Меню

Разработка урока русского языка по имени прилагательному 6 класс



Разработка открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме «Имя прилагательное как часть речи»

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Форма урока: деловая игра.

Цели урока:

  • учащиеся должны знать: общие сведения об имени прилагательном как части речи, обычаи и традиции чаепития разных народов мира.
  • уметь определять разряды имён прилагательных, их морфологические и синтаксические признаки, правильно писать окончания прилагательных, целенаправленно использовать в речи имена прилагательные.

Оборудование: отрывки из художественных произведений, словарь иностранных слов,
различные сорта чая, самовар, чайная посуда.

Приёмы работы: работа с художественными текстами, устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ ,,трудных” слов, сообщения учащихся, творческая работа, выборочный диктант, синтаксический разбор предложения.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
— Только вчера мы закрыли страничку фольклора, а сегодня наш урок вновь начинается именно с неё. Разгадывание загадок – одно из ваших любимых занятий, и сейчас я предлагаю разгадать одну из них.

Его сперва китайцы пили,
Вслед индейцы подхватили
Моду пить напиток этот –
И пошёл гулять по свету!
После к немцам корабли
Это зелье привезли…..
Нынче на Руси народ
Сей напиток шибко пьёт.

О чём идёт речь?
Ученик: О чае.
Учитель: Сегодня я предлагаю вам стать участниками несколько необычного проекта — ,,чайного”. Ведь чайный напиток является повседневным дополнением к нашим трапезам. О пользе чая слышали многие, но мало кто знает, в чём заключается эта польза. Широкий ассортимент сортов и типов чая на прилавках наших магазинов часто затрудняет решение проблемы: какому виду чая отдать предпочтение. Поэтому одна из главных задач проекта – популяризация чая.
Представим, что наша классная комната – это Институт чаеведения (на доске прикрепляется табличка ,,Институт чаеведения”), а вы – сотрудники различных лабораторий и отделов этого института.
Разрешите вам представить:
— биологическую лабораторию;
— технологическую лабораторию;
— отдел по внешним связям;
— медицинскую группу.
Каждому из вас было предложено стать участником какой-либо группы, и сегодня каждая группа осветит ряд вопросов, относящихся к чайной теме.
А теперь послушайте стихотворение:

Чай горячий, ароматный
И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет,
Силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит!
С удивлением школьный мир
Славит добрый эликсир!

За счёт чего создаётся такое яркое описание этого замечательного напитка?
Как называются эти слова?
Ученик: Имена прилагательные.
(На доске записывается число и тема урока)
Учитель: Для чего в речи нужны имена прилагательные?
Ученик: Имена прилагательные дают полную информацию о предметах, текст становится выразительным.
Учитель: Все ли возможности прилагательных раскрыты в этом стихотворении?
Ученик: Нет.
Учитель: Приведите примеры из известных вам произведений, подтверждающих богатство значений прилагательных. (Каждая группа предлагает свой вариант, а другие группы указывают, откуда взяты строки, и выписывают из текстов имена прилагательные).
1-я группа (биологическая)

Смеркалось; на столе блистая
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струёю
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал.
(А.С. Пушкин ,,Евгений Онегин”)

2-я группа (технологическая)

,,Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу”.
(М.Ю. Лермонтов ,,Герои нашего времени”)

3-я группа (медицинская)

,,Я признаться не охотник до чаю: напиток дорогой и цена на сахар поднялась немилосердно”.
(Н.В. Гоголь ,,Мёртвые души”).

4-я группа (отдел по внешним связям)

Час дружеских бесед у чайного стола
Хозяйке молодой и честь и похвала!
По православному не на манер немецкий,
Не жидкий как вода или напиток детский,
Но Русью веющий, но сочный, но густой,
Душистый льётся чай янтарною струёй.
(П.А. Вяземский)

Учитель: Расскажите, что вам известно об имени прилагательном как части речи.
(Ученик рассказывает правило об имени прилагательном как части речи, раскрывая общеграмматическое значение, морфологические, синтаксические признаки)
Учитель: Назовите правила и орфограммы по данной теме.
Ученики:Разряды имён прилагательных, степени сравнения прилагательных, правописание НЕ с прилагательными, буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, Н – НН в суффиксах прилагательных, дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим и закрепим следующие правила: определение разрядов имён прилагательных, морфологических и синтаксических признаков, правописание падежных окончаний прилагательных.
Определите разряд имён прилагательных, выписанных из художественных произведений.
Ученики:Вечерний (отн.), китайский (отн.), лёгкий (кач.), Ольгиной (прит.), тёмною (кач.), душистый (кач.), чугунный (отн.), единственная (кач.), дорогой (кач.), чайного (отн.), молодой (кач.), православному (отн.), немецкий (отн.), жидкий (кач.), детский (отн.), сочный (кач.), густой (кач.), душистый (кач.), янтарною (кач.).
Учитель: Расскажите правило о разрядах имён прилагательных.
(Ученик делает вывод по данному правилу)
Учитель: А сейчас слово предоставляется сотрудникам биологической лаборатории. Из их выступления вам предстоит выписать пять – шесть словосочетаний (прилагательное + существительное), определить морфологические признаки прилагательных, графически обозначить окончания прилагательных..
(По ходу выступления каждой группы заполняется этимологическая страничка)

Читайте также:  Постоянные признаки имен прилагательных в таблице

Вопросы для сотрудников биологической лаборатории (учащимся предлагались заранее).

  1. Что означает слово ,,чай” и каково его происхождение?
  2. Как выглядит чайное растение?
  3. Как появился чай в России?

Выступление биологической группы.
Приложение 1
Проверка задания.
Молодой листочек (м.р., им. п., ед.ч.), чайный куст (м.р., им. п., ед.ч.), на скудных почвах (п.п.,
мн.ч.), тропическую жару (ж.р., в.п., ед.ч.), с чайным кустарником (м.р., т.п., ед.ч.).
В это же время, когда учащиеся определяют морфологические признаки, на доске выполняется морфологический разбор прилагательного ЧАЙНОГО.
Учитель: В чём особенность определения морфологических признаков имён прилагательных?
Ученик: Морфологические признаки имёни прилагательного определяются по имени существительному, к которому оно относится.
Учитель: А вот какую интересную информацию добыли участники проекта из медицинской группы. Своё выступление они назвали ,,Добрый доктор – чай”. Текст выступления предлагается каждому участнику проекта. Ваша задача – определить синтаксическую функцию имён прилагательных. Биологическая группа – I, II абзацы, технологическая – III, IV абзацы, отдел по внешним связям – V, VI.

Вопросы для сотрудников медицинской группы (учащимся предлагались заранее).

  1. Есть ли в чае витамины? Если есть, то какие и как они влияют на организм человека?
  2. Можно ли чай использовать как лекарство? Если можно,то какие недуги излечиваются чаем?

Выступление медицинской группы.
Приложение 2
Проверка задания (по группам).
Учитель: Какова синтаксическая функция имён прилагательных?
Ученик: Имена прилагательные в тексте являются определениями, могут выполнять функцию
сказуемого.
Учитель: А теперь мы послушаем участников технологической лаборатории. Вам необходимо
прослушать текст, определить основную мысль, используя имена прилагательные, озаглавить его.
Вопросы для сотрудников технологической лаборатории (учащимся предлагались заранее).

  1. Чем отличается листовой чай от гранулированного?
  2. Что такое байховый чай?
  3. Что означает слово ,,купаж”?
Читайте также:  Укажите имена прилагательные которые не образуют степеней сравнения

Выступление технологической лаборатории.
Приложение 3
Проверка задания.
Ученик: Основная мысль текста: ,,Листовой чай – это чай более дорогой, более высокого сорта. Гранулированный чай – это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Купаж – это сухой чай, выращенный на различных плантациях, обработанный на разных чайных фабриках, смешанный между собой”

Учитель: В программе проекта предусмотрено тестирование чая.
Оказывается, человек, посвятивший свою жизнь определению качеств чая, называется ТИТЕСТЕРОМ.
Словарная работа.
Титестер — ,,ти” – чай, ,,тестер” – исследующий.
Чтобы стать титестером, необходимо иметь природный талант, который встре­чается реже, чем талант певца или худож­ника. Кроме таланта, надо обладать об­ширными знаниями таких дисциплин, как биология, ботаника, биохимия, физи­ка, экономика (особенно экономика чай­ной торговли).
Профессия титестера требует от чело­века многих жертв. Он не должен курить, употреблять спиртные напитки, обязан воздерживаться от пищи с ярко выражен­ным ароматом: солений, копченостей, пряных трав и даже сладостей. Титестер не имеет права пользоваться духами, аро­матизированной зубной пастой, душис­тым туалетным мылом. Руки он моет толь­ко специальным чайным мылом.
Титестер обязан беречь свое здоровье: ведь обычный насморк у титестера — это событие, которое лишает его возможнос­ти работать, а чайная компания понесет большие убытки.
Тестирование чая — сложный и разно­образный процесс.

Я приглашаю по одному представителю от каждой группы на время стать титестерами. (На отдельном столе располагаются различные заваренные сорта чая. Участникам предлагается продегустировать чай и заполнить протокол, состоящий из следующих пунктов: аромат, вкус, цвет, крепость, интенсивность настоя, прозрачность).

Пока участники дегустируют чай, нас с вами ждёт интересный материал, подготовленный сотрудниками из отдела внешних связей. Своё выступление они назвали ,,По странам и континентам”.

Вопросы для сотрудников отдела по внешним связям (учащимся предлагались заранее).

  1. Как используют чайный напиток в других странах?
  2. Каковы традиции чаепития в этих странах?
  3. А правда, что в России внесли много новшеств в чаепитие?

Выступление сотрудников отдела по внешним связям.
Приложение 4
Учитель: Выписать из текста предложение (на доске), выполнить синтаксический разбор.
Чаепитие на Руси – это признак хорошего тона, а задушевный застольный разговор за чаем – национальная черта, особенность России.
Выступление титестеров.
Учитель: Особенности этого замечательного напитка (чая) помогли нам понять чудесные слова. Какие?
Ученик: Имена прилагательные: чудесный, ароматный, янтарный, вкусный, чёрный, зелёный…..
(Этимологическая страничка, заполненная по ходу урока: чай, типсы, флешь, вегетация, купаж, байховый, титестер)
Учитель: Подходит к завершению наш урок. Какие правила мы с вами сегодня повторили по теме: ,,Имя прилагательное как часть речи?”
Ученик: Разряды имён прилагательных, морфологические и синтаксические признаки прилагательных, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Учитель: Я хочу поблагодарить всех участников ,,Чайного проекта”, которые подготовили интересный и познавательный материал, за совместную работу и приятное общение. Надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, приобретут практическую значимость. Главную задачу проекта (популяризацию чая) нам удалось выполнить.
Помимо загадок у русского народа есть ещё и мудрые изречения. ,,Чай человеку подать – уважение оказать!”.

Читайте также:  Полная форма прилагательного глупый

Вот и я хочу оказать уважение всем присутствующим и пригласить к нашему столу.

Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
Подведение итогов

Задание на дом: написать сочинение по теме: ,,Реклама продуктов питания”

Источник

Разработка урока по русскому языку «Имя прилагательное», 6 класс

Урок русского языка в 6 классе.

Тема урока: Обобщающее повторение темы «Имя прилагательное»

Тип урока: контрольно-обобщающий

Цель урока: — повторить, систематизировать знания учащихся об имени прилагательном;

— отработать умение правильно согласовывать прилагательные с существительными.

-обучающие: — закрепление усвоения основных знаний, полученных на предыдущих уроках; — формирование практического умения правильно использовать прилагательные; — формирование умения решать орфографические задачи на правописание окончаний прилагательных, суффиксов прилагательных.

развивающие: — развитие умений ярко, точно выражать свои мысли и чувства — формирование способностей обучающихся подводить частные явления под общее правило; — сопоставление изученных ранее фактов; — формирование логических способностей, коллективизма, расширение активного словарного запаса обучающихся; — развитие умения видеть красоту русского языка.

воспитательные: — эстетическое и нравственное воздействие на сознание учащихся; — воспитание чувства любви к окружающей природе, миру; — формирование образованного, культурного человека.

На уроке учителем используются технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, технология обучения в сотрудничестве, элементы личностно-ориентированного обучения.

I Организационный этап.

II Этап актуализации знаний (Сообщение темы и цели урока).

III Этап проверки письменного домашнего задания.

Образуйте от данных существительных прилагательные:

IV Этап повторения и систематизации понятий и усвоения соответствующей системы знаний.

1. Фронтальный опрос:

— Какие части речи вы знаете?

— Дайте определение имени прилагательного.

— Как изменяются прилагательные?

— Какова их роль в предложении?

— Какие степени сравнения имеет эта часть речи?

— Как образуются эти степени сравнения?

— Назовите разряды имен прилагательных по значению.

— На какие разряды делятся имена прилагательные?

2 . Распределительный диктант (на листочках)

Определить, к какому разряду относятся названные учителем имена прилагательные. В соответствующей колонке указать только номер прозвучавшего имени прилагательного.

Разряды имен прилагательных

Взаимопроверка. (Проверочный код воспроизведен учителем.) 3. «Проверь себя! Вставь пропущенные окончания.»

Утренн.. ветерком – в утренн.. ветерке

На свеж.. сене – под свеж.. сеном

К лись.. хитрости – о лись.. хитрости

Воскресн.. вечером – в воскресн.. вечере

В полнейш.. тишине – полнейш.. тишиной

О волчь.. вое – с волчь.. воем

4. Письменная работа (упражнение из учебника выполняется самостоятельно; после проводится взаимопроверка).

5. Работа с карточками контроля (у каждого индивидуально).

— Ребята, посмотрите! Какое время дня на улице мы видим? Конечно, уже вечер. А непослушные суффиксы все еще гуляют на улице. Давайте их вернем домой.

6. «Определи код!» («Н и нн в суффиксах прилагательных». Примеры с одинаковым написанием расположены в виде цифрового кода, который известен учителю (5)).

Источник