Меню

Разряды прилагательных словарный диктант



«Имя прилагательное — 6 класс»

Правописание сложных прилагательных

Выборочный диктант Указание. Выпишите словосочетания — существительное + сложное прилагательное. 1. Небо было темно-синее, светло-синее, желтое, оранжевое,— кажется, всех цветов, какие есть на свете. (Кав.) 2. Ровная, гладкая поляна густо заросла сочной свежей зеленью и усеяна крупными бирюзовыми незабудками, благоуханными белыми кувшинчиками, ярко-желтыми купавками (Печерский.)

Различение на письме суффиксов прилагательных к- и -ск-

Словарный диктант Братская помощь; студенческий коллектив; героический поступок, университетская библиотека; польский язык; немецкая песня; матросский танец; французские духи; сельское хозяйство; апрельский пейзаж, одесский порт, Белорусский вокзал. (24 слова)

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Словарные диктанты I. Деревянная игрушка, кожаная сумка, серебряные ложки, глиняная посуда, костяная ручка, платяной шкаф, шерстяной костюм.

Разряды имен прилагательных. Притяжательные прилагательные

Указание. Вспомните, из каких сказок и басен взять предложения из п. I. I. 1. Коршун в море тонет и не птичьим криком стонет. 2. Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим. 3. На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке.

Разряды имен прилагательных. Качественные и относительные прилагательные

Указание. Подчеркните качественные прилагательные одной чертой, относительные двумя. 1. В стороне далекой от родного края снится мне приволье тихих деревень, в поле при дороге белая береза, озими да пашни — и апрельский день.

Правописание не с именами прилагательными

1. Наступила серая, ненастная осень. На окраинах непролазная грязь. Непродолжительные теплые дни сменяются неустойчивой, дождливой погодой.

Превосходная степень имен прилагательных

1. В русском языке все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно. (Г.)

Степени сравнения прилагательных

1. Моя Родина, моя родная земля, мое Отечество… В жизни нет горячее и священнее чувства, чем любовь к тебе (А Н. Т.) 2. Нет сильней и нет прекрасней власти, чем затронуть души и сердца. (П.)

Имя прилагательное

1. Российское слово от природы богатое, сильное, здоровое, прекрасное… (Лом.) 2. Русский язык настоящий, сильный, где нужно — нежный, трогательный, где нужно — строгий, серьезный, где нужно — страстный, где нужно — бойкий и живой. (А. Н Т.) Красная строка

Источник

РАЗРЯДЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ: КАЧЕСТВЕННЫЕ, ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ И ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ — ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ — МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

✓ 1. Прочитайте отрывок из стихотворения. Выучите его наизусть и запишите по памяти. Проверьте себя. Укажите разряд всех прилагательных.

Разбуди меня завтра рано,

О моя терпеливая мать!

Я пойду за дорожным курганом

Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще

След широких колёс на лугу.

Треплет ветер под облачной кущей

Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,

Шапку-месяц пригнув под кустом,

И игриво взмахнёт кобылица

Над равниною красным хвостом.

✓ 2. Обозначьте разряд прилагательных в словосочетаниях, учитывая их значения.

Золотое кольцо, золотые руки, барсучья нора, барсучий жир, мамин дом, материнский инстинкт, материнский капитал, лисья шуба, лисий хвост, городские ворота, городской житель, молодой человек, молодое вино, каменное лицо, каменный дом, небесный свод, небесный цвет, солнечный свет, солнечный удар, непыльная работа, пыльная дорога.

Читайте также:  Употребление имен прилагательных в служебной речи

✓ 3. Напишите диктант. Выполните задания.

Уэб всегда был угрюмым медвежонком, а несчастья сделали его ещё более мрачным. Казалось, что всё было против него. Он старался не выходить из леса. Днём Уэб искал пищу, а ночь проводил в дупле дерева. Однажды вечером его дупло занял дикобраз, ростом с него самого и колючий, как кактус. Медвежонок ничего не мог с ним поделать и должен был покинуть своё жилище.

Как-то раз Уэб спустился к реке поискать вкуснейших кореньев, которые показывала ему мать. Однако не успел он приняться за работу, как из норы в земле выскочил какой-то серый зверь и с ворчаньем и шипеньем бросился на медвежонка. Это был барсук. Уэбу он показался самым свирепым животным, к тому же Уэб был болен и хром. Он поспешно заковылял прочь и не остановился до тех пор, пока не дошёл до перевала в соседнее ущелье. Но тут его заметил койот и побежал за ним, подзывая ещё одного койота. Уэб влез на ближайшее дерево, койоты прыгали и лаяли внизу. Но вскоре они поняли, что на дереве сидит серый медвежонок и, значит, где-нибудь поблизости должна быть медведица. Им даже показалось, что они слышат грозный медвежий рык. Поэтому они сочли за лучшее оставить его в покое.

(По Э. Сетону-Томпсону)

1) Выпишите все прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени.

2) У всех прилагательных второго абзаца обозначьте разряд.

3) Третье предложение первого абзаца разберите по членам.

Источник

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные

Цели и задачи:

  • Познакомить с разрядами прилагательных.
  • Научить выделять отличительные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных в их сопоставлении.
  • Учить самостоятельно работать с учебником, представлять коллективу новую информацию.
  • Развивать умение грамотно употреблять прилагательные в текстах – описаниях.
  • Развивать навык самоконтроля

Оборудование: Презентация “Дидактический материал по русскому языку. 6 класс”. (М.: “Просвещение”, 1998 год.) См. Приложение 1.

Ход урока

I. Мобилизация внимания учащихся

Учитель: Нам предстоит знакомство с новой, очень важной для вас темой. Настраиваемся на серьёзную, активную работу. Записываем дату и вид работы по месту её выполнения, оставим строку для записи темы занятия после её угадывания.

II. Повторение пройденного материала

1. Работа с формулами.[1]

Заполните пропуски в формулах, найдите ошибки в образовании степеней сравнения, исправьте их.

– основа прилагательного + суффиксы … = простая сравнительная степень;
– … + прилагательное = составная сравнительная степень;
– основа прилагательного + суффиксы … = простая превосходная степень;
– … + исходное прилагательное = составная превосходная степень

2 Игра “Редактор”

Поиск ошибок в образовании форм степеней сравнения прилагательных. [2]

Задание: Найдите ошибки в образовании степеней сравнения, исправьте их.

Красивше, выше, длиньше, более громче, мельче, более длинный, самый умнейший, наиболее тёмный

Читайте также:  В чем сходство и различие между прилагательными и причастиями

3. Образование форм степеней сравнения прилагательных.

Задание: Образуйте все формы степеней сравнения от слов

4. Словарный диктант

Словарный диктант с целью повторения орфограмм “Гласные в корне слова”, “Окончания прилагательных” и актуализации знаний.

Зимним днём, по лисьему следу, на лесной опушке, пушистая ёлка, в снежном покрове, под глубоким сугробом, искристые отблески, лёгкими снежинками, у векового дуба.

– Какой темой объединены словосочетания в диктанте?
– Слова каких частей речи встретились в диктанте?
– Одинаковые ли признаки обозначают прилагательные?

Место Принадлежность
Окрас
Вес
Вещество
Размер
Время
Состав
и другие признаки

5. Вывод и введение в новую тему

Мы увидели, что прилагательные в словосочетаниях могут обозначать разные признаки предметов.

Издавна учёные пытались произвести классификацию прилагательных. на сегодняшний день они выделяют три группы, опираясь на значения и форму прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.

III. Определение темы и целей урока

– Мы подошли к теме нашего урока. Попробуйте самостоятельно её сформулировать.

– Кто из вас может справиться с целеполаганием?

(Совершенно верно, целями урока будут следующие:

1 – познакомиться с делением прилагательных на 3 разряда;
2 – научиться находить качественные прилагательные в речи;
3 – сформировать навык определения их роли в предложении, использования их в своей речи)

IV Создание проблемной ситуации. Организация исследования. Представление результатов

1. Слово учителя. Когда учёный приступает к работе, он тщательно изучает литературу по интересующей его теме. Я вас приглашаю к исследованию. Вы найдёте нужный для вашего исследования материал в учебниках. Работать будете по группам – рядам.

Задание: Каждая группа готовит рассказ об одном из разрядов прилагательных как представление результатов исследования другим группам, ответ строите по плану на слайде; данные для ответа заносите в таблицы (они у вас на столах); примеры можно взять из словарного диктанта, чтобы продолжить работу над описанием зимнего пейзажа.

План исследования Разряды качественные относительные притяжательные Свойства прилагательных: 1) Значение 2) Способность проявлять признак в большей или меньшей степени (наличие степеней сравнения) 3) Наличие краткой формы 4) Наличие возможности сочетаться с наречиями 5) Свойство образовывать сложные прилагательные

2. Определение темы и цели групповых исследований

Учитель: Итак, тема исследования:

1-го ряда – качественные прилагательные (стр.116);
2-го ряда – относительные прилагательные (стр.117);
3-го ряда – притяжательные прилагательные (стр. 119).

3. Выступления представителей групп учащихся о результатах поисковой работы

Данные всех групп заносятся всеми в индивидуальные таблицы.

4. Поиск сходства и отличий между прилагательными разных разрядов

– Найдите сходства и отличия в разрядах прилагательных.
– Обязательны ли все признаки для качественных прилагательных?

5. Составление алгоритма рассуждения для определения разряда прилагательных

– Попробуем составить алгоритм действий с целью определения разряда прилагательных.

1) Если сочетается со словом очень, имеет краткую форму, степени сравнения, значит, качественное.

2) Если отвечает на вопрос чей?, значит, притяжательное.

3) Если ни то, ни другое не подходит, значит, относительное.

6. Устный тренинг

Читайте также:  Смотреть видеоурок с прилагательными in of on

Холодный, ледяной, тополиный

V. Физкультминутка

VI. Закрепление материала

Закрепление с целью совершенствования навыка определения качественных прилагательных, умения доказывать их принадлежность к данному разряду, употреблять их в речи.

1. Комментированное письмо – упр.290 (I абзац).

Задание: Найти качественные прилагательные, подчеркнуть как член предложения, устно доказать принадлежность к разряду; записать к ним антоним.

2. Индивидуальное задание – “Дидактический материал”, стр.76

Задание: Списать выделенное предложение, найти в нём прилагательные, определить их синтаксическую роль и разряд.

* – Какую роль играют прилагательные в текстах?

3. Творческая работа с текстом на экране

Задание: Списать текст в тетрадь, вставить подходящие по смыслу прилагательные, подчеркнуть качественные прилагательные. Найти художественные приёмы (средства выразительности)

Зима! Это … пора с её … … днями, … сумерками, с её … ночами, когда по … … небу, как тени несутся … облака!

Недаром зиму называют волшебницей. Она развешивает на деревьях … гирлянды инея, окутывает их …. дымкой.

Всё вокруг сказочное, фантастическое, необыкновенное!

4. Проверка самостоятельной работы

– Назвать качественные прилагательные. Какие художественные средства использованы в тексте?

(Эпитеты – … Метафора – … Олицетворение – … Сравнение – …)

– К словам и текстам какой тематики обращались сегодня на уроке? Какова роль прилагательных в тексте?

VII. Домашнее задание. Инструктаж

Упр. 292. В нём тоже понаблюдаете предложения с описанием зимнего пейзажа, поработаете с прилагательными по заданию, закрепите знания и практические навыки, полученные на уроке.

VIII. Итоги урока

1. Тест; взаимопроверка “по ключу”

Задание: Выбрать номера, соответствующие качественным прилагательным.

1 великолепный вид
2 тонкий ствол
3 январский мороз
4 берёзовая роща
5 серая кукушка
6 твёрдый наст
7 заячий хвостик
8 муравьиная тропа
9 еловые ветки
10 низкое солнце

Ключ к тесту
1, 2, 5, 6, 10

2. Экспресс-опрос:

Чтобы знанья были впрок,
Повторяем мы урок!

– Какие разряды прилагательных выделяются в русском языке?
– Прилагательные каких разрядов не имеют краткой формы?
– Прилагательные какого разряда отвечают на вопрос ЧЕЙ?
– Какие признаки могут иметь качественные прилагательные?
– Можно ли считать прилагательное качественным, если у него есть не все признаки?

Источник

Распределительный диктант «Разряды имён прилагательных»

Проверочная работа по русскому языку в 6-ом классе «Разряды имён прилагательных»

Просмотр содержимого документа
«Распределительный диктант «Разряды имён прилагательных»»

Распределительный диктант «Разряды имён прилагательных»

Задание: распределите имена прилагательные по трём разрядам.

РАЗРЯДЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Компьютерный, соловьиный, активный, пунктуальный, пунктуационный, отцовский, праздничный, авиамодельный, интересный, золотой (из золота), золотой (перен. желтый, хороший), цветастый, цветочный, птичий (клин, дом), птичий (рынок, грипп), весёлый, стиральный, заячье (потомство), заячий (характер), заячья (шапка), грибной, московский, медвежий (тулуп), медвежий (угол), медвежья (берлога).

РАЗРЯДЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Веселый, интересный, пунктуальный, золотой (перен. желтый, хороший), цветастый, активный, праздничный, медвежий, -ья (угол, услуга), заячий (характер)

Стиральный, пунктуационный, грибной, золотой (из золота), авиамодельный, компьютерный, цветочный, птичий (рынок, грипп), московский, медвежий (тулуп), заячья (шапка)

Соловьиный, птичий (клин, дом), отцовский, медвежья (берлога), заячье (потомство)

Источник