Меню

Развивающие задания по теме прилагательное



Занимательные упражнения по развитию речи имени прилагательного

Занимательный материал — это упражнения,необходимый для создания интереса к учеьному материалу, для привлечения внимания детей к уроку. К занимательным упражнениям можно отнести сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, чайнворды и другие.

В последние десятилетия издано огромное количество пособий по игровым методикам: это игры на сообразительность, «хитрые» задачи, игры в слова, словесное и картинное лото, колеса приставок и суффиксов, лестницы слов, а также материалы для викторин и олимпиад, задачи на разгадывание пословиц и фразеологических единиц, заданий на подбор и комментирование синонимических групп, антонимических пар, омонимов, паронимов, на многозначность слов [16, с. 445 — 446].

Богатство занимательных заданий настолько велико, что поможет даже слабому ученику появлению и проявлению желания заниматься русским языком, тогда повысится успеваемость младшего школьника, а это будет являться огромным достижением в работе любого учителя. Ведь для него важен результат выполняемой деятельности.

Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Курс изучения “Занимательной грамматики” для учащихся 2-4-х классов ставит следующие задачи:

развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

расширение и углубление программного материала;

воспитание любви к великому русскому языку;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Приведем несколько примеров:

1. Упражнение «Ассоциации» Цель: Изучение степени тревожности учащихся, связанной со словом «школа». Изучение мнений учащихся о степени значимости школы в их жизни.Время выполнения 10 минут.

Читайте также:  Как пишутся краткие прилагательные мужского рода

Содержание упражнения: Учащимся предлагается назвать прилагательные, которыми они бы хотели охарактеризовать свою школу, и поделиться своим мнением о том, чему учат в школе.

  • — Школа, в которой я учусь…;- В нашей школе учат…;
  • 2. «Эльфхен» (11-словие), стихотворение, состоящее из 11 слов, расположенных на пяти строчках:

строка — цвет (прилагательное);

строка — о чем пишу (прилагательное + существительное);

строка — раскрытие темы в трех словах;

строка — о себе (4слова);

строка- результат, вывод.

Белоствольная Русская береза Ты воспета поэтами Я любуюсь тобой весной.

Стихотворение по началу.

3. Презентация о животных.

У. Кто это? Определите часть речи. Что я знаю об имени существительном?

Д. Медведь, заяц, лиса и т.д.

У. Опишите животных по внешнему виду, подставляя вопросы. (какая? какой? какое?)

Д. М. — косолапый, большой, хищный, бурый.

З. — белый, трусливый, маленький.

Л. — рыжая, хитрая, ловкая.

2). Самостоятельная работа.

У. Опишите домашнее животное.(На выбор.)

КОНКУРС 2. «Слова близкие по смыслу»

На доске записаны три столбика прилагательных:

мудрый — …ласковый — …быстрый — …

веселый — …прилежный — грустный

густой — …сильный — сырой — …

неловкий — …холодный — …большой — …

смирный — …неряшливый — липкий — …

страшный — …душистый — …злой — …

Играющим надо подобрать к каждому слову близкое по смыслу прилагательное (синоним) и записать его. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием и допустит меньше ошибок.

Возможные ответы: умный, радостный, дремучий, неуклюжий, тихий, ужасный, нежный, старательный, скорый, печальный, мокрый, громадный, клейкий, сердитый.

На доске в столбик записан ряд словосочетаний:

Свежий ветер, свежие краски, свежая рубашка, свежий хлеб, свежая газета.

Один из игроков должен подобрать к каждому словосочетанию прилагательное близкое по смыслу, а другой — противоположное по смыслу.

Слова противоположные по смыслу (антонимы) записываются слева, а слова близкие по смыслу (синонимы) записываются справа от словосочетаний.

Ответы: теплый — свежий ветер — прохладный; тусклые — свежие краски — яркие; грязная — свежая рубашка — чистая; черствый — свежий хлеб — мягкий; старая — свежая газета — новая.

КОНКУРС 4. «Образуй прилагательное»

На доске в два столбика написаны имена существительные: ужас, осень, вкус, лес, дом, несчастье, холод, туман, лето, место.

Нужно образовать от существительного однокоренное ему прилагательное и составить словосочетание этого прилагательного с существительным. Члены команд по очереди выходят к доске и записывают свои сочетания. Побеждает команда, которая правильно и быстрее другой выполнит задание.

КОНКУРС 5. «Предмет-признак»

Игра проводится в форме эстафеты. Каждая команда получает карточку-задание с именами существительными:

скука — …длина — …туман — …

стена — …небеса — …опасность — …

радость — …старина — …капуста — …

весна — …вкус — … место — …

грусть — … ячмень — … честь — …

теснота — …картон — …ремень — …

книга …машина — …камень — …

конь — …хлеб — …карман — …

Каждый игрок образует от существительного однокоренное прилагательное и записывает его напротив существительного, после чего передает карточку следующему игроку. Команда, закончившая игру, передает карточку ведущему, который проверяет запись и определяет победителя.

КОНКУРС 6. «В каком магазине?»

На доске в три столбика записаны названия предметов:

посуда — … цветы — … овощи — …

рыба — …обувь — …книги — …

мясо — …мебель — …молоко — …

хлеб — …продукты — …обувь — …

Игроки должны записать прилагательное, обозначающее, в каком магазине можно купить тот или иной предмет. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Читайте также:  Какая может быть девочка прилагательные

При изучении темы «Имя прилагательное» можно предложить ребятам следующие упражнения:

  • 1. Представь, что ты видишь, трогаешь, слышишь мамин смех. Какой он? (Теплый, нежный, мягкий, серебристый, васильковый, звонкий.)
  • 2. Какой голос у папы, бабушки?
  • 3. Какой запах у счастья?

Образное воображение развивает игра «Укрась 4 слова».

  • а) За 1 минуту подбери как можно больше имен прилагательных к словам погода, рассказ, улица.
  • б) За 1 минуту вспомни объекты желтого цвета, черного цвета, горячие, интересные, прекрасные, хорошие объекты.
  • в) Подбери имена прилагательные, которые изображают злую колдунью и добрую фею.
  • 4. Подбери как можно больше слов для описания листьев.
  • 5. «Давайте говорить друг другу комплименты».
  • 6. Кто больше скажет друг другу добрых слов.

Выводы по перво главе.

Разговорная речь ребёнка тесно связана с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащатьеё. Начинать эту работу нужно с первых дней обучения ребёнка в школе. Задача учителя начальных классов — в доступной для учащихся форме раскрытьосновные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации организации и планирования деятельности, воздействия на мысли,чувства, поведение людей. В процессе изучения любой темы предметом постоянного внимания должно бытьразвитие у школьников осознанного и точного употребления изучаемого явления. Тема «имя прилагательное представляет для этого неограниченные возможности».

Источник

Сборник упражнений по теме «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» 3 класс

Упражнения по формированию грамматических умений, используемых при изучении имени прилагательного в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений по теме «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» 3 класс»

Учитель начальных классов:

Дудукина Ольга Владимировна

1. Спишите, заменив прилагательное антонимом.

Толстый – . частый – . трудный – . здоровый – . близкий – . новый – . ясный – . широкий – . , сытый – . мокрый – . горячий – . шершавый – . полезный – . храбрый – . .

2. К каждому имени прилагательному подберите синоним.

Быстрый – . знойный – . жестокий – . молочный – . гигантский – . .

3. Спишите, заменяя имена прилагательные синонимами. Определи род имени прилагательного.

Тихая езда – . тихий голос – . густой лес – . горячая вода – . горячее лето – . тёмное небо – . тёмное лицо – . старая книга – . старый человек – . , верный друг – . верный ответ – . чёрное пятно – . быстрая машина – . быстрая белочка – . .

4. Сравните и запишите. Образец: Перец и мёд. – Горький и сладкий.

Река и ручей. Уголь и мел. Камень и пушинку. Орла и воробья. Клюкву и сахар.

Мёд и лимон. Перец и арбуз. Огурец и помидор. Тропинку и дорогу. Зайца и тигра. Зиму и лето.

5. Спишите, заменив прилагательное в каждом словосочетании антонимом. Определи род им. прил.

Холодный утюг, холодное пальто; мелкий пруд, мелкий дождь; сладкое яблоко, сладкое лекарство;

чистый пол, чистое небо; тихая езда, тихий голос; мягкая зима, мягкий человек.

6. Запишите имена прилагательные в три столбика. Выделите окончания. Определи род, число им. прил.

Вечерн.. звезда, мягк.. одеяло, верхн.. этаж, скрипуч.. дерево, грустн.. картина, серебрист.. иней, соседн.. поле, летн.. заря, золот.. шар.

7. Запишите словосочетания во множественном числе. Выделите окончания. У имён прилагательных единственного числа определите род.

Ярк.. цвет, лёгк.. облако, тёмн.. туча, дремуч.. лес, последн.. стая.

8. Запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Определи род и число. Выделите окончания.

Весенний (ручеёк, листва, дни, солнышко). Тихий (ночь, голоса, мальчик, утро). Голубой (небо, простор, лента, колокольчики).

9. Подбери подходящие по смыслу имена прилагательные. Выдели окончания. Определи род им. прил.

Зима (какая?)__, воробей (какой?)____, облако (какое?)__, деревья (какие?)___ .

10. Вставь в текст подходящие имена прилагательные. Выдели их окончания, определи род, число прилагательных. Выдели ГЧП. Определи вид время, лицо, число, род глагола.

Читайте также:  Брат синоним в прилагательное

Наступила (вид, время, лицо, число, род) (__) весна. Появилась (__) травка. Дятел прилетел к (___) берёзке. Он пробил в коре дырочку и стал пить (___) сок.

11. Прочитай. Распространи предложения текста именами прилаг. Выдели их окончания, определи род, число и падеж прилаг. Выдели ГЧП. Определи вид время, лицо, число, род глагола. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.

12. А) Выпиши из текста имена существительные и относящиеся к ним имена прилагательные. Покажи окончания имён прилагательных, род, число и падеж.

Б) Выпиши из текста глаголы мн. числа, образуй от них глаголы ед. числа будущего простого времени. Текст списывать не нужно.

По утрам на лесную полянку прилетали тетерева. Птицы гуляли по свежей травке и поедали семена растений. В соседней роще жили сороки. Однажды ранним утром с неудачной охоты возвращалась голодная лиса. Она почуяла вкусный запах. У лисы заблестели хитрые глаза, задрожал пушистый хвост. Но тут с макушки высокого дерева затрещала сорока. Тетерева взлетели в воздух. Белобокие сороки спасли их от лисицы.

13. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы, вставь окончания имён прилагательных. Определи род и падеж прилагательных. Определи время, род глаголов.

Март — первый в…сенн__ месяц. Днём на тёпл__ солнышке таяло, ночью (под)м_розило. Сне… по

дёрнулся льдист__ корочкой. (С) д_лёк__ юга л_тят гр_чи. Если в_сна поз_н__, гр_чи могут опаздывать.

14. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы, вставь окончания имён прилагат. Определи род и падеж прилагательных. Определи время, род глаголов.

Как кр_сив лес поз…н__ ос_нью. Ветра нет, в мя…к__ прохладн__ воз духе разлит запах осени. Лё…к__ туман ст…ит над (по)желтевш__ п…лями. Сквозь тонк__ ве…ки д…ревьев б…леет бледн__небо. На ли…ках в…сят последн___ л…сточ…ки.

15. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы, напиши окончания имён прилагат. Определи род и падеж прилагательных. Определи время, род глаголов.

Долго (за)держивается в средн__ п…л…се поз…н__ осень. Дож…ь, холо… . Л…са и п…ля (по)т…мнели. Всё вокру… задёрнуто сиз__дымкой х…лодн__ тумана. А потом, нак…нец, (у)дарит лё…к__ моро… . Мя…к__ свеж__ сн…жок укутает землю.

16. Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ. Определи род и падеж прилагательных. Определи время, род глаголов. Подчеркни ГЧП.

Мама срезала н…жом _________ . У гриба _________ маленькая, _______ дли…ая, мохнатая. Это гри… — _________ . Он растет под ________ .

Слова для справок: гриб, шляпка, ножка, подберезовик, березой.

17. Составь и запиши связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту название. Подчеркни ГЧП. Определи время, лицо, число глаголов. Определи число прилагательных.

подарил, детям, ежика, дедушка

летом, сенях, он, в, жил

еж, в, уснул, норе, зимой

ежик, голодный, весной, придет

мягкие, стояли, дни, серые

зима, снежком, завалила, легким, город

деревья, все, снегу, стоят

утром, к, расчистили, беседке, дорожку, мы, узкую.

18. Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак. Подчеркни ГЧП. Определи время, лицо, число глаголов. Определи число прилагательных. Определи тип текста (описание, повествование, рассуждение).

А) Ярче светит солнышко потемнели в полях дороги посинел на реке лед прилетели белоносые грачи скоро оденется лес листвою зацветет на опушке черемуха.

Б) Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики.

19. Расположите предложения так, чтобы получился связный текст. Определи род, число и падеж прилагательных. Определи время, род глаголов. Подчеркни ГЧП. Вставь пропущенные орфограммы.

Источник