Меню

Разобрать слова прилагательные по составу пример



§25. Разбор имён прилагательных по составу — учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 2

338. Понаблюдай за составом слов – имен прилагательных. Попробуй объяснить, почему в некоторых прилагательных пишутся удвоенные буквы согласных.

Запиши слова вместо вопросительного знака.

Разбери их по составу.

При образовании имен прилагательных от имен существительных используется суффикс –н-. если корень слова заканчивается на букву –н-, к нему добавляется суффикс –н-, в прилагательном пишется удвоенная –н-.

339. Прочитай пары слов. Понаблюдай, как образуются прилагательные от основ других прилагательных.

Прилагательные с каким значением образовались с помощью суффиксов –еньк-, -оват-, еват-? Разбери эти слова по составу.

340. Спиши имена прилагательные, вставь пропущенные буквы. С каким именем существительным можно употребить каждое прилагательное? Разбери прилагательное по составу. Не забудь о порядке разбора.

341. Прочитай стихотворение. Автор выразил в нем очень важную мысль с помощью однокоренных слов. Найди эти слова, подумай над значение слов честный и бесчестный. Как называются эти два слова?

Какой прием использовал автор для построения своего стихотворения?

Спиши, обозначь орфограммы.

Честный и бесчестный – антонимы. Честный – искренний человек, всегда говорящий правду. Бесчестный – человек без совести, обманывающий других людей. Автор использовал антонимы для противопоставления и сравнения.

342. Прочитай. Какие слова написаны в каждом столбике? Назови сначала синонимы, а потом антонимы. Хорошо ли понятен тебе смысл каждого слова? Спиши, разбери все эти слова по составу.

Какая общая орфограмма – буква есть в корнях слов – синонимов нечестный, бесчестный, бессовестный?

Орфограмма в корнях слов – синонимов нечестный, бесчестный, бессовестный непроизносимый согласный, который можно проверить, изменив слово. Нечестен, бесчестен, бессовестен.

343. Составь предложения с данными сочетаниями слов так, чтобы получился текст. Озаглавь и запиши текст.

Подчеркни знакомые орфограммы в словах и между словами.

Источник

3.3.4. Морфологический разбор имён прилагательных

План разбора имени прилагательного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 только для качественных прилагательных:
а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
б) полная или краткая форма;
2 число, род (в единственном числе), падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).

Образцы разбора имён прилагательных

После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком?
  2. Н. ф. – горячий.
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (горячее) и краткая форма (горяч);
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.
  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (от солнца) какого?
  2. Н. ф. – южный.
    А) Постоянные морфологические признаки: относительное прилагательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в единственном числе, среднем роде, родительном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (страна) какова?
  2. Н. ф. – хороший.
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше) и краткая форма (хорош);
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в краткой форме, в единственном числе, женском роде.
  3. В предложении выполняет роль именной части сказуемого.
  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (Россия) какова?
  2. Н. ф. – хороший.
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше), краткая форма (хорош);
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в сравнительной степени (простая форма).
  3. В предложении выполняет роль именной части сказуемого.
Читайте также:  Падежи имени прилагательном 3 класс

Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами (Мельников-Печерский).

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на слова) чьи?
  2. Н. ф. – сестрин.
    А) Постоянные морфологические признаки: притяжательное прилагательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено во множественном числе, винительном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Источник

Морфологический разбор прилагательных

Имя прилагательное является изменяемой частью речи, при морфологическом разборе прилагательных учитываются постоянные и непостоянные морфологические признаки. В предложениях прилагательные могут играть разную синтаксическую роль.

Перечислим характеристики прилагательных для составления морфологического разбора.

  • Общее значение: признак предмета.
  • Вопрос: какой? чей? (ставится в нужном роде, числе, падеже).
  • Начальная форма: именительный падеж, единственное число, мужской род.
  • Морфологические признаки:
    Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
    Непостоянные признаки: степень сравнения (у качественных), краткая или полная форма, падеж, число, род.
  • Синтаксическая роль:
    определение, именная часть составного сказуемого, сказуемое (в краткой форме).

План разбора

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки:
    • Начальная форма
    • Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
    • Непостоянные признаки: у качественных — степень сравнения, краткая или полная форма, у всех прилагательных — падеж, число, род.
  3. Синтаксическая роль.

Пример разбора

Дано предложение: «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой. » (М. Лермонтов).
Задание: сделать морфологический разбор слов светлей и золотой в предложении.

Пример 1

  1. Светлей — имя прилагательное.
  2. Морфологические признаки:
    • Начальная форма — светлый.
    • Постоянные признаки — качественное.
    • Непостоянные признаки — сравнительная степень.
  3. В предложении является сказуемым вместе с существительным (какова?): светлей лазури .

Пример 2

  1. Золотой — имя прилагательное.
  2. Морфологические признаки:
    • Начальная форма — золотой.
    • Постоянные признаки — качественное.
    • Непостоянные признаки — полная форма, именительный падеж, единственное число, мужской род.
  3. В предложении является определением (какой?): золотой .

Наш сайт делает морфологический разбор имён прилагательных. Введите слово в текстовое поле и нажмите кнопку.

Слова с буквой ё пишите через букву ё (не через е!). Пчелы и пчёлы или слезы и слёзы — разные слова, имеющие разные морфологические разборы.

Планы и примеры морфологических разборов частей речи русского языка:

Источник

Разбор по составу слова «прилагательное»

прилагательн корень
ое окончание

Сходные по морфемному строению слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: подшибать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «прилагательное&raquo

Синонимы к слову «прилагательное&raquo

Предложения со словом «прилагательное&raquo

  • Потом имя прилагательное – дети какие? Смешные. У них толстые щёки и круглые глаза.

Цитаты из русской классики со словом «прилагательное»

  • Знаешь, я хотел высчитать, сколько каждый автор употребил имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий, затем, сколько у него главных предложений и придаточных, многоточий, знаков восклицаний и т. д.
Читайте также:  Существительно к прилагательному похожие

Сочетаемость слова «прилагательное&raquo

Значение слова «прилагательное&raquo

1. грам. в ряде языков — часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность предмета и в зависимости от языка могущая изменяться по падежам, числам и родам (Викисловарь)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «прилагательное&raquo

1. грам. в ряде языков — часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность предмета и в зависимости от языка могущая изменяться по падежам, числам и родам

Предложения со словом «прилагательное&raquo

Потом имя прилагательное – дети какие? Смешные. У них толстые щёки и круглые глаза.

Будучи по значению относительным прилагательным, оно сочеталось с определённым кругом слов типа строй, граница, учреждение.

Впрочем, характеризуя то или иное общественное лицо, современники иногда использовали прилагательное либеральный,имея в виду всего лишь отличие этого деятеля от большинства, стоявшего на консервативных позициях.

Источник

Разбор имён прилагательных по составу

РАЗБОР ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Учитель: Собкина Н.А

Тема: Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов

– Развитие умений наблюдать за образованием имён прилага тельных от основ имён существительных и прилагательных, устанавливать способ образования, определять значение, которое вносит суффикс.

– Развитие умения объяснять причины удвоенных написаний букв на стыке корня и суффикса.

– Совершенствование умений устной и письменной речи: создания текста по опорным сочетаниям прил. + сущ .

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

II . проверка домашнего задания

IV . Сообщение темы урока

– Что надо записать? (Дату. Оди нн адцатое марта)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Кла сс ная работа».

Прочитайте прилагательные, в которых есть удвоенная согласная на стыке корня и суффикса.

Запишите и разберите по составу слова: чайный, ароматный.

-Образуйте имена прилагательные от существительных с помощью суффикса –ск-: январь, Москва, француз, Русь

Проверка на слайде

Разберите прилагательные по составу: январский, французский

– Прочитайте ключевые слова темы на с. 98.

Безударные гласные в окончаниях

Разбор по составу

Какие из этих слов ещё не звучали на наших уроках по теме «Имя прилагательное»? (Образование, разбор по составу.)

– Словообразование имён прилагательных. Это и будет тема нашего урока.

1. Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. П редставлять информацию в виде схемы.

3 . Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

V .тренировочные упражнения

— упр.341. прочитайте стихотворение. Автор выразил в нем очень важную мысль с помощью однокоренных слов. Найди эти слова, подумай над значением слов честный и бесчестный . Как называются эти слова?

Какой прием использовал автор для построения своего стихотворения. Спиши обозначь орфограммы.

Чести золото не купит,

Честный чести не уступит,

Честь нужна ему, как свет,

Рад продать ее бесчестный,

Но, как всякому известно,

У бесчестных чести нет.

— так какой же прием использовал автор стихотворения? ( текст построен на антонимах честный и бесчестный)

— упр.342. прочитай. Какие слова написаны в каждом столбике? Назови сначала синонимы, а потом антонимы. Хорошо ли понятен тебе смысл каждого слова? Спиши, разбери эти слова по составу.

Читайте также:  Разговор стал тяжелее прилагательное

Честный (от честь) нечестный

Порядочный (от порядок) непорядочный

Чистоплотный ( от чистая плоть, т.е тело) бессовестный

1. Р азвиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. П рогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI .постановка проблемы. наблюдение

прочитайте сочетания слов (слайд)

Белые ромашки, ярко-желтые лимоны, теплый вечер, светло-голубой колокольчик.

есть ли среди прилагательных сложные слова? (да, есть)

— чем они отличаются от уже знакомых нам сложных слов? (да, есть сложные прилагательные)

-как они написаны? ( они написаны через дефис)

— что обозначают эти прилагательные? ( эти прилагательные обозначают признак предмета по цвету, а точнее – оттенок цвета)

— приведите свои примеры таких прилагательных. (светло-зеленый куст; ярко-оранжевое солнце)

-давайте послушаем сказку про цветные прилагательные.

Живет среди прилагательных маленький озорник. Это не звук, не буква и к знакам препинания себя не относит. Он такой один – дефис. Очень похож на тире, только короче.

Как увидит сложное цветное прилагательное, так обязательно в него забирается.

VII . запись на доске под диктовку

VIII . творческая работа

Запишите в тетрадь.

Темно- синее море выбросило на горячий ярко-желтый песок красивую бледно-розовую ракушку.

-подчеркните волнистой линией все прилагательные.

— назовите сложные прилагательные. (ярко-желтый; темно-синее; бледно-розовую)

-как вы их написали? ( сложные прилагательные мы написали через дефис)

— что нужно запомнить? ( нужно запомнить, что все сложные прилагательные пишутся через дефис)

— упр.343. составь предложения с данными сочетаниями слов так, чтобы получился текст. Озаглавь и запиши текст. Подчеркни знакомые орфограммы в словах и между словами.

В березовом лесу, у старого пня, под желтыми листочками, на тонких длинных ножках, разноцветные головки, на крепких толстеньких ножках, с красными шляпками, в белую крапинку.

— Какова будет тема текста? (Тема текста- грибы в осеннем лесу)

— составьте устно предложения так, чтобы получился рассказ.

Пример составленного текста:

Что можно увидеть в осеннем березовом лесу? У старого пня под желтыми листочками спрятались опята. Дружная семейка на тонких длинных ножках так и просятся в корзину. Важно стоят на крепких толстеньких ножках главные грибы в березовом лесу-подберезовики. Между деревьев разбежались сыроежки, их разноцветные головки повсюду. На самом видном месте красуются грибы с красными шляпками в белую крапинку. Не обмануть им никого своей красотой- они ядовитые.

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

-Почему нужно начинать разбор слова по составу с определения того, какая это часть речи? ( Это поможет выделять при анализе знакомые морфемы, характерные для определенных частей речи. А также поможет менять форму слова для выделения окончаний. )

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

VI . Домашнее задание.

Упр.343. составить и письменно записать текст, который составите.

Источник