Меню

Роль прилагательных в художественном стиле



Роль прилагательных в художественном стиле

Тип урока: обобщающее повторение по теме.

1) обобщить знания по имени прилагательному;
2) выяснить роль имени прилагательного в художественной речи (полная, точная характеристика предмета; выделение его из ряда подобных; дополнительная художественная характеристика предмета).

1. Тексты Г.Скребицкого, Ф.Абрамова, И.Тургенева, Н.Гоголя, А.Белого.
2. «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича, Е.П. Хабло.
3. «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой.

I. Создание проблемной ситуации

– Отгадайте, о каком звере идет речь в тексте Г.Скребицкого.

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.

– Какие слова помогли вам узнать лося, хотя название животного ни разу не упомянуто? (Длинная горбоносая морда; тяжелый, грузный и т.д.)

– К какой части речи относятся слова, описывающие животное? Дайте определение этой части речи. (Дети дают определение имени прилагательного.)

II. Постановка целей урока

Цель урока – обобщить знания об имени прилагательном, выяснить роль этой части речи в художественных текстах.

Мы будем работать с художественными произведениями таких мастеров слова, как И.Тургенев, И.Бунин, К.Бальмонт, В.Маяковский, А.Белый.

III. Работа с художественными текстами. Количественный анализ

– Продолжим работу над отрывком Г.Скребицкого. Проведем количественный анализ частей речи в этом отрывке: какая доля имен прилагательных приходится на количество всех слов? (Из 28 слов 16 – имена прилагательные.)

– О чем это говорит? (Преобладающая часть речи – имя прилагательное, которое делает отрывок образным, живописным.)

– Найдите в тексте прилагательные, обозначающие признаки предмета по:

а) цвету: темно-бурый, белые;
б) форме: горбоносая, стройные, вывороченные;
в) размеру: длинная, огромные;
г) весу: тяжелый, грузный;
д) росту: высокие;
е) пространству: лесного;
ж) функции: скакового;
з) авторской оценке: своеобразный, (был) хорош.

– Какие прилагательные помогают выделить предмет из ряда подобных, а какие дают дополнительную характеристику предмета? (Выделяют из ряда подобных прилагательные: темно-бурый, длинная (шея), стройные (ноги), горбоносая (морда); дают дополнительную, общую оценку прилагательные: своеобразный, (был) хорош.)

Делаем вывод, что прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.

– Теперь обратимся к творчеству замечательного писателя Ф.Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине с природой». Обратите внимание на разнообразие прилагательных в тексте. Что они создают?

Теплый, солнечный день. Бабье лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно сырую осень.

Удивительно целебная тишина.

Сижу над маленьким прудком в парке. Замшелое дно засыпано дубовыми листьями. И они блестят в воде, как медные блесны. А поверху бежит стайка рыбешек. Наверно, рыбешки воображают себя невероятными смельчаками. Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. Жутко! Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. И опять вперед.

(Обилие прилагательных создает образную, живописную картину теплого, солнечного дня. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок.)

– Какое словосочетание обратило на себя внимание? (Целебная тишина.)
– Как вы его понимаете? (Тишина, исцеляющая душу.)
– Найдите фразеологизм с именем прилагательным. (Бабье лето).
– Какое это лето? (Ранняя осень с ясными, теплыми днями.)
– Разнообразную и интересную информацию об эпитетах содержит «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло. В этом словаре зафиксировано около 53 эпитетов к существительному лето.

Читайте также:  Найди словосочетание в котором имя прилагательное употреблено в мужском роде

1. Бабье, ведренное, горячее, грозовое, дождливое, душистое.
2. Быстрое, длинное, запоздалое, короткое, северное.
3. Благодатное, богатое, зеленое, обильное, пышное.
4. Бледное, буйное, голубое, осеннее, ржаное, юное.

– По каким признакам распределены прилагательные?

1) температуре, влажности;
2) времени наступления;
3) урожайности, благоприятности;
4) эмоциональные, редкие эпитеты.

– Какие прилагательные могут быть употреблены с существительным лето, например, в сообщении по радио, в сводке погоды? Какие прилагательные уместны в художественном описании? (В сводке погоды могут быть употреблены прилагательные: дождливое, длинное, запоздалое, короткое, северное, остальные – в качестве эпитета в художественной речи.)

– Определите часть речи слова (влечение) к неведомому. (Это субстантивированное прилагательное – существительное;

неведомое реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод.

Днепр становится чудным при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои.

– Сделайте вывод о свойствах краткого прилагательного в художественном тексте. (Краткое прилагательное чуден исключительно выразительно в сравнении с полным прилагательным, т.к. называет не постоянный, пассивный признак, а переменный, изменяющийся, развивающийся во времени.)

– Определите синтаксическую функцию этого прилагательного в предложении. (Именная часть сказуемого.)

– Таким образом создается особая выразительность текста, придается народно-поэтический колорит.

– Одно из свойств качественных прилагательных – способность иметь синонимы. Как меняется текст при замене прилагательного его синонимом? Оправданна ли такая замена?

Попытайтесь найти синоним прилагательного чуден (см. «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой).

Красив (прекрасен) Днепр при тихой погоде.

В первом случае теряется значение «небывалое, сверхъестественное; то, что создано Божией волей»: чуден от слова чудо. Красив – доставляющий наслаждение взору. Во втором случае – потеря значения таинственности, необычности и удивительности. Прекрасен – очень красив.

– Итак, заменяя лишь одно прилагательное, мы искажаем замысел автора. В этом отрывке ему важно показать первозданность, величавость и величие Днепра, недаром писатель сравнивает Днепр с чудом, не зря употребляет рядом и однокоренное слово чудится.

VII. Лингвистический эксперимент

– Теперь нам понятно, как бывает важно найти красивое, точное, образное прилагательное; какое это трудоемкое, но вместе с тем интересное занятие. Попробуйте поработать над художественным текстом. Восстановите стихотворение А.Белого «Зима».

Снега синей, снега туманней;
Вновь освеженней дышим мы.
Люблю деревню, вечер (ранний)
И грусть (серебряной) зимы.

Лицо изрежет ветер резкий,
Прохлещет хладом в глубь аллей;
Ломает (хрупкие) подвески
(Ледяных), (звонких) хрусталей.

Навесив синий, синий иней
В (стеклянный) ток остывших вод,
На снежной, (бархатной) пустыне
Воздушный водит хоровод.

Авторские прилагательные

Детские варианты

ранний
серебряной
хрупкие
ледяных
звонких
стеклянный
бархатной

– Какие прилагательные у автора вам показались наиболее интересными?
– Почему он употребляет именно их?
– Почему в словах туманней, ранний пишем нн, а в словах серебряной, ледяных н?
– Какое слово – исключение из правила вы увидели? (Стеклянный.)

VIII. Заключение

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека почти каждое четвертое слово – прилагательное. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.

Дома напишите сочинение-миниатюру о любимом времени года. Попытайтесь передать свое отношение к этому времени; описывая пейзаж, употребляйте разные прилагательные. Используйте в работе «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло.

Читайте также:  Морфологический разбор прилагательного плох

Литература

1. Богданова Г.А. Имя прилагательное (5-й класс) // Русский язык в школе. № 2/1992. С. 23.

2. Еськова Н.А. Имя прилагательное // Русский язык. № 33/1998. С. 11.

3. Купина Н.А. Лингвистический анализ текста. Учебн. пособ. для студентов-заочников 5-го курса факультета языка и литературы. М.: Просвещение, 1980.

Источник

Роль прилагательных в тексте

Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Наша речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и …непонятна.
Мы знаем, что имя прилагательное обозначает признак предмета по качеству, то есть характеризует предмет. Как это понимать? Прилагательные как бы описывают всевозможные объекты, расширяют представление о них, уточняют, дополняют — создают реальную картину, а значит, помогают нам познать и понять окружающий мир.
Так, например, рассказывая о русской зиме человеку, живущему в другой стране, мы можем словами нарисовать такой пейзаж: «Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки». Однако этот пейзаж будет абсолютно неполным, он не сумеет создать представление о русской зиме, передать всю прелесть и особенность этого времени года. Другое дело, если мы включим в свой рассказ имена прилагательные. Посмотрите, как сразу же «расцветет» наше повествование, «заиграет» всеми цветами – поможет не только увидеть, но и проникнуться, почувствовать такое прекрасное время года, как русская зима: «Пришла холодная зима. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки».
Русские имена прилагательные настолько разнообразны и многочисленны, что с их помощью можно создать не только обыденный, но и художественный текст. В нем прилагательные будут выступать в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся:
Море бывает печальным,
Весёлым и грустным.
Задумчивым, даже смешным,
Синим, оранжевым, красным,
Бордовым, бирюзовым и голубым.
Здесь с помощью прилагательных автор уподобляет море живому существу, наделяет его душой, помогает в полной мере понять и прочувствовать такое особенное явление под названием море.
Таким образом, роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. На мой взгляд, наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи.

Источник

Стилистическое использование имен прилагательных в художественной речи

Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в художественной, им отчасти публицистической, речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, — самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства.

Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах… (П.). Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые (П.). Нередко прилагательные характеризуют и поведение героя, хотя в этом случае с ними успешно конкурируют глаголы; ср.:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Читайте также:  Имя прилагательное как определение и сказуемое

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах так

При этом предпочтение отдается кратким формам прилагательных, берущим на себя предикативную функцию.

В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Проиллюстрируем это примером описания лунной ночи: …Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете (М. Г.). Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества; ср.: блеск, свет, бледнел, медленно.

В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный. Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Купр.). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения. Так, А.С. Пушкин мог к одному слову подобрать до пятидесяти прилагательных-определений в разных контекстах.

В то же время отказ писателей от использования прилагательных при изображении природы в художественном тексте может стать своеобразным стилистическим приемом, демонстрирующим ироническое отношение автора к метафорическому слогу, стремление к «деромантизации» пейзажа. Этот прием реализован, например, в рассказе М. Горького «Месть»: Соловьи и луна, тени, запах цветов — все это имелось налицо и в количестве гораздо большем, чем было нужно по ходу дел. Читатель невольно сравнивает эту фразу с пейзажной зарисовкой в начале рассказа (Эта река и камыш по ее берегам, а за ним темные, пышные деревья так хороши, облитые чудным, приветливым светом луны…): отказ автора от использования прилагательных-эпитетов расценивается как выражение протеста против фальши «красивых слов».

Стилистическое значение имени прилагательного в системе выразительных ресурсов морфологии ставит его в особое положение в сравнении с другими частями речи. Умение автора найти художественное определение нередко выступает критерием хорошего слога. Поэтому замечания опытных писателей о стиле молодых авторов особенно часто касаются употребления прилагательных. Так, М. Горький обратил внимание на стилистическую беспомощность одного из начинающих литераторов, «украсившего» речь прилагательными: Бессмысленная, вялая какая-то, скучная смерть веяла ровным дыханием. Горький пишет: «Это очень характерная фраза для вас. А ведь в ней, несмотря на три определения понятия «смерть», — нет ясности. Сказать «вялая смерть» и прибавить к слову «вялая» — «какая-то» — это значит подвергнуть сомнению правильность эпитета «вялая». Затем вы добавляете — «скучная», — к чему это нагромождение?».

При употреблении прилагательных важно сохранять чувство меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими многословие. А.П. Чехов советовал молодому Горькому: «Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву»… Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».

Источник