Меню

Разряды имен прилагательных 6 класс таблица



Разряды прилагательных

Что такое разряды прилагательных по значению?

Разряды прилагательных по значению – это лексико-грамматические признаки прилагательных, которые указывают на характер называемого прилагательным качества. В русском языке выделяют три разряда прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных изучаются в 5 классе.

Как определить разряд прилагательного по значению?

Таблица разрядов прилагательных с примерами позволит быстро определить разряд рассматриваемого слова.

Качественные Обозначают признак, который может проявляться в большей (меньшей) степени, могут указывать на:
  • Форму (неровный, округлый);
  • Размер, вес (высокий, легкий);
  • Цвет (белый, красный);
  • Свойство (прочный, хрупкий);
  • Вкус, запах (терпкий, ароматный);
  • Температуру (ледяной, обжигающий);
  • Звук (звонкий, приглушенный);
  • Общую характеристику (требовательный, положительный) и др.

Источник

Разряды имен прилагательных по значению

Качественные прилагательные

• дать понятие о трех разрядах прилагательных, познакомить учеников с качественными прилагательными;

• формировать умение находить в текстах качественные прилагательные, стоящие в краткой форме или в форме сравнительной степени;

• развивать умение различать качественные и относительные прилагательные;

• закрепить навык письменного морфемного, словообразовательного и синтаксического разборов;

• воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству.

Тип урока: объяснение нового материала.

• опорная таблица по разрядам прилагательных.

Межпредметные связи: связь с литературой и технологией.

Тема высказывания: «Древнейшее рукодельное искусство».

I. Слово учителя.

Мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными, которые украшают нашу речь, делают ее ярче и образней. О каких важных признаках этой части речи вы узнали на прошлом уроке? (Прилагательные могут иметь краткую форму и степени сравнения.)

II. Проверка домашнего задания.

1. Как образуются формы сравнительной и превосходной степеней прилагательных?

2. Приведите примеры прилагательных, употребленных в краткой форме и в форме простой сравнительной степени из упражнения «Отечество мое Россия. Урал».

3. Индивидуальные задания (выполняются 2–3 учениками за партами, а затем выборочно у доски).

Задание 1. Какое лексическое значение имеют слова парча и сафьян? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, какой знак препинания пропущен в 3-м предложении. Выполните морфемный разбор выделенных слов.

В Тверской област_ на пр_брежных х_лмах реки Тверцы ра(з,с)кинулся город Торжок. (3,с)десь с_хр_нился изве(стн,сн)ый в Росси_ с XIII века центр золотного шитья. И(с,сс)ку(с,сс)ные маст_рицы шили золотой нитью по парче и сафьяну укр_шали выш_вкой царские одежды.

Задание 2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, какой знак препинания пропущен в 1-м предложении. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов. Разберите по составу слово уд_вительные. Найдите прилагательное в простой превосходной степени.

Золотное шитье сложнейший вид рук_дельного и(с,сс)ку(с,сс)тва. Ру(с,сс)кие золот_швейки и(з,с)пользовали в декоративном оформлении литургических ткан_й и облачений св_щенн_служителей удивительные по технике исполнения узоры.

4. Беседа с классом.

Учитель показывает иллюстрацию картины В.А. Тропинина «Золотошвейка».

– За каким занятием изобразил художник мастерицу?

В Древней Руси каждая девушка должна была уметь шить и вышивать. Прилежание к рукоделию почиталось за особую добродетель. При дворах князей, бояр, богатых служилых и торговых людей имелись свои рукодельные мастерские – «светлицы», где работали вышивальщицы. В конце XIX века заслуженной славой пользовались золотошвейные изделия, выполненные мастерицами Новодевичьего монастыря в Москве.

Задание 3. Составьте предложение из данных слов и словосочетаний. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Золотное шитье, золотошвейки (вышивальщицы, мастерицы, рукодельницы); декоративное оформ ление тканей и одежды; парча, сафьян; удивительные (диковинные, чудесные, необыкновенные) узоры.

III. Объяснение нового материала.

– Выполняя задания, мы убедились в том, что прилагательные могут выступать в разных формах (в полной или краткой, в форме сравнительной или превосходной степени). Но они различаются и по значению. Сегодня мы познакомимся с тремя разрядами прилагательных.

1. Работа с раздаточным материалом «Разряды прилагательных по значению» (см. таблицу).

2. Работа с учебником: чтение теоретического материала.

– Назовите признаки качественных прилагательных.

3. Выполнение упражнения № 290 (с. 116) по учебнику [1]. Найдите в тексте относительные прилагательные.

IV. Закрепление нового материала.

1. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.

Карточка 1. Угадайте, из какой сказки эти строки. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания в предложениях под цифрой 2. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Определите разряд.

1. И д_вясь, перед собой
Вид_т город он б_льшой,
Стены с частыми зу_цами,
И за белыми стенами
Блещ_т маковки церквей
И св_тых монастырей.

2. Здра_ствуй, князь ты мой прекрас_ный!
Что ты тих, как день ненас_ный?
Опечалился чему?

Карточка 2. Угадайте, о героях каких произведений идет речь в данных отрывках. Спишите. Определите разряд прилагательных. Объясните свою точку зрения. Назовите (устно) форму, в которой употребляются прилагательные. В 3-м и 4-м предложениях подчеркните прилагательные как члены предложения.

1. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

2. Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства.

3. Лгут люди, я совсем не хороша.
4. Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно.

5. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!

2. Распределительный диктант.

Определите разряд прилагательных по значению и впишите в одну из трех колонок. (Подсказка: для объяснения своей точки зрения используйте таблицу.)

РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Название Значение Примеры
Качественные признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени темная ночь (более темная, самая темная), приветливый человек, радостное событие
Относительные признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.
Обозначают:
материал, из которого сделан предмет; – признак предмета по месту или времени его существования;
– признак предмета по назначению
серебряная ложка (ложка из серебра); деревянная свистулька, медная монетка, золотное шитье;городской житель (житель города);вчерашняя газета, дневной сеанс, зимнее утро;спортивная обувь, стиральная машина
Притяжательные признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (чей? чья? чье?) мамино письмо, отцов пиджак, сестрицыны варежки, кроличьи уши

Зимний вечер, малиновый звон, малиновое варенье, теплый хлеб, аленький цветочек, оловянный солдатик, заюшкина избушка, приятный собеседник, стальное колечко, тихий голос, праздничный наряд, веселое настроение, пряничный домик, соловьиные трели, добрый человек, хрустальная туфелька, искреннее признание, родительское благословение, чудесное превращение, недостойное поведение, соломенная шляпка, воронье гнездо, лебединая песня, ароматный пирог, лисий воротник, глубокое чувство, лисья нора, сестрицыно рукоделие, мохнатый шмель.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание: упражнение № 295, с. 118.

Ученикам нужно найти в загадках прилагательные, выписать их, определить разряд по значению.

Встала красная девица рано,
Встала бела да румяна.
Умылась ясной росой,
Увилась золотой косой.
Сама, добрая, на всех глядит,
А на себя не велит.

(Солнышко.)

На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.

(Вода.) Гость гостил,
Золотой мост мостил –
Без ножа, без топора,
Без железного долота.

По деревьям скок да скок –
Мелькает рыжий огонек.

Красная девица,
Каменное сердце.

(Вишня.) Маленький Егорка
Упал в озерко.
В воде купался,
А сух остался.

Стоит толстуха –
Деревянное
брюхо,
Железный поясок.

1. M.T. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Научн. ред. Н.М. Шанский. Русский язык: Учебник для 6-го класса. М.: Просвещение. ОАО «Московские учебники», 2005.
С. 113–119.

2. Г.М. Науменко. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. М.: Линка-Пресс, 2000. С. 36–38, 41–42, 47, 50.

3. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. Обучение русскому языку в 6-м классе. Методические рекомендации к учебнику для 6-го кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001. С. 26–27.

4. А.С. Пушкин. Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 3. Поэмы. Сказки. Примеч. С.М. Бонди. М.: Художественная литература, 1975. С. 285–286, 311.

5. Н.В. Бабушкина. Золотое шитье. М.: Олма-Пресс, 2003. С. 3–8.

6. В.П. Полухина. Литература: 6-й кл. Учебн. хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. АО «Московские учебники», 1998. С. 94.

Источник

Разряды прилагательных

Качественные

Относительные

Притяжательные

— Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени.

— Сочетаются с наречиями очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком.

— Отвечают на вопрос какой?

— Могут иметь краткую форму и степень сравнения.

— Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени.

— Могут обозначать достоинство предмета (золотой, песочный, деревянный), близость предмета к чему-либо (пришкольный, прибрежный).

— Отвечают на вопрос какой?

-Не имеют краткой формы и степени сравнения.

— Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.

— Отвечают на вопрос чей?

Добрый – очень добрый – слишком добрый – добрее – добрейший – добр

Каменный, стеклянный, кожаный, приозёрный.

Различия качественных и относительных прилагательных:

Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Имеют степень сравнения:

добрее, самый добрый

Не обладают ни одним из признаков качественных прилагательных

(то есть не имеют степень сравнения, краткую форму, синонимов, антонимов и т.д)

Имеют краткую форму:

добр, молод, хорош

Могут сочетаться с наречиями «очень», «необыкновенно», «чрезвычайно», «недостаточно», «слишком»:

очень добрый – необыкновенно добрый – чрезвычайно добрый – слишком добрый

Образуют путем повтора сложные прилагательные:

Указывают на отношение одного предмета к другому:

медный таз – таз из меди

Могут образовывать прилагательные с приставкой НЕ:

недобрый (взгляд), недорогой (товар)

К ним можно подобрать антонимы:

добрый – злой, хороший – плохой

К ним можно подобрать синонимы:

смутный – неясный — расплывчатый

Образуют прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

белый – беленький – беловатый

Образуют наречия на -о, -е:

активный – активно, искренний – искренне

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Относительные прилагательные могут переходить в качественные

Стеклянная посуда – стеклянное чувство (хрупкое чувство)

Притяжательные прилагательные могут переходить в качественные

Лисий хвост – лисья натура (хитрый)

Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных

Источник

Разряды прилагательных 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Разряды имен прилагательных»

  • усвоить разряды прилагательных;
  • усвоить опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных;
  • учиться определять разряды прилагательных по значению.

Скачать:

Вложение Размер
6_klass_razryady_prilagatelnykh.doc 69 КБ

Предварительный просмотр:

урока русского языка

выполнила: Грущенко Марина Викторовна, учитель

русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№7» г.Абакана

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Разряды имен прилагательных»

  • усвоить разряды прилагательных;
  • усвоить опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных;
  • учиться определять разряды прилагательных по значению.

Звучит аудиозапись песни “Улыбка”.

— Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок русского языка, урок немного необычный. Приготовьте все необходимое для работы, сядьте удобнее, подарите всем присутствующим свои милые и добрые улыбки.

— Откройте тетради, запишите число и тему урока «Разряды имен прилагательных»

— Сегодня на уроке мы будем говорить о делении имен прилагательных на разряды по значению, будем учиться определять эти разряды.

— Урок хочу начать со сказки… Имя прилагательное

Некогда в каком-то царстве,

То ли здесь, а то ли там

Жил-был царь Абдурахман.

Миновало много лет,

Собирает царь совет.

Дочерей к себе зовет

И такую речь ведет:

«Мне вопрос который год

Все покоя не дает:

Для чего живет на свете

В дальний путь скорей спешите

И вопрос сей разрешите».

Три девицы собирались,

С царем-папой распрощались,

Как им тайну разгадать.

Вот выходят в сад сестрицы,

Слышат пенье райской птицы.

Говорит одна сестрица:

— Как поет красиво птица!

Голос звонкий, золотой,

Нежный, чистый и родной.

— А уж птица -то какая,

Ей вторая говорит

И на птицу все глядит.

— Знать та птица не простая, —

Молвит тут сестра другая.

К ней решили обратиться,

Чтоб ответа лишь добиться.

— Ты по свету ведь летала,

Может, где его встречала?

Нашу душу успокой

И секрет скорей открой:

Что есть прилагательное?

Частью речи называют

И по падежам склоняют.

Мир без этой части речи

Был бы тускл и не расцвечен.

Недалече здесь живет,

Песни добрые поет.

Вы теперь к нему спешите

И вопрос сей разрешите.

В путь отправились сестрицы

По совету мудрой птицы.

Долго ль, коротко ли шли,

Но дворец его нашли.

У порога их встречало,

О себе все рассказало.

Все предметы украшаю,

Какой есть предмет, скажу.

Так отцу и доложите,

Ко мне в гости пригласите.

Пусть подружится со мной,

Станет добрым, коль был злой.

К отцу сестры поспешили

И секрет ему открыли.

— И мы, ребята, будем продолжать открывать на уроках что-то новое, интересное.

2. Проверка домашнего задания

— Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали разговор об имени прилагательном. Говорили, что эта часть речи необходима для точного названия предмета, она помогает ярко описать этот предмет и передать своё отношение к описываемому предмету.

— Дома вы рисовали портрет Имени Прилагательного. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Проанализировать домашнее задание)

— Опрос обучающихся (проверка домашнего задания)

Ответы обучающихся, например:

— Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветье дивных слов легко определю я!

— Я — слово замечательное, —

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет-

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

— На Руси дворянские дети тоже учились грамоте, изучали части речи. В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показал, как это было. Сейчас посмотрим небольшую сценку о том, как маменькин сынок дворянский недоросль Митрофанушка изучал части речи.

— Анализируя признаки, которые обозначают имена прилагательные, можно сказать, что эти признаки разные по значению: одни можно увидеть, другие – ощутить, третьи – почувствовать и т. д. Итак, по значению имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные.

1. Качественные имена прилагательные. Называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине (большой, маленький), по возрасту (молодой, старый), по цвету (красный, зеленый), по весу (легкий, тяжелый), по внешнему виду (красивый, высокий), по внутренним качествам (умный, добрый) и т. д. Такие признаки у предмета могут быть в большей или меньшей степени (сильный – сильнее – сильнейший, умный – умнее – умнейший).

2. Относительные имена прилагательные. Обозначают материал, из которого сделан предмет (деревянный дом, кирпичная стена), указывают на признак предмета по месту (школьный кабинет), по времени его существования (зимний день), по назначению предмета (спортивная обувь) и т. д. Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени. При употреблении в словосочетании их можно заменить именами существительными: деревянный дом – дом из дерева, зимний день – день зимы.

3. Притяжательные имена прилагательные. Обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (мамино пальто, собачья будка, лисий хвост). Эти прилагательные отвечают на вопросы чей? чья? чье?, имеют суффиксы –ин- (-ын-), -ов- (-ев-), -ий- (-й-). Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени.

Чтение, заучивание правил – шуток:

а) Качественное – сравни, С «очень» тут же повтори;

б) Относительное взял: место, время, материал;

в) Притяжательное – чьи? Принадлежность (птичьи)

4. Закрепление изученного

— Перед вами словосочетания. Распределите их по разрядам прилагательных.

Источник

Читайте также:  Прилагательное плюс существительное что это