» и т. д.

14. Игра «Что (или кто) где находится?»

Детям предлагается ответить на вопросы по сюжетной картинке «Что (кто) где находится?» В ответах на вопросы дети используют предлоги в, на, над, по, под, между, около, перед и др.

15. «Игра в поезд» (закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов в, на, под).

На доске макет поезда.

Логопед: Пассажиры везут разные вещи в поезде. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом в . Во втором вагоне — вещи, про которые можно придумать предложение со словом на , а в третьем — со словом под.

Логопед показывает картинки.

Дети придумывают предложение и помещают картинку в один из вагонов. (На вагончиках можно сделать надписи из слов в, на, под).

Например, картинка «Мяч лежит под стулом» помещается в третий вагон, картинка «Цветы стоят в вазе» — в первый вагон. А картинка «Девочка сидит на стуле» — во второй вагон.

16. Игра « Сделай правильно» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы (мяч и ящик, карандаш и книга, пенал и ручка и др.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой.

17. Игра «Машина едет по дороге» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Детям предлагается макет дороги, по которой поедет машина. С одной стороны дороги — гараж, с другой стороны — база или магазин. Вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, горки, сквера, мостика.

Игра может проводиться в нескольких вариантах.

1-й вариант. Логопед дает инструкцию (например: «Машина объехала вокруг красного дома»), дети «регулируют» движение машины в соответствии с данной инструкцией.

2-й вариант. Логопед устанавливает машину на макете. Дети определяют, где «едет» машина (машина выехала из гаража, машина подъехала к зеленому дому, машина переехала через мост, машина едет по дороге, машина отъезжает от красного дома, машина въезжает на гору, машина съезжает с горы, машина въезжает во двор магазина).

3-й вариант. В процессе игры дети находят соответствующие схемы предлогов и размещают их на макете. В дальнейшем они воспроизводят рассказ о движении машины только по схемам предлогов.

18. Игра в лото (закрепление и дифференциация предлогов в, на, под, над).

У детей карточки лото и фишки с изображением схем предлогов.

На карточках лото изображены два предмета: один внутри другого, один на другом или под другим предметом.

Логопед называет пары предметов (например, мяч и стул). Дети находят картинку с этими предметами и закрывают их соответствующей схемой предлога, называя расположение предметов с использованием того или иного предлога (мяч под стулом).

19. Игра «Различай предлоги».

На доске схемы предлогов в, на, под, над и их буквенные обозначения. У детей картинки с изображением двух предметов с различным пространственным расположением. Дети называют расположение предметов и помещают свои картинки под определенной схемой предлога.

20. Игра «Правильно подними, карточку».

У детей карточки с изображением различных схем предлогов. Логопед называет словосочетания с различными предлогами (в, на, под, над), дети поднимают соответствующую карточку.

20. Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: в — из, на — с, к — от).

Логопед называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик.

Девочка налила воду в графин.

Мама положила яблоки на стол.

Брат поставил лампу на тумбочку.

Машина подъехала к дому.

Дедушка подошел к забору. .

21. Составление рассказа по графической схеме.

На доске выставляются различные схемы предлогов. Логопед предлагает детям, используя схемы, составить рассказ по какой-либо теме (например, «Как Вова гулял», или «Прогулка на велосипеде», или «Куда ездила машина»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как словоизмене.

Вводное занятие по теме «Город.Транспорт» в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (первый год обучения). Цель занятия — формирование у детей лексико-грамматических категорий путем расшир.

Дидактические игры и задания для старших дошкольников на развитие словоизменения существительных.

Дидактические игры, подвижные игры и игровые упражнения на закрепление понятия «Величина»Для детей 2-ой младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп.

Картотека составлена по материалам книги Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой ;« Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». Авторы предлагают определён.

Словоизменение существительных«Играем с Незнайкой»Цели: Учить детей изменять слова.Формировать умения употреблять предложно – падежные конструкции единственного числа.Развивать мелкую мото.

Источник

Разные упражнение по существительному по глаголу



Разные упражнение по существительному по глаголу

Глагол

14. Глагол или существительное?

— Вы помните, что называется глаголом?

— Да. Слова, которые обозначают действие или состояние предмета, называются глаголами. Они отвечают на вопросы: что делает?, что сделает? предмет.

— А что называется именем существительным?

Ученики правильно ответили на вопросы учительницы.

— Хорошо, — сказала учительница. — Прочитайте эти предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

1) Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.

2) Ведро дало течь, и вода стала течь.

15. Загадка

К какой части речи относятся выделенные слова?

16. Кто что делает? (Игра)

Зина и Валя идут из школы. Зина говорит:

— Интересная была игра у нас на уроке русского языка.

— Да, мне понравилась.

— Давай! Лошадь, — говорит Зина.

— Ржёт, — отвечает Валя.

Так и идут они, играя. Одна называет предмет, а другая — его действие.

17. Близкие по значению, разные по звучанию

В рукописи одного писателя было предложение:

«Ну, что у вас за дело ко мне, говорите, — говорит волк».

Алексей Максимович Горький зачеркнул второе слово говорит и надписал: спрашивает.

Объясните, для чего Горький вписал другое слово. Подберите к слову говорит слова, близкие по значению. Сделайте это так:

Говорить — произносить, спрашивать .

18. Обойдись без глаголов!

Можно ли обойтись без глаголов в рассказе о том, что происходит на стадионе?


Обойдись без глаголов!

19. Знаешь ли ты, что.

. И. С. Тургенев в произведении «Отцы и дети» употребил более 150 глаголов говорения?

20. Бедный язык

— Прочти-ка, сынок, своё домашнее сочинение, — попросил папа.

«На уроке природоведения, — начал Коля, — учительница говорила о Мичурине. Она интересно говорила о его жизни, а потом говорила о выращенных им деревьях. Когда мы шли домой, то говорили тоже о садах. Миша говорил, что он поедет на Север и рассадит там сады».

— Бедный у тебя язык, — сказал папа. — Найди в своём сочинении слово, которое повторяется, и замени его другими словами, близкими по смыслу.

21. Хитрый вопрос

С какой частью речи предлоги не употребляются?

22. Кто больше?

Учительница написала на доске слова:

— и объяснила: «Кто больше, чище и без ошибок напишет к этим существительным глаголов, тот — победитель».

Наташа записала: Лётчик-космонавт тренируется, идёт, летит, сообщает, смотрит, наблюдает .

А кто из вас больше, чище и без ошибок напишет глаголов к этим именам существительным?

23. Вопрос-шутка

В каком глаголе отрицание нет слышится сто раз?

24. В чём разница?

Объясните разницу в словах, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся:

1) Отварить сардельки. — Отворить дверь.

2) Поласкать ребёнка. — Полоскать бельё.

3) Посидеть в парке. Поседеть в старости.

25. Какая часть речи?

Снежное покрывало покрывало всё поле.

Иди домой, но сначала коридор домой.

26. Какое время? (Сказка-шутка)

Учительница спросила Лентяйкина:

— Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?

Лентяйкин не задумываясь воскликнул:

А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница?


Какое время?

27. Одинаковы ли эти слова?

Чем различаются эти слова? Определите их корни. Придумайте с каждым словом предложение. Запомните написание этих слов.

28. Смотри спеши!

Однажды Феде очень понравилось стихотворение, которое он прочитал в книжке товарища. Вот он и просит товарища:

— Дай мне свою книжку домой, я спишу это стихотворение.

— Хорошо, только смотри спеши!

А Федя удивился немного и говорит:

— Хорошо, хорошо, спишу!

— Да нет, ты спеши!

— Вот чудак! Ведь я же для того и беру, чтоб списать, чего ж ты меня об этом просишь?

1) Выпишите из этого рассказа глаголы, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Объясните, почему разное написание.

2) Составьте рассказ, в котором были бы слова: запевайте — запивайте.

29. Лёгкий вопрос

Что можно надевать и кого можно одевать?

30. Кто сказал правильно?

— Надевай пальто — пойдём на коньках кататься!

— Одевай пальто — пойдём на коньках кататься.

31. Образуем 2-е лицо глагола

Чтобы лучше подготовиться к уроку, Катя называла глаголы в 1-м лице, а Клава ставила их во 2-м лице:

Поставьте глаголы неопределённой формы в 1-м и во 2-м лице настоящего времени:

32. Трудное задание

Старший брат написал два предложения:

Он буд. т хорошо учиться.

Он буд. т меня каждое утро.

— Серёжа, — сказал он, — напиши на месте точек нужные буквы.

Долго думал Серёжа, но нашёл правильное решение. Какие буквы он написал на месте точек? Почему?

33. В каком лице?

В каком лице нужно поставить глагол-сказуемое, если подлежащее выражено личным местоимением 3-го лица единственного числа?

34. Катино стихотворение

Вова ходил по комнате и учил:

— Глаголы видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать, ненавидеть относятся ко второму спряжению.

Вова повторил раз пять и уверенно сказал:

Прошло часа два, сестра спросила:

— Вова, скажи, какие глаголы относятся ко второму спряжению?

— Ко второму спряжению относятся все глаголы, которые в неопределённой форме имеют —ить. А также глаголы дышать .

— Нет, то есть да. я вспомню.

— Ты лучше выучи стихотворение, которое я сочинила. Сестра открыла свой альбом. Вова прочитал:

«Глаголы неопределённой формы на —ить

Ко второму спряженью нужно, друзья, относить.

Не забудьте в это спряженье включить исключенья:

Выучите это стихотворение.

35. Лёгкое правило

Ваня выполнял упражнение. В одном предложении встретился глагол видел.

— Лиза, — спросил он у старшей сестры, — какую букву, е или и, надо писать перед буквой л?

Читайте также:  найди в данных ниже предложениях имена существительные близкие по значению

е, — ответила сестра.

Написал Ваня букву е и дальше пишет. Встретилось другое слово. Опять он к сестре:

— Лиза, какую букву надо писать, е или и?

— В слове слышал нужно а писать.

Написал Ваня букву а. Пишет дальше, а сам думает: «Не всегда ж сестра мне подсказывать будет. Спрошу-ка я у неё, как узнать, какую букву писать в глаголах прошедшего времени».

— Перед буквой л, — сказала сестра, — в прошедшем времени пишется та гласная, которая стоит в неопределённой форме перед —ть. Вот смотри:

Какое лёгкое правило! Спасибо, Лиза!

36. е или и? (Игра)

На уроке труда ученики вырезали из плотной бумаги листки размером шесть сантиметров на девять и написали с обеих сторон буквы е и и. А на уроке русского языка учительница сказала:

— Я буду произносить глаголы, а вы определяйте, какую букву, е или и, нужно писать во 2-м и 3-м лице единственного числа. Если букву е, то поднимите листок с буквой е, если и, то листок с буквой и.

Мария Алексеевна стала произносить глаголы:

Когда игра была закончена, учительница сказала:

— Я прочту эти слова ещё раз, а вы запишите их в 3-м лице множественного числа.

Источник

Разные упражнение по существительному по глаголу

При описании методики были использованы в модифицированном виде приемы и методы, представленные в работах С. В. Зориной, Т. Б. Филичевой, С. Н. Каховской, Е. Ф. Соботович и др. авторов.

1. Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).

У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») — несколько предметов.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине?

Ребенок: А в магазине — яблоки.

Логопед: У меня огурец, а в магазине?

Ребенок: А в магазине — огурцы.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине много . (?)

Ребенок: А в магазине много яблок.

2. Игра «Убираем урожай» (закрепление формы винительного падежа существительных).

Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному. Морковь, свеклу, репу, редис дергают.

Огурцы, помидоры, горох срывают.

Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?

Дети составляют предложения типа: Морковь дергают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу дергают. И т. д.

3. Игра «Огород» (закрепление формы винительного падежа). Логопед предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает: «Лена, что ты сажаешь?» (Я сажаю огурцы.) «Ира, что ты посадила?» (Я посадила редис.) «Вова, что ты посадишь?» (Я посажу капусту) и т. д.

4. Игра «Кто подберет больше слов?» (закрепление формы винительного падежа).

Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

— Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

— Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

Источник

Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря глаголов

Елена Лазебная (Шаламова)
Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря глаголов

Игра: «Исправь ошибку Незнайки»

Цель : развивать умение детей самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия (глаголы).

Материал: предметные картинки на словосочетания: самолет летит, лошадь скачет, дятел долбит, мальчик рисует, мальчик умывается, девочка моет посуду, молния сверкает, солнце светит, рыба плавает, дождь льет, капля капает, часы идут, птица летает, человек ходит, змея ползает, кузнечик прыгает».

Ход игры: «Незнайка» произносит словосочетания, подбирая слова неправильно. Ребенок исправляет ошибку, подбирая слова правильно (с точки зрения ребенка).

Инструкция: «Посмотри, к нам в гости пришел Незнайка, но он как всегда все напутал. Давай с тобой попробуем исправить его ошибки. Я тебе буду говорить словосочетания, а ты внимательно послушай и скажи мне, что же здесь не так,какую ошибку допустил Незнайка: самолет скачет (летит, лошадь рисует (скачет, дятел плавает (долбит, мальчик летит (рисует, мальчик капает (умывается, девочка долбит (моет посуду, молния идет (сверкает, солнце моет посуду (светит, рыба прыгает (плавает, дождь ползает (льет, капля ходит (капает, часы умываются (идут, птица сверкает (летает, человек летает (ходит, змея светит (ползает, кузнечик льет (прыгает)».

Примечание: правильная подборка слов указана в скобках.

Цель: развивать умение детей называть действия животных и самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия.

Материал: предметные картинки с изображениями животных,птиц и насекомых: корова, лошадь, коза, свинья, кошка, волка, медведь, тигр, змея, ворона, кукушка, голубь, соловей, утка, курица, лягушка, комар, жук.

Ход игры: На столе лежат предметные картинки изображениями вниз. Ребенок тащит любую карточку и называет действия животных, в соответствии с инструкцией.Правильный вариант ответов: а) корова — мычит, лошадь — ржет, коза -блеет, свинья — хрюкает, кошка — мяукает, волк — воет, медведь — ревет, тигр -рычит, змея — шипит, ворона — каркает, кукушка — кукует, голубь — воркует, соловей — поет, утка — крякает, курица — кудахчет, лягушка — квакает, комар -звенит, жук — жужжит; б) собака кость грызет, кошка молоко лакает, курица зерно клюет, корова траву жует.

Инструкция: «Посмотри, сколько у нас картинок, давай посмотрим, что же на них изображено. Переверни любую картинку,скажи мне: а) «Кто как голос подает?», б) «Кто как ест?»

Игра: «Кто чем занимается?»

Цель: закрепить знание детьми основных профессий и умение самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия.

Материал:предметные картинки с изображениями людей разных профессий: повар, врач, учитель, строитель, художник, пианист, писатель, портниха, прачка, уборщица, фотограф, продавец, покупатель, ученик.

Ход игры: Ребенок вытаскивает одну из карточек и называет, кто что делает.

Читайте также:  косвенный падеж в именах существительных

Инструкция: «Ты знаешь, сколько в мире всяких разных профессий. Давай с тобой посмотрим, кто чем занимается. Вытащи из мешочка одну карточку, скажи мне кто это? А чем он занимается?»Правильные варианты: повар варит, врач лечит, учитель учит, строитель строит, художник рисует, пианист играет на пианино, писатель пишет, портниха шьет, прачка стирает, уборщица убирает, фотограф фотографирует, продавец продает, покупатель покупает, ученик учится.

Игра: «Что может делать это животное?»

Цель: активизировать в речи детей словарь глаголов.

Материал:предметные картинки с изображениями животных: собака, волк, медведь, заяц, змея, лягушка.

Ход игры: К карточкам с животными ребенок подбирает слова-действия, которые отвечают на предложенные вопросы. Правильный ответ засчитывался при подборе не менее 3 правильных слов-действий. Близкий по значению ответ засчитывался при подборе не менее 2 правильных слов-действий или при назывании близких по значению слов. Отсутствие ответа считалось, когда ребенок называл менее 1 правильного слова.

Инструкция: «Посмотри на карточку, кто это?А теперь скажи: «как она (он) подает голос?; Как передвигается?; Как ест?.Например: это кошка, она мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лакает, лазает, царапает».

Игра «Кто больше!»

обогащение глагольного словаря дошкольников;

• закрепление умения согласовывать слова в роде и числе.

Оборудование: кубик, предметные картинки.

Ход игры.

Ребенок должен подобрать к изображенному предмету как можно больше слов – действий.

Игра «Кто в домике живет?»

1. Расширять и закреплять предикативный словарь.

2. Развивать умение узнавать птицу или животное по характерным

3. Совершенствовать навыки работы с символами действий.

4. Развивать зрительное внимание, память, активизировать мышление.

Материал:предметные картинки с изображениями животных: кошка, лиса, медведь, змея, комар, жук, лягушка, рыба, уж, удав. Домик с окошками на 1, 2, 3, 4, 5 этаже.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям расселить животных по этажам:

1 этаж- живут животные, которые бегают, прыгают, ходят, охотятся (кошка, лиса, медведь)

2 этаж- летают, издают звуки (комар, жук)

3 этаж — ползают, шипят (змея, уж, удав)

4 этаж-плавают, ныряют (лягушка, рыба)

Игра «Едем, плаваем, летаем».

1. Развивать предикативный словарь.

2. Закреплять дифференциацию предметов по способу передвижения.

3. Закреплять структуру простого предложения по модели «предмет

4. Закреплять понятие об одушевленных и неодушевленных предметах.

5. Развивать зрительное внимание.

Материал:предметные картинки с изображениями видов транспорта:

Наземный – машина легковая, машина грузовая

Водный- пароход, лайнер

Железнодорожный – поезд, электричка

Карточка с тремя делениями, обозначенными условными моделями: земля, вода, воздух.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям разместить транспорт по способу передвижения на карточке с условными обозначениями, и составить предложения.

Игра «Кем ты хочешь стать?»

1. Расширять предикативный словарь.

2. Совершенствовать навыки употребления в речи глаголов будущего

3. Закреплять знания о профессиях людей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, кем они хотят стать, когда вырастут, и что будут делать. Обращает внимание на построение конструкций ответа,в котором содержание трудовых операций звучит в будущем времени:

Я хочу стать поваром. Я буду резать овощи, готовить еду, печь пироги…

Я хочу стать воспитателем. Я буду играть с детьми, учить их рисовать, читать им книги….

Игра «Кто что делает?»

углублять содержание знаний о труде,

пополнять словарь названиями трудовых действий (повар режет, жарит, готовит обед, парикмахер стрижет, причесывает)

,пополнять словарь названиями результатов труда (постриг, вылечил, приготовил обед и т. п.).

Расширять глагольный словарь.

Материал:картинки с изображением различных действий: мальчик рисует, умывается, играет, обувается; девочка ест, причесывается, стирает, помогает, чистит зубы, кормит щенка, одевается, моет посуду, застегивает, покупает, продает; строитель строит, кошка спит, доктор лечит, учитель читает, дворник подметает, повар варит.

Игра «Подбери действия»

Задачи: закреплять знания детей о профессиях людей, и о том, какие трудовые операции они выполняют

Материал: Карточки с изображением представителей разных профессий (врач, строитель, воспитатель, повар, водитель, пожарный и т. д.).

Карточка с шестью свободными окошками, фишки.

Воспитатель предлагает детям карточки с изображением профессий на выбор. Затем называет профессию. Ребенок, у которого карточка с изображением данной профессии, должен назвать трудовые операции. Сколько трудовых операций ребенок назвал- столько фишек он кладет на карточку с окошками. Выигрывает тот, кто быстрее всех заполнит окошки на карточке.

Игра «Кто как передвигается»

Задачи: закреплять знания детей о способах передвижения представителей флоры и фауны.

Расширять словарь глаголов.

Материал: карточки с изображением животного мира- животные домашние и дикие, насекомые, рыбы, птицы, земноводные, рептилии. Фишки.

Воспитатель показывает детям карточку с изображением животного, и предлагает назвать все способы передвижения, которые может использовать данное животное. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры подводится итог: кто набрал самое наибольшее количество фишек — тот и выиграл.

Например: кошка- идет, бежит, прыгает, стоит, сидит, лежит.

Лягушка- скачет, ныряет, плавает, сидит.

Змея- ползёт, лежит.

Воробей- летит, скачет, прыгает, сидит.

Жук- ползёт, летит и т. д.

Игра «Что чем делают»

Расширять словарь глаголов.

Материал:картинки с изображением инструментов: нож, топор, молоток, пила, лопата, ручка, кисть, метла, утюг, игла, удочка (ножом режут, топором рубят, молотком забивают гвозди, пилой пилят, лопатой копают, ручкой пишут, кистью красят, метлой подметают, утюгом гладят, иглой шьют, удочкой ловят рыбу).

Игра «Кто что делает?»

Цель: активизация использования детьми в речи глаголов.

Рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея.

Повар, художник, учитель, швея, парикмахер, продавец.

Содержание: детям показывают картинки и просят назвать, кто что умеет делать. За каждый названный глагол ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.

Игра «Стоп! Палочка, остановись!»

Цель: расширение и активизация словаря детей; обучение умению подбирать слова-действия.

Оборудование: палочка для игры

Дети становятся в круг, воспитатель — в центре. Игра заключается в том, что дети называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему — своеобразная эстафета. О том, какие это должны быть слова, участники игры договариваются заранее. «О каком животном будем рассказывать?» — спрашивает воспитатель. Кто-то из детей (возможна и предварительная договоренность)предлагает: «Будем говорить про котенка все, что знаем». Воспитатель соглашается и предлагает сначала подобрать слова про то, что котенок может делать Педагог вручает палочку кому-либо из детей, тот называет первое слово (например, мяукает) и передает палочку следующему, он говорит бегает и тоже передает палочку и т. д. В результате дети подбирают много разных слов: прыгает, потягивается, лакает молоко и т. д. Если кто-либо повторяет уже названное слово или слишком долго ищет слово,воспитатель дает сигнал: «Стоп! Палочка, остановись!» Этот ребенок должен выйти из круга.

Читайте также:  определение имя существительное тюль

Игра «Большой мяч».

Цель: активизировать глагольный словарь.

Содержание. Дети встают в круг, в кругу – воспитатель, у него в руках мяч. Воспитатель называет слово и кидает кому-то из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, названный воспитателем.Детям предлагаются задания на характеристики:

— явлений природы (снег — идет, падает, тает, сверкает, хрустит; дождь- льёт, моросит, капает.)

-предметы рукотворного мира (мяч- катится, лежит, его можно бросать, отбивать о землю)

Если ребенок затрудняется назвать слово- он выбывает из игры.

Игра «Поможем Незнайке»

Цель: обогащение предикативного словаря детей. Обучение детей умению подбирать слова-действия.

Оборудование: различные игрушки. Игровой персонаж Незнайка.

Ход игры.

К детям приходит Незнайка и приносит из дома свои игрушки. Он говорит, что ему надоели, потому что он не знает, что с ними делать. Игрушки раздаются детям, и им предлагается рассказать о каждой игрушке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть. Воспитатель побуждает детей уточнить, как именно можно играть с игрушками, какие игровые действия можно выполнять.

Игра «Угадай, кто»

Цель: закреплять умение подбирать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу). Развивать глагольный словарь.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям слово, обозначающее действие, и просит назвать как можно больше слов-существительных.

-Летает кто? (птица, бабочка, муха, жук, пчела, стрекоза); что? (змей, вертолет, самолет, пух, снежинка, шар, спутник).

-Идет кто? (человек, ребенок, девочка, мальчик, внучка, брат, сестра, кошка, собака); что? (дождь, град, снег, время).

-Растет кто? (девочка, мальчик, ребенок); что? (дерево, трава, лист, цветок).

-Бежит кто? (девочка, кошка); что? (река, молоко, время, ручей).

-Стоит кто? (мама, бабушка); что? (шкаф, диван).

-Сидит кто? Прыгает кто? Спит кто? Лежит кто? Висит кто? Летит кто? Едет кто? что? Читает кто?

Игра «Подбери слово к действию»

Цель: активизировать в речи детей словарь действий предметов.

Ход игры. Воспитатель предлагает подобрать как можно больше слов к действию предмета.

«Времена года»: Наступает, замерзает, блестит, лежит, лепят, катаются, валит, свищет, бушует, кружатся, тает, бегут, распускаются, появляются, зеленеет, прилетают, покрываются листьями, цветут.

«Овощи, фрукты, ягоды»: Растет, зеленеет, краснеет, созревают, дергают, зреют, вырастают, срезают, выкапывают, срывают, варят, жарят, солят, маринуют.

«Животные»: Скачет, спит, охотится, хитрит, ползет, заметает следы, бросается, замирает, прыгает, кусается, пугается, прячется, нападает, крадется, переваливается, выслеживает.

«Кто как голос подает?»

Цель: Уточнение названий действий животных.

Оборудование: предметные картинки (голубь, воробей,петух, корова, курица, гусь, ворона, сорока, филин, лягушка, волк, утка, кошка, свинья, овца, лошадь, собака, медведь)

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать картинки и сказать, показать, изобразить, кто из животных как голос подает.

Голубь воркует; воробей чирикает, петух кукарекает, корова мычит, курица кудахчет, гусь гогочет, ворона каркает, сорока стрекочет, филин ухает, лягушка квакает, волк воет, утка крякает, кошка мяукает, свинья хрюкает, овца блеет, лошадь ржет, собака лает, медведь рычит.

Дидактические игры и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников Среди разнообразных нарушений речи у детей с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы. Дидактические игры и упражнения рекомендуется проводить.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы. Огар Ксения Григорьевна Дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры для развития (звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи) Связная речь. 1. Игра для уточнения формы родительного падежа. «Угадай, чьи это вещи» Детям предлагаются картинки,на которых изображены:.

Игры для развития связанной речи и активизации словаря «ВЫПОЛНИ КОМАНДУ» Цель: Развивать внимание, умение выделять признаки предмета. Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо.

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста» Тема «Игрушки» Дидактическая игра «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Кукла (какая) — ,.

Консультация для родителей «Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР» Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР. В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают.

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников» Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников. Задачи:.

НОД «Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников» Дошкольное Структурное Подразделение МБОУ «СОШ №2 имени С. И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области» — Д/с «Почемучка».

Опыт работы «Дидактические игры и упражнения как средство активизации словаря прилагательных» ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ. Тема опыта: «Дидактические игры и упражнения как средство активизации словаря.

Источник