Меню

Разряды прилагательных 6 класс ладыженская



Урок русского языка в 6-м классе «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

Цель: знать о делении прилагательных на три разряда;
о признаках качественных прилагательных;
уметь находить качественные прилагательные;
определять их синтаксическую роль.

1. Сообщение цели.

2. Слово учителя.

Зима приходит ненароком
По всем статьям, беря свое,
Она должна уж быть по срокам,
А вот, поди ж ты, — нет ее!
И вдруг, однажды спозаранку,
Взглянул в оконное стекло
И видишь «скатерть-самобранку» —
Везде, вокруг, белым-бело…
( С.Михалков)

С.Михалков в этом стихотворении, как и А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин», изобразил наступление запоздавшей зимы, которую мы ждем в этом году. Поэтому разряды имен прилагательных будем изучать по текстам, изображающим русскую зиму.

3. Чтение стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Зима».
(Индивидуальное задание Соломатина А.)

Зима
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели.
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Он теперь покоен –
Все кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.

4. Синтаксический разбор предложения (из прочитанного стихотворения).

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).

5. Выпишите из данного предложения прилагательные и образуйте от них простую и составную формы сравнительной и превосходной степени.

Белый (белее, более белый; белейший, самый белый).
Пушистый (пушистее, более пушистый; —— ; самый пушистый).

6. Объяснение нового материала (работа по таблице).

РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

КАЧЕСТВЕННЫЕ
(образуют степень сравнения)
какой?
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
(не образуют степень сравнения)
какой?
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ (обозначают принадлежность лицу или животному)
чей?
холодный
1) холоднее,
более холодный,
самый холодный

2) холоден, холодны

3) очень (чрезвычайно, слишком) холодный

4) холодный — холодный

5) неяркий

снежный (материал)

зимний (время)

волчий (след)

мамина (сумка)

— Как называются прилагательные, которые образуют степень сравнения?
— Как называются прилагательные, которые не образуют степени сравнения?
— Как называются прилагательные, которые обозначают принадлежность лицу или животному?

7. Чтение §50(по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григоряна, И.И.Кулибабы) и продолжение работы по таблице.
-Какие признаки имеют качественные прилагательные?
-Продемонстрируйте эти признаки примерами из таблицы.

8. Слово учителя.
Давайте посмотрим фотографии с зимними пейзажами, чтобы увидеть необыкновенную красоту русской природы. (Демонстрация фотографий и прослушивание отрывка из песни «Три белых коня».)

9. Творческий диктант по тексту.

Задание. Вставьте в текст на месте скобок подходящие по смыслу имена прилагательные. Подчеркните как член предложения качественные прилагательные.

Здравствуй, гостья зима!

Мы вышли из школы на прогулку. Взглянули кругом и увидели, что земля покрыта (мягким, серебристым, пушистым) снегом. Только кое-где можно заметить еще (черные, темные) пятна земли.
Вверху над нами (хмурое, зимнее) небо. Оно покрыто (небольшими серовато-белыми) облаками. Только в одном месте проглядывает (узенькая) полоса голубого (чистого) неба.
Входим в лес. Деревья разукрашены (прихотливыми) узорами инея, кое-где на ветвях желтеют (осенние) листья. Ели и сосны выделяются своим (зеленым) убранством. (Глубокую) тишину леса нарушают наши голоса. (Чистый зимний) воздух бодрит нас. Мы играем в снежки, бегаем, кувыркаемся.
Впереди еще настоящая зима с ее (жгучими) морозами, (сильными) ветрами, (снежными) заносами, но мы рады ее приходу!

-Чтение текста учеником (индивидуальное задание).
-Какие из вставленных прилагательных относятся к разряду качественных?

10. Чтение сочинения о приходе зимы. (Индивидуальное задание Вострикова Ю.) (Смотри приложение 1)
Задание. Выписать из текста качественные прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.

11. Работа по тексту «Зимний лес».

Задание. Выпишите из текста словосочетания «качественное прилагательное + существительное (главное слово)» и письменно объясните правописание окончаний имен прилагательных.

Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой.
Глубок зимний сон природы, но идет жизнь под сугробом. Попробуй разгреби в лесу снег до земли. На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. Все еще зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска.
Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. На лесной поляне вьется след лисицы. Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. Парочки следов испятнали снег. Это пробежала куница, хищница искала белок.
Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. Хорош лес в зимнем уборе!

12. Подведение итогов.

Какие прилагательные являются качественными?

Источник

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

Сумерки

Но лучше всего были сум е рки, когда над сырыми березовыми рощ а ми подымал а сь туманная луна. На вечерн е м небе в и днелись тонкие тени плакучих ветвей.

В сиз о м (каком?) воздухе стояли над лесом облака и тлели слаб ы м (каким?) светом. А потом над огромной безмолвн о й (какой?) землёй воцарялась ночь, до самых краёв налитая прохладн ым (каким?) воздух ом и запах ом воды.

Туманный — смутный, расплывчатый, неясный.

В русских народных сказках различные животные наделены человеческими качествами. Лиса хитрая-прехитрая, заяц трусливый-претрусливый, волк злой-презлой, медведь сильный-пресильный.

Косенькая

Косенькая — это узкая тропинка вдоль крутого косогора, покрытого разнотравьем. Внизу простирается глубокий овраг, заросший высокими деревьями. Когда идёшь по узкой тропке, перед тобой расстилается поверхность косогора, покрытая травой и мелкими луговыми цветочками. Весной и летом разноцветные лепестки сливаются в один пёстрый ковёр. Запах стоит божественный: мягкий сладковато-терпкий аромат заполняет воздух.

Тропинка довольно длинная, извивается по склону горы и уходит за поворотом вниз к асфальтированной проезжей дороге. Внизу, под склоном, над оврагом разрастаются год от года деревья: вишня, яблоня, боярышник, осина и верба. Они стали уже почти лесочком, постепенно подползающим к косо идущей вдоль косогора тропинке. Никто из местных жителей не сходит с неё, когда спешит домой или, наоборот, из дома. Тропка утоптана, а вокруг нехоженая целина, покрытая густой травой и растущими то здесь, то там деревьями.

Раньше по косогору жители нашего посёлка сажали картошку, морковь, тыкву. Теперь огороды заброшены, заросли и потеряли контуры, их совсем не видно с ко- сенькой. Дикая свободная природа постепенно разрастается и всё больше подбирается к узкой тропинке, которая всё не зарастает и не зарастёт, наверное, никогда.

Я люблю возвращаться домой вечером или идти по косенькой ранним утром, когда вокруг никого, только красота девственной природы, запах трав и цветов, щебет птиц и стрекотание кузнечиков. Как хорошо, что ещё сохраняются уголки такой дикой и чистой природы, не тронутой цивилизацией, хотя и в черте города.

Источник

Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Разряды прилагательных»

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Тема: «Разряды прилагательных»

Учитель – Юдинцева Светлана Сергеевна

1. Сформировать понятие о разрядах прилагательных, о

принципах деления прилагательных на разряды.

2. развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;

развивать коммуникативные способности учащихся.

3. воспитывать положительное отношение к процессу познания;

интерес к родному языку.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник.

  • знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;
  • уметь различать прилагательные по значению.
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • давать определения понятиям;
  • объяснять языковые явления;
  • строить рассуждение;
  • приводить примеры в качестве доказательства;
  • устанавливать причинно-следственные связи.
  • определять и формулировать цель деятельности;
  • составлять план действий, работать по плану;
  • прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • выдвигать версии решений задачи;
  • анализировать и оценивать собственную работу.
  • уметь сотрудничать в группе;
  • учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;
  • высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией.
  • выражать положительное, осознанное отношение к учению;
  • оценивать собственную учебную деятельность;
  • применять правила сотрудничества в группе

1. Оргмомент. Психологический настрой на урок

2. Словарная работа Слово «минута» (слайд 2)

Народная мудрость гласит: «Знай минутам цену, секундам счет». Предлагаю, не теряя ни минутки, продолжить работу по теме.

3. Актуализация знаний по теме «Степени сравнения имен прилагательных»:

А) Устный рассказ по теме «Степени сравнения имен

прилагательных» (слайд 3)

Б) Распределительный диктант

Задание: записать словосочетания с прилагательными в нужный столбик:

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные» (6 класс)

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Тема: «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

Цели: формирование знаний учащихся о разрядах имён прилагательных.

Задачи: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями; продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставления прилагательных, учиться распознавать их разряды.

1. Предметные: знать разряды прилагательных, их отличительные признаки; уметь различать прилагательные по значению.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; объяснять языковые явления; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства;

устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений;

анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.

3. Личностные: выражать положительное, осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе.

1. Мотивация к действию. Орг. момент.

— Ребята, наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами М.Пришвина: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в человеке от солнца, а всё лучшее в жизни от человека и его доброты». Это девиз нашего урока.

2. Фронтальный опрос.

На доске записаны три предложения, в них пропущены слова:

Старый друг ……… новых двух.

Все ………. со временем становится явным.

1) Каких слов не хватает в тексте?

— Правильно, прилагательных. Давайте восстановим текст, вставим прилагательные на место.

На доске слова, от которых нужно образовать степени сравнения, если это возможно.(по вариантам)

3. Постановка учебной задачи.

— Ребята, сегодня вы сами будете добывать знания. Но сначала мы должны определить тему и задачи нашего урока.

— Распределите слова по 3 группам:

Смелый, деревянный, мамин, осенний, детский, храбрый, каменный, собачий, злой, лисий.

— Что обозначают слова в первом столбике? ( цвет, размер, качества человека)

— Что обозначают прилагательные во втором столбике? (место, время, материал)

— В третьем? (принадлежность предмета кому-либо)

— Как выдумаете, почему мы распределили прилагательные в 3 группы?

— Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать?

— Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке?

4. Открытие нового знания.

— На сколько групп делятся прилагательные по значению?

— По значению три разряда прилагательных-качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени.

Только качественные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степень сравнения.

Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму.

Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и другими.

— Чтение теории стр.16

5.Первичное усвоение новых знаний

Упражнение для закрепления .

— Выпишите только качественные прилагательные.

Раз — нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

7.Первичная проверка понимания.

— Работа по учебнику.

— Продолжите ряд качественных прилагательных, дающих положительную оценку названным лицам, предметам.

2. Мама — ласковая,….

4. Футболист – настойчивый…….

8. Первичное закрепление.

Игра «Найди лишнее».

— Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если это прилагательное не указывает на качество, т.е. не является качественным, топнуть ногами, если это качественное прилагательное.

Веселый, глупый, березовый, умный, ловкий, деревянный, добрый, холодный, стеклянный, радостный, волчий, стойкий, свежий, осенний.

В названии каких произведений есть качественные имена прилагательные?

1) «Утиная охота» (пьеса А. Вампилова)

2) «Белый пудель» (рассказ А. Куприна)

3) «Абрикосовое варенье» (рассказ А. Солженицына)

4) «Весёлая азбука» ( стихотворение С.Я. Маршака)

9. Творческое задание – упр.341

— С какими грамматическими признаками прилагательных мы познакомились сегодня на уроке?

— На какие разряды делятся прилагательные?

— Расскажите, что вы узнали о качественных прилагательных?

Чтобы знанья были впрок,

Кратко повторим урок!

— Закончите начатое предложение. Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете…

— Выскажите свое отношение к уроку и к своей работе на уроке, продолжив фразы:

Мне было трудно.

У меня получилось.

Мне было интересно.

12. Домашнее задание – выучить правило, упр.340, стр.16.

Источник

Читайте также:  План урока изменение прилагательных по родам 3 класс