Меню

Разработка урока по русскому языку с презентацией не с прилагательными



Урок русского языка по теме «Не с прилагательными»

Цель урока: совершенствование практических умений написания НЕ с прилагательными.

образовательная: различать правописание НЕ с прилагательными и с существительными;

коррекционно-развивающие: развивать зрительную, ассоциативную память, речемыслительную деятельность;

воспитательная: воспитывать мотивацию к учению, любовь к родному языку.

Ресурсы: компьютер, мультимедийная презентация, словари, шкатулка с письмом, анкета “Урок был…”

Ход урока

1. Организационный момент урока.

– Добрый день, ребята. Настроимся на внимательную и активную работу на уроке. Мы продолжаем работать над правописанием НЕ с прилагательными. Запишем число, классная работа и тему урока.

2. Лексическая работа.

– Начнем с лексической работы. Вам нужно будет объяснить лексическое значение слов, которые вы видите: “брошюра”, “палисадник”. (Обращаю внимание на написание слова брошюра)

– Из какого языка заимствовано это слово? (Работа со словарями).

Палисадник – НЕБОЛЬШОЙ садик.

Брошюра – НЕБОЛЬШАЯ книжонка.

Брошюра, палисадник, книжонка, садик – к какой части речи относятся эти слова?

– К какой части речи относятся слова небольшая и небольшой?

– Почему НЕ с прилагательными пишется слитно в этих словах?

Игровой момент, направленный на развитие тактильности.

– У меня в руках пакет.

– Потрогайте его руками, пощупайте.

– Подумайте и скажите, что лежит в нём.

– Давайте вместе с вами внимательно посмотрим на шкатулку и опишем её, употребляя имена прилагательные. Посмотрите на слайд. Здесь записаны имена прилагательные, добавьте к ним НЕ. Назовите эти прилагательные с НЕ.

Эта шкатулка большая – небольшая
По вместительности она глубокая – неглубокая
По высоте она высокая – невысокая
По цвету темная – нетёмная

3. Актуализация знаний.

А) Проверка домашнего задания (выборочная).

– Ребята, а теперь обратимся к домашнему упражнению 307 на странице 129.

Зачитайте, пожалуйста, словосочетания с прилагательными, в которых НЕ является приставкой и пишется слитно. Объясните почему? (Монологический ответ).

Б) Игра “ Найди пару”.

– Ребята, посмотрите на слайд.

– Какая часть речи дана в правой части таблицы?

– Как НЕ будет писаться с данными прилагательными и почему?

– А какая часть речи находится в левой части?

– Давайте вспомним, ребята, как пишется НЕ с существительными? Почему?

Вывод: НЕ с прилагательными и НЕ с существительными пишутся слитно, так как являются приставками. К ним можно подобрать синонимы или близкие по значению выражения? (Слова)

1) К каждому прилагательному с НЕ подберите существительное с НЕ и графически обозначьте условия выбора орфограммы (2ч. работают у доски).

(не) решительный (не) счастье
(не) ожиданный (не) внимательность
(не) счастливый (не) решительность
(не) внимательный (не) ожиданность

– А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы выполнили это задание. (Сверка).

2) Следующее задание: найди “ Лишнее слово”.

– К какой части речи относятся данные слова? Все ли эти слова будут писаться слитно с НЕ, а если нет, то объясните почему?

– Ребята, давайте составим и запишем предложение с лишним словом и со словом брошюра.

4. Физкультминутка (зрительная гимнастика).

5. Работа с текстом.

Наступила суровая, снежная зима. Теперь за окном стоит не теплая, а х(…)лодная погода. Выпало много снега. Вокруг л(…)жат не маленькие сугробы, а большие. Теперь из него можно делать вовсе (не) обыкновенные фигурки, строить замки и л(…)пить снеговиков.

– Прочитайте про себя. (Один человек читает вслух выразительно).

– Скажите, что собой представляет эта запись? (Текст, так как в нем все слова связаны по смыслу и грамматически, его можно озаглавить).

Читайте также:  Предлоги падежей имен прилагательных

– А как бы вы его озаглавили? (Зима, зимние забавы).

– Найдите в этом тексте слова с безударной гласной в корне слова.

– Что нужно помнить о правописании безударной гласной в корне слова? (1чел. работает у доски).

– Ребята, посмотрите на первое предложение в нашем тексте и ответьте на вопрос: почему прилагательные суровая и снежная разделены запятой? (Однородные члены предложения).

– Обратили ли вы внимание на то, сколько в этом тексте имен прилагательных?

– Как вы думаете, какова их роль в данном тексте? (Они придают тексту яркость, образность, выразительность).

– Теперь прочитайте предложения, в которых есть НЕ с прилагательными.

Подумайте и скажите, как будет писаться НЕ с прилагательными во всех предложениях данного текста? Слитно или раздельно? Объясните почему?

6. Работа с учебником.

– Откройте упражнение 310 на странице 130. Прочитайте задание к упражнению. Как будет писаться НЕ с прилагательными в 1, 2, 3 предложениях?

– Запишите 1,2, 3-е предложения и объясните условие выбора орфограммы.

(2чел. работают у доски).

1 группа записывает 1,3 предложения

2 группа записывает 2,3 предложения

2 ученика у доски.

7. Домашнее задание.

Дома вы должны закончить это упражнение, выполнив предложения 4,5,6, повторить параграф 54.

8. Закрепление правописания НЕ при противопоставлении с выбором нужного прилагательного.

– Ребята, все вы в детстве читали русские народные сказки и помните их героев: лису, зайца, волка. Давайте вспомним, какие они по характеру? Вам нужно на место пропусков вставить подходящие по смыслу прилагательные.

Лиса (вовсе не) глупая, а хитрая.

Волк (совсем не) добрый, а злой.

Заяц (не) хвастливый, а трусливый

Слова для справок: глупый, добрый, хитрый, злой, трусливый, хвастливый, а, совсем не, вовсе не, глупый, мудрый, храбрый.

– Объясните, как пишется НЕ с прилагательными в данных предложениях и почему?

– Ой, ребята! А про шкатулку – то мы совсем забыли. Что же нам Всезнайка оставил в ней? Помните его? Нашего помощника? Давайте посмотрим, что лежит внутри шкатулки. Ученик открывает шкатулку, достаёт письмо и читает его.

Дорогие, ребята! На прошлых уроках вы показали не плохие, а хорошие знания о правописании НЕ с разными частями речи. Не думайте, что ваши уроки были вовсе не интересные. Я очень остался доволен вашими уроками.

– Найдите, пожалуйста, в письме Всезнайки НЕ с прилагательными и объясните их написание. (1чел. работает устно).

P.S.: Ребята, я для вас приготовил задание, выполнив которое, вы узнаете приятную новость. Желаю удачи!

(Первые 2-3 человека, которые выполнят его первыми и правильно, не получат домашнее задание).

9. Самостоятельная работа.

– А вот и задание от Всезнайки: “ Собери предложение”.

Человек, а, этот, правдивый, не, лживый.

У, доброе, не, злое, этого, человека, а, сердце, очень.

10. Обобщение изученного.

– Итак, обобщим с вами все выше сказанное о правописании НЕ с прилагательными.

– Как пишется НЕ с прилагательными? Когда НЕ с прилагательными пишется слитно, а когда – раздельно?

Пиши слитно

Пиши раздельно

1. Если слово не употребляется без не.

(неряшливый)

1. Если есть противопоставление с союзом А.

На улице дует не теплый, а холодный ветер.

2. Если слово можно заменить синонимом.

Нелживый (правдивый)

2.Если к прилагательным относятся слова: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.

Я читаю нисколько не интересную книгу.

11. Рефлексия.

Работа с рефлексивной анкетой:

Урок был…
Урок был (не) скучный, а интересный.
Урок был (не) интересный, а скучный.
Моё настроение.
Моё настроение было (не)грустное, а весёлое.
Моё настроение было (не)весёлое, а грустное.

Источник

Урок-презентация по теме «НЕ с прилагательными». Цель урока: Сформировать умение правильно применять правило правописания НЕ с именами прилагательными. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЮлия Талалыкина

Похожие презентации

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Урок-презентация по теме «НЕ с прилагательными». Цель урока: Сформировать умение правильно применять правило правописания НЕ с именами прилагательными.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Урок-презентация по теме «НЕ с прилагательными»

2 Цель урока: Сформировать умение правильно применять правило правописания НЕ с именами прилагательными.

3 Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках. Разгадайте кроссворд: 1. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает… 2. Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда могут проявлять признак в большей или меньшей степени. 3. Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда не могут проявлять признак в большей или меньшей степени. 4. Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо какому-либо предмету или лицу. 5. В отличие от существительных, прилагательные изменяются по… 6. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, чей?

4 Ответы на кроссворд: 1. Определение. 2. Качественные. 3. Относительные. 4. Притяжательные. 5. Род. 6. Прилагательное.

5 Словарная работа. (Не)правда; (не)правда, а ложь; (не)настье; (не)нависть; (не)образованность; (не)порядок, а бардак; (не)вежа, (не)вежда; (не)печь кормит, а руки.

6 Проверка. Неправда- синоним – ложь; не_правда, а ложь – противопост. ненастье; ненависть – не употребл. необразованность – глупость не_порядок, а бардак – противопост. невежа, невежда – не употреб. не_печь кормит, а руки – противоп.

7 Не с прилагательными. Слитно.Раздельно. не 1.Если слово не употребляется без не. не не 2.Если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не – или близким по значению выражением. 1.Если в предложении есть противопоставление с союзом а. далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не 2.Если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.

8 Образец рассуждения: I. Дул несильный ветерок. Можно подобрать синоним – слабый. Значит, пишем слитно. II. Сегодня ненастный день. Прилагательное без не не употребляется, значит, пишется слитно. III. День ненастен. Прилагательное краткое, пишется слитно, так как без не не употребляется. IV. Сон не чуткий, а крепкий. Сон не чуток. а крепок. Имеется противопоставление с союзом а, значит, пишем раздельно. V. Нисколько не интересная книга. Книга нисколько не интересна. К прилагательным относятся слова нисколько не, соответственно, пишется раздельно.

9 Заполните таблицу. Распределительный диктант. (Не)добрый взгляд; (не)большая заминка; (не)навистный враг; он вовсе (не)плохой человек; (не)прерывный шум; (не)дорогой, а дешевый подарок; далеко (не)большое расстояние; ничуть (не)расстроен; (не)красна изба углами, а красна пирогами;(не)известный автор. слитнораздельно

10 Проверим себя. слитнораздельно Недобрый взгляд; небольшая заминка; ненавистный враг; непрерывный шум; неизвестный автор. Он вовсе не_плохой человек; не_дорогой, а дешевый подарок; далеко не_большое расстояние; ничуть не_расстроен; не_ красна изба углами, а красна пирогами.

11 Закрепим правило. Составьте предложения с данными словами: I вариант: нехороший; не хороший; II вариант: нежаркий; вовсе не жаркий.

12 Закрепим правило. Выборочный диктант. (Не)плохая идея; (не)красивый цветок, а прекрасный; (не)уклюжий альпинист; вовсе (не)жаркая погода; (не)красивый поступок.

13 Неплохая идея; не_красивый цветок, а прекрасный; неуклюжий альпинист; вовсе не_жаркая погода; некрасивый поступок

14 Домашнее задание. §54 Упр. 306 Дополните предложения прилагательными с не: В конце зимы солнце яркое, но… Лето хоть и теплое, но…

Источник

«Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными»
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Урок по русскому языку в 6 классе на тему «Слитное и раздельное написание не с прилагательными»

Скачать:

Вложение Размер
slitnoe_i_razdelnoe_napisanie_ne_s_prilagatelnymi.pptx 184.41 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация к уроку по русскому языку в 6 классе на тему «Слитное и раздельное написание не с прилагательными» Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ Воздвиженской СШ Ольнева Наталья Юрьевна

1. Объясните пунктограммы 2. Выполните разборы Лесной 2 воздух чище, он увеличивает жизненную 3 силу.

Укажи ряд, в котором все прилагательные качественные.. Добавь подходящее по смыслу слово 1. синее, высокое северное …. 2. сладкая, пахучая лесная …. 3.низенькая, старенькая охотничья… 4.высокая, густая спелая 1.крепкий, жгучий зимний 2.тихий, теплый осенний 3.сочный, сладкий, вкусный

Укажите ряд, в котором все прилагательный притяжательные 1. старый, ветхий деревянный 2 лисий, волчий, заячий 3. новый желтый школьный

Укажите ряд, в котором все прилагательные относительные 1.внимительный,ра…сеянный, сосредоточенный 2. Угрюмый, хмурый, с.. рдитый 3.чуткий, о… зывчивый , неравнодушный 4. выносливый, р… гатый , северный 5.Дикие, перелетные, водоплавающие

Объясните орфограммы Крепкую дружбу и топором (не) разрубишь. (Не) былица на гнилых ногах ходит. (Не)правдой свет пройдешь, да назад (не) воротишься. Книга в счастье украшает, а в(не)счастье утешает. (Не)большой дождишко – лодырям отдышка.

При объяснении какого слова вы испытали затруднение? Какова же тема сегодняшнего урока? « Слитное и раздельное написание не с прилагательными»

сравни нелепость Несчастье (горе) Неправда (ложь) Не правда, а ложь Не песок Нелепый Несчастливый (горестный) Неправдивый (лживый) Неправдивый, а лживый Не песчаный

вывод: Есть общие условия для написания не с существительными и качественными прилагательными Слитно: слово 1.не употребляется без не 2. Можно заменить синонимом или близким по значению выражением Раздельно: 1.есть противопоставление с союзом а 2.нет слияния частицы со словом

Определите разряды прилагательных несчастливый и песчаный вывод: частица НЕ образует новое слово только с качественными прилагательными

Прочитайте параграф и найдите новое условие для раздельного написания не с прилагательными Запомни! Вовсе не Ничуть не Нисколько не Отнюдь не

Раскройте скобки Дорога оказалась (не)длинной. Дорога оказалась (не)длинной, а короткой. Дорога оказалась вовсе (не) длинной Дорога оказалась недлинной.(короткой) Дорога оказалась не длинной, а короткой. Дорога оказалась вовсе не длинной

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целью данного урока стало нахождение общего и закономерностей в образовании новых слов при помощи негативных приставок в английском и русском языках, объяснение их прапвописания с разными частями речи.

Технологическая карта урока.

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения).

Презентация к уроку русского языка (5 класс).

Данный урок позволит учителю познакомить учащихся с правописанием не с прилагательными; показать условия слитного и раздельного написания не с различными по разряду прилагательными; повторить правопис.

Урок содержит элементы развивающего обучуния. Закрепление материала дается в форме игрового тестирования.

Источник