Меню

репетитор падежей имен существительных



Урок-игра: «Обобщение знаний о падежах имен существительных»

Цели:

  • выявить лучших знатаков по изученной теме;
  • развитие умения различать падежи по их признакам, активности мышления;
  • воспитание интереса к предмету.

Оборудование: веера с названиями падежей; девиз.

Девизы о готовности к уроку:

1в. “Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки”.

2в. “Каждой вещи – своё место”.

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята.
А девиз у нас какой?
Всё, что нужно под рукой”.

Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме “Падежи”. Посмотрим над чем надо ещё поработать по данной теме. Цель нашего урока – выявить знатаков темы “Падежи”. Итоги подведут гости.

2. Игра “Во всех падежах”.

Послушайте стихотворение “Приключения зелёного листа” и с помощью вееров покажите, в каких падежах стоит слово лист.

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа
Ветер нёс и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг — зелёному листу.
Лапой хвать зелёный лист
Дескать поиграем.
“Не хочу,”- парашютист
Головой качает …
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.

— Итак, вспомним. Сколько падежей в русском языке?

3. Грамматическая сказка “Откуда пошли названия падежей”.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. Родился – стал Родительный. Пока был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом.

А теперь назовите мне, пожалуйста, четыре любые цифры до 12 (цифры по количеству учеников).

(Дети, стоящие под этими номерами, выходят к доске и срывают лепестки цветка с вопросами и готовятся к ответу).

1 лепесток. Назвать все падежи с вопросами.

2 лепесток. Что такое имя существительное? Как изменяется?

3 лепесток. Просклонять слово синица.

4 лепесток. Разобрать предложение по членам, у существительных указать падежи.

На ветках сохранились гроздья красной рябины.

Остальные работают на карточках (указать падежи у существительных , выделить окончания).

1) В тёмную нору забилась лисица.
Птичка над моим окошком
Гнёздышко для деток вьёт … .

2) Взгляни на маленьких совят –
Малютки рядышком сидят.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

3) Рвать цветы лекго и просто
Детям маленького роста.
Пришёл невод с травою морскою.

4) Росой окропились цветы на полях.
На краю далёком неба
Зорька заалела.

5) Румяной зарёю
Покрылся восток.
Из песни слова не выкинешь.

6) Пушки с пристани палят …
Не зови трусишкой зайца:
Зайцы тоже огрызаются.

7) Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела.
На шапочке красной у Тани
Снежинки сложили узор.

8) Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Скажите только курице,
А она — всей улице.

5. Рекламная пауза. Стихотворение “Падежи”.

— Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познаёт!
— Того, — сказал Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
— Тому, — ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
— Того, — сказал Винительный, —
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
С тем, — заявил Творительный, —
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относиться к труду.
О том, — сказал Предложный, —
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

6. Самостоятельная работа.

Читайте также:  сложный тест на множественное число существительных в английском языке

А теперь поработаем все вместе на листочках. Членам жюри нужно выбрать безошибочные работы. Выявить лучших знатаков.

1) Выписать выделенные имена существительные, указать число, род и падеж.

Еремей с дядей Ваней летели над тайгой. Видели медведицу с двумя медвежатами. Видели белку. Она сидела на верхушке кедра и проворно вынимала орешки из шишки.

2) Просклонять по вариантам слова: ветка листок дерево туча

3) Словарная работа. “ Каждый слышит своё слово” (ж.р., м.р., ср.р.)

Багаж, библиотека, хозяйство, мебель, календарь, поле, урожай, село, одежда, магазин, дерево, пшеница, вокзал. зёрнышко, курочка.

4) Разобрать по членам.

На густой ёлке сидит и хлопает глазами совёнок.

7. Сценка “Ленинительный падеж”.

У. А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.

А. Ответил он рассерженно.

Л. В том не моя вина,
Пусть им сперва учёные
Изменят имена.
Ведь я падеж Творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я,
Чтоб не учить урок.
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог,
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.

У. Да, переделка, кажется
Серьёзная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?

Л. Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец,
Простительный!

9. Подведение итогов жюри.

10. Домашнее задание: отгадать “Чайнворд” “Имя существительное”.

Литература: В. Волина “Весёлая грамматика”, методическая копилка.

Чайнворд “Имя существительное”

Цель: повторить формообразование некоторых существительных. Все слова в этом чайнворде (в виде буквы С) – существительные. Какие же эти слова?

1. Существительное 1-го склонения, обозначающее неопрятного человека.

2. Существительное женского рода 1-го склонения, синоним выражения “вооружённые силы” в родительном падеже множественного числа.

3. Существительное мужского рода 2-го склонения, синоним слова истукан в творительном падеже единственного числа.

4. Существительное мужского рода 2-го склонения, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образованное от существительного медведь.

5. Существительное мужского рода 2-го склонения, с суффиксом —щик, обозначающее профессию и образованное от слова камень.

Читайте также:  что называется имена существительными

6. Существительное женского рода 1-го склонения, являющееся названием домашней птицы, в дательном падеже единственного числа.

7. Существительное женского рода 3-го склонения, являющееся названием породы деревьев, в дательном падеже множественного числа.

8. Существительное мужского рода 2-го склонения, обозначающее сооружение для переезда и перехода через реку, в родительном падеже множественного числа.

9. Существительное среднего рода, в котором при склонении появляется суффикс —ен, в родительном падеже множественного числа.

(Ответ: 1. Неряха. 2. Армии. 3. Идолом. 4. Медвежонок. 5. Каменщик. 6. Курице. 7. Елям. 8. Мостов. 9. Времён.)

Источник

Склонение слова «Репетитор»

Склонение слова по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. В множественном и единственном числе. Удобный поиск склонений для слов, более 83451 слов в нашей базе. Посмотрите обучающий видео урок как правильно склонять слова.

Единственное число

Падеж Вопрос Слово
именительный Кто, что? репетитор
родительный Кого, чего? репетитора
дательный Кому, чему? репетитору
винительный Кого, что? репетитора
творительный Кем, чем? репетитором
предложный О ком, о чём? репетиторе

Множественное число

Падеж Вопрос Слово
именительный Кто, что? репетиторы
родительный Кого, чего? репетиторов
дательный Кому, чему? репетиторам
винительный Кого, что? репетиторов
творительный Кем, чем? репетиторами
предложный О ком, о чём? репетиторах

Важно знать о склонении слов

Склонение существительных

Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.

Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов.

Также существуют несклоняемые имена существительные, т.е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, «кофе» или «какао»), так и имена собственные (например, «Гёте»).

Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.

Склонение имен числительных

Склонение числительных не имеет единого образца, оно представлено несколькими типами:

  1. Числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе: один — одного (новый — нового).
  2. Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десят склоняются как существительные 3-склонения. У числительных на -десят два окончания, так как изменяются обе части: пятидесяти, пятьюдесятью.
  3. Числительные сорок, девяносто, сто, полтора и полтораста, изменяясь по падежам, имеют только две формы: именительный и винительный падежи — сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста; родительный, дательный, творительный, предложный падежи — сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста.
  4. Числительные от двухсот до четырехсот и от пятисот до девятисот склоняются по особому типу.
  5. Собирательные числительные также склоняются по особому типу. Числительные оба, обе имеют два разных варианта склонения.
  6. Простые порядковые числительные склоняются как прилагательные: первый (новый) — первого (нового). У сложных порядковых числительных только одно окончание. У составных порядковых числительных изменяется только последняя часть.
  7. У дробных числительных при склонении изменяются обе части.

Склонение прилагательных

Склонение прилагательных – это изменение их по родам, падежам и числам.

Однако не все прилагательные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам. Краткие прилагательные не изменяются по падежам, а прилагательные в форме простой сравнительной степени вообще не склоняются.

Для того, чтобы правильно склонять имена прилагательные, нужно знать их падежные вопросы в обоих числах.

Важно понимать, что окончание прилагательного можно проверить окончанием вопроса.

Видеоурок. Склонение имен существительных по падежам

Источник

Тренажер «Падежи имен существительных»
тренажёр по русскому языку (3, 4 класс)

Предлагаю тренажер по проверке навыков определения падежей имен существительных. Данная разработка подходит для обучающихся 3-4 класса.

Скачать:

Вложение Размер
trenazher_padezhi_imen_sushchestvitelnyh.docx 21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Укажите падежи имен существительных:

Укажите падежи имен существительных:

добежать до реки

катались на машине

гуляли за школой

кружились в воздухе

написал в тетради

подбежал к кровати

отплыл от причала

летел над полем

поставил на полку

подъехал к заводу

появился на ветках

поздравление для мамы

поскакал по дороге

увидел над кроватью

читал про животных

нашёл в портфеле

смотрел на картину

на ветках березы

Укажите падежи имен существительных:

Укажите падежи имен существительных:

въехать в тоннель

добежать до остановки

сидеть около дороги

трястись от страха

важно для людей

лететь над городом

писать об арбузах

стоять между домами

бежать из темницы

думать про книги

думать перед работой

сидеть на табурете

следить за питанием

прыгать возле школы

перейти через лужу

стоять возле забора

идти на вечеринку

следить за животными

скучать по игрушке

Укажите падежи имен существительных:

Укажите падежи имен существительных:

кружил возле гнезда

мечтать о солнце

встреча с писателем

построили для птенцов

подойти к тропе

сказка про лисицу

смотрел на воробья

прошёл по ковру

подлетел к гнезду

платье из шёлка

носились в воздухе

купался в озере

Укажите падежи имен существительных:

Укажите падежи имен существительных:

подъехал к лесу

похож на воробья

статья про поэта

отправиться в путь

отдыхал у озера

варенье из земляники

компот из яблок

тарелка с кашей

писать на бумаге

подошёл к тропе

пришёл с другом

Укажите падежи имен существительных:

Укажите падежи имен существительных:

книга про путешествия

летел на самолёте

плыл на корабле

приехал на поезде

пюре с котлетой

блузка из шёлка

кисель из черники

вылепить из глины

подлетела к гнезду

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 3класс, программа «Планета знаний».

Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе» .

Урок русского языка с использованием краеведческого материала.

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр.

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые.

ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Источник