Имя существительное как член предложения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
конспект урока русского языка в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass_imya_sushchestvitelnoe_kak_chlen_predlozheniya.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- развивать умение правильно ставить вопрос к имени существительному в предложении и определять синтаксическую роль слов этой части речи, повторить правописание безударных гласных проверяемых ударением, правописание согласных в приставках, в корнях.
- сформировать умение правильно употреблять имя существительное в речи, умение выделять общие и существенные признаки, способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.
- воспитывать интерес к русскому языку, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.
Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки – подсказки разных уровней сложности, компьютерная презентация, словарик.
I. Организационный момент
Учащиеся рассаживаются группами, по 5-6 человек в каждой. Таким образом, в классе получилось 5 столов – групп.
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах карточки настроения, покажите какое у вас настроение.
— Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого оно плохое, мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением.
II. Актуализация знаний
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Имя существительное)
— Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное — самостоятельная часть речи.
Послушайте отрывок стихотворения А.А. Фета (на доске) и ответьте, в чём его необычность?
Шёпот, робкое дыханье,
Серебро и колыханье
Свет ночной, ночные тени,
(Стихотворение состоит практически из одних существительных, а нам все понятно)
— Особой отличительной чертой этого стихотворения является то, что оно состоит из существительных. Здесь нет глаголов, которые бы совершали действие. Оно «безглагольное», в нем нет резкого движения. Но мы видим пейзаж, который описывает автор. Все вокруг замирает от восторга и умиления, глядя на героев. Их светлое и чистое чувство подобно заре, такое же светлое чувство поселяется и в душе после чтения стихов поэта. Всю эту смысловую нагрузку несут существительные. Вот какая важная эта часть речи. Сколько же их в стихотворении Фета? Назовите их.
III. Постановка целей урока
— Произведем морфологический разбор первого существительного по плану:
- Часть речи.
- Морфологические признаки:
- Начальная форма: существительное (именительный падеж единственного числа);
- Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение;
- Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.
— Какого пункта не хватает в нашем плане? Что еще мы не выяснили об этом существительном? (Синтаксическую роль.)
— Синтаксическая роль, т.е. существительное как член предложения – это и есть тема нашего урока. Определите, каким членом предложения является выбранное нами имя существительное.
IV. Работа по теме урока
— Запишите текст под диктовку:
Увидела белка еловую шишку. Схватила ее лапками и уселась на ветку. Вдруг белка испугалась и выронила шишку. Над лесом пролетел ястреб.
— Найдите в каждом предложении грамматическую основу.
— Определите, какой частью речи выражено подлежащие.
— Найдите второстепенные члены предложения, выраженные существительными.
— Какие вы знаете второстепенные члены?
— Вспомните, на какие вопросы они отвечают? От какого слова ставится вопрос?
Источник
Имя существительное: синтаксическая роль в предложении
Основной структурной единицей речи является предложение, которое передает законченную мысль. Части речи в предложении «притираются друг к другу», согласуютсямежду собой, подчиняясь логике выражения мысли. Главные члены предложения несут основную информацию – называют субъект и его действие. Второстепенные члены говорят о признаках субъекта, образе и обстоятельствах действия. Синтаксическая роль существительного универсальна: оно может сочетаться с любыми частями речи и выступать в роли как главных, так и всех второстепенных членов предложения.
Существительное в предложении – на все руки мастер
Пять членов предложения способны передать все многообразие речевых задач. Каждая часть речи играет здесь свою традиционно-законную роль:
- Существительное в И. п. (Кто? Что?) называет объект (предмет речи) и является ПОДЛЕЖАЩИМ.
- Глагол называет действие и чаще всего становится СКАЗУЕМЫМ.
- Прилагательное – обозначает признак предмета, играет роль ОПРЕДЕЛЕНИЯ для подлежащего и второстепенных членов предложения.
- Существительное в косвенных падежах становится ДОПОЛНЕНИЕМ, сообщающим о подробностях события.
- Наречие обозначает ОБСТОЯТЕЛЬСТВА места, времени, образа действия.
Синтаксическая роль слов и словосочетаний в предложении определяется по вопросам, которые можно к ним адресовать.
Вопросы главных и второстепенных членов предложения
Части речи иногда «расширяют свои полномочия» – выполняют синтаксические задачи членов предложения, которые им обычно несвойственны. Числительное может выступать подлежащим и сказуемым: дважды два – четыре . Глагол – встать на место подлежащего: ломать – не строить . Но ни одна часть речи, кроме существительного, не способна играть роль ВСЕХ ПЯТИ членов предложения.
Многообразие ролей существительного в предложении
По каким правилам определяют синтаксическую роль существительного
Главный инструмент, определяющий роль существительного в предложении – ВОПРОС, поясняющий смысловую нагрузку и сочетание слова с остальными членами.
- Подлежащее (предмет речи) отвечает на вопросы только Именительного падежа – КТО? ЧТО? Пример: Что? – «Дела идут, контора пишет». Кто? – «Кассирша деньги выдает».
- Сказуемое (действие предмета) – существительное образует составное именное сказуемое, которое отвечает на вопросы: ЧТО ПРЕДМЕТ СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ? КАКОВ ОН? В состав такого сказуемого входит глагол-связка был, есть, будет, стал, станет. Связка есть может отсутствовать, но её полезно подставлять, чтобы увидеть грамматическую основу. Существительное является именной (лексической) частью сказуемого и употребляется в разных падежах:
– Его пример (что собой представляет?) – другим наука (И. п.).
– Истина (какова она?) – в вине (П. п.).
– Россия (есть) – Родина моя (И. п.). - Дополнение (объект действия) отвечает на вопросы КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ, которые задаются от сказуемого. Конструкции «переходный глагол + В. п.» образуют прямое дополнение. В отличие от подлежащего (кто? что?), прямое дополнение требует вопросов КОГО? ЧТО? – их надо задавать в паре, чтобы не ошибиться с определением падежа имени существительного и его роли в предложении. Знакомый пример: «Кассирша деньги выдает». Выдает (кого? что?) – деньги (В. п. – дополнение).
Прямые и косвенные дополнения
- Определение (признак предмета) – вопросы: ЧЕЙ? КАКОЙ?/ИЗ ЧЕГО? Существительное может выступать в предложении в качестве несогласованного определения:
– мой дядя (какой он?) самых честных правил (Р.п).
– на остановке (чьей?) троллейбуса (Р. п.) – ср.: на троллейбусной остановке;
– дом (какой?) с мезонином (Т. п.);
– кораблик (какой?/из чего?) из газеты вчерашней (Р. п.);
– избушка (какая?) на курьих ножках (П.п.)Несогласованное определение не всегда можно заменить конструкциями с прилагательными, особенно если определение выражено устойчивым сочетанием.На заметку: определение в виде ПРИЛОЖЕНИЯ пишется с определяемым словом через дефис и сочетается с ним в роде, числе и падеже: в городе-спутнике, о матери-героине; в море-океане.
Основные трудности определения синтаксической роли существительного
Синтаксическая
рольПроблема Решение Примеры Подлежащее Существительное
не стоит в И. п.Количественное значение
Избирательность: предлог «из» + Р. п.
Сочетаемость: предлог «с» + Т. п.Фаза времени: И. п. + Р. п.
Устойчивое сочетаниеПять пальчиков сидят в чуланчиках.
Один из пассажиров – вор.
Жили-были (мн. ч.) старик со старухой.
Но: Жил (ед. ч.) король с королевой .
Приближался конец года.
Меня ожидал ворох дел.Второстепенные члены предложения Определение, дополнение или обстоятельство? Определение – если относится
к объекту и можно задать вопрос какой? чей?
Дополнение – если относится к действию, может само иметь определение, отвечает на вопросы косвенных падежей
Обстоятельство – если можно задать вопросы как? где? когда? – вместо косвенных падежейЗа мной стоял мужчина (какой?) с портфелем.
Но: Мужчина пришел (с чем?) с портфелем.
Он – достойный сын (чей?) своей матери.
Но: Он сказал (кому?) матери не всю правду.Пребывание (какое?) в тишине успокаивает нервы.
Шорохи раздались (в чем?) в зловещей тишине .
Я хочу посидеть (как?) в тишине.