Меню

Разработки уроков по русский языку по теме прилагательные



Разработка открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме «Имя прилагательное как часть речи»

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Форма урока: деловая игра.

Цели урока:

  • учащиеся должны знать: общие сведения об имени прилагательном как части речи, обычаи и традиции чаепития разных народов мира.
  • уметь определять разряды имён прилагательных, их морфологические и синтаксические признаки, правильно писать окончания прилагательных, целенаправленно использовать в речи имена прилагательные.

Оборудование: отрывки из художественных произведений, словарь иностранных слов,
различные сорта чая, самовар, чайная посуда.

Приёмы работы: работа с художественными текстами, устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ ,,трудных” слов, сообщения учащихся, творческая работа, выборочный диктант, синтаксический разбор предложения.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
— Только вчера мы закрыли страничку фольклора, а сегодня наш урок вновь начинается именно с неё. Разгадывание загадок – одно из ваших любимых занятий, и сейчас я предлагаю разгадать одну из них.

Его сперва китайцы пили,
Вслед индейцы подхватили
Моду пить напиток этот –
И пошёл гулять по свету!
После к немцам корабли
Это зелье привезли…..
Нынче на Руси народ
Сей напиток шибко пьёт.

О чём идёт речь?
Ученик: О чае.
Учитель: Сегодня я предлагаю вам стать участниками несколько необычного проекта — ,,чайного”. Ведь чайный напиток является повседневным дополнением к нашим трапезам. О пользе чая слышали многие, но мало кто знает, в чём заключается эта польза. Широкий ассортимент сортов и типов чая на прилавках наших магазинов часто затрудняет решение проблемы: какому виду чая отдать предпочтение. Поэтому одна из главных задач проекта – популяризация чая.
Представим, что наша классная комната – это Институт чаеведения (на доске прикрепляется табличка ,,Институт чаеведения”), а вы – сотрудники различных лабораторий и отделов этого института.
Разрешите вам представить:
— биологическую лабораторию;
— технологическую лабораторию;
— отдел по внешним связям;
— медицинскую группу.
Каждому из вас было предложено стать участником какой-либо группы, и сегодня каждая группа осветит ряд вопросов, относящихся к чайной теме.
А теперь послушайте стихотворение:

Чай горячий, ароматный
И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет,
Силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит!
С удивлением школьный мир
Славит добрый эликсир!

За счёт чего создаётся такое яркое описание этого замечательного напитка?
Как называются эти слова?
Ученик: Имена прилагательные.
(На доске записывается число и тема урока)
Учитель: Для чего в речи нужны имена прилагательные?
Ученик: Имена прилагательные дают полную информацию о предметах, текст становится выразительным.
Учитель: Все ли возможности прилагательных раскрыты в этом стихотворении?
Ученик: Нет.
Учитель: Приведите примеры из известных вам произведений, подтверждающих богатство значений прилагательных. (Каждая группа предлагает свой вариант, а другие группы указывают, откуда взяты строки, и выписывают из текстов имена прилагательные).
1-я группа (биологическая)

Смеркалось; на столе блистая
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струёю
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал.
(А.С. Пушкин ,,Евгений Онегин”)

2-я группа (технологическая)

,,Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу”.
(М.Ю. Лермонтов ,,Герои нашего времени”)

3-я группа (медицинская)

,,Я признаться не охотник до чаю: напиток дорогой и цена на сахар поднялась немилосердно”.
(Н.В. Гоголь ,,Мёртвые души”).

4-я группа (отдел по внешним связям)

Час дружеских бесед у чайного стола
Хозяйке молодой и честь и похвала!
По православному не на манер немецкий,
Не жидкий как вода или напиток детский,
Но Русью веющий, но сочный, но густой,
Душистый льётся чай янтарною струёй.
(П.А. Вяземский)

Учитель: Расскажите, что вам известно об имени прилагательном как части речи.
(Ученик рассказывает правило об имени прилагательном как части речи, раскрывая общеграмматическое значение, морфологические, синтаксические признаки)
Учитель: Назовите правила и орфограммы по данной теме.
Ученики:Разряды имён прилагательных, степени сравнения прилагательных, правописание НЕ с прилагательными, буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, Н – НН в суффиксах прилагательных, дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим и закрепим следующие правила: определение разрядов имён прилагательных, морфологических и синтаксических признаков, правописание падежных окончаний прилагательных.
Определите разряд имён прилагательных, выписанных из художественных произведений.
Ученики:Вечерний (отн.), китайский (отн.), лёгкий (кач.), Ольгиной (прит.), тёмною (кач.), душистый (кач.), чугунный (отн.), единственная (кач.), дорогой (кач.), чайного (отн.), молодой (кач.), православному (отн.), немецкий (отн.), жидкий (кач.), детский (отн.), сочный (кач.), густой (кач.), душистый (кач.), янтарною (кач.).
Учитель: Расскажите правило о разрядах имён прилагательных.
(Ученик делает вывод по данному правилу)
Учитель: А сейчас слово предоставляется сотрудникам биологической лаборатории. Из их выступления вам предстоит выписать пять – шесть словосочетаний (прилагательное + существительное), определить морфологические признаки прилагательных, графически обозначить окончания прилагательных..
(По ходу выступления каждой группы заполняется этимологическая страничка)

Читайте также:  Две три слова прилагательное

Вопросы для сотрудников биологической лаборатории (учащимся предлагались заранее).

  1. Что означает слово ,,чай” и каково его происхождение?
  2. Как выглядит чайное растение?
  3. Как появился чай в России?

Выступление биологической группы.
Приложение 1
Проверка задания.
Молодой листочек (м.р., им. п., ед.ч.), чайный куст (м.р., им. п., ед.ч.), на скудных почвах (п.п.,
мн.ч.), тропическую жару (ж.р., в.п., ед.ч.), с чайным кустарником (м.р., т.п., ед.ч.).
В это же время, когда учащиеся определяют морфологические признаки, на доске выполняется морфологический разбор прилагательного ЧАЙНОГО.
Учитель: В чём особенность определения морфологических признаков имён прилагательных?
Ученик: Морфологические признаки имёни прилагательного определяются по имени существительному, к которому оно относится.
Учитель: А вот какую интересную информацию добыли участники проекта из медицинской группы. Своё выступление они назвали ,,Добрый доктор – чай”. Текст выступления предлагается каждому участнику проекта. Ваша задача – определить синтаксическую функцию имён прилагательных. Биологическая группа – I, II абзацы, технологическая – III, IV абзацы, отдел по внешним связям – V, VI.

Вопросы для сотрудников медицинской группы (учащимся предлагались заранее).

  1. Есть ли в чае витамины? Если есть, то какие и как они влияют на организм человека?
  2. Можно ли чай использовать как лекарство? Если можно,то какие недуги излечиваются чаем?

Выступление медицинской группы.
Приложение 2
Проверка задания (по группам).
Учитель: Какова синтаксическая функция имён прилагательных?
Ученик: Имена прилагательные в тексте являются определениями, могут выполнять функцию
сказуемого.
Учитель: А теперь мы послушаем участников технологической лаборатории. Вам необходимо
прослушать текст, определить основную мысль, используя имена прилагательные, озаглавить его.
Вопросы для сотрудников технологической лаборатории (учащимся предлагались заранее).

  1. Чем отличается листовой чай от гранулированного?
  2. Что такое байховый чай?
  3. Что означает слово ,,купаж”?

Выступление технологической лаборатории.
Приложение 3
Проверка задания.
Ученик: Основная мысль текста: ,,Листовой чай – это чай более дорогой, более высокого сорта. Гранулированный чай – это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Купаж – это сухой чай, выращенный на различных плантациях, обработанный на разных чайных фабриках, смешанный между собой”

Учитель: В программе проекта предусмотрено тестирование чая.
Оказывается, человек, посвятивший свою жизнь определению качеств чая, называется ТИТЕСТЕРОМ.
Словарная работа.
Титестер — ,,ти” – чай, ,,тестер” – исследующий.
Чтобы стать титестером, необходимо иметь природный талант, который встре­чается реже, чем талант певца или худож­ника. Кроме таланта, надо обладать об­ширными знаниями таких дисциплин, как биология, ботаника, биохимия, физи­ка, экономика (особенно экономика чай­ной торговли).
Профессия титестера требует от чело­века многих жертв. Он не должен курить, употреблять спиртные напитки, обязан воздерживаться от пищи с ярко выражен­ным ароматом: солений, копченостей, пряных трав и даже сладостей. Титестер не имеет права пользоваться духами, аро­матизированной зубной пастой, душис­тым туалетным мылом. Руки он моет толь­ко специальным чайным мылом.
Титестер обязан беречь свое здоровье: ведь обычный насморк у титестера — это событие, которое лишает его возможнос­ти работать, а чайная компания понесет большие убытки.
Тестирование чая — сложный и разно­образный процесс.

Я приглашаю по одному представителю от каждой группы на время стать титестерами. (На отдельном столе располагаются различные заваренные сорта чая. Участникам предлагается продегустировать чай и заполнить протокол, состоящий из следующих пунктов: аромат, вкус, цвет, крепость, интенсивность настоя, прозрачность).

Пока участники дегустируют чай, нас с вами ждёт интересный материал, подготовленный сотрудниками из отдела внешних связей. Своё выступление они назвали ,,По странам и континентам”.

Вопросы для сотрудников отдела по внешним связям (учащимся предлагались заранее).

  1. Как используют чайный напиток в других странах?
  2. Каковы традиции чаепития в этих странах?
  3. А правда, что в России внесли много новшеств в чаепитие?

Выступление сотрудников отдела по внешним связям.
Приложение 4
Учитель: Выписать из текста предложение (на доске), выполнить синтаксический разбор.
Чаепитие на Руси – это признак хорошего тона, а задушевный застольный разговор за чаем – национальная черта, особенность России.
Выступление титестеров.
Учитель: Особенности этого замечательного напитка (чая) помогли нам понять чудесные слова. Какие?
Ученик: Имена прилагательные: чудесный, ароматный, янтарный, вкусный, чёрный, зелёный…..
(Этимологическая страничка, заполненная по ходу урока: чай, типсы, флешь, вегетация, купаж, байховый, титестер)
Учитель: Подходит к завершению наш урок. Какие правила мы с вами сегодня повторили по теме: ,,Имя прилагательное как часть речи?”
Ученик: Разряды имён прилагательных, морфологические и синтаксические признаки прилагательных, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Учитель: Я хочу поблагодарить всех участников ,,Чайного проекта”, которые подготовили интересный и познавательный материал, за совместную работу и приятное общение. Надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, приобретут практическую значимость. Главную задачу проекта (популяризацию чая) нам удалось выполнить.
Помимо загадок у русского народа есть ещё и мудрые изречения. ,,Чай человеку подать – уважение оказать!”.

Читайте также:  Как определить лицо имен прилагательных

Вот и я хочу оказать уважение всем присутствующим и пригласить к нашему столу.

Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
Подведение итогов

Задание на дом: написать сочинение по теме: ,,Реклама продуктов питания”

Источник

Разработка урока русского языка «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Разработка урока русского языка «Имя прилагательное»

Скачать:

Вложение Размер
prilag.docx 26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

  • создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование;
  • формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи;
  • совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод;
  • стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
  • развивать самоконтроль, мышление, речь;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Тип урока. Изучение нового материала.

Презентация урока, выполненная средствами Роwег Роint.

Карточки-рисунки “Подснежник” для рефлексии.

Иванов С.В. Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч.- Ч.2, («Начальная школа XXI века»).

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на уроке присутствует много гостей, давайте с ними поздороваемся. Повторяйте за мной:

Вот и прозвенел звонок

Звонкий он и радостный.

Вот и вы пришли к нам на урок

Мы говорим вам, здравствуйте!

— Открывайте тетради и записываем дату…, Классная работа

2. Минутка чистописания. ( Слайд № 2)

  • Посмотрите внимательно, найдите лишнюю фигуру. Объясните почему.
  • Прописываем найденную букву и сочетание с ней другой буквы, устанавливая закономерность

II. Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.

— Посмотрите на экран. ( Слайд № 3)

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

— Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?

(Это сделать трудно.)

— Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

— А как вы думаете почему? (Нет признаков)

— Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?

— Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.

— Вы должны, вставить пропущенные слова.

— Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.

— Прочитайте, что же у вас получилось?

— А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

— А теперь , поработайте с товарищем по парте, поставьте к словам помощникам вопросы

— Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)

— Какой частью речи они являются?

— Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

Вывод: слова, отвечающие на вопросы, «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

III. Создание проблемной ситуации.

— Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Имя прилагательное)

— Молодцы! Вы правильно определили тему урока.

Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,

Какую роль играют в речи имена прилагательные?

IV. Исследование данной проблемы.

1.Работа по теме

— Посмотрите на экран, перед вами текст. ( Слайд №6)

Наступила весна. Наступила ранняя весна.

Тает снег. Тает последний снег.

Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.

Светит солнце. Светит ласковое солнце.

Летят птицы. Летят голосистые птицы.

— О чем этот текст? (О весне)

— А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.

— А этот текст о чём? (О весне)

— Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

— Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

— А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

Вывод: имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.

— А теперь обратите внимание на второе предложение. ( Слайд №7)

— Назовите прилагательное, которое там используется?

Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.

— Как вы думаете, можно ли было бы взять, например слово пушистый, серебристый, искристый?

— Давайте подставим одно из этих прилагательных в это предложение.

Например, прилагательное серебристый.

— А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?

— Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?

— Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?

Вывод: имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

— Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

— Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

2. Игра. Отгадай кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса

Серый, хищный, жадный. Волк

Белый, пушистый. Снег

Круглое, сладкое, сочное. Яблоко

3. Классификация имен прилагательных.

Упр.2, стр.69. — Записать слова по группам.

Работаем по вариантам.

Дети, работающие по I варианту, выписывают прилагательные, обозначающие цвет. II вариант – размер. III вариант – материал. IV вариант – время. V вариант – принадлежность кому-либо.

Проверим ваши работы.

Самопроверка . ( Слайд №8)

V. Решение проблемной задачи. ( Слайд №9)

Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша? (Выслушиваются предположения учащихся.)

Сравните два предложения.

Раскрылся нежный подснежник.

— В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?

— Какой вывод можно сделать? (Главное слово — существительное.)

— Согласимся мы теперь с Дашей?

2. Прочитайте рубрику “Тайны русского языка” стр.70. ( Слайд №10)

— От чего зависит имя прилагательное? (Имя прилагательное зависит от существительного)

— Как изменяется форма имени прилагательного? (В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.)

— Как называется такая связь? (Такая связь называется согласованием.)

— Во множественном числе род имен прилагательных не определяется.

Учитель дополняет схему — опору.

Прочитайте рубрику » Это важно знать» стр. 71

. VI. Продолжение «исследования» имени прилагательного.

Учимся определять род, число и падеж прилагательных.

Лесных шорохов — мн. ч, Р. п

С душистыми ландышами – мн. ч, Т. п у доски

Спелую землянику — ж.р, ед. ч., В.п

Березовый лес – м.р., ед. ч, И. п

Пушистому хвосту – м.р., ед. ч., Д.п

Молодцы! Умеете контролировать товарища и самого себя.

Выставление оценок за урок.

VII. Домашнее задание. . ( Слайд №11)

Стр. 70-71, прочитаете рубрики » Тайны русского языка», «Это важно знать», выполните упр. 4.

Выберите себе один цветок:

  • красный – если считаете, что вы поработали отлично
  • зеленый — хорошо поработали
  • синий — испытали трудности
  1. Подведем итоги исследовательской работы. Просмотрите схему-опору.

Ответьте на вопросы

  • Что называет и на какие вопросы отвечает имя прилагательное?
  • Как изменяется имя прилагательное?
  • Какую форму имени прилагательного называют начальной?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Склонение имен прилагательных. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Тема: Имя прилагательноеЦель : углубить представление учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов, совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существител.

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и .

УМК «Гармония»4 классЦЕЛИ: -отрабатывать у учащихся умение распознавать падежные формы имени прилагательного, закрепить алгоритм действия для выбора написания безударных окончаний имен прилагательных.

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани.

Разработка предназначена для проведения урока русского языка во 2 классе (УМК «Школа России»). Содержит подробную технологическую карту урока и презентацию к нему.

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»).

Источник