«Работа над родовыми окончаниями прилагательных при коррекции аграмматической формы дисграфии»
Методическая разработка: «Работа над родовыми окончаниями прилагательных при коррекции аграмматической формы дисграфии».
В основе аграмматической формы дисграфии лежит несформированность у ребёнка грамматического строя устной речи. В норме ребёнок, ещё не знающий никаких грамматических правил, постепенно начинает употреблять в своей речи все грамматические формы. Но так как невозможно сразу усвоить всё многообразие форм, то до определённого возраста в речи всех детей встречаются так называемые «детские аграмматизмы».
Правилами словоизменения по родам, числам и падежам, то есть умением согласовывать слова между собой при построении предложений, ребёнок овладевает примерно к 4-м годам. К этому возрасту он уже не должен допускать ошибок, типа «много стулов», «деревы», «на столу». Правилами словообразования ребёнок овладевает значительно позже – к 7-8 годам. К этому возрасту ребёнок не только правильно согласует слова между собой, но и правильно образует новые слова. Но у некоторых детей аграмматизмы сохраняются и в школьном возрасте.
Аграмматическая дисграфия проявляется не на самых первых этапах школьного обучения ребёнка. Он сталкивается с непреодолимыми трудностями лишь после перехода в 3-ий класс, когда возникает необходимость овладения морфологическим принципом письма, связанным с изучением грамматических правил. Аграмматизмы проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, родовых и падежных окончаний, в неправильном согласовании слов, в нарушении последовательности слов в предложении.
Нарушение письма у ребёнка при аграмматической дисграфии носит стойкий, системные характер. Поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
Основная задача работы над родовыми окончаниями прилагательных – научить ребёнка ставить вопросы и ориентироваться на них при выборе окончаний прилагательных. Необходимо обратить внимание ребёнка на различие окончаний в одних и тех же прилагательных в зависимости от того, с какими словами они связаны. Ребёнок должен почувствовать различие прилагательных мужского, женского и среднего родов.
Занятие по теме: «Родовые окончания прилагательных» для учащихся 3-х классов с диагнозом: «Нарушение письма и чтения, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи».
Цель занятия: устранение аграмматизмов в письменной речи детей.
— Закрепить у детей понятие «род».
— Научить согласовывать имя прилагательное с именем существительным.
— Закрепить навык образования относительных прилагательных.
— Научить распространять предложение с помощью прилагательных.
— Коррекция грамматического строя речи, обогащение словаря.
— Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления.
— Развитие связной письменной речи, коррекция чтения.
— Воспитание умения работать в коллективе.
— Воспитание правильной осанки, аккуратности, усидчивости.
— Игра: «Он, она, оно».
— Таблица с родовыми окончаниями.
— Презентация по теме: «Родовые окончания прилагательных».
— Игра: «Четвёртый лишний».
— Карточки для индивидуальной работы.
— Сели ровно, выпрямили спинки, руки положили на стол, глазки смотрят на логопеда.
— Про одни предметы мы говорим: «Он, мой», про другие: «Она, моя», «Оно, моё». Поэтому существительные делятся по родам на мужской, женский и средний.
Разложить картинки в три кармашка, в зависимости от того, к какому роду принадлежат предметы, изображённые на них.
Картинки: стол, кошка, ведро, карандаш, мороженое, лиса, рука, крокодил, окно.
3. Игра: «Четвёртый лишний».
— Догадайтесь по нашей сегодняшней теме, какой предмет лишний.
Картинки: ведро, платье, сумка, солнце.
— На экране появляется яблоко.
Яблоко какое? Дети подбирают свои прилагательные, затем читают прилагательные, появившиеся на слайде, выделяя голосом окончания: жёлтое, сладкое, осеннее.
— Если вопрос « какой?» пишем мы: — ый, — ий, — ой.
Дети читают со слайда, чётко проговаривая окончания:
— Если вопрос « какая?» пишем мы: — ая, — яя
— Если вопрос «какое?» пишем мы –ее, — ое.
5. Знакомство с таблицей родовых окончаний имён прилагательных.
6. Дифференциация прилагательных по родовому признаку.
— Запись слов в три столбика:
Какой? Какая? Какое?
Слова: зелёная, старый, большое, красное, летний, синяя.
— Проверка: прочитать 1-ый столбик, 2-ой. 3-ий.
7. Согласование прилагательных с существительными в роде, отработка родовых окончаний.
— Работа с перфокартами. Дописать окончания имён прилагательных в словосочетаниях:
Нов полотенце, син шарф, стар
ведро, быстр река, бел платье,
зимн куртка, летн день.
— Проверка: один ребёнок читает словосочетания, чётко проговаривая окончания прилагательных. Другие дети проверяют и исправляют ошибки.
— Встали, потянулись. Подняли руки вверх, опустили и потрясли ими.
Нашли глазами в кабинете: жёлтое яблоко,
голубой цветок, красный мяч, зелёную шапку
(картинки развешены в разных частях кабинета на разной высоте).
9. Образование относительных прилагательных, согласование их с существительными.
— Назовите картинки. Добавьте к ним прилагательные, характеризующие, из чего сделан предмет.
Из железа: … замок, … ручка, … ведро.
Из дерева: … стул, … линейка, … весло.
— Записать словосочетания в тетрадь. Выделить окончания.
— Проверка: прочитать получившиеся словосочетания, чётко проговаривая окончания.
10. Игра: «Запомни цвет предмета».
— Рассмотреть картинки (все предметы, изображённые на картинках, разного цвета).
— По памяти ответить на вопросы:
* Какого цвета была шляпа?
* Какого цвета было платье? и т. д.
11. Распространение предложений, согласование прилагательных с существительными в роде.
— Списать предложения, вставив подходящие по смыслу прилагательные. Выделить окончания.
Предложения: На ветке висело … яблоко. Под окном шумела … берёза. Наступила … ночь. Серёже купили … костюм.
— Проверка: прочитать получившиеся предложения. Проговорить окончания. Кто подобрал самые интересные прилагательные?
12. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности учащихся.
— По какому признаку мы учились сегодня различать предметы?
— На какие группы делятся предметы по роду?
— Придумайте словосочетания из существительного и прилагательного мужского, женского и среднего родов.
— Кто сегодня на занятии активнее всех работал?
— Как бы вы оценили свою работу?
Положительная оценка работы каждого ученика со стороны логопеда.
Уточнение понятия «род».
Формирование правильной осанки.
Выработка умения дифференцировать существительные в зависимости от того, к какому роду они принадлежат. Закрепление навыка правильно и точно выполнять инструкции логопеда.
Развитие логического мышления.
Развитие речи детей. Развитие навыка согласования существительного с прилагательным.
Коррекция чтения: выработка умения внимательно прочитывать окончания.
Закрепление по таблице понятия о родовых окончаниях прилагательных.
Выработка умения по окончанию определять род прилагательного.
Выработка умения проверять свою работу, самостоятельно находить ошибки.
Развитие грамматического строя речи. Выработка умения согласовывать слова в словосочетаниях.
Выработка умения слушать товарища, развитие навыка самоконтроля.
Снятие мышечного и зрительного напряжения.
Обогащение словаря. Развитие грамматического строя речи. Закрепление навыка словообразования.
Развитие внимания и зрительной памяти.
Развитие связной письменной речи. Коррекция грамматического строя речи.
Выработка умения анализировать работу товарищей.
Выработка умения подвести итог проделанной работе, дать оценку своей деятельности и деятельности своих товарищей.
Создание положительного эмоционального настроя у детей в конце занятия.
На последующих занятиях необходимо продолжить закрепление навыка правильного написания родовых окончаний. Для этого можно использовать следующие виды заданий:
Цель игры: научить подбирать прилагательные в зависимости от того, к сушествительному какого рода они относятся.
Дети должны собрать ромашки, подобрав прилагательные к словам «чашка» и «блюдце». При этом прилагательные отличаются друг от друга только окончаниями.
Лепестки ромашек:
· Спиши словосочетания, вставляя пропущенные окончания:
Син… шарф, сер… дорога, кругл… яблоко, ранн… весна, зимн… день, стар… шляпа, жёлт… платье, ранн… утро, зимн… куртка.
· Спиши предложения, вставляя пропущенные окончания:
Стоял ясн… зимн… день. На полке лежала вечерн.. газета. По небу плыло бел… облако. Наступило ранн… утро. В небе палило жарк… солнце. Мы вскочили в послед… вагон. Над нами раскинулось син… небо.
· Составь предложения, изменяя подчёркнутые слова:
весна, ранний, пришла
будет, хороший, погода, завтра
набрали, полный, ведро, мы, яблок
летний, Свете, платье, сшили
· Запиши текст, дополнив его прилагательными:
Наступила __________ весна. Погода стоит _________ . С утра светит _________ солнышко. Дует __________ ветерок. Небо _________ . Скоро покажется _________ травка. Песней встречает весну _________ воробей.
Сидит пушистый кот на крылечке. Это наш Васька. Шубка у кота тёплая, мягкая. Спинка тёмная, а животик беленький. Одно ушко чёрное, другое – белое. Хвост у Васьки длинный и полосатый. Хорошее у кота настроение. Жмурится он на яркое солнышко и поёт весёлую песенку.
1. Логопедия. Под ред. М. «Просвещение» 1989 г.
2. Корнев чтения и письма у детей. Спб ИД «МиМ» 1997г.
3. , Мисаренко и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М. «Просвещение» 1991г.
4. Парамонова язык. Правописание и грамматика. Спб «Дельта» 2001г
5. Зубарева письма на уроках. 3-4 класс Задания и упражнения. Волгоград «Учитель» 2008г.
6. Садовникова письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. 1995г.
7. Ястребова недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М. 1997г.
Источник
Урок русского языка по теме «Родовые окончания имен прилагательных» (3-й класс)
Класс: 3
- обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
- формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;
- развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать
связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число; - расширять словарный запас детей;
- развивать внимание и логическое мышление;
- воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; учить работать в группах.
- аудиозапись,
- магнитофон, DWD,
- телевизор, картинки-слайды,
- таблица алгоритма, вопросник,
- карточки для самостоятельной работы и групповой работы,
- предметные картинки, листы контроля.
I. Организационный момент.
– Прозвенел для нас звонок, Начинается урок.
Учитель. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Я тетрадь сейчас открою,
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Дети выполняют соответствующие действия.)
Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами продолжим путешествие по Великой стране Части речи. Мы знаем, что она разделена на отдельные княжества-части, каждое из которых имеет свое название.
– О какой части речи мы продолжим узнавать новое, вы узнаете, прослушав стихотворение.
Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его……(прилагательным)…
II. Актуализация знаний.
1. Работа в парах.
А что такое имя прилагательное и что вы о нем знаете, вы расскажите друг другу по моей команде, используя карточки-вопросы, которые лежат у вас на столе. На 1, 2, 3 вопрос отвечают ребята I-го варианта, на 4, 5, 6 ребята II-го варианта.
(У детей на партах карточки-вопросы “Что я знаю об имени прилагательном”).
“Что я знаю об имени прилагательном”
- Что такое прилагательное?
- Что обозначает прилагательное?
- На какие вопросы отвечает? Примеры.
- С какой частью речи связано?
- Что образует с существительным?
- Какое слово главное, какое зависимое? Примеры.
2. Проверка домашнего задания. (3–4 человека)
Ваше домашнее задание было связано с использованием имен прилагательных в загадках. Кто-то из вас использовал литературные загадки, а кто-то авторские.
– Послушаем, что у них получилось. Прочитайте свои загадки, а ребята попытаются отгадать, о ком или о чем идет речь. (3–4 загадки.)
(Дети показывают отгадки – рисунки.)
Учитель. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?
Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.
Ученик читает стихотворение:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
III. Минутка чистописания.
АЯ ЯЯ ЫЙ ИЙ ОЙ ОЕ ЕЕ