Меню

Разряды имен прилагательных упражнения с ответами



Разряды имен прилагательных. Обобщение и закрепление материала

Цель: закрепить и обобщить знания о разрядах имён прилагательных, полученные на предыдущих уроках.

Задачи:

  1. Образовательные: систематизировать знания о разрядах имен прилагательных; сформировать умение определять разряд имени прилагательного по нескольким классификационным признакам.
  2. Развивающие: совершенствовать навыки комплексного анализа текста; продолжить работу по формированию умения строить рассуждение на лингвистическую тему; развивать чувство языка, умение видеть оттенки значений слов, употребленных в различных контекстах.
  3. Воспитательные: воспитывать чувство любви, уважения к русскому языку.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Технология: здоровьесберегающая, дифференцированная.

Оборудование: таблица, карточки с дидактическим материалом, мультимедиа.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний учащихся.

Задание учащимся: определить, о какой части речи идет речь в прочитанном четверостишии.

Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь.
(Имя прилагательное)

ΙΙΙ. Объявление темы и целей урока.

Грамматический рассказ «Прилагается ли прилагательное?»

Госпожа Простакова из комедии Д.И. Фонфизина «Недоросль» хочет показать, «как учен» у них сын Митрофанушка. Митрофанушка говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает о грамматике, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».
– Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
– Дверь? Котора дверь?
– Вот эта.
– Эта? Прилагательна.
– Почему же?
– Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
– Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
– И ведомо.

А как вы ответите на вопрос, что такое прилагательное?

Учащиеся отвечают на вопрос, восстанавливая деформированный текст:

Имя прилагательное – это … часть речи, которая отвечает на вопрос … и обозначает … , может употребляться в … или … форме. В предложении выступает в роли … или … . Прилагательное имеет … и … степени сравнения.

(Работа с деформированным текстом об имени прилагательном)

  1. Что такое имя прилагательное?
  2. Какими морфологическими признаками обладает?
  3. Какова синтаксическая роль в предложении?

ΙV. Упражнения на повторение изученного материала.

Комплексный анализ текста.

Что может быть м…лей
Бе…цен…ого 2 р…дного края 1 ?
Там со…нце кажет…ся св..тлей,
Там радос…на в…сна зл…тая,
Пр..хладней ле…кий в…терок,
Душистее 3 цв…ты, х…лмы зеленее 4 .
Там сладос…ней 2 звучит поток,
Там с…ловей п…ёт 1 звуч…нее.

  1. Прочитайте выразительно отрывок.
  2. Является ли данный отрывок текстом? Докажите свою точку зрения.
  3. Определите тему, основную мысль текста.
  4. Озаглавьте текст.
  5. Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения.
  6. К какому типу речи принадлежит данный текст?
  7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте?
  8. Пользуясь словарем, объясните значение слова сладостней.
  9. Подберите синонимы к этому слову.
  10. Какую роль играют прилагательные в этом тексте?
  11. Произведите морфологический разбор слов:
    I в. – душистее,
    II в. – зеленее.
  12. Произведите разбор по составу:
    I в. – бесцен…ого,
    II в. – сладос. ней.
  13. Найдите в тексте слова, в которых не совпадает количество букв и звуков, затранскрибируйте их:
    I в. – в первом предложении,
    II в. – в последнем предложении.
  14. Найдите в тексте прилагательные в форме сравнительной степени, подчеркните их как члены предложения.
  15. Найдите сложное предложение, составьте его схему, подчеркните основы.
  16. Вставьте пропущенные буквы на месте пропусков, обозначьте орфограммы и подчеркните их.

V. Лингвистические загадки.

О каких разрядах прилагательных говорится в предложенных стихотворениях?

Мой знакомый старый дед
Знатный был языковед.
Самых разных слов немало
Дед в коробочках хранил.
Прилагательных – навалом!
Очень их старик любил.

Раз коробочки упали.
Мы ужасно растерялись,
Потому что увидали,
Как слова перемешались.

Читайте также:  Все прилагательные для описания чувств в английском

В прилагательные влез я.
Одно слово пробурчало:
«Отнеси меня на место,
Раньше я не здесь лежало!»

Куча слов зашевелилась,
Зафырчала, закричала:
«Я вот к месту относилось!» –
«Ну а я – к материалу!» –

«Я ко времени имело
Отношение прямое!» –
«А теперь все вперемешку
Мы лежим между собою!» –

«К действию мы
Отношенье имеем!
Спрячьте в коробку нас!
Мы заболеем!»

И рыдают. Бьют на жалость!
Что мне делать оставалось?
Я коробочки поднял,
Как сумел, слова собрал.

Просто выбился из сил:
Их на место относил.

(Относительные имена прилагательные)

Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи,
Кто в подъезде всех сильней:
И знакомых и друзей.

Дядьки во дворе пыхтят –
Силой меряться хотят.
Каждый так гордится им,
Этим КАЧЕСТВОМ своим.

Дядя Костя очень сильный.
Льется пот с него обильный:
Он легко, одной рукой,
Поднял штангу над собой.

Дядя Витя, тот сильнее,
Его штанга тяжелее.
Самый сильный – наш Антон.
Он дворовый чемпион.

Он сильнейший, он силен,
Самый сильный дядька он!
(Т. Рик)

(качественные имена прилагательные)

«Что кому принадлежит,
Тот за тем вослед бежит!»

За своей старушкой
Бегает избушка.
С бабкой бабкина избушка
Так играет в притягушки.

Шапка папина была.
С папой в офис побрела:
Притянулась она к папе,
Прямо к уху приросла.

Зато мамино пальто
И пушистое манто
Притянулось к маме.
Посмотрите сами!

Пёсья будка – вот дела! –
С псом и ела, и спала,
А сегодня притянулась:
С ним на улицу ушла.

Зайчик, бедный так устал:
От норы своей бежал.
Притянулась вдруг с утра
К зайцу заячья нора.
(Т. Рик)

(притяжательные прилагательные)

VΙ. Выполнение заданий по теме «Разряды имен прилагательных»

  • Используя таблицу, рассказать о разрядах имен прилагательных (в это же время сильные учащиеся выполняют индивидуальное задание).

Индивидуальное задание: определите разряды имен прилагательных.

Маленький, деревянный, городской, лисий, добрый, утренний, синий, кошачий, московский, сильный.

  • Найти четвертое лишнее слово и объяснить почему:

Красивая девочка, старый дедушка, сильный соперник, орлиный клюв – притяжательное;
Сестрин платок, беличий хвост, мамин плащ, строгий директор – качественное;
Гусиное перо, волчий хвост, заячьи уши, лисья шапка – относительное, т.е. шапка из лисы;
Оловянный солдатик, собачья будка – притяжательное, деревянный дом, стеклянный фужер.

  • Определить разряды прилагательных, учитывая их свойство переходить из одного разряда в другой:

Заячий след, заячий характер, заячий выводок;
гусиное перо, гусиная кормушка, гусиная походка;
волчья стая, волчий аппетит, волчье логово;
лисья нора, лисья шуба, лисья хитрость.

Физкультминутка.

  • Игра в «снежки». (Учитель бросает мяч кому-то из учеников, называя имя прилагательное в составе словосочетания; учащийся должен назвать разряд прилагательного).

Королевский замок, старая колдунья, серебряная ложка, колдовское варево, чугунный котелок, сказочное королевство, приятная физиономия, придворная дама, медная шевелюра, утиный нос, золотые серьги, змеиное жало, оловянный взгляд.

Задание: распределить прилагательные на три колонки

Качественное относительное притяжательное

В качестве материала использована грамматическая сказка «Обеды в сказочном королевстве».

Надо понаблюдать, какие обеды готовят в сказочном королевстве, а заодно определить, что за прилагательные перед нами: качественные, притяжательные или относительные.

(Текст распечатан для каждого)

Принцессины фрейлины и сама принцесса колдуют над удивительным медным горшочком. Всё-таки замечательный парень этот свинопас! Весь сегодняшний день чудесный горшочек показывает, что где готовят!
Вот дворничихина стряпня: вчерашний овощной суп, картофельное пюре, сладкое печенье с клюквенным морсом.
А вот поварихин обед: кислые щи, капустные биточки, творожная запеканка с ароматной подливкой, слоеные пирожки и горячий чай с душистым лимоном.
Звенят волшебные бубенцы, и любопытные фрейлины видят прачкин обед: холодный свекольник, малосольные огурцы, свежий хлеб и манный пудинг с вишнёвым вареньем.
А у губернатора сегодня важные гости. Им подают наливные яблоки, прозрачный виноград, желтые дыни, сочные груши, спелые арбузы. Но все это – на десерт, а прежде – мясное жаркое с нежной зеленью, заливная рыба, солёные грибы, румяный окорок, разнообразные вкусные гарниры и шоколадные блинчики. Почётные гости нарядно жуют, нарядные дамы шумно хвалят угощения. Суфле всякое: апельсиновое, банановое, ореховое и клубничное. К тому же сок: манговый, лимонный…

VIΙ. Подведение итогов урока

VΙIΙ. Домашнее задание:

написать грамматическое сочинение на тему «О жизни высококачественных и хвастливых качественных, практичных относительных и жадных притяжательных прилагательных».

Читайте также:  Конспект урока знакомство с понятием имя прилагательное

Источник

Задания по теме «Разряды прилагательных»

Данный документ содержит разнообразные задания для повторения и закрепления темы «Разряды прилагательных» в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Задания по теме «Разряды прилагательных»»

Задания по теме «Разряды прилагательных»

Задание 1: Укажите, в каком ряду все прилагательные относительные? 1) природный, тонкий, лисий 2) завтрашний, местный, подъёмный 3) кукольный, отцов, тяжёлый 4) проходной, прямой, мамин 5) развесистая, хрустальный, папин 6) вчерашний, гладильный, железный

Задание 2: В каком предложении есть притяжательное прилагательное? 1) Здешние озёра, река Сороть и мелкие речушки исстари богаты рыбой: язем, щукой, линём, карасём. 2) Земля становится голубой, как небо, белой, как платье невесты, розовой, как золотой, солнечный луч, — это цветут подснежник, перелесок, фиалка, петуния. 3) Дупло было большое, тёплое, с понатыканными во все стенки паклей, беличьей шерстью и пухом. 4) У балкона моего дома небольшой ягодник, в нём смородина, красная и чёрная, крыжовник, черёмуха.

Задание 3: От какого существительного нельзя образовать притяжательное прилагательное? 1) белка 2) сестра 3) кошка 4) ложка

Задание 4: Запишите словосочетания, заменив форму Род.п имени существительного прилагательным, обозначьте суффиксы, с помощью которых они образованы. Укажите разряд прилагательных. Лапа медведя, крик журавля, суп из гороха, каникулы зимой, песня соловья, посуда из глины, пиджак деда, варенье из вишни, дневник Саши.

Задание 5: Надпишите разряд над каждым прилагательным в группе. 1) Медвежья голова, медвежья шапка, медвежья походка. 2) Заячий тулуп, заячий хвост, заячий характер. 3) Собачья преданность, собачья конура, собачья лапа. 4) Лисья улыбка, лисья нора, лисья шуба.

Задание 6: Прочитайте фрагмент текста. О каком народном промысле в нём говорится? В Хохломе никакой д..ревянной п..суды и мебели не точили не р..списывали и не з..лотили 4 . Там была самая б..льшая в заволжском 2 крае сельская торговая площадь на которой стояли длинные кирпичные лабазы и д..ревянные ла..ки. Работала на этой площади крупнейшая 3 в России оптовая ярмарка щепного товара, иными словами разнообразных д..ревянных изделий саней бочек топорищ мелкой мебели р..списной п..суды. Купля – продажа велась в Хохломе в таких об(?)ёмах, что уже в XVIIIв необычайно красивые ..дешние золотые блюда миски ко..ши и ло..ки стали самыми любимыми в простом народе по всей России. Он-то и назвал их по месту продажи хохломскими. 1) Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. 2) В каком значении употреблено в тексте прилагательное золотой: «сделанный из золота» или «блестяще – жёлтый, цвета золота»? К какому разряду следует отнести это прилагательное в зависимости от того, в каком значении оно употребляется?

Читайте также:  Больной это какое прилагательное

Задание 7: Проанализируйте имена прилагательные. По каким признакам их можно сгруппировать? Запишите эти прилагательные группами. Лисья добыча, глубокое озеро, папина книга, новый дом, глухой звук, малиновый компот, Витины успехи, дедушкины ордена, медвежья берлога, золотой браслет, бобровый воротник, волчий хвост, золотые руки, медвежья услуга, высокие ели, морской берег, медвежий рёв.

Источник

Карточки для самостоятельной работы на уроках русского языка в 6 классе. Тема: Разряды имён прилагательных.

Содержимое публикации

МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Курская область, Курский район, с.Глебово, д. 37

КАРТОЧКИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Алтухова Марина Ивановна

Спишите словосочетания, над качественными прилагательными напишите букву К, над относительными – букву О, над притяжательными – П.

Девичья коса, Катины очки, верблюжья колючка, гусиное перо, лисья нора, серебряная ложка, солёный океан, холодный ветер, хороший друг, интересная книга, северное течение, морские волны, волчья шкура, папин портфель, _____________________________________________________________________

Спишите словосочетания, над качественными прилагательными напишите букву К, над относительными – букву О, над притяжательными – П.

Северное сияние, оленья тропа, лисья хитрость, кирпичный дом, деревянный стол, прошлогодний снег, настольная игра, синий плащ, русский язык, чудесные звёзды, огромное небо, медвежья услуга, занимательная работа, добрый поступок.

Спишите словосочетания, над качественными прилагательными напишите букву К, над относительными – букву О, над притяжательными – П.

Древняя столица, величественная панорама, лисий хвост, обыкновенный город, большой дом, безмолвная громада, оленьи рога, холодные камни, пастушья сумка, богатый человек, сильный дух, звучный голос, святой лик, златоглавая церковь,

Спишите словосочетания, над качественными прилагательными напишите букву К, над относительными – букву О, над притяжательными – П.

Папин нос, чудный день, великое целое, разнообразные звуки, медвежья услуга, гусиное перо, рыболовная сеть, мамино платье, молитвенный голос, дешёвая вещь ,глухой старичок, рыбный суп, деревянная ложка, соломенная шляпка.

Спишите словосочетания, над качественными прилагательными напишите букву К, над относительными – букву О, над притяжательными – П.

Стальной прут, весенняя капель, малиновое желе, медвежья берлога, мужественный поступок, песчаный берег, гусиное перо,стеклянная ваза, пчелиный воск, серебряный браслет, глубокое море, овсяная каша, иностранный гость, высокая гора.

Запишите имена прилагательные в 3 столбика по разрядам:

водяной, воздушный, сильный, умный, небесный, земляной, заячий, папин, квадратный, медвежий, добрый, красивый , олений, осенний, заботливый, каменный, утиный.

Распределите данные ниже слова в столбики по разрядам, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки. Дополните каждый столбик собственными примерами.

Душ..стый, т..ж..лый, у(з, с)кий, д..ревянный, вч..рашний, сестрин, волч..я (пасть), осенний, д..лёкий, м..та(л, лл)ический, плав..тельный, лебед..ный, белов..тый, за..чий, отцов, м..л..дой, румяный, д..шёвый.

К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу имена существительные. Запишите полученные словосочетания. Укажите разряд прилагательных.

белые …, отцов …, медный …, железное …, волчий …, кожаные …, мелкая …, морозный …, шариковая …, золотой …, мамина …, волшебная …, ржавый …, гречневая …, медвежья …, стальной …, книжный …, осенний …, красная …, волчий …, серебряная …, заботливый …, искренний ….

Источник