Меню

Родовые окончания прилагательных упражнения



«Работа над родовыми окончаниями прилагательных при коррекции аграмматической формы дисграфии»

Методическая разработка: «Работа над родовыми окончаниями прилагательных при коррекции аграмматической формы дисграфии».

В основе аграмматической формы дисграфии лежит несформированность у ребёнка грамматического строя устной речи. В норме ребёнок, ещё не знающий никаких грамматических правил, постепенно начинает употреблять в своей речи все грамматические формы. Но так как невозможно сразу усвоить всё многообразие форм, то до определённого возраста в речи всех детей встречаются так называемые «детские аграмматизмы».

Правилами словоизменения по родам, числам и падежам, то есть умением согласовывать слова между собой при построении предложений, ребёнок овладевает примерно к 4-м годам. К этому возрасту он уже не должен допускать ошибок, типа «много стулов», «деревы», «на столу». Правилами словообразования ребёнок овладевает значительно позже – к 7-8 годам. К этому возрасту ребёнок не только правильно согласует слова между собой, но и правильно образует новые слова. Но у некоторых детей аграмматизмы сохраняются и в школьном возрасте.

Аграмматическая дисграфия проявляется не на самых первых этапах школьного обучения ребёнка. Он сталкивается с непреодолимыми трудностями лишь после перехода в 3-ий класс, когда возникает необходимость овладения морфологическим принципом письма, связанным с изучением грамматических правил. Аграмматизмы проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, родовых и падежных окончаний, в неправильном согласовании слов, в нарушении последовательности слов в предложении.

Нарушение письма у ребёнка при аграмматической дисграфии носит стойкий, системные характер. Поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Основная задача работы над родовыми окончаниями прилагательных – научить ребёнка ставить вопросы и ориентироваться на них при выборе окончаний прилагательных. Необходимо обратить внимание ребёнка на различие окончаний в одних и тех же прилагательных в зависимости от того, с какими словами они связаны. Ребёнок должен почувствовать различие прилагательных мужского, женского и среднего родов.

Занятие по теме: «Родовые окончания прилагательных» для учащихся 3-х классов с диагнозом: «Нарушение письма и чтения, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи».

Цель занятия: устранение аграмматизмов в письменной речи детей.

— Закрепить у детей понятие «род».

— Научить согласовывать имя прилагательное с именем существительным.

— Закрепить навык образования относительных прилагательных.

— Научить распространять предложение с помощью прилагательных.

— Коррекция грамматического строя речи, обогащение словаря.

— Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления.

— Развитие связной письменной речи, коррекция чтения.

— Воспитание умения работать в коллективе.

— Воспитание правильной осанки, аккуратности, усидчивости.

— Игра: «Он, она, оно».

— Таблица с родовыми окончаниями.

— Презентация по теме: «Родовые окончания прилагательных».

— Игра: «Четвёртый лишний».

— Карточки для индивидуальной работы.

— Сели ровно, выпрямили спинки, руки положили на стол, глазки смотрят на логопеда.

— Про одни предметы мы говорим: «Он, мой», про другие: «Она, моя», «Оно, моё». Поэтому существительные делятся по родам на мужской, женский и средний.

Разложить картинки в три кармашка, в зависимости от того, к какому роду принадлежат предметы, изображённые на них.

Картинки: стол, кошка, ведро, карандаш, мороженое, лиса, рука, крокодил, окно.

3. Игра: «Четвёртый лишний».

— Догадайтесь по нашей сегодняшней теме, какой предмет лишний.

Картинки: ведро, платье, сумка, солнце.

— На экране появляется яблоко.

Яблоко какое? Дети подбирают свои прилагательные, затем читают прилагательные, появившиеся на слайде, выделяя голосом окончания: жёлтое, сладкое, осеннее.

— Если вопрос « какой пишем мы: — ый, — ий, — ой.

Дети читают со слайда, чётко проговаривая окончания:

— Если вопрос « какая?» пишем мы: — ая, — яя

— Если вопрос «какое?» пишем мы –ее, — ое.

5. Знакомство с таблицей родовых окончаний имён прилагательных.

6. Дифференциация прилагательных по родовому признаку.

— Запись слов в три столбика:

Какой? Какая? Какое?

Слова: зелёная, старый, большое, красное, летний, синяя.

— Проверка: прочитать 1-ый столбик, 2-ой. 3-ий.

7. Согласование прилагательных с существительными в роде, отработка родовых окончаний.

Читайте также:  Суффикс ful прилагательных в английском языке

— Работа с перфокартами. Дописать окончания имён прилагательных в словосочетаниях:

Нов полотенце, син шарф, стар

ведро, быстр река, бел платье,

зимн куртка, летн день.

— Проверка: один ребёнок читает словосочетания, чётко проговаривая окончания прилагательных. Другие дети проверяют и исправляют ошибки.

— Встали, потянулись. Подняли руки вверх, опустили и потрясли ими.

Нашли глазами в кабинете: жёлтое яблоко,

голубой цветок, красный мяч, зелёную шапку

(картинки развешены в разных частях кабинета на разной высоте).

9. Образование относительных прилагательных, согласование их с существительными.

— Назовите картинки. Добавьте к ним прилагательные, характеризующие, из чего сделан предмет.

Из железа: … замок, … ручка, … ведро.

Из дерева: … стул, … линейка, … весло.

— Записать словосочетания в тетрадь. Выделить окончания.

— Проверка: прочитать получившиеся словосочетания, чётко проговаривая окончания.

10. Игра: «Запомни цвет предмета».

— Рассмотреть картинки (все предметы, изображённые на картинках, разного цвета).

— По памяти ответить на вопросы:

* Какого цвета была шляпа?

* Какого цвета было платье? и т. д.

11. Распространение предложений, согласование прилагательных с существительными в роде.

— Списать предложения, вставив подходящие по смыслу прилагательные. Выделить окончания.

Предложения: На ветке висело … яблоко. Под окном шумела … берёза. Наступила … ночь. Серёже купили … костюм.

— Проверка: прочитать получившиеся предложения. Проговорить окончания. Кто подобрал самые интересные прилагательные?

12. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности учащихся.

— По какому признаку мы учились сегодня различать предметы?

— На какие группы делятся предметы по роду?

— Придумайте словосочетания из существительного и прилагательного мужского, женского и среднего родов.

— Кто сегодня на занятии активнее всех работал?

— Как бы вы оценили свою работу?

Положительная оценка работы каждого ученика со стороны логопеда.

Уточнение понятия «род».

Формирование правильной осанки.

Выработка умения дифференцировать существительные в зависимости от того, к какому роду они принадлежат. Закрепление навыка правильно и точно выполнять инструкции логопеда.

Развитие логического мышления.

Развитие речи детей. Развитие навыка согласования существительного с прилагательным.

Коррекция чтения: выработка умения внимательно прочитывать окончания.

Закрепление по таблице понятия о родовых окончаниях прилагательных.

Выработка умения по окончанию определять род прилагательного.

Выработка умения проверять свою работу, самостоятельно находить ошибки.

Развитие грамматического строя речи. Выработка умения согласовывать слова в словосочетаниях.

Выработка умения слушать товарища, развитие навыка самоконтроля.

Снятие мышечного и зрительного напряжения.

Обогащение словаря. Развитие грамматического строя речи. Закрепление навыка словообразования.

Развитие внимания и зрительной памяти.

Развитие связной письменной речи. Коррекция грамматического строя речи.

Выработка умения анализировать работу товарищей.

Выработка умения подвести итог проделанной работе, дать оценку своей деятельности и деятельности своих товарищей.

Создание положительного эмоционального настроя у детей в конце занятия.

На последующих занятиях необходимо продолжить закрепление навыка правильного написания родовых окончаний. Для этого можно использовать следующие виды заданий:

Цель игры: научить подбирать прилагательные в зависимости от того, к сушествительному какого рода они относятся.

Дети должны собрать ромашки, подобрав прилагательные к словам «чашка» и «блюдце». При этом прилагательные отличаются друг от друга только окончаниями.

Лепестки ромашек:

· Спиши словосочетания, вставляя пропущенные окончания:

Син… шарф, сер… дорога, кругл… яблоко, ранн… весна, зимн… день, стар… шляпа, жёлт… платье, ранн… утро, зимн… куртка.

· Спиши предложения, вставляя пропущенные окончания:

Стоял ясн… зимн… день. На полке лежала вечерн.. газета. По небу плыло бел… облако. Наступило ранн… утро. В небе палило жарк… солнце. Мы вскочили в послед… вагон. Над нами раскинулось син… небо.

· Составь предложения, изменяя подчёркнутые слова:

весна, ранний, пришла

будет, хороший, погода, завтра

набрали, полный, ведро, мы, яблок

летний, Свете, платье, сшили

· Запиши текст, дополнив его прилагательными:

Наступила __________ весна. Погода стоит _________ . С утра светит _________ солнышко. Дует __________ ветерок. Небо _________ . Скоро покажется _________ травка. Песней встречает весну _________ воробей.

Сидит пушистый кот на крылечке. Это наш Васька. Шубка у кота тёплая, мягкая. Спинка тёмная, а животик беленький. Одно ушко чёрное, другое – белое. Хвост у Васьки длинный и полосатый. Хорошее у кота настроение. Жмурится он на яркое солнышко и поёт весёлую песенку.

Читайте также:  Текст для поздравления с днем рождения без прилагательных

1. Логопедия. Под ред. М. «Просвещение» 1989 г.

2. Корнев чтения и письма у детей. Спб ИД «МиМ» 1997г.

3. , Мисаренко и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М. «Просвещение» 1991г.

4. Парамонова язык. Правописание и грамматика. Спб «Дельта» 2001г

5. Зубарева письма на уроках. 3-4 класс Задания и упражнения. Волгоград «Учитель» 2008г.

6. Садовникова письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. 1995г.

7. Ястребова недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М. 1997г.

Источник

Урок русского языка по теме «Родовые окончания имен прилагательных» (3-й класс)

Класс: 3

  • обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
  • формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;
  • развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать
    связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число;
  • расширять словарный запас детей;
  • развивать внимание и логическое мышление;
  • воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; учить работать в группах.
  • аудиозапись,
  • магнитофон, DWD,
  • телевизор, картинки-слайды,
  • таблица алгоритма, вопросник,
  • карточки для самостоятельной работы и групповой работы,
  • предметные картинки, листы контроля.

I. Организационный момент.

– Прозвенел для нас звонок, Начинается урок.

Учитель. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Я тетрадь сейчас открою,
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

(Дети выполняют соответствующие действия.)

Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами продолжим путешествие по Великой стране Части речи. Мы знаем, что она разделена на отдельные княжества-части, каждое из которых имеет свое название.

– О какой части речи мы продолжим узнавать новое, вы узнаете, прослушав стихотворение.

Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его……(прилагательным)…

II. Актуализация знаний.

1. Работа в парах.

А что такое имя прилагательное и что вы о нем знаете, вы расскажите друг другу по моей команде, используя карточки-вопросы, которые лежат у вас на столе. На 1, 2, 3 вопрос отвечают ребята I-го варианта, на 4, 5, 6 ребята II-го варианта.

(У детей на партах карточки-вопросы “Что я знаю об имени прилагательном”).

“Что я знаю об имени прилагательном”

  1. Что такое прилагательное?
  2. Что обозначает прилагательное?
  3. На какие вопросы отвечает? Примеры.
  4. С какой частью речи связано?
  5. Что образует с существительным?
  6. Какое слово главное, какое зависимое? Примеры.

2. Проверка домашнего задания. (3–4 человека)

Ваше домашнее задание было связано с использованием имен прилагательных в загадках. Кто-то из вас использовал литературные загадки, а кто-то авторские.

– Послушаем, что у них получилось. Прочитайте свои загадки, а ребята попытаются отгадать, о ком или о чем идет речь. (3–4 загадки.)

(Дети показывают отгадки – рисунки.)

Учитель. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.

Ученик читает стихотворение:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

III. Минутка чистописания.

АЯ ЯЯ ЫЙ ИЙ ОЙ ОЕ ЕЕ

Учитель. Какие соединения мы сегодня повторяем?

Дети. Это окончания имени прилагательного.

Учитель. Сегодня мы узнаем, когда эти окончания употребляются.

IV. Изучение нового.

1. Проблемная ситуация. Работа по группам

Сейчас вы, ребята, будете работать по группам. Определитесь, кто у вас в группе будет спонсор знаний, писарь, хранитель времени.

Сильный ветер вдруг подул,
Окончания в кучу сдул.
Карточку скорей возьмите
И порядок наведите.

– Вставьте окончания —АЯ -ЯЯ -ЫЙ -ИЙ -ОЙ -ОЕ -ЕЕ в следующие словосочетания, укажите род и число имен прилагательных.

Смешн.. котенок
Сильн.. метель
Светл.. пальто
Красив.. цветок
Вечерн.. заря
Син.. небо
Беленьк.. зайчик

Учитель. Какие окончания вы вставили? (При проверке учитель записывает на доске спорные слова.)

После обсуждения разных вариантов окончаний:

– Почему мы услышали разные варианты окончаний у одних и тех же прилагательных? (Окончания безударные.)

Цель нашего урока: научиться писать родовые окончания имен прилагательных.

2. Фронтальная беседа.

– на какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?

– какие окончания они имеют?

– на какой вопрос отвечают прилагательные женского рода?

– какие окончания они имеют?

– на какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода?

– какие окончания они имеют?

На доске постепенно появляется таблица.

Мужской род
Женский род
Средний род
какой?
какая?
какое?
-ой, -ый, -ий
-ая, -яя
-ое, -ее

– Выделите окончания вопросов и сравните с окончаниями прилагательных.

-Какой вывод можете сделать?

В Ж.р. и Ср.р. окончания совпадают.

– Почему не совпали окончания в М.р.?

3. Работа с учебником.

Проверьте свои выводы с учебником с. 112

А теперь вернемся к словосочетанию Син.. небо

Так какое здесь правильное окончание –ее. Почему?

V. Систематизация и обобщение знаний.

1. Составление алгоритма и работа по нему.

Для того чтобы систематизировать наши знания о родовых окончаниях я предлагаю вам АЛГОРИТМ.

Алгоритм-плакат дети читают.

После прочтения: – все ли понятно?

– используя алгоритм, запишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Окончания выделите.

Пожил.. человек, ярк.. солнце, весенн.. песенка.

А сейчас поиграем. Вы под музыку будете передавать мяч. На ком музыка остановится, тот должен будет подобрать к картинке имя прилагательное и назвать окончание.

Звучит песенка “Вместе весело шагать”

3. Упражнения в редактировании словарных слов.

1) Представьте себе, что вы редакторы, и вы отвечаете за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки, – найдите их и исправьте, окончания прилагательных выделите, укажите род.

Серая варабей, дижурный учяник, белая малако, висеняя ресунок, позний завтрок, диревенский улеца, русская езык,

Начинаем писать вместе, но так как вы пишите с разной скоростью, я предлагаю вам остановиться и поставить точку по моему сигналу. Завершив свою работу, вы можете перевернуть лист контроля и проверить написание слов. (Лист контроля на партах.)

Серый воробей, дежурный ученик, белое молоко, весенний рисунок, поздний завтрак, деревенская улица, русский язык.

Работа по карточкам

Для ребят, испытывающих трудности:

Спиши текст. Выдели окончания прилагательных, укажи род.

Голубой дымок на берегу.

Поле золотое, солнце золотое,

Золотая Родина моя.

Для ребят более одаренных.

Запиши рассказ, выбирая имена прилагательные.

Сегодня (отличн. замечательн. чудесн..) день.

Какое (ясн. голуб. лазурн..) небо!

Впереди виден (густ. таинствен. незнаком..) лес.

В лесу (высок. зелен. могуч..) деревья.

Вдали (старин. камен. таинствен..) крепость.

Мы идем по (узк. широк. лесн..) тропинке к крепости.

Выделите окончания прилагательных.

Учитель. Итак, над какой темой работали на уроке? Какие цели ставили?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовые окончания имени прилагательного?

Дети. Найти существительное, с которым оно связано.
– Определить род имени существительного.
– Узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.

Выберите правильный ответ.

1. Имя прилагательное обозначает:

а) признак предмета
б) предмет
в) действие предмета

2. Имя прилагательное отвечает на вопрос:

а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делает? что сделал? что сделала?

3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

а) с глаголом
б) с существительным

4. Какие окончания имеют прилагательные женского рода?

а) -ой, -ый, -Ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее

5. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?

а) -ой, -ый, -Ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее

6. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) -й, -ый, -Ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее

Дети отвечают на вопросы.

– Обменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность ответов.

VIII. Рефлексия. Лесенка знаний.

– Оцените свою деятельность на уроке на “лесенке знаний”.

– Если у вас остались вопросы по теме урока, поставьте крестик на нижней ступеньке.

– Если нет вопросов, то посередине.

– А если вы можете научить товарища, то на верхней ступеньке.

– Кто доволен своей работой?

IX. Домашнее задание.

– Ребята, попробуйте описать вашего четвероного друга, используя имена прилагательные.

Источник