Меню

Речь глагола для 3 класса



Урок русского языка в 3 классе по теме глагол
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Первый урок в разделе «Глагол». Знакомит с понятием глагола, вопросами, учит находить глагол среди других частей речи.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc 44.5 КБ
urok_glagol.ppt 2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка. 3 класс

Тема урока: Определение глагола как части речи.

Цель урока: Ознакомление обучающихся с частью речи глаголом.

Задачи: 1. Учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы;

2. Вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи;

3. Развивать умение определять значение глаголов, устную и письменную речь;

4. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: мультипроектор, учебник, тетрадь, карточки.

— Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка.

— В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

2. Минутка чистописания.

-А отправимся мы сегодня в лес. (Слайд 1)

— Но сначала подготовим наши руки и пальчики к письму.

(Гимнастика для пальцев)

Руки поставьте на локти, разминаем по очереди пальцы на одной руке, а потом на другой.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

— Посмотрите, какой красивый лес. Изобразим его в тетрадях. Проведем минутку чистописания.

Заглавные буквы «Л» — это стройные деревья, строчные «м» — широкие кустарники.

3. Актуализация изученного о частях речи.

— Чтобы войти в лес, нужно составить предложение из слов (Слайд 2)

в, извилистая, уводит, тропинка, лес

— Запишите это предложение (Слайд 3,4)

Извилистая тропинка уводит в лес.

— Найдите в этом предложении имена существительные. Выпишите их в столбик. (Слайд 5)

— В каком из этих слов есть орфограмма? Какая? Обозначьте её.

— Что вы можете рассказать об именах существительных?

— Какие ещё имена существительные можно подобрать по теме «Лес»?

— Найдите в предложении имя прилагательное. С каким существительным оно связано? (Слайд 6)

— Что вы можете рассказать об именах прилагательных?

— Какое прилагательное можно подобрать к существительному лес ?

Вывод: — Как называются слова записанные в первом столбике? Во втором? А как вы определили?

4. Открытие нового знания.

а) Подводящий диалог

— Ребята, как надо вести себя в лесу?

— Обратите внимание, какие слова вы сейчас называли « кричать, мусорить, слушать, смотреть … » . – На какой вопрос они отвечают? Что обозначают эти слова?

— Может кто знает, как называются эти слова? (Слайд 7)

б) Формулирование темы урока.

— Сформулируйте тему урока и вопросы, которые будем рассматривать. (Глагол. Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Нахождение глаголов в речи.)

— Есть ли глагол в предложении, который мы составили? На какой вопрос он отвечает?

— Можно ли идти, бежать, лететь не совершая действий? А теперь представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мертвый мир, где остановилась жизнь.

Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью …(глаголов).

Но сначала сами подвигаемся.

Весной бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

— Почему же эта часть речи получила такое название? Вам хотелось бы узнать, откуда взялось это странное слово? Послушайте своего товарища.

Слово «глагол» в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол -одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. По частоте употребления ,глагол занимает второе место после имени существительного. (Слайд 8)

в) Роль глаголов в речи.

— Для чего нужны глаголы, какую роль играют в речи? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте тексты. (Слайд 9)

Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом. Мышки в траве.

Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал. Умылся зайчик под кустом. Зашуршали мышки в траве.

— Представьте картины, которые нарисованы словами. Одинаковы ли эти картины?

— А тексты? Чем они отличаются?

— Какие слова оживили картину? (Слайд 10)

-Чем похожи эти слова? Какую же роль выполняют глаголы? (передают точно и достоверно все действия, события)

г) Работа с определением.

— Давайте сделаем вывод, что же такое глагол?

— Что обозначают глаголы?

— На какие вопросы отвечает? (Слайд 11)

— Сверим наши выводы с учебником. Прочитайте правило на с.105

д) Отличие глаголов от других частей речи. Выведение алгоритма.

Работа в паре с карточками.

Прочитайте. Как называются слова каждой группы? Найдите глаголы, подчеркните их.

1) зеленый, зелень, зеленеет

2) старичок, старый, стареет

3) петь, пение, певец

4) звон, звонит, звонкий

5) кричат, крикливый, крикун.

— Что общего у слов в каждой группе?

— Что обозначают слова в группах? (действие, предмет, признак)

— Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?

— Сделайте вывод: Как отличить глаголы от других частей речи?

Составление алгоритма. (Слайд 12)

— Чтобы глаза ваши не уставали и правильно находили глаголы проведем гимнастику для глаз. (Слайд 13-15)

5. Первичное закрепление.

а) Подбор к существительным слов-действий.

— Мы с вами уже давно гуляем в лесу. А в лесу много разных обитателей: волк, заяц, лиса, ёж, дятел, медведь . ( Слайд 16)

— Есть ли среди этих слов словарные слова? (заяц, медведь)

— Какую орфограмму надо запомнить в написании этих слов?

Подберите к ним подходящие глаголы.

— Как вы будете подбирать глаголы?

— Много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему?

б) Работа с текстом.

— Кроме этих обитателей в лесу в лесу живет Старичок-лесовичок. Прочитайте текст о нем и выпишите из него глаголы. ( Слайд 17)

Однажды старичок-лесовичок гулял по лесу и вышел на полянку. На полянке рос высокий дуб. На самой верхушке этого дерева кто-то громко жужжал. Лесовичок сел на траву под деревом, обхватил голову руками и задумался.

— Сколько глаголов написали? Проверьте. (Слайд 17)

— Что же такое глагол?

— Что обозначает глагол?

— На какие вопросы отвечает?

— Чем отличается от других самостоятельных частей речи?

— А нам пора возвращаться из леса. Но со старичком-лесовичком мы не прощаемся. Дома продолжите текст про него. «Оживите» лесную картину с ним с помощью глаголов. И не забудьте повторить определение на с. 105.

Тема урока: Определение глагола как части речи.

Цель урока: Ознакомление обучающихся с частью речи глаголом.

Задачи: 1. Учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы;

2. Вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи;

3. Развивать умение определять значение глаголов, устную и письменную речь;

4. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: открытие новых знаний.

В разделе это первый по счету урок. На изучение этой темы отводится 13 часов.

На уроке применяла словесный метод, наглядный, частично-поисковый при формулировании темы и вопросов урока.

Данные методы способствовали активизации познавательного интереса, побуждению к мыслительной деятельности и отработки навыка определять части речи, развитию речи, совершенствованию умения делать выводы и формированию учебной мотивации.

Обучающиеся находились в постоянном поиске ответов на поставленные вопросы, многие самостоятельно делали выводы.

На уроке прослеживалась связь с жизнью направленная на то, чтобы дети с любовью относились к природе. А также прослеживалась межпредметная связь с Окружающим миром.

Для контакта с классом создавала условия доброжелательности и комфорта. Для этого использовала живое слово, игровые приемы, приемы повышения мотивации. Обучающиеся были раскрепощены, работали активно.

В целях сохранения здоровья использовала здоровьесберегающие технологии: это и пальчиковая гимнастика и дыхательная, физминутка, а также гимнастика для глаз.

На уроке использовала наиболее оптимальные, на мой взгляд, формы работы: Фронтальную, работу в парах, самостоятельную, игровую. Они способствовали:

— стимулированию познавательного интереса;

— формированию прочных речевых умений и навыков;

— созданию ситуации успеха;

— формированию мотивации учения.

Работа детей была оценена. Большинство получили положительные оценки.

Домашняя работа несет творческий характер и является продолжением темы урока.

Урок поэтапно логически выдержан, намеченные задачи выполнены, цель урока достигнута.

Источник

Времена глагола. Употребление глаголов в речи. 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний по теме.

Задачи урока:

  • Формирование умения “видеть” временные формы глагола в тексте
  • Развитие синтаксического строя детской речи
  • Наблюдение за использованием глаголов в прямом и переносном значении
  • Пробуждение интереса к произведениям литературы и живописи
  • Воспитание любви к родной природе
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний.

    Учитель: Хочу начать наш урок с небольшого стихотворения, которое напомнит, с какой частью речи мы работаем на уроках русского языка.

    Слайд № 1. Учитель читает стихотворение. Дети хором называют эту часть речи (Глагол).

    Учитель: Найдите все глаголы в данном стихотворении. Молодцы! Сегодня сам Глагол к нам пожаловал.

    Входит мальчик – Глагол и читает стихотворение.

    “Что без меня предметы?
    Лишь названия.
    А я приду – все в действие придет.
    Летит ракета.
    Люди строят зданья.
    Цветут сады,
    И хлеб в полях растет”.

    Глагол задает вопрос:

    – А что, ребята, вы обо мне знаете?

    Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделать? и т.д.

    Глагол: Верно. А с какими признаками вы уже знакомы?

    Число и лицо глаголов.
    У глагола есть лицо,
    Не одно, а целых три!
    Если хочешь их запомнить,
    Я пишу, и
    Мы читаем
    Первое лицо такое.
    Ты пришёл,
    Вы повстречались –
    Так звучит лицо второе.
    Он, она, оно, они
    Ехали на пони.
    Это третье лицо,
    Хорошо запомни!

    III. Новая тема

    Учитель: Сегодня мы повторим еще один признак глагола.

    Выходят Имя существительное и Имя прилагательное (ученицы) и читают стихотворение.

    Этот хитренький глагол
    Себе время изобрёл.
    “Ухожу”, – кричит сегодня.
    “А вчера”, – кричит, – ушёл”
    “А завтра, – скажет, – я уйду!”
    Позавидуйте ему!

    Учитель: – Но мы, ребята, не будем ему завидовать, а с интересом будем изучать глагол.

    Глагол: – В добрый путь, ребята. И уходит на свое место.

    Учитель: – Итак, тема нашего урока “Времена глагола. Употребление глаголов в речи”. Слайд № 2.

    Учитель: Сколько времен у глагола и какие это времена поможет нам вспомнить наша старая знакомая – Черепаха. Слайд № 3.

    – О каком времени идет речь? (о прошедшем)

    – Назовите все глаголы из этого отрывка.

    – Назовите примету глаголов прошедшего времени. (суффикс –л-)

    – Как изменяются глаголы прошедшего времени? (по числам и родам)

    Учитель: О каком времени идет речь? (о настоящем)

    – Назовите все глаголы из этого отрывка.

    Учитель: О каком времени идет речь? (о будущем)

    – Назовите все глаголы.

    – Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам)

    Учитель: – Хорошо. Ну, а теперь первое задание.

    Учитель: Вставьте подходящие по смыслу глаголы так, чтобы получились предложения о том, что происходит в природе в настоящее время.

    Ученики вписывают глаголы в свои карточки. Затем читают, что получилось. Проверяют, глядя на экран.

    Учитель: О каком времени года идет речь? (о зиме).

    – Посмотрите на экран.

    Учитель: Как называется эта картина?

    – Кто ее автор? (И.Э.Грабарь “Февральская глазурь”)

    – Что вы знаете об истории создания этой картины?

    – Задание № 2. Слайд № 8.

    – Допишите предложения о том, что происходило в природе до этого.

    Ученики читают ответы и проверяют, глядя на экран.

    Учитель: О каком времени года идет речь? (об осени).

    – Скажите, а какой художник так любил осень, что большинство своих картин посвятил этому времени года? (И.И.Левитан “Золотая осень”)

    Учитель: А как по-другому называют золотую осень? (ранняя)

    Задание № 3. Слайд № 10.

    Учитель: Составьте предложения о том, что произойдет в природе в будущем.

    Ученики составляют и проверяют.

    – О каком времени года идет речь? (о весне)

    – Да, весна уже не за горами. Скоро птицы вернутся в наши сады и парки.

    Учитель: А какой художник написал картину об этом? (А.К.Саврасов “Грачи прилетели”)

    – Ребята, в каком музее находятся все эти картины? (В Третьяковской галерее)

    – А теперь немного поиграем.

    Игра “Третий лишний”. Слайд № 12.

    Учитель: Найдите в каждом столбике лишнее слово.

    Дети читают свои варианты и объясняют свой выбор, потом проверка на экране.

    Учитель, подходя к магнитной доске:

    – Ой, ребята, кто-то все слова здесь перепутал. Помогите мне восстановить эти предложения. Помощь есть в вашей карточке.

    – Кто первый выполнит задание, выйдет к доске.

    1. “Не спеши языком, торопись делом”.

    1-й Ученик выходит к доске, читает предложение – Как это называется? Пословица.

    – Тогда объясни, пожалуйста, как ты понимаешь ее смысл.

    2-й Ученик выходит.

    2. “Языком не спеши, а делами не смеши”. Аналогичный разбор.

    – Посмотрите внимательно на обе пословицы.

    – Какое правило вы заметили?

    “Не” с глаголами пишется раздельно. (можно хором).

    – Что такое “не”? (частица)

    – Какова роль частицы “не”? (отрицание)

    – Молодцы. Теперь немного отдохнем.

    – Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте, встаньте на носок, на пятку, поскачите-ка вприсядку, глубоко теперь вздохните, сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите и работать вновь начните.

    Учитель: Я предлагаю вам выполнить еще одно задание.

    – Посмотрите на экран.

    – Прочитайте. (Читают сначала левый столбик, потом, когда появляется, правый)

    – Что вы прочитали? (выражения)

    – Как они называются? (фразеологические обороты)

    – Найдите, пожалуйста, выражению из левого столбика подходящее по смыслу выражение из правого.

    – У себя в карточке соедините их стрелками.

    – Дети читают свои варианты, а затем проверяют на экране.

    – Проверим. Слайд № 14.

    – Что означает первая пара?

    – Что означает вторая пара?

    – Что означает третья пара?

    – Молодцы! В какой форме здесь употреблены глаголы? (в неопределенной).

    – Что это за форма глагола? (начальная)

    – Как ее определяем? (по вопросу и примете)

    – А теперь проверим, кто из вас умеет правильно и быстро определять морфологические признаки глаголов.

    – Что это за признаки? (время, число, род или лицо)

    – В нашей необыкновенной книге живут слова. Подойдите и возьмите себе по одному слову.

    IV. Сравнительный анализ текстов

    – А теперь наша задача, послушав стихотворения, определить роль глаголов в тексте.

    – Послушайте первое стихотворение. Слайд № 15.

    – Кто его автор? (А.Фет)

    Учитель поворачивает портрет.

    – Как называется это стихотворение? (“Чудная картина”)

    – Послушайте отрывок из второго стихотворения. Слайд № 16.

    – Кто его автор? И как оно называется? (А.С.Пушкин “Зимний вечер”)

    Учитель поворачивает портрет.

    – О чем говорится в этих стихотворениях? (О природе, о ее состоянии)

    – Как называется описание природы? (пейзаж)

    – Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях? (нет, у Фета – неподвижная природа, спокойствие).

    – Как удается автору подчеркнуть состояние покоя в природе? (Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)

    – А в стихотворении А.С.Пушкина какой мы видим природу? (природа в движении; картина подвижная, динамичная).

    – Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)

    – Почему глаголов много? (автор описывает разгул непогоды)

    – Какой же мы сделаем вывод?

    Вывод: И у Фета и у Пушкина описание природы. Но существительные создают картину неподвижности, покоя, а глаголы подчеркивают действие, движение.

    – В чем особенность глаголов, употребляемых А.С.Пушкиным? (глаголы употреблены в переносном значении).

    – А какой художественный прием использует А.С.Пушкин в своем стихотворении? (олицетворение).

    Олицетворение – перенесение свойств одушевления природы на неодушевленные предметы и явления.

    V. Итог урока

    Учитель: – Очень хорошо. Наш урок подходит к концу.

    – Давайте подводить итоги.

    Глагол – самая живая часть речи. По частоте употребления он занимает второе место после имени существительного. Глагол обозначает (дальше продолжает ученик) действие предмета. Изменяется по временам, числам, лицам и родам.

    Глаголы в прямом значении употребляются в речи для достижения точности. А глаголы в переносном значении придают речи выразительность.

    – К сожалению, наше время истекло, но я надеюсь, что у вас возникло желание еще больше узнать о глаголе.

    – На парте у каждого из вас лежат два будильничка. Один – желтый, веселый, другой – голубой, грустный. Если у вас сейчас хорошее настроение, вам было интересно, возьмите желтый будильник, если нет – голубой и прикрепите на доску.

    Источник

    Читайте также:  Аналитические глаголы в татарском языке