Меню

роль имени существительного в предложении дополнение



Имя существительное как член предложения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

конспект урока русского языка в 4 классе

Скачать:

Вложение Размер
russkiy_yazyk_4_klass_imya_sushchestvitelnoe_kak_chlen_predlozheniya.docx 25.14 КБ

Предварительный просмотр:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • развивать умение правильно ставить вопрос к имени существительному в предложении и определять синтаксическую роль слов этой части речи, повторить правописание безударных гласных проверяемых ударением, правописание согласных в приставках, в корнях.
  • сформировать умение правильно употреблять имя существительное в речи, умение выделять общие и существенные признаки, способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.
  • воспитывать интерес к русскому языку, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.

Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки – подсказки разных уровней сложности, компьютерная презентация, словарик.

I. Организационный момент

Учащиеся рассаживаются группами, по 5-6 человек в каждой. Таким образом, в классе получилось 5 столов – групп.

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах карточки настроения, покажите какое у вас настроение.

— Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого оно плохое, мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением.

II. Актуализация знаний

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (Имя существительное)

— Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное — самостоятельная часть речи.

Послушайте отрывок стихотворения А.А. Фета (на доске) и ответьте, в чём его необычность?

Шёпот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

(Стихотворение состоит практически из одних существительных, а нам все понятно)

— Особой отличительной чертой этого стихотворения является то, что оно состоит из существительных. Здесь нет глаголов, которые бы совершали действие. Оно «безглагольное», в нем нет резкого движения. Но мы видим пейзаж, который описывает автор. Все вокруг замирает от восторга и умиления, глядя на героев. Их светлое и чистое чувство подобно заре, такое же светлое чувство поселяется и в душе после чтения стихов поэта. Всю эту смысловую нагрузку несут существительные. Вот какая важная эта часть речи. Сколько же их в стихотворении Фета? Назовите их.

III. Постановка целей урока

— Произведем морфологический разбор первого существительного по плану:

  1. Часть речи.
  2. Морфологические признаки:
  • Начальная форма: существительное (именительный падеж единственного числа);
  • Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение;
  • Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.

— Какого пункта не хватает в нашем плане? Что еще мы не выяснили об этом существительном? (Синтаксическую роль.)

— Синтаксическая роль, т.е. существительное как член предложения – это и есть тема нашего урока. Определите, каким членом предложения является выбранное нами имя существительное.

IV. Работа по теме урока

— Запишите текст под диктовку:

Увидела белка еловую шишку. Схватила ее лапками и уселась на ветку. Вдруг белка испугалась и выронила шишку. Над лесом пролетел ястреб.

— Найдите в каждом предложении грамматическую основу.

— Определите, какой частью речи выражено подлежащие.

— Найдите второстепенные члены предложения, выраженные существительными.

— Какие вы знаете второстепенные члены?

— Вспомните, на какие вопросы они отвечают? От какого слова ставится вопрос?

Источник

Имя существительное: синтаксическая роль в предложении

Основной структурной единицей речи является предложение, которое передает законченную мысль. Части речи в предложении «притираются друг к другу», согласуютсямежду собой, подчиняясь логике выражения мысли. Главные члены предложения несут основную информацию – называют субъект и его действие. Второстепенные члены говорят о признаках субъекта, образе и обстоятельствах действия. Синтаксическая роль существительного универсальна: оно может сочетаться с любыми частями речи и выступать в роли как главных, так и всех второстепенных членов предложения.

Существительное в предложении – на все руки мастер

Пять членов предложения способны передать все многообразие речевых задач. Каждая часть речи играет здесь свою традиционно-законную роль:

  • Существительное в И. п. (Кто? Что?) называет объект (предмет речи) и является ПОДЛЕЖАЩИМ.
  • Глагол называет действие и чаще всего становится СКАЗУЕМЫМ.
  • Прилагательное – обозначает признак предмета, играет роль ОПРЕДЕЛЕНИЯ для подлежащего и второстепенных членов предложения.
  • Существительное в косвенных падежах становится ДОПОЛНЕНИЕМ, сообщающим о подробностях события.
  • Наречие обозначает ОБСТОЯТЕЛЬСТВА места, времени, образа действия.

Синтаксическая роль слов и словосочетаний в предложении определяется по вопросам, которые можно к ним адресовать.

Вопросы главных и второстепенных членов предложения

Части речи иногда «расширяют свои полномочия» – выполняют синтаксические задачи членов предложения, которые им обычно несвойственны. Числительное может выступать подлежащим и сказуемым: дважды два – четыре . Глагол – встать на место подлежащего: ломать – не строить . Но ни одна часть речи, кроме существительного, не способна играть роль ВСЕХ ПЯТИ членов предложения.

Многообразие ролей существительного в предложении

По каким правилам определяют синтаксическую роль существительного

Главный инструмент, определяющий роль существительного в предложении – ВОПРОС, поясняющий смысловую нагрузку и сочетание слова с остальными членами.

  1. Подлежащее (предмет речи) отвечает на вопросы только Именительного падежа – КТО? ЧТО? Пример: Что? – «Дела идут, контора пишет». Кто? – «Кассирша деньги выдает».
  2. Сказуемое (действие предмета) – существительное образует составное именное сказуемое, которое отвечает на вопросы: ЧТО ПРЕДМЕТ СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ? КАКОВ ОН? В состав такого сказуемого входит глагол-связка был, есть, будет, стал, станет. Связка есть может отсутствовать, но её полезно подставлять, чтобы увидеть грамматическую основу. Существительное является именной (лексической) частью сказуемого и употребляется в разных падежах:
    – Его пример (что собой представляет?) – другим наука (И. п.).
    – Истина (какова она?) – в вине (П. п.).
    – Россия (есть) – Родина моя (И. п.).
  3. Дополнение (объект действия) отвечает на вопросы КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ, которые задаются от сказуемого. Конструкции «переходный глагол + В. п.» образуют прямое дополнение. В отличие от подлежащего (кто? что?), прямое дополнение требует вопросов КОГО? ЧТО? – их надо задавать в паре, чтобы не ошибиться с определением падежа имени существительного и его роли в предложении. Знакомый пример: «Кассирша деньги выдает». Выдает (кого? что?) – деньги (В. п. – дополнение).

Прямые и косвенные дополнения

  1. Определение (признак предмета) – вопросы: ЧЕЙ? КАКОЙ?/ИЗ ЧЕГО? Существительное может выступать в предложении в качестве несогласованного определения:

    – мой дядя (какой он?) самых честных правил (Р.п).

    – на остановке (чьей?) троллейбуса (Р. п.) – ср.: на троллейбусной остановке;
    – дом (какой?) с мезонином (Т. п.);
    – кораблик (какой?/из чего?) из газеты вчерашней (Р. п.);
    – избушка (какая?) на курьих ножках (П.п.)Несогласованное определение не всегда можно заменить конструкциями с прилагательными, особенно если определение выражено устойчивым сочетанием.

    На заметку: определение в виде ПРИЛОЖЕНИЯ пишется с определяемым словом через дефис и сочетается с ним в роде, числе и падеже: в городе-спутнике, о матери-героине; в море-океане.

    Основные трудности определения синтаксической роли существительного

    Синтаксическая
    роль
    Проблема Решение Примеры
    Подлежащее Существительное
    не стоит в И. п.
    Количественное значение
    Избирательность: предлог «из» + Р. п.
    Сочетаемость: предлог «с» + Т. п.

    Фаза времени: И. п. + Р. п.
    Устойчивое сочетание Пять пальчиков сидят в чуланчиках.
    Один из пассажиров – вор.
    Жили-были (мн. ч.) старик со старухой.
    Но: Жил (ед. ч.) король с королевой .
    Приближался конец года.
    Меня ожидал ворох дел.
    Второстепенные члены предложения Определение, дополнение или обстоятельство? Определение – если относится
    к объекту и можно задать вопрос какой? чей?
    Дополнение – если относится к действию, может само иметь определение, отвечает на вопросы косвенных падежей
    Обстоятельство – если можно задать вопросы как? где? когда? – вместо косвенных падежей За мной стоял мужчина (какой?) с портфелем.
    Но: Мужчина пришел (с чем?) с портфелем.
    Он – достойный сын (чей?) своей матери.
    Но: Он сказал (кому?) матери не всю правду.

    Пребывание (какое?) в тишине успокаивает нервы.
    Шорохи раздались (в чем?) в зловещей тишине .
    Я хочу посидеть (как?) в тишине.

Когда существительное – не член предложения

Роль существительного в речи может быть шире синтаксических задач. Иногда существительное, присутствуя в предложении, не является его членом.

Обращение служит для привлечения внимания к тому, что говорится:

  • «Мама, я хочу домой».
  • Я люблю тебя , жизнь.
  • А вы , друзья, как ни садитесь , все в музыканты не годитесь.

Слова «мама», «жизнь», «друзья» никак не согласованы с остальными членами предложения, являются «посторонними наблюдателями», отделяются запятой.

Вводное словосвязано с остальными членами предложения разве что мимолетным настроением. Предложение не потеряет ни капли смысла, если вводное из него слово убрать:

  • К счастью, мы успели к поезду. – Мы успели к поезду.
  • Ваша кошка , к сожалению, потерялась . – Ваша кошка потерялась.

Еще раз о синтаксической роли существительного:

Источник

Роль имен существительных в речи

Имена существительные в русском языке – это особый класс слов, которые обозначают предмет в широком значении и отвечают на вопросы – Кто? Что? (например: лампа, цыпленок, вьюга, собеседник, зерно). Существительные указывают на род, число и одушевленность (неодушевленность) называемого предмета. Данная часть речи начинает изучаться в 4 классе.

Функции существительных в речи

Роль существительных в русском языке предполагает три основные функции, которые они выполняют в устной и письменной речи:

  • Коммуникативную – существительные используются в качестве инструмента для общения и передачи информации (например: Ребята договорились пойти в кино . У Кати есть запасной карандаш .).
  • Изобразительную – существительные употребляются как художественные элементы повествования, тропы, элементы сравнений, метафор и др. (например: Волосы блестят, как золото . Музыка затронула струны души ).
  • Номинативную (назывную) – существительные называют предметы, лица, явления (например: Это стол . Вон река Волга ).

Роль многозначных существительных

В русском языке существуют многозначные существительные, которые имеют несколько значений (сравните: Мама взяла малыша за ручку и Паша купил ручку с синими чернилами).

Роль существительных в предложении

Синтаксическая роль существительного зависит от того, какую функцию они выполняют в предложении. Как правило, слова данной части речи употребляются в качестве подлежащего или дополнения, реже – в роли сказуемого, определения или обстоятельства.

Примеры употребления имен существительных в роли разных членов предложения:

  • Подлежащее – Девочка весело смеется. Стол стоит у окна.
  • Дополнение – Я дочитал книгу . Маше подарили мяч .
  • Сказуемое – Ваня – студент .
  • Определение – Учитель поставил четверку с плюсом .
  • Обстоятельство – Лисенок спрятался в нору .

Источник

Дополнение в русском языке. Примеры

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на кос­вен­ные вопро­сы паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Второстепенный член предложения — дополнение

Дополнение, как опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, явля­ет­ся одним из вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния.

Дополнение, в отли­чие от опре­де­ле­ния, пояс­ня­ет в пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое и вме­сте с обсто­я­тель­ством состав­ля­ет груп­пу ска­зу­е­мо­го.

Солнце золо­ти­ло тем­ный загар увяд­ших листьев (Ч. Айтматов).

Солнце золо­ти­ло (что?) загар — допол­не­ние.

Яков помол­чал, взгля­нул кру­гом и закрыл­ся (чем?) рукой (И. С. Тургенев).

Значение дополнения

В пред­ло­же­нии допол­не­ние может обо­зна­чать:

1. объ­ект, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие:

2. объ­ект вос­при­я­тия:

3. ору­дие дей­ствия:

4. объ­ект срав­не­ния:

5. отно­ше­ние к руко­во­ди­те­лю, вла­дель­цу, про­из­во­ди­те­лю чего-либо:

Способы выражения дополнения

Дополнение может выра­жать­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  1. име­нем суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же;
  2. место­име­ни­ем;
  3. име­нем чис­ли­тель­ным;
  4. наре­чи­ем в зна­че­нии суще­стви­тель­но­го;
  5. неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла (инфи­ни­ти­вом);
  6. име­нем при­ла­га­тель­ным в роли суще­стви­тель­но­го.

Герасим сно­ва взял­ся (за что?) за лож­ку и про­дол­жал хле­бать (что?) щи (И. С. Тургенев).

Нам дали это зада­ние (дали зада­ние кому? нам).

Завтра не будет похо­же (на что?) на сего­дня .

Председательствующий про­сит (о чём?) гово­рить по суще­ству обсуж­да­е­мо­го вопро­са.

Все быв­шие одно­класс­ни­ки вспо­ми­на­ли с теп­ло­той о школь­ном про­шлом (вспо­ми­на­ли о чём? о про­шлом).

Дополнение быва­ет пря­мым и кос­вен­ным.

Прямое дополнение

Прямое допол­не­ние обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый непо­сред­ствен­но направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное пере­ход­ным гла­го­лом или сло­вом кате­го­рии состо­я­ния (пре­ди­ка­тив­ным наре­чи­ем):

Способы выражения прямого дополнения

Обычно пря­мое допол­не­ние выра­жа­ет­ся фор­мой вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га суще­стви­тель­но­го или место­име­ния.

Я нарвал боль­шой (что?) букет этих цве­тов (К. Паустовский).

Я нагнал (кого?) его, но мне непре­мен­но хоте­лось уви­деть его (что?) лицо (И. С. Тургенев).

Прямое допол­не­ние может выра­жать­ся фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, если оно обо­зна­ча­ет

1. часть от цело­го

2. Прямое допол­не­ние управ­ля­ет­ся гла­го­лом с отри­ца­ни­ем

Примеры предложений с прямым дополнением

Белое оде­я­ло скры­ло (что?) все сле­ды (В. Песков).

Я снял (что?) газе­ту и уви­дел (что?) про­сто­ква­шу, ярко осве­щен­ную голу­бым лун­ным све­том (В. Катаев).

Я маль­чиш­кой ловил (кого?) сне­ги­рей и дер­жал (кого?) их в клет­ке (В. Песков).

Никогда и нико­му не дове­рял сво­ей (чего?) тай­ны (А. П. Чехов).

Косвенное дополнение

Все осталь­ные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Они выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми.

Способы выражения косвенного дополнения

Формы кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных и место­име­ний как с пред­ло­га­ми, так и без них

Я послал (за кем?) за док­то­ром (И. С. Тургенев)

Я вспо­ми­нал (о чём?) об этом в самые страш­ные мину­ты боя (К. Паустовский).

Все про­си­ли её (о чём?) спеть что-нибудь (М. Ю. Лермонтов).

Она заста­ви­ла Ивана Ильича (что?) выпить несколь­ко чашек кофе (А. Толстой).

Собака вози­лась в углу (с кем?) с четырь­мя щен­ка­ми.

Видеоурок

Пройдите тест и опре­де­ли­те, есть ли допол­не­ние и како­го вида, пря­мое или кос­вен­ное, в сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях.

Победителю лег­ко­ат­ле­ти­че­ско­го забе­га вру­че­ны медаль и памят­ный вым­пел.

Еще в шко­ле я выбрал себе про­фес­сию про­грам­ми­ста.

Во вре­мя лет­них кани­кул я поеду к дедуш­ке с бабуш­кой.

Ранним утром мы насо­би­ра­ли мно­го гри­бов в под­лес­ке из моло­дых ело­чек и берез.

Она не пом­ни­ла мое­го рас­ска­за о путе­ше­ствии на Кавказ про­шлой осе­нью.

Отец при­бил молот­ком рас­ша­тан­ную досоч­ку на крыль­це.

Пойди выпей сока, преж­де чем пой­дем на про­гул­ку.

На этот раз Николай ока­зал­ся быст­рее лиде­ра про­шлых сорев­но­ва­ний.

Источник

Читайте также:  приложение выраженное существительным примеры