Роль имен существительных в речи
Имена существительные в русском языке – это особый класс слов, которые обозначают предмет в широком значении и отвечают на вопросы – Кто? Что? (например: лампа, цыпленок, вьюга, собеседник, зерно). Существительные указывают на род, число и одушевленность (неодушевленность) называемого предмета. Данная часть речи начинает изучаться в 4 классе.
Функции существительных в речи
Роль существительных в русском языке предполагает три основные функции, которые они выполняют в устной и письменной речи:
- Коммуникативную – существительные используются в качестве инструмента для общения и передачи информации (например: Ребята договорились пойти в кино . У Кати есть запасной карандаш .).
- Изобразительную – существительные употребляются как художественные элементы повествования, тропы, элементы сравнений, метафор и др. (например: Волосы блестят, как золото . Музыка затронула струны души ).
- Номинативную (назывную) – существительные называют предметы, лица, явления (например: Это стол . Вон река Волга ).
Роль многозначных существительных
В русском языке существуют многозначные существительные, которые имеют несколько значений (сравните: Мама взяла малыша за ручку и Паша купил ручку с синими чернилами).
Роль существительных в предложении
Синтаксическая роль существительного зависит от того, какую функцию они выполняют в предложении. Как правило, слова данной части речи употребляются в качестве подлежащего или дополнения, реже – в роли сказуемого, определения или обстоятельства.
Примеры употребления имен существительных в роли разных членов предложения:
- Подлежащее – Девочка весело смеется. Стол стоит у окна.
- Дополнение – Я дочитал книгу . Маше подарили мяч .
- Сказуемое – Ваня – студент .
- Определение – Учитель поставил четверку с плюсом .
- Обстоятельство – Лисенок спрятался в нору .
- На внешние качества предмета – его цвет, размеры, форму;
- На реальность либо ирреальность действия, которое выполняет называемый предмет;
- На род, число и одушевленность (или неодушевленность) предмета;
- На обстоятельства, в которых пребывает либо действует называемый предмет.
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 302.
Источник
Развитие речи «Роль глагола в устной и письменной речи»
Цели:
- Добиться понимания роли глагола с употребления с целью достижения точности, информированности и выразительности
- Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи.
- Воспитывать любовь к родной природе.
Учебные пособия:
1.Русский язык (6класс) под редакцией Т.А.Ладыженской “Просвещение”; 2008.
1) Толковые словари;
2) дидактический раздаточный материал;3) сигнальные карточки;
І. Постановка темы и целей урока.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет.
(Глагол)
Что такое глагол?
Проверка домашнего задания: (упр. 526)
Работа 2-х учащихся у доски: 1) вставляет пропущенные орфограммы в слова; 2) выписывает понравившиеся предложение, делает его синтаксический разбор и дает характеристику.
Класс в это время пересказывает сжато текст домашнего задания .
2. А сейчас отгадаем загадки:
- Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)
Эту загадку Николай Алексеевич Некрасов использует в поэме “Кому на Руси жить хорошо”
- Текло, текло и легло под стекло. (Лед)
- Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (Лес)
Что вам помогло отгадать загадки?
(Глаголы, которые означают действие предмета.)
3. Итак, сегодня выясним какова роль глагола в устной и письменной речи.
Возможно, кто-то уже сам сможет дать ответ на этот вопрос. ( использование при ответе выражений, я считаю. по- моему мнению. наблюдая за. )
Конечно, это так. А вот как Татьяничева характеризует глагол. Спишите это стихотворение, расставив недостающие знаки препинания и объясните смысл.
Он энергичен, многолик
– Глагол.
Он действовать привык.
Необходим он –
Вот в чём соль.
Я говорю, ему
Глаголь!
(А.Татьяничева.)
- Как автор характеризует глаголы?
- Объясните разницу между словами “глагол” и “глаголь”.
- Посмотрим в словаре значение этих слов (работа со словарем)
- Как вы понимаете выражение “Вот в чём соль?:”( Вот в чём главный смысл.)
- И в чём же эта “соль” (суть, смысл)? (Глагол необходим).
- Почему же так необходим глагол? Зачем он употребляется в речи? – вопросы сегодняшнего урока.
Продолжаем доказывать, что роль глагола очень значительна в русском языке. Для этого у вас на парте художественные тексты с заданиями.
З\Д: прочитайте этот текст ( ученик один читает выразительно)
ІІ. Сравнительный анализ текстов (используем раздаточный материал)
Ч. дная картина,
Как ты мне р. дна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет с небес высоких,
И бл. стящий снег,
И саней д. леких
Одинокий бег.
(А.Фет)
На дворе гуляет непогодь,
Ночь стоит темным -темна,
И совою пучеглазою
Из-за туч глядит луна.
Под окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И березка с дубом шепчется,
Как со старым колдуном.
(П. Комаров)
Определите стиль речи. (Художественный)
Запишите их и выполните задания к ним (2 ученика выполняют у доски):
1 ученик работает с первым текстом (Словарный диктант из слов текста- вставить пропущенные орфограммы)
2 ученик — выделяет грамматические основы первого предложения во втором тексте, дает его характеристику и рисует схему.
Устно ответьте на вопросы:
1. О чём говорится в этих стихотворениях? (О природе, о состоянии природы.)
2. Как называется описание природы? (пейзаж)
3. Словарная работа.
Пейзаж (лат. Пейз) – страна, вид, местность.
4. Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях?
1 стихотворение – неподвижная природа, спокойствие.
Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе?
(Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)
2 стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении.
Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)
Почему у Комарова так много глаголов? (Разгул непогоды)
Вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение.
5. В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль?
(Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.)
6. Какой художественный прием использовал Комаров? (Олицетворение).
7. Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает? (“Ходят ходуном” — сотрясаются, быстро двигаются.)
Предложение одному ученику сделать вывод по теме урока.
3. Закрепление материала.
2). Работа в парах (используется раздаточный материал ).
— Будьте внимательны, так как домашнее задание у вас будет творческое и вы можете использовать материал данного урока. А задание будет следующим ( запись в дневники):
Домашнее задание (по выбору учащихся).
Написать короткую пейзажную зарисовку, используя глаголы (“Метель разбушевалась”, “В заснеженном царстве”).
Записать глаголы, которые характеризуют непогоду, определив у них лицо, число, время.
Давайте зачитаем эти четверостишия. Они вам хорошо знакомы.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А. Пушкин)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.А. Некрасов)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С.Есенин)
— Спишите, укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Найдите олицетворения.
5. Редактирование (используем раздаточный материал ). Запишите правильно:
А сейчас попробуем себя в роли корректора ( объяснение значения слова)
1). Мы посетили городской музей и вынесли из него самое ценное, самое интересное.
2). На каждого члена кружка “Юный техник” падает по пять–шесть моделей.
— Почему данные предложения вызывают смех?
— Чем объясняются ошибки в употреблении глаголов?
— В каком случае глаголы служат точности и выразительности речи? (Когда употребляются в свойственном им значении).
Итак, какова же роль глаголов в устной и письменной речи?
Карточки-задания: ( коллективная работа)
1. Глагол – это служебная часть речи? (да \ нет)
3.К какому лицу относятся глаголы, отвечающие на вопросы: что делает? Что сделает?
(1\ 2\ 3 – подчеркните правильный ответ).
6. К какому спряжению относится глагол СТЕЛИТЬ?———————
Литература
- Практическое пособие по развитию речи / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. — М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2002.
- Я иду на урок русского языка: Русский язык: Книга для учителя. — М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
- Издательство “Первое сентября”, 2005 год.
Источник
Что такое глагол в русском языке?
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая имеет характерные постоянные и непостоянные признаки, отличающие его от слов других частей речи: вид, переходность, возвратность, спряжение и т. д.
В системе частей речи русского языка существуют слова, которые обозначают действие (стелить), процесс (объяснять), состояние (чувствовать). Такие слова называют глаголами.
Глаголы в русской речи
Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи, которая обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении . А. Н. Толстой писал:
Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и языковеды. Например, Николай Греч писал:
Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова.
Термин «глагол» восходит к старославянскому слову «глаголить», что по-русски значит «говорить». В древнерусском языке одним из значений лексемы «глагол» было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»:
Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость.
Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что «глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так.
С помощью имен существительных можно назвать предметы и явления, которые нас окружают. Имена прилагательные помогают уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте
употребления в речи.
Чтобы понять, что такое глагол в русском языке, рассмотрим его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. А начнем мы с определения:
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма (инфинитив) является исходной, начальной формой глагола и отвечает на вопросы
что делать? что сделать?
Глаголы в неопределенной форме заканчиваются на -ть, -ти и -чь:
Запомним неопределенную форму глагола «прийти» (ср. «зайти», «выйти», «отойти», «обойти» и пр.)
Начальная форма не обозначает времени, не имеет непостоянных признаков лица или числа. Она имеет только вид, может быть переходным или непереходным, возвратным или невозвратным.
Синтаксическая функция неопределенной формы шире, чем у других форм глагола. Инфинитив может выступать в роли всех членов предложения.
Выдать чужой секрет — предательство , выдать свой — глупость (Ф. Вольтер).
Успеха можно добиться , если приложить старания.
Искусство (какое?) говорить не каждому дано.
Отец не разрешает сыну (что?) открывать дверцу птичьей клетки.
Дети пришли (с какой целью?) посмотреть на новорожденных котят.
Глаголы выражают действие или состояние в грамматических формах вида, переходности, наклонения, времени, лица и числа и пр. Рассмотрим, какие постоянные признаки имеет глагол как самостоятельная часть речи.
Переходные и непереходные глаголы
В русском языке глаголы делят на переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет. Грамматически это выражается в их способности управлять
- формой винительного падежа существительного (местоимения) без предлога (защититьРодину);
- формой родительного падежа, обозначающей часть от целого, либо при отрицании (попробовать сока, не дождаться известия).
Все остальные глаголы, управляющие существительными с предлогами, в том числе возвратные глаголы, являются непереходными:
Возвратные и невозвратные глаголы
Возвратность является постоянным грамматическим признаком глаголов. Возвратные глаголы обозначают, что действие переносится на само действующее лицо:
Показателем возвратности является наличие в конце слова постфикса -ся /-сь.
Вид глагола
Вид глагола — это постоянный грамматический признак слов этой части речи.
Все глаголы распределяются на две группы в зависимости от того, как протекает действие, обозначенное ими:
- глаголы совершенного вида;
- глаголы несовершенного вида.
Глаголы совершенного вида связаны с достигнутым результатом действия, его началом или концом или с однократностью действия (глаголы с суффиксом -ну-). Эти слова отвечают на вопрос что сделать?
Они имеют только две формы времени:
- прошедшее (обозначил, заиграл, капнул);
- будущее простое (обозначим, отложишь, пролает).
Глаголы несовершенного вида обозначают длительное, совершающее в данный момент или повторяющееся действие и отвечают на вопрос что делать?
Эти слова имеют три формы времени:
- настоящее (рисует, поешь, танцуем);
- прошедшее (рисовал, пел, танцевал);
- будущее сложное (буду рисовать, будешь петь, будут танцевать).
Спряжение глаголов
В зависимости от личных окончаний в русском языке различают I и II спряжение глагола.
Личные окончания глаголов I спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
Личные окончания глаголов II спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.