Меню

Роль прилагательных в тексте высказывание



Роль имен прилагательных в произведениях художественной литературы

Цели:

  • повторить известное об имени прилагательном; показать роль имён прилагательных в художественных произведениях;
  • формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их синтаксическую роль, роль в произведениях художественной литературы;
  • воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор.

Оборудование.

  • Таблица-опора “Имя прилагательное как часть речи”;
  • Произведения художественной литературы (отрывки);
  • Репродукция картины и рисунки о зиме.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

1. Организационный момент

(Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число, классная работа).

2. О теме, целях урока.

Сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Имя прилагательное”. Понаблюдаем, какую же роль играет эта часть речи в художественных произведениях.

Поэтому запишите тему урока “Роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы”.

2. Повторение пройденного по теме “Имя прилагательное”.

Вначале повторим по таблице-опоре.

— Что вы знаете об имени прилагательном как части речи?

(что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, каким членом предложения является)?

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)

— В чём смысл этого высказывания?

— Есть ли здесь прилагательные?

(как вы определили, что они есть?)

Задание. Разберите предложение по членам.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен.

— Расскажите ещё раз о синтаксической роли имён прилагательных, опираясь на это предложение.

Проверка домашнего задания

Проверим домашнюю работу (упр. 260)

Задание. Назовите словосочетания “ прил.+сущ.”, выписанные вами из учебника и художественных произведений; укажите, с какой целью употреблены прилагательные: они выделяют предмет из множества или рисуют, описывают.

3. А теперь посмотрим, какими прилагательными пользовался А.С.Пушкин

Задание. Послушайте такие строчки

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

— Запишите это предложение.

— Найдите имена прилагательные и слова, от которых они зависят. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

— Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко и выразительно описывать предмет.

Под небесами (какими?) голубыми (цвет)

Коврами (какими?) великолепными —

Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом.

— А что такое эпитет?

(Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа…)

— А какое ещё изобразительно-выразительное средство использует А.С.Пушкин в этом отрывке?

(сравнение: снег, как великолепный ковёр, олицетворение: снег лежит).

— К эпитетам можно подбирать синонимы.

Задание. Выпишите прилагательное “великолепный”, подберите синонимы к этому эпитету, назовите их.

А в “Словаре эпитетов” К.Горбачевича и Е.Хабло даётся к этому слову более ста эпитетов, например:

Роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный…

Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.

А теперь посмотрите на доску. Здесь записано слово “снег” и ряд прилагательных

Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).

— Подумайте, какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным, например, в сообщении по радио в сводке погоды?

— Какие прилагательные уместны в художественном описании?

(то есть в художественном описании мы будем использовать эпитеты).

— А с какой целью?

(ярко, красочно, выразительно, образно описать снег).

Обратимся к тексту.(он записан на доске). Послушайте его.

Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

— Чего-то в нём не хватает?!

Читайте также:  Много прилагательных про себя

— Как вы думаете, почему?

Но чтобы ответить более полно на этот вопрос, обратитесь к Теории 98, найдите то место, где говорится о роли прилагательных в речи.

То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.

— Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным.

Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И.Чайковский цикл “Времена года”).

Прочитайте получившееся описание.

А теперь посмотрим авторский текст и сравним с вашим.

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам!

Какой же вывод можно сделать о роли прилагательных в художественных произведениях?

(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)

Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных?

(Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность).

Это мы с вами провели лингвистический эксперимент, то есть посмотрели, как и для чего писатель подбирает самые нужные, самые меткие имена прилагательные.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, так как на уроке есть не только произведения художественной литературы, но и произведения искусства.

Перед вами две репродукции.

— В чём сходство этих картин, а в чём отличие?

(Тема одинаковая: изображён зимний лес, но манера исполнения разная: одна картина в серых тонах, а другая – красочная).

Из уроков ИЗО мы знаем, что эти репродукции относятся к разным видам изобразительного искусства.

Первая – это рисунок. Главное изобразительно-выразительное средство – линия, штрих, тон.

Вторая – живопись. Главное изобразительно-выразительное средство — цвет.

Отсюда можно сделать вывод: писатели описывают предмет с помощью прилагательных, эпитетов, а художники – с помощью цвета.

Физкультминутка.

А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников.

Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию.

Над голубыми свежими снегами синее огромное и удивительное нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. (И.А.Бунин.)

Иллюстрация готова. Открываем глаза.

— Что вы изобразили?

И всё это в великолепном цвете.

Тексты этих отрывков у вас на столах. Прочтите его ещё раз сами.

Задание. Выпишите сначала словосочетания “прил.+сущ.”, в которых прилагательные просто обозначают признак предмета.

Над голубыми снегами, синее небо, огромное небо, яркие краски, над зелёным бором…

А теперь — словосочетания с эпитетами.

Нежное небо, радостные краски, над свежим снегом.

— С какой целью автор использует столько прилагательных?

— Что хотел показать он этим описанием?

(как ему представляется зимний пейзаж утром, какие краски он видит, когда смотрит на утреннюю зимнюю природу…)

Итак, мы подошли к концу нашего путешествия в сказку зимней природы, в мир художественного текста.

Остаётся сделать вывод, какова же роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы?

Ответить на этот вопрос вам поможет эпиграф нашего урока, тексты, которые мы с вами рассмотрели, Теория 98…

(писатели используют имена прилагательные в произведениях художественной литературы, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, чтобы описание того или иного предмета, явления было точным, метким, выразительным, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём они пишут, чтобы по художественному описанию мы легко могли представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники.

Читайте также:  Степени сравнения прилагательных исключения тест

Выставление и комментирование оценок.

(сегодня в нашем путешествии хорошо помогали…, неплохо работали…).

Объяснение домашнего задания.

Дома вам тоже предстоит работать с художественными текстами. Найдите стихотворения о зиме, запишите их, подчеркните их как члены предложения. Устно сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.

Источник

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в ГИА

Вид рассуждения – рассуждение-размышление.

(1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.

(2)Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой…

(4)Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5)В нём была полная и совершенная чистота.

(6)А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. (7)Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета…

1. Определим, какой вид рассуждения мы будем использовать при написании сочинения. Для этого еще раз внимательно прочитаем название темы. В нем не указан тезис, который необходимо доказать. Значит, в данном случае мы будем писать рассуждение-размышление.

2. Вспомним, что такое прилагательное, и запишем на черновике определение: «Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? чей?»

3. Вспомним, что в грамматике называется предметом. Напишем определение: «Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?»Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем существительным.

4. Вспомним, что такое признак предмета. Запишем на черновике ответ: «Признак предмета- это свойства ( сильный), принадлежность(лисий), количества (трёхлетний) и т.д., характеризующие данный предмет.

5. Сделаем для себя вывод и запишем его:

Очевидно, что одна из ролей прилагательного заключается в том, чтобы называть свойства предмета – это первый тезис, который мы будем доказывать.

Однако, как известно, прилагательное играет и другие роли, например, украшает нашу речь – это второй тезис; является средством художественной выразительности – третий тезис.

6. Вспомним языковые средства оформления рассуждения-размышления.

Итак, основная часть нашей работы уже обозначена.

7. Приступим к написанию вступления. Оно должно подвести читателя к рассматриваемому вопросу.

Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.

8. От вступления необходимо перейти к основной части. Для этого найдём в тексте и выпишем на черновик все прилагательные: живописных, глухих, девственную, таинственную, сосновые, сухие и т.д. Выберем предложение, которое будем использовать в качестве примера для доказательства первого тезиса. Приступим к написанию основной части сочинения.

Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.

Читайте также:  Артикль степени сравнения прилагательных

9. Перейдем к доказательству второго тезиса.

Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.

10. Перейдём к доказательству третьего тезиса.

Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.

11. Перейдём к обобщению. Для связи аргументов с выводом можно использовать следующие словосочетания и речевые обороты: таким образом, получается что…, следовательно и др.

Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.

12. Соединим все наброски воедино. У нас получится следующее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему:

Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.

Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.

Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.

Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.

Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.

Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.

Источник