Меню

Род это постоянный признак глагола



Морфологические признаки глагола (подробное объяснение)

В русском языке все глаголы характеризуются морфологическими признаками:

  • Постоянными — свойства, которые не поддаются изменению и присущи всем глаголам;
  • Непостоянными — свойства, которые изменяются в зависимости от значения в предложении.

К постоянным признакам глаголов относятся

  1. Вид — признак, указывающий на то, как протекает действие во времени. Выделяют вид:
  • Совершенный;
  • Несовершенный.

У каждого вида есть свои отличительные особенности.

  • Отвечает на вопрос: что сделать? (Съесть, нарисовать, осветить);
  • Указывает на завершенность действия (рассказать, выучить, похудеть);
  • Имеют простое прошедшее (съел, нарисовал, осветил, рассказал, выучил, похудел) и будущее время (съест, нарисует, осветит, расскажет, выучит, похудеет);
  • Форма настоящего времени отсутствует.
  • Отвечает на вопрос: что делать? (Рассказывать, учить, худеть);
  • Указывает на процесс действия. Не обозначают действие, которое имеет законченный характер (есть, рисовать, освещать);
  • Имеют прошедшее (ел, рисовал, освещал, рассказывал, учил, худел), настоящее (ем, рисую, освещаю, рассказываю, учу, худею), сложное будущее время (буду есть, буду рисовать, буду освещать, буду рассказывать, буду учить, буду худеть).
  1. Возвратность — признак, который характеризуется наличием постфикса:
  • «ся», который употребляется после согласных (остановиться, катаешься);
  • «сь», который употребляется после гласных (рассмеялись, стремитесь).

Выделяют:

  • Возвратные — у которых присутствует постфикс;
  • Невозвратные — у которых отсутствует постфикс.
  1. Переходность — признак, обозначающий процесс перехода действия на предмет.
  • Переходные, которые имеют согласованное существительное в родительном падеже или в винительном падеже. (Читать книгу, слушать музыку).

В родительном падеже существительное имеет значение «часть целого» или «отрицание» и не содержит предлога.

Отрезать хлеба. Распилить доску.

Не иметь денег. Не видеть радугу.

  • Непереходные, которые не имеют при себе прямого дополнения (Я гуляю по лесу. Я стою на мосту.)
  1. Спряжение — изменение формы глагола в зависимости от числа и лица. Выделяют:
  • Первое — с окончаниями «ешь», «ет», «ем», «ут», «ют», «ете» (Рисуешь, желает, поем, плывут);
  • Второе — с окончаниями «ишь», «ит», «ат», «ят» (Пить, хвалить, приходит).

К непостоянным признакам глагола относятся

  1. Число (это морфологический признак служит для согласования глагола с существующими или местоимениями). Выделяют:
  • Единственное ;
  • Множественное.

Я бегу. Они бегут. Он идёт. Мы идём.

  1. Наклонение (показывает оценку действия говорящим).
  • Изъявительное — показывает, что действие возможно. (Говорили, говорим, будем говорить);
  • Сослагательное — показывает, что действие возможно только при некоторых условиях. (Без тебя я бы не справился с домашней работой.);
  • Повелительное — показывает, что действие велят или советуют совершить (Читай быстрей.).
  1. Род (признак, присущий только в прошедшем времени изъявительном и сослагательном наклонении)

Он рисовал картину. Она рисовала картину.

Он прочитал бы рассказ. Она прочитала бы рассказ.

  1. Лицо (морфологический признак, который относится лишь к настоящему и будущему времени глагола). Выделяют:
  • Первое — действие выполняет говорящий (я пишу; я смотрю; мы лежим)
  • Второе — действие выполняется собеседником (ты пишешь, вы смотрите)
  • Третье — действие выполняется лицом, которое не участвует в разговоре (он пишет, она смотрит)
  1. Время (признак, который относится лишь к изъявительному наклонению). Выделяют:
  • Настоящее (действие, которое выполняется в данный момент: танцую, бегу, смотрю)
  • Прошедшее (действие, которое уже выполнено: станцевал, пробежал, посмотрел)
  • Будущее (действие, которое скоро выполнится: станцую, пробегу, посмотрю)

Источник

Часть речи глагол

Глагол — самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние предмета. Отвечает на вопросы что делать?, что сделать? Примеры слов части речи глагол: делать, приклеила, встретит, скажи.

Морфологические признаки

Глагол — самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

  • несовершенного вида — отвечают на вопрос что делать? (строить, плыть, взбираться);
    совершенного вида — отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия или результат (построить, переплыть, взобраться);
  • переходные — сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога (читать газеты, строить дом);
    непереходные — сочетаться не могут (ходить по дороге, купаться в море);
  • 1-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -оть, -уть и другие кроме -ить (худеть, колоть);
    2-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -ить (крутить, строить);
  • возвратными — с суффиксом -ся и -сь (встречаться, умываться, учиться);
    невозвратными (встречать, умывать, учить).

О спряжениях и глаголах-исключениях написано подробно ниже в пункте спряжения глаголов.

Некоторые глаголы не употребляются без суффикса -ся, то есть являются только возвратными: надеяться, кланяться, трудиться, смеяться, становиться, гордиться, оставаться и др.

Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.

  • по трём наклонениям:
    • изъявительное наклонение (бегу, смотрел, пойду) — глаголы, отражающие действие, состояние объекта;
    • условное наклонение (бежал бы, посмотреть бы, пойти бы) — глагол + частица «б» или «бы», выражающие действие при выполнении какого-либо условия;
    • повелительное наклонение (беги, смотри, иди) — глаголы с выражением просьбы, приказа.
  • по трём временам:
    • прошедшее время — отражает действие, состояние объекта в прошлом (рисовал, смотрел, учился);
    • настоящее время — действие, состояние, которые происходят в настоящем (рисую, смотрю, учусь);
    • будущее время — действие, состояние, которое ещё не произошли, но произойдут в будущем (нарисую, посмотрю, буду учиться);
  • по лицам и числам в настоящем и будущем времени (бегу, бежит, побегут);
    по числам и родам (в единственном числе) в прошедшем времени (читал, читала, читали).
Читайте также:  Материалы уроков полиглот базовая таблица глаголов петрова

Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени — по числам и родам (я писал, она писала, они писали).

Неопределённая форма

Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами — с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать ? (совершенный вид).

-ть -ти
возражать — возразить, реагировать — отреагировать ползи — приползти, расти — подрасти стричь — постричь, жечь — сжечь

Спряжения глаголов

Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть и др. (вертеть, копать, колоть, дуть, ныть). Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (носить, пилить, ходить). Существует 11 глаголов-исключений (7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать), которые относятся ко второму спряжению, и 2 глагола-исключения на -ить, которые относятся к первому спряжению.

I спряжение:
брить, стелить
(2 глагола)

II спряжение:
-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
-ать: гнать, держать, слышать, дышать
(11 глаголов)

При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.

Лицо I спряжение II спряжение
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
1-е -у/-ю -ем -у/-ю -им
2-е -ешь -ете -ишь -ите
3-е -ет -ут/-ют -ит -ат/-ят

Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь — выполнять (несов. вид), выполним — выполнить (сов. вид).

Примеры:
читаю → читать → I спряжение
построят → построить → II спряжение

При определении спряжения глагола учитывайте, что:

  1. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать — сделать, работать — поработать, учить — выучить, гнать — обогнать;
  2. Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: умываться — умывать, советоваться — советовать, учиться — учить, извиниться — извинить;
  3. Имеет место быть чередование согласных в настоящем времени: пеку — печёшь, берегу — беречь, хожу — ходишь, прошу — просишь, отвечу — ответишь и др.

От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа. От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть. Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению — разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.

Примеры глаголов

Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

Род есть только в единственном числе прошедшего времени:
Мужского рода (что делал?): плыл, висел.
Женского рода (что делала?): плыла, висела.
Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

Прошедшее (что делал?): рисовал/нарисовал.
Настоящее: (что делает?): рисует.
Будущее: (что будет делать? что сделает?) будет рисовать/нарисует.

В этом примере «рисовал» и «будет рисовать» — глаголы несовершенного вида, «нарисовал» и «нарисует» — совершенного.

Изъявительное (что делаю?): мечтаю, поиграют, учил, выучил.
Повелительное (что делай?): мечтай, поиграйте, учи, выучи.
Условное (что делал бы?): мечтал бы, поиграли бы, учил бы, выучил бы.

В этом примере мечтаю — глагол несовершенного вида единственного числа, поиграют — совершенного вида множественного числа, учил — несовершенного вида единственного числа в прошедшем времени, выучи — совершенного вида единственного числа в прошедшем времени.

Синтаксическая роль

В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.

Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов). (Составное сказуемое.)
Учиться — всегда пригодится (пословица). (Подлежащее.)
Прошу вас подождать . (Дополнение.)
Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов). (Определение.)
Ребята побежали прятаться . (Обстоятельство.)

Морфологический разбор

В морфологическом разборе глагола отмечают постоянные и непостоянные морфологические признаки, инфинитив, роль в предложении. Смотрите план и примеры морфологического разбора глагола.

Подробные описания частей речи русского языка:

Источник

Что такое глагол (определение понятия)? Значение и грамматические признаки.

1. Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться.
2.Каждый глагол имеет следующие формы:

· начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы): цвести, печь, купаться. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;

· спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола;

3.Глаголы делятся на переходные и непереходные(это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

· существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога: читать газету, видеть его;

· существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба;

· существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её.

Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке, верить в добро.

4.Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными: бриться, пытаться. Остальные глаголы невозвратные: думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.
5.Глаголы бываютсовершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть. Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? — запели) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — запоют). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь. Они имеют три времени: прошедшее (что делали? —читали), настоящее (что делают? — цветут) и будущее сложное, состоящее из двух слов — «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? — будет чертить, будет петь).

В русском языке есть небольшое число двувидовыхглаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать?), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать?): казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др. Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит (что делает? — несовершенный вид)своих врагов; Король казнит (что сделает? — совершенный вид) несколько мятежников.

6. Глаголы имеют три формы наклонений(это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

· Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаемпросто: били, бьем и будем бить.

· Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии:Без тебя я не добрался бы до города и замерз бына дороге. Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б). Частица бы пишется раздельно.

· Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой. Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса —и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести — несут — неси. Во мн.ч. прибавляется постфикс -те: несите.

7.В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам (это непостоянный признак глаголов):

· настоящее время: хожу, думаю;

· будущее время: принесу (будущее простое), буду приносить (будущее сложное);

· прошедшее время: ходил, думал.

8.В формах настоящего и будущего времени глаголы имеют категорию лица(это непостоянный признак глаголов):

· 1-е лицо: я иду, мы идём;

· 2-е лицо: ты идёшь, вы идёте;

· 3-е лицо: он (она, оно)идёт, ониидут.

Некоторые глаголы называют состояние, действие, происходящее без участия действующего лица, как бы само по себе. Такие глаголы называются безличными: Светает. Знобит. Мне нездоровится.

9. Число — непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола:

· единственное число: иду, шёл, пойду;

· множественное число: идём, шли, пойдём.

10. Род — непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении:

· мужской род: захотел бы;

· женский род: захотела бы;

· средний род: захотело бы.

11. В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения: Луна ярко озаряла всю долину.

Но инфинитив может быть любым членом предложения:

· Жить — родине служить (жить — подлежащее, служить — сказуемое);

· Я хочу поступить в консерваторию (хочу поступить — составное глагольное сказуемое);

· У меня возникло острое желание оглянуться (желание (какое?) оглянуться — определение);

· Она попросила меня прочитать письмо (попросила (о чём?) прочитать — дополнение);

· Она присела отдохнуть(присела (с какой целью?)отдохнуть — обстоятельство цели).

2. Ошибки при употреблении глаголов: недостаточных, изобилующих, возвратных. Злоупотребление одинаковыми формами глаголов.

Подавляющее большинство русских глаголов при спряжении имеет 6 личных форм. Однако существует относительно небольшое число глаголов, у которых этих форм либо больше, либо меньше шести. Это, соответственно, так называемые изобилующие и недостаточные глаголы.
Некоторые глаголы имеют двойные формы для выражения значения одного и того же лица: машет — махает; капает — каплет: движет — двигает. Такие глаголы называются глаголы с изобилующей парадигмой спряжения. Вариантные формы возникают под воздействием глаголов продуктивных классов. Как правило, между возникшими вариантами наблюдаются различия:

  • стилистические: машешь — махаешь (разгов,);
  • смысловые: двигаешь — в значении «перемещать что-либо» и движешь — в значении «содействовать развитию»; метает (копье) — мечет (икру).

Иногда вариантные формы равноправны во всех отношениях: капает — каплет.

Стилистически неоправданно употребление разговорно-просто- речных форм «изобилующих» глаголов в авторской речи. Я заметил, что на озере женщины полоскают (надо: полощут) белье. Подлежат правке и ошибки в образовании тех или иных спрягаемых глагольных форм, например: Дерево развешало густые ветки (развесило, от глагола развесить, а не развешать).

В русском языке есть и недостаточные глаголы. Недостаточные глаголы делятся на две группы:

· глаголы, не имеющие формы 1 лица ед. числа;

· глаголы, не употребляющиеся в 1-м и 2-м лице ед. и мн. числа.

Первая группа глаголов достаточно немногочисленна — всего несколько
десятков: победить, убедить, очутиться, дудеть, чудить, галдеть, затмить, голосить — отсутствие форм объясняется традиционным представлением о неблагозвучии, либо как у слов бузить, дерзить — совпадением грамматических форм с наиболее употребительными глаголами: Ср. будить, держать.
Вторая группа глаголов — это достаточно многочисленный класс слов — их в языке более полутора тысяч. Формы 1 и 2 лица не имеют фонетических или грамматических ограничений для их образования, однако из-за особенностей семантики реально эти формы в языке не употребляются (за исключением случаев метафоризации). Можно выделить следующие семантические группы глаголов, употребляющихся только в форме 3 лица:

· глаголы со значением процессов, свойственных животному миру: телиться, доиться, нестись (о птицах);

· глаголы со значением процессов, протекающих в растительном мире: разрастись, колоситься, куститься,

· глаголы со значением процессов, происходящих в неживой природе: капать, сквозить, мерцать, впитаться;

· глаголы со значением процессов, относящихся к конкретным предметам: горчить, рассохнуться;

· глаголы с абстрактным значением:

Особого внимания требует употребление возвратных глаголов. Обращение к ним бывает необоснованным: Графитовый стержень затем красился и отправлялся на просушку. Редактор отмечает случаи неудачного употребления возвратных глаголов и, как следствие, замену пассивной конструкцией активного оборота: Там, где войска в 1918 году восторженно встречались населением, теперь бродят шайки. (Из рапорта генерала А.Н. Пепелева командующему Сибирской армией.) Лучше было бы написать: Там, где в 1918 году население восторженно встречало войска, теперь бродят шайки. Стилистическая правка подобных конструкций состоит в отказе от страдательного глагола на -ся и замене его глаголом действительного залога или в употреблении именного сказуемого с причастием.

Ошибки, связанные с употреблением возвратных глаголов, можно разделить на три группы:

1) ненормативное прибавление постфикса – ся к невозвратным глаголам. Так, некоторые невозвратные глаголы в литературном языке не имеют возвратных пар, например: играть (с сестрой, на улице, в куклы и т. п.),тлеть, стареть, убирать (комнату) и др. Употребление таких глаголов с – ся – грубая речевая ошибка: Мы игралися на улице; Сегодня я быстро прибралась в квартире; Дрова в камине еще тлеются;

2) утрата постфикса – ся в процессе глагольного формообразования и словообразования: учащие вместо учащиеся, питающие вместо питающиеся. Слово млекопитающие необходимо употреблять без – ся, так как оно образовано от глагола питать (питающие молоком), а непитаться;

3) неуместное употребление постфиксов – ся и – сь: я соби-ралася на работу, утром умывалася. Произносящие подобные фразы забывают о том, что, согласно нормам русской грамматики, – ся употребляется после согласных (думается, договорился), а – сь — после гласных (додумалась, договорились).

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Источник