Меню

Роль глаголов в речи человека



Вся сила русского глагола

Работа посвящена роли глагола в русском языке. Автор рассматривает использование данной части речи в текстах трех родов литературы: эпосе, лирике и драме.

Скачать:

Вложение Размер
vsya_sila_russkogo_glagola.doc 157 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Эврика-Развитие»

Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону

Вся сила русского глагола

Исследовательская работа по русскому языку

Жмурина Екатерина Сергеевна,

Красильникова Наталья Валентиновна,

учитель русского языка

Часть 1. Основные сведения о глаголе

Часть 2. Употребление глаголов в художествен-ной литературе

Глава 1. Употребление глаголов в эпическом произведении (на примере рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника»)

Глава 2. Употребление глаголов в драмати-ческом произведении (на примере пьесы АП.Че-хова «Чайка»)

Глава 3. Употребление глаголов в лирике

Часть 3. Использование глаголов в творческих работах на уроках русского языка

Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи; к тому же он обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. А.Н. Толстой писал: «Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В художественных произведениях всё, о чем рассказывает автор, лишь тогда «оживает», когда события, люди, мотивы их поступков, свойства характеров представлены в динамике, в действии. Это закон художественного отображения жизни, о котором знали еще античные поэты. Аристотель утверждал: «Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии».

Глагол играет огромную роль в нашей речи. Ведь не зря же великие люди говорят о глаголе:

«Движение и его выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе» (А.Н.Толстой).

«По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера» (Ю.Бондарев).

Свою исследовательскую работу я решила посвятить роли глагола в художественной литературе, а также доказать, что именно эта часть речи является одной из самых необходимых и самых выразительных.

Актуальность исследования состоит в том, что тема «Глагол», которой отводится значительное место в учебном плане, — довольно сложная, но занимательная тема, изучаемая в школе. Но, к сожалению, у многих обучающихся она не вызывает никакого интереса. А ведь глагол – одна из самых ярких и необходимых частей речи.

Объектом исследования являются свойства русского глагола; предметом исследования – художественные тексты (рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника»; пьеса А.П.Чехова «Три сестры»; стихотворения А.Плещеева, Ф.Тютчева, А.Майкова, а также тексты, составленные обучающимися школы).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать художественные тексты (эпического, лирического и драматического жанров), выявляя особенности употребления в них глаголов.

2. проанализировать тексты, составленные учащимися нашей школы, с точки зрения употребления глаголов.

Для решения поставленных задач мною использовались следующие методы исследования:

— изучение литературы о глаголе;

— опрос обучающихся нашей школы;

Данная работа поможет обучающимся ближе познакомиться с такой частью речи, как глагол, а учителям – использовать материал работы (примеры) на уроках русского языка.

Моя работа состоит из двух частей:

1 часть – анализ использования глаголов в русской литературе. В своей работе я решила попробовать ответить на вопрос: какую роль играет глагол в русской литературе. Для анализа я выбрала тексты, представляющие три рода литературы: эпос, лирику и драму.

2 часть – анализ использования глаголов в текстах, составленных учащимися школах на уроках.

I. Употребление глаголов в художественной литературе

Глава 1. Употребление глаголов в эпическом произведении

(на примере рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника»)

В нашей школе уже два года существует Чеховский клуб «Классика» — клуб, который объединяет любителей творчества Антона Павловича. Кроме того, мне посчастливилось сыграть роль Нины Заречной в спектакле «Русское танго», поставленном учителем литературы Зубовой Н.Н.

Именно поэтому для анализа эпического произведения я выбрала небольшой юмористический рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника», изданный в «Осколках» в 1883 году с подзаголовком «Случай».

Сюжет рассказа прост: однажды вечером экзекутор Иван Дмитриевич Червяков пошёл в театр, где случайно чихнул на статского генерала Бризжалова. После этого случая Червяков очень переживал, ходил много раз извиняться перед генералом, не понимая, что тот давно уже простил его. В конце концов, Червяков так переволновался, что умер.

В рассказе встречается 129 существительных, многие из которых повторяются неоднократно. Это фамилия главного героя – Червяков, слово «генерал», «письмо» и пр.; всего 12 прилагательных и 151 глагол и 18 глагольных форм (причастия и деепричастия). Так как перед нами повествование, то большинство глаголов стоят в прошедшем времени: сидел, глядел, бормотал, подался и пр.

Глаголы используются в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Важнейшую стилистическую функцию глагола в художественной речи – придавать динамизм описаниям – проиллюстрируем примером:

Но вдруг лицо его поморщилось , глаза подкатились , дыхание остановилось … он отвел от глаз бинокль , нагнулся и. апчхи. (в одном предложении встретилось 5 глаголов).

Особое значение для характеристики героя имеет выбор наиболее выразительных, «ключевых» глаголов. При этом нередко вместо перечисления ряда действий, не имеющих принципиально важного художественного значения, называется одно действие, обозначенное необычным глаголом, отражающим, как в фокусе, сразу несколько движений героя, его реакцию, впечатления и т.д., представленных в обобщенном виде. Например, при передаче диалога писатели часто отказываются от употребления глаголов «говорения» ( сказал, отвечал, повторил, спросил ), а стараются найти слова, изображающие действия, которые сопровождают речь:

— Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, — забормотал он…

Писатель в таком небольшом рассказе наряду с глаголом сказал использует следующие глаголы: зашептал, пробормотал, начал докладывать, обратился, гаркнул, повторил.

Подобная замена одних глагольных слов другими возможна лишь в художественных произведениях.

Писатель неоднократно в рассказе использует лексический повтор, выраженный именно глаголом. Лексический повтор – повторение одного и того же слова или словосочетания. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие:

Чихнул , как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают .

Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться ? Ежели мы будем смеяться , так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…

Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану ! Ей-богу, не стану !

Повторение данных глаголов в рассказе вовсе не обозначает механического дублирования одного и того же понятия, смысла. В основном повтор передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы.

Писатель использует и антитезу, выраженную глаголами, что также помогает ему выделить именно это действие в рассказе:

Червяков нисколько не сконфузился , утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться .

Если внимательно посмотреть на все глаголы, используемые А.П.Чеховым, то мы увидим, что на протяжении всего произведения некоторые глаголы (их формы) употребляются несколько раз.

Анализируя эти глаголы, можно сделать вывод, что именно в них и заключен основной смысл рассказа. Мы сможем пересказать текст, используя только эти глаголы, и содержание все равно будет понятным:

Главный герой однажды чихнул на генерала, обрызгав генеральскую лысину. Потом он все время думал о происшествии и много раз извинялся перед генералом, а генерал подумал , что Червяков над ним просто смеется .

Глаголы помогают писателю также выстраивать временной пласт повествования. Начинается рассказ с использования глаголов прошедшего времени:

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг…

А далее идет предложение – авторское отступление – где писатель использует глаголы в настоящем времени, тем самым мы понимаем, что он как бы отрывается от событий и разговаривает с нами, читателями:

В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!

Источник

Развитие речи «Роль глагола в устной и письменной речи»

Цели:

  • Добиться понимания роли глагола с употребления с целью достижения точности, информированности и выразительности
  • Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи.
  • Воспитывать любовь к родной природе.

Учебные пособия:

1.Русский язык (6класс) под редакцией Т.А.Ладыженской “Просвещение”; 2008.

1) Толковые словари;

2) дидактический раздаточный материал;3) сигнальные карточки;

І. Постановка темы и целей урока.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет.
(Глагол)

Что такое глагол?

Проверка домашнего задания: (упр. 526)

Работа 2-х учащихся у доски: 1) вставляет пропущенные орфограммы в слова; 2) выписывает понравившиеся предложение, делает его синтаксический разбор и дает характеристику.

Класс в это время пересказывает сжато текст домашнего задания .

2. А сейчас отгадаем загадки:

  • Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)

Эту загадку Николай Алексеевич Некрасов использует в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

  • Текло, текло и легло под стекло. (Лед)
  • Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (Лес)

Что вам помогло отгадать загадки?

(Глаголы, которые означают действие предмета.)

3. Итак, сегодня выясним какова роль глагола в устной и письменной речи.

Возможно, кто-то уже сам сможет дать ответ на этот вопрос. ( использование при ответе выражений, я считаю. по- моему мнению. наблюдая за. )

Конечно, это так. А вот как Татьяничева характеризует глагол. Спишите это стихотворение, расставив недостающие знаки препинания и объясните смысл.

Он энергичен, многолик
– Глагол.
Он действовать привык.
Необходим он –
Вот в чём соль.
Я говорю, ему
Глаголь!
(А.Татьяничева.)

  • Как автор характеризует глаголы?
  • Объясните разницу между словами “глагол” и “глаголь”.
  • Посмотрим в словаре значение этих слов (работа со словарем)
  • Как вы понимаете выражение “Вот в чём соль?:”( Вот в чём главный смысл.)
  • И в чём же эта “соль” (суть, смысл)? (Глагол необходим).
  • Почему же так необходим глагол? Зачем он употребляется в речи? – вопросы сегодняшнего урока.

Продолжаем доказывать, что роль глагола очень значительна в русском языке. Для этого у вас на парте художественные тексты с заданиями.

З\Д: прочитайте этот текст ( ученик один читает выразительно)

ІІ. Сравнительный анализ текстов (используем раздаточный материал)

Ч. дная картина,
Как ты мне р. дна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет с небес высоких,
И бл. стящий снег,
И саней д. леких
Одинокий бег.
(А.Фет)

На дворе гуляет непогодь,
Ночь стоит темным -темна,
И совою пучеглазою
Из-за туч глядит луна.
Под окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И березка с дубом шепчется,
Как со старым колдуном.
(П. Комаров)

Определите стиль речи. (Художественный)

Запишите их и выполните задания к ним (2 ученика выполняют у доски):

1 ученик работает с первым текстом (Словарный диктант из слов текста- вставить пропущенные орфограммы)

2 ученик — выделяет грамматические основы первого предложения во втором тексте, дает его характеристику и рисует схему.

Устно ответьте на вопросы:

1. О чём говорится в этих стихотворениях? (О природе, о состоянии природы.)

2. Как называется описание природы? (пейзаж)

3. Словарная работа.

Пейзаж (лат. Пейз) – страна, вид, местность.

4. Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях?

1 стихотворение – неподвижная природа, спокойствие.

Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе?

(Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)

2 стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении.

Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)

Почему у Комарова так много глаголов? (Разгул непогоды)

Вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение.

5. В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль?

(Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.)

6. Какой художественный прием использовал Комаров? (Олицетворение).

7. Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает? (“Ходят ходуном” — сотрясаются, быстро двигаются.)

Предложение одному ученику сделать вывод по теме урока.

3. Закрепление материала.

2). Работа в парах (используется раздаточный материал ).

— Будьте внимательны, так как домашнее задание у вас будет творческое и вы можете использовать материал данного урока. А задание будет следующим ( запись в дневники):

Домашнее задание (по выбору учащихся).

Написать короткую пейзажную зарисовку, используя глаголы (“Метель разбушевалась”, “В заснеженном царстве”).

Записать глаголы, которые характеризуют непогоду, определив у них лицо, число, время.

Давайте зачитаем эти четверостишия. Они вам хорошо знакомы.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А. Пушкин)

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.А. Некрасов)

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С.Есенин)

— Спишите, укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Найдите олицетворения.

5. Редактирование (используем раздаточный материал ). Запишите правильно:

А сейчас попробуем себя в роли корректора ( объяснение значения слова)

1). Мы посетили городской музей и вынесли из него самое ценное, самое интересное.

2). На каждого члена кружка “Юный техник” падает по пять–шесть моделей.

— Почему данные предложения вызывают смех?

— Чем объясняются ошибки в употреблении глаголов?

— В каком случае глаголы служат точности и выразительности речи? (Когда употребляются в свойственном им значении).

Итак, какова же роль глаголов в устной и письменной речи?

Карточки-задания: ( коллективная работа)

1. Глагол – это служебная часть речи? (да \ нет)

3.К какому лицу относятся глаголы, отвечающие на вопросы: что делает? Что сделает?

(1\ 2\ 3 – подчеркните правильный ответ).

6. К какому спряжению относится глагол СТЕЛИТЬ?———————

Литература

  1. Практическое пособие по развитию речи / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. — М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2002.
  2. Я иду на урок русского языка: Русский язык: Книга для учителя. — М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
  3. Издательство “Первое сентября”, 2005 год.

Источник

Читайте также:  Разноспрягаемые глаголы хотеть бежать дать есть