Меню

Разработка урока глагол и речь



План-конспект открытого урока по письму и развитию речи в 8-м классе «Значение глагола в речи»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Раскрыть значения глагола в речи.

Задачи:

  • Образовательные: Раскрыть значения глагола в речи через знакомство с его семантическими группами.
  • Развивающие: формировать навыки и умения в нахождении глаголов, соотнесение их к различным семантическим группам. Развитие внимания, зрительной памяти, орфографической зоркости, активность обучающихся на уроке. Продолжать формировать умение находить глагол и определять его значение.
  • Воспитательные: прививать интерес к предмету, воспитывать у обучающихся чувство товарищества, культуру общения, взаимовыручку, прилежание, активность.
  • Коррекционно-развивающая: способствовать коррекции речи (навыков словоизменения, развивать экспрессивную сторону речи (воспроизведение).

Оборудование: учебники, карточки, презентация Microsoft PowerPoint

Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, уважаемые гости и дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие. Значит кто мы? (Путешественники)

Сядьте поудобнее, и постарайтесь представить себе все то, что я вам буду говорить. Расслабьтесь, сейчас я обращаюсь к каждому из вас. Посмотри внимательно на это облачное небо. Выбери себе маленькое облачко, на котором ты будешь путешествовать. Прыгни на белое, пушистое облачко. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть твое облако принесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно.

Настроение стало похоже на солнышко?

Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех.

Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

Если мы отправились в путешествие. И как все путешественники мы будем вести «Дневник путешествия» (Слайд 2), которыми будут ваши рабочие тетради.

Откройте «Дневник путешествия», запишите число, классная работа. (Слайд 3)

II. Проверка домашнего задания

В какую из волшебных стран языка мы отправимся, узнаем, когда я прочту стихотворение.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто, что сделает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам глагол!

— Сегодня на уроке мы с вами путешествовать в страну Глаголию. (Слайд 4)

Что мы с вами знаем о глаголе? (Часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении является главным членом предложения — сказуемым)

Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете находить глаголы в предложениях Работа с разрезными пословицами.

Обучающиеся должны собрать пословицу Устно объясняет пословицу и назвать глагол. (Слайд 5)

А) Грамоте учиться – всегда пригодится.

Б) Что написано пером, того не вырубишь топором.

В) Сделал дело – гуляй смело.

Г) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Д) Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Е) Что посеешь, то и пожнёшь.

Глаголы любят рассказывать о том, что делают имена существительные. Стоит спросить «что делать?», «что делают?», «что будут делать?» — глаголы тут как тут

III. Работа по теме урока

Глаголы очень большую роль играют в нашей речи. Они называют разнообразные действия.

1. Тема путешествия: «Значение глагола в речи». (слайд 6)

Опираясь на тему, попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего путешествия, т.е. что мы должны будем знать к концу путешествия.

Да, цель нашего путешествия, узнать какое значение в речи имеет глагол.

В начале урока мы с вами представили, что мы путешествуем на облаке. Для того чтобы наше облачко поплыло по небу, нам нужен ветер. Вдохните носом побольше воздуха и с силой выдохните его ртом. Вот так.

2. Глаголы движения (Слайд 7)

Первое облако, которое встретилось нам – это глаголы движения.

Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с большой буквы глаголы движения, поставьте двоеточие.

По-другому глаголы движения называют «оживлялки», потому что они заставляют двигаться предмет, передвигаться с одного места на другое.

Словарная работа.

Отгадайте загадки

Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Наловит мух –
И в воду – плюх! (Лягушка) (Слайд 8)

Маленький мальчишка в сером армячишке.
По дворам шныряет Крохи собирает. (Воробей) (Слайд 9)

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи (Собака) (Слайд 10)

Запомните написание этих слов. (Слайд 11)

Читайте также:  Ударение в слове облегчит глагол

— Какой частью речи являются эти слова? (существительные)

Давайте подберём к ним глаголы, которые обозначают движение, т.е. «оживим» эти предметы. Составим предложение. (Слайд 13)

Например: Воробей скачет по асфальту.

Запишем это предложение и разберём его по членам предложения. Чем является глагол в предложении? (сказуемым)

Вспомнили, что глагол в предложении бывает сказуемым.

Молодцы. Вы хорошо поработали. Вот мы и познакомились с глаголами движения.

Предлагаю сыграть в игру «Выполни движение». Я читаю строки, вы выполняете движения.

Физкультминутка

Встаньте. Представьте, что вы взяли в руки гантели и выполняете упражнения.

Изобразите, что вы поднимаете штангу весом в 20 кг, а теперь вес увеличился до 50 кг, до 100 кг.

Мы топаем ногами, (Слайд 14)
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнём.

Какие глаголы вы услышали? Это глаголы движения.

Сделаем вывод: для чего нужны в речи глаголы движения?

Правильно, глаголы движения нужны, чтобы рассказать о движении предмета.

Чтобы продолжить путешествие, нам нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.

3. Глаголы речи (Слайд 15)

Следующее облако – глаголы речи.

Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы речи, поставьте двоеточие. (Слайд 16)

Какой глагол лишний? Что общего у глаголов?

Давайте запишем их.

Для чего нужны глаголы речи? Чтобы наша речь была более яркой.

Для того чтобы продолжить путешествие, нам опять нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.

4. Глаголы труда (Слайд 17)

Следующее облако – глаголы труда.

Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы труда, поставьте двоеточие.

Предлагаю сыграть в игру «Кто что делает?»

(работа по карточкам) (Слайд 18–19)

Перед вами два столбика со словами. В левом столбике перечислены профессии. Читаем их. В правом – глаголы, обозначающие трудовые процессы, которые выполняют люди, определённых профессий. Наша задача – установить соответствие между словами, т.е. каждому предмету мы должны подобрать соответствующий ей глагол труда из правого столбика.

Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе. Для этого ответьте на вопрос: что делает ученик на уроках? Называем только глаголы. Напишем.

Молодцы! Сделаем вывод: для чего в речи нужны глаголы труда?

Совершенно верно, глаголы труда нужны, чтобы рассказать о трудовой деятельности предмета.

Для того чтобы продолжить путешествие, нам опять нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.

5. Глаголы звучания (Слайд 20)

Следующее облако – глаголы звучания.

Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы звучания, поставьте двоеточие.

Работа со скороговоркой (Слайд 21)

Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.

Тренируемся проговаривать быстро скороговорку.

Найти глаголы. Это глагол звучания.

Работа с пословицей

Как аукнется, так и откликнется.

Запишем глаголы звучания в тетрадь. Для чего эти глаголы нужны в речи? Да, чтобы рассказать о звуках, которые издаёт предмет.

Подул ветерок. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом. Вот так.

6. Глаголы цвета (Слайд 22)

Следующее облачко – глаголы цвета.

Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с большой буквы глаголы цвета, поставьте двоеточие.

Прозрачный лес один чернеет, (Слайд 23)
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Глаголы цвета найти и написать.

Для чего в речи мы используем глаголы цвета? Они помогают нам раскрасить предмет, передать его цвет.

Подул ветерок. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом.

7. Глаголы чувства (Слайд 24)

Следующее облако – глаголы чувства.

Запишите в «Дневники путешествия» с красной строки, с большой буквы глаголы чувства, поставьте двоеточие.

О чем могут рассказать глаголы чувства? Эти глаголы помогают передать чувства, которые испытывает предмет.

От данных существительных образуйте однокоренные глаголы: радость, смех, веселье, любовь, улыбка (на доске) (Слайд 25)

Запишем в тетради.

Ребята, как вы считаете, настроение человека зависит от улыбки? Совершенно верно, как поется в известной детской песенке «От улыбки станет всем светлей…». Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам, и пусть хорошее настроение останется с нами надолго.

Сделаем вывод: для чего нужны в речи глаголы чувства? (Слайд 26)

Да, глаголы чувства нужны для того, чтобы передать чувства или настроение предмета.

Читайте также:  Глагол когда сделать а когда делать

Как вы считаете, мы узнали, какое значение имеет глагол в речи? Давайте еще раз повторим.

Работа по учебнику

Послушайте задание: найти все глаголы и отнести их к одной из групп, с которыми мы познакомились на уроке.

IV. Домашнее задание

Упражнение 177. Вставить подходящие глаголы.

V. Оценки. Итог урока

Вот и закончилось наше путешествие. Хочется наш урок закончить словами К.Паустовского.

«С русскими языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, громыхание грозы, мыслей – сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Источник

Конспект урока по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».

Скачать:

Вложение Размер
otkr.urok_upotreblenie_glagolov.docx 36.31 КБ
glagol.pptx 267.54 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 3 классе 19.04.2019

Тема «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».

Цель: способствовать развитию умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речи

— формирование умения выделять глагол среди других частей речи;

— обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;

— определение роли глагола в предложении;

Предметные: — овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Личностные: — проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Универсальные учебные действия:

– овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

– осуществляют анализ, классификацию, сравнение.

— формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

— оценивают ход и результат выполнения задания;

— сравнивают свои ответы с ответами одноклассников;

— корректируют свои действия в случае расхождения результата с образцом.

— управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий;

— работают в парах;

— внимательно слушают друг друга;

— выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор В.П. Канакина); проектор, электронное приложение к учебнику, карточки с заданием.

  1. Орг. момент
  1. Мотивация к учебной деятельности .

— С каким настроением начинаем урок?

— Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбки гостям. Пусть этот рок станет уроком подарит нам хорошее настроение.

— Откройте тетради и запишите число и «классная работа». Сегодня 19 апреля.

— Я буду задавать вам вопросы. Ваша задача: прослушав вопрос, записать ответ в тетрадь.

— Звук, парный звуку [ф].

— В слове тонна удвоенный согласный …

— Первая буква в алфавите.

— В слове «земля» безударная гласная…

— Звук, который слышен на конце слова «мороз».

Давайте проверим: в, н, а, е, с .

— Пропишите сочетания букв ва ве на не са се (следите за правильным соединением).

— Из данных букв составьте слово. (Весна, навес) ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

— Охарактеризуйте слово весна СЛАЙД 1

(сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед. ч, И п.)

— Запишите слово весна в тетрадь, подберите и запишите несколько однокоренных слов, назовите проверочное слово ( весенний, веснушки, веснянка, вешние, вёсны) СЛАЙД 2

— Назовите весенние месяцы. Вспомните пословицы про весенние месяцы, объясните их смысл СЛАЙД 3

В марте курица из лужицы напьется.

Апрель с водой, май с травой.

Майская трава и голодного кормит.

Май холодный – год хлебородный.

Малая птичка соловей, а знает май .

Запишите любую пословицу в тетрадь.

II. Актуализация знаний

  1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала СЛАЙД 4

Спишите, вставляя пропущенные глаголы.

Ласточка с весною

— Прочитайте получившийся текст.

— Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе?

III. Самоопределение к деятельности СЛАЙД 5-6

— Прочитайте пословицу, вставьте пропущенный глагол. Объясните ее смысл.

Мир строит, а война … .

— Назовите в пословице глаголы. (Строит, разрушает)

-Что можно сказать об этих глаголах? Какое они имеют значение в предложении?

— Как думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? СЛАЙД 7

— Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?

— Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы постараемся привести в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

IV. Основной этап.

Послушайте стихотворение. Попробуйте сосчитать, сколько глаголов встретилось в стихотворении.

Интересная часть речи

В русском языке живет .

Кто что делает расскажет :

Чертит, пишет иль поет ,

Вышивает или пашет ,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит —

Все расскажет нам глагол.

Он предметы оживляет ,

Всех их в дело вовлекает ,

Что им делать говорит ,

Строго сам за тем следит . (18 глаголов)

— А кто из вас знает, почему эта часть речи получила такое название?

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол — это словесная речь человека, разумный говор, язык.»

Учитель читает текст, ребята выполняют движение на каждую часть речи: существительное – приседают, прилагательное-изображают волны руками, глагол – бегут на месте, союз и предлог – прыгают на месте, местоимение – указывают на себя.

Снег начал таять. Шумят, бегут ручейки. Ребята веселятся. Они прыгают через маленькие ручейки. Настала очередь Лизы. У нее сапожки короткие, шубка длинная. Лиза прыгнула и упала. Подружки подняли малышку и отвели ее домой.

  1. Работа по учебнику и с электронным приложением.

— Прочитайте. Запишите предложения, вставляя пропущенные глаголы.

Один ученик работает у доски и выполняет задание в электронном приложении, остальные записывают в тетрадях.

— Составьте предложения о действиях других предметов. ( Несколько учеников зачитывают свои варианты )

2. Работа с электронным приложением.

— Выполним еще одно задание из электронного приложения к учебнику.

Правильно распределим мешочки по корзинам в зависимости от того, на какой вопрос отвечает глагол.

3. Работа по учебнику

— Упр. 173 (с. 102). Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

— Упр. 174 (с. 102) – самостоятельно выполнение. Взаимопроверка.

Для тех, кто справится быстрее, можно раздать карточки.

VII. Домашнее задание – упр. 176.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

— Так для чего же нужны глаголы в речи? (для передачи действий)

— Я вижу, что вы хорошо подружились с глаголами.

— Оценить свои достижения за урок я предлагаю с помощью игры «Пантомима». Те, кто доволен своей работой на уроке поднимают большой палец вверх, положить голову на парту и уснуть могут те, кто скучал на уроке, закрывают лицо руками те, кто недоволен своей работой, а кто не определился с ответом пожимает плечами.

— Итак, начали! (Можно попросить нескольких учеников аргументировать свой ответ)

— Я считаю, что вы сегодня отлично поработали, до новых встреч!

  1. Продолжим работу с глаголами

На листах записаны пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицы.

Мир строит, а война……..

Лето припасает, а зима…….

Труд кормит, а лень……..

Человек от лени болеет, а от труда……

Смелый побеждает, а трус…….

Лентяй ест – греется, а работает -……..

Сумел завязать, сумей и …….

Чем зря кричать, лучше ……

Декабрь год кончает, а зиму…..

Легко друга потерять, но трудно ….

По одёжке встречают, а по уму ……

Ласточка день начинает, а соловей….

2. Предлагаю вам поработать в парах. (Задания на карточках)

— Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.

Бить баклуши запомнить

Брать на буксир обидеться

Надуть губы бездельничать

Зарубить на носу помогать

— Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.

Бить баклуши запомнить

Брать на буксир обидеться

Надуть губы бездельничать

Зарубить на носу помогать

— Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.

Бить баклуши запомнить

Брать на буксир обидеться

Надуть губы бездельничать

Зарубить на носу помогать

  1. Продолжим работу с глаголами

На листах записаны пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицы.

Мир строит, а война……..(разрушает).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Труд кормит, а лень……..( портит).

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).

2. Предлагаю вам поработать в парах. (Задания на карточках)

— Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.

Источник