Меню

Русский 2 класс существ глагол



Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Глагол. Первичное знакомство»

Цели и задачи:

  1. Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.
  2. Формирование представления о функциях глагола в речи.
  3. Повторение и обобщение знаний об уже известной части речи – имени существительном.
  4. Развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи .
  5. Воспитание любви к малой родине, чувства товарищества, взаимопомощи.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.
  3. Усвоение новых знаний.
  4. Физминутка.
  5. Закрепление новых знаний.
  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  7. Итог урока.

Оборудование:

  1. Учебник “Русский язык” 2 класс, Т.Г.Рамзаева.
  2. “Заколдованные листочки” с заданиями.
  3. Карточки с заданиями, картинки, карточки со словами.
  4. Рисунки гномов.
  5. Магнитофон с записью музыки.
  6. Волшебная указка.
  7. Презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы проведем вместе волшебные 40 минут. Давайте вместе поколдуем: сложите пальчики щепоткой и напишите в воздухе три раза букву О. Теперь на ваших партах – не простые листочки, а заколдованные,

они помогут вам достать из уголков памяти все ваши знания и умения, и, наконец, помогут открыть тайну. Запишите сегодняшнее число. Что следует написать дальше? (Классная работа) А вот и не угадали! Мы запишем ВОЛШЕБНАЯ РАБОТА, ведь я сегодня не просто учительница, я – фея из волшебной страны Речь! (записали).

Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит волшебная музыка, я надеваю головной убор феи)

Ну какая же фея без волшебной палочки! Наблюдайте за ней. Она многое может рассказать! (палочка при правильном ответе детей светится).

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Моя страна Речь необъятная, богата разными словами. И как Россия состоит из субъектов федераций, так и Речь состоит из разных частей..

— С какой частью речи вы уже знакомы?(Имя существительное)
— Что вы о ней знаете?
— Распределите слова и картинки в две группы: слова:яблоко, заяц, река, корова, пещера – волк; картинки: водопад, конь, горы, зубр, беркут.

— Приведите примеры имен существительных!
— По какому признаку распределили слова? (Одушевленные и неодушевленные)

— А вы заметили, что все слова и картинки были связаны с нашей Республикой? Адыгея – одно из самых красивых мест на земле – быстрые реки, высокие горы, гостеприимный талантливый народ. В моей стране тоже есть похожее место. А как оно называется, вы узнаете, разгадав филворды (таблица на “заколдованных” листочках).

Ф Л Г О Т В Ь Н
А А А Л С И Л О
В Г Л Щ Е Т Е Е
И Т С У Ь Ч Е Р

— Кто знаком с ними? Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.

Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит)

— Ищем второе слово:

Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (существительное).

Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.

(Она бывает письменная и устная). (Речь).

Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол) Итак, наша часть Речи называется Глагол. Запишите это слово на заколдованном листе с большой буквы, поставьте точку. Эту часть речи заселяют добрые гномики, зовутся они Глаголики.

Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.

3. Усвоение новых знаний.

— А вот их первый верный друг! (рисунки собаки в разных действиях)

Кто это? (собака) Что вы можете сказать о слове “собака”? (имя существительное, словарное, с непроверяемой безударной гласной) Запишем это слово с красной строки. (1 у доски) Со-ба-ка ––что делает? Стоит, сидит, бежит, лежит, спит, лает, ест, играет. (запись слов)

Что называют все эти слова? (действия предмета). А как же эти слова назвать одним словом? Надо на помощь позвать мудрую Сову!

Звучит фонограмма. Физминутка. Повторяйте за мной!

Сова принесла какую-то мудрую мысль! Давайте поищем ее в Книге Заклинаний! Откройте волшебную Книгу Заклинаний (учебник)на странице 131. Найдите Мудрую Сову и прочитайте ее заклинание!

(сначала я, потом про себя, потом 1 ученик):

Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы что делать? Что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает? Читать, читает, читал, будет читать, написал, напишет – это глаголы.

— На какие вопросы отвечает глагол?
— Что называют глаголы?
— На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов?
— Так как же мы назовем одним словом слова стоит, сидит, лежит…? (Глаголы)

4. Закрепление новых знаний.

На странице 130 Книги Заклинаний найдите заклинание № 251, прочитайте про себя.

Догадались о чем речь? (о ветре) В моей волшебной стране Речи и ветер волшебный. Что-то он нам принесет? Давайте выполним задание, а я запущу пока свежий ветер. Найдите слова, которые обозначают действия предметов! ( что делает? кружит, свистит, что делали? видали, что сделает? влетит, прошепчет, загудит)

Читайте также:  Переходные и непереходные глаголы например

Пока вы писали, к нам ветром занесло еще гномиков-глаголиков!! А они к нам пожаловали не одни!

Гномики-глаголики предлагают задания группам, чтобы проверить, что вы сумели запомнить в их волшебной стране! Выбирайте задания и приступайте к работе. (карточки сопровождаются рисунками)

Источник

Дидактический материал по русскому языку во 2 классе по теме «Глагол»
тренажёр по русскому языку (2 класс) на тему

Дидактический материал по русскому языку во 2 классе по теме «Глагол»

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskiy_material_po_russkomu_yazyku_vo_2_klasse_po_teme_glagol.docx 24.14 КБ

Предварительный просмотр:

1. Подчеркните глаголы.

Строит, уходит, выключатель, ловушка, играют, направят, ответит, ласковый, захватчик, творожный.

2. Напишите подходящие глаголы.

3. Напишите глаголы, противоположные по смыслу.

4. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Д(о,а)бреть, пл(о,а)тить, б(е,и,я)жать, гл(е,и,я)деть, ст(о,а)ять, пон(е,и,я)жать, зв(о,а)нить, нат(е,и,я) нуть, расп(е,и,я)лить, отд(о,а)вать.

5. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Ма(з,с)ка, ре(з,с)кий, ло(д,т)ка, пя(д,т)ка, бу(д,т)ка, руба(ж,ш)ка, ло(ж,ш)ка, хло(б,п)ки, ро(б,п)кий,

1. Подчеркните глаголы.

Строит, уходит, выключатель, ловушка, играют, направят, ответит, ласковый, захватчик, творожный.

2. Напишите подходящие глаголы.

3. Напишите глаголы, противоположные по смыслу.

4. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Д(о,а)бреть, пл(о,а)тить, б(е,и,я)жать, гл(е,и,я)деть, ст(о,а)ять, пон(е,и,я)жать, зв(о,а)нить, нат(е,и,я) нуть, расп(е,и,я)лить, отд(о,а)вать.

5. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Ма(з,с)ка, ре(з,с)кий, ло(д,т)ка, пя(д,т)ка, бу(д,т)ка, руба(ж,ш)ка, ло(ж,ш)ка, хло(б,п)ки, ро(б,п)кий, обно(в,ф)ка

1. Прочитайте. Выпишите глаголы.

Льёт, голос, кричит, устаёт, поёт, дождь, изгородь, стоит, блестит, летит.

2. Спишите. Подчеркните слова, отвечающие на вопрос что делает? двумя линиями.

Ворона на дереве вьёт гнездо. Снег падает на землю. Рыбак ловит рыбу.

3. Составьте и запишите предложение со словом, отвечающим на вопрос что делает?

1. Прочитайте. Выпишите глаголы.

Льёт, голос, кричит, устаёт, поёт, дождь, изгородь, стоит, блестит, летит.

2. Спишите. Подчеркните слова, отвечающие на вопрос что делает? двумя линиями.

Ворона на дереве вьёт гнездо. Снег падает на землю. Рыбак ловит рыбу.

3. Составьте и запишите предложение со словом, отвечающим на вопрос что делает?

1. Подчеркните глаголы во множественном числе.

Прогулял, повесили, выиграет, успеет, прочитают, смогут, запел, успели, подбросил.

2. Запишите глаголы во множественном числе.

Открыл, хранит, посвистит, притащил, заснёт, проткнёт, забыл.____________________________

3. Запишите глаголы в единственном числе.

Читали, замолчат, говорят, встают, проверили, обдумали, спят.____________________________

4. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Ч(а,я)(ж,ш)ка, ж(и,ы)рн(и,ы)й, ш(и,ы)ро(г,к),щ(а,я)вел(ь), щ(у,ю)ч(ь)ка, ч(у,ю)лан(ь)чик, ры-

ч(а,я)(г,к), ут(а,о)щ(у,ю), м(а,о)лыш(и,ы), задач(а,я)._______________________________________

5. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Поду(ж,ш)ка, подска(з,с)ка, пиро(г,к), гер(б,п), плю(з,с), алма(з,с), заме(д,т)ка, коло(д,т)ка, ке(б,п)ка, коро(в,ф)ка._______________________________________________________________

1. Найдите верное утверждение.

А) Глагол может стоять только в единственном или только во множественном числе.

Б) Глагол изменяется по числам (единственное и множественное).

В) У глаголов нет чисел.

2. Найдите глагол во множественном числе.

3. Найдите глагол в единственном числе.

4. Найдите глагол во множественном числе.

5. Найдите глагол в единственном числе.

1. Найдите верное утверждение.

А) Глагол может стоять только в единственном или только во множественном числе.

Б) Глагол изменяется по числам (единственное и множественное).

В) У глаголов нет чисел.

2. Найдите глагол во множественном числе.

3. Найдите глагол в единственном числе.

4. Найдите глагол во множественном числе.

5. Найдите глагол в единственном числе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен дидактический материал по русскому языку по развитию грамотного письма в игровой форме «Орфографическое лото».

Контрольно измерительный материал по русскому языку позволяет в тестовом варианте быстро проверить знания учащихся по различным темам. Материал подобран в соответствии с программой с учётом возр.

Данный материал разработан для повторения основных тем курса русского языка во 2 классе.

Дидактический материал по русскому языку позволяет проверить знания учащихся по темам » Главные члены предлжения», » Однокоренные слова», » » Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах», » «Перенос.

Дидактический материал по русскому языку в виде тестов разработан с целью контроля и проверки знаний за курс 2 класса. Использовать тестирование можно в конце изучения темы.

Дидактический материал по русскому языку. Тесты по основным темам программы за курс 2 — го класса. Тесты можно использовать после изучения темы и как повторение материала.

Дидактический материал по русскому языку. 4 класс. Спряжение глаголов.

Источник

Конспект урока русского языка «Глагол» 2 класс

Конспект урока по русскому языку

Учитель Меньших Т.В.

УМК : «Школа России» (учебник «Русский язык», часть2, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Предметная область : Русский язык

Тип урока : Ознакомление с новым материалом

Тема урока : «Глагол как часть речи»

Цель урока : создать содержательные и организационные условия для восприятия осмысления и закрепления обучающимися знаний по теме «Глагол как часть речи».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

-высказывать свое предположение (версию).

-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-уметь высказывать свое мнение;

-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре.

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

-формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;

-овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;

-осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры;

-освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка;

-формирование умений анализировать основные единицы языка.

«Русский язык», часть 2, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение» 2015; «Русский язык с увлечением» (развивающие задания для школьников), 2 класс, Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко «Планета» 2017;

проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность

к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2. действовать по плану и планировать свои учебные действия;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4. адекватно оценивать свои достижения

1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

2. понимать информацию, представленную в разных формах-

3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

4. строить логическую цепь рассуждений

1. сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

2. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность

к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2. действовать по плану и планировать свои учебные действия;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4. адекватно оценивать свои достижения

1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

2. понимать информацию, представленную в разных формах-

3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

4. строить логическую цепь рассуждений

1. сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

2. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

Учитель: Сегодня у нас урок – путешествие по морю знаний. Сегодня мы, выполнив задание, придём в пункт назначения, найдём для себя что-то новое, очень нужное. Мы научимся распознавать и выделять из текста нужную часть речи по вопросу, роли, значении. Научимся выделять новую часть речи среди других частей речи.

Все без исключения

Хотим мы приключения

В море знаний поспешим

Новый остров посетим.

Кто живет на нем, узнаем

А в помощники возьмем

Мы смекалку и старание

И тогда приобретем

Очень много новых знаний.

На доске открывается карта с океаном и островами.

Учитель: А отправляемся мы к мысу Чистописания.

Откройте тетрадь и правильно положите ее на парте.

-Запишите число, классная работа.

-А сейчас представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет…

Представили? Изобразим морские волны в тетради:

Первый элемент пропишите столько раз, сколько согласных звуков в слове море, второй элемент столько, сколько гласных букв е в слове ветер, третий элемент столько, сколько звуков в слове якорь.

-Какая буква спряталась в волнах?

-Дайте характеристику этой букве.

2. Актуализация знаний

К.рабль, вет.р, в.сточный, сев.рный, прич.лить.

-Спиши слова. Вставь пропущенные буквы. Определи жителями какого острова они являются.

(Существительное, Прилагательное, Глагол)

-Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? и что?, обозначает предмет. Существительные бываю одуш. и неодуш, собст. и нариц. Существительные могут изменяться по числам.

-Какое слово у вас вызвало затруднение? (причалить)

-Жителем какого острова является слово причалить?

-На какой вопрос отвечает это слово? Что оно обозначает?

-Мы с вами оказались в пункте назначения. Можете ли вы сказать, как называется этот остров? Слово – обозначающее ещё одну самостоятельную часть речи.

Почему это слово лишнее? Какой частью речи оно является? Дайте определение, что такое глагол.

-Сформулируйте тему нашего урока.

-Поставьте цель урока и сформулируйте задачи. Чему мы будем учиться.

-Итак, нам надо вспомнить на какие вопросы отвечает глагол и что обозначает.

4. Изучение нового материала.

-Выполним упр.116 на стр. 68

Посмотрите на рисунки. Что делает мальчик?

-Назовите слова, обозначающие действия мальчика

( Мальчик моет, поливает, стирает, читает.)

-На какой вопрос отвечают эти слова?

-К какой части речи они относятся?

-Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его. Подчеркните слово, обозначающее действие предмета.

-Глагол мы будем подчеркивать двумя линиями и сокращенно подписывать гл .

-А как вы помогаете дома?

-Много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С одним предметом можно проводить разные действия).

-Часто ли мы их употребляем? (Да, глагол занимает 2-е место после имени существительного по частоте употребления)

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.

6. Упражнения на усвоение новых знаний.

-Продолжаем работу в группах. Давайте представим, что мы юные учёные и попробуем дать определение глаголу. Заполните пропуски на карточке.

-Это ваше определение. Давайте посмотрим, какое определение нам предлагают авторы учебника (с.68).

-Сформулируйте правила о глаголе. Проверьте себя по учебнику стр. 68.

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами.

Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать — это глаголы.

-Откуда взялось слово глагол? Об этом узнаем из книги.

-Откроем книгу «Русский язык с увлечением» стр. 33

-Прочитайте текст и расскажите, что нового узнали о глаголе.

Глагол — одна из важнейших частей речи в русском языке. Недаром слово « глагол » в Древней Руси обозначало человеческую речь вообще. В словаре В. И. Даля читаем: « Глагол – это речь человека, разумный говор, язык». В современном русском языке с помощью только глагола можно сделать всё. Можно передать различные виды информации. А можно писать шуточные рассказы.

Вот как о себе заявляет сам Глагол:

Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом.
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов

-Итак, мы вспомнили, что обозначает глагол, и на какие вопросы отвечает. А теперь выполним интересные задания, что бы вы хорошо запомнили эту часть речи.

Упр.118 стр. 69 (учебник) по вариантам.

-Прочитайте отрывок из стихотворения К.И.Чуковского.

-Кто помнит, как называется стихотворение? («Путаница»)

-Что неправильно записал автор? (действия)

-Помогите распутать эту путаницу.

-Обсудите с товарищем по парте, кто из животных какие действия выполняет.

-Запишите правильный вариант.

1в.- 1отрывок, 2в.- 2отрывок.

Какова же роль глаголов в речи?

-Они делают речь ясной, понятной, богатой.

Русский язык богат фразеологизмами. Они украшают нашу речь, делают её выразительной. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее, ярче он выражает свои мысли.

Работа в книге « Русский язык с увлечением» стр. 33 ,упр. 1

Замени выражения одним глаголом. Рядом запиши ответы.

а) Клевать носом —

б) Чесать языком —

в) Дать стрекоча —

г) Ломать голову —

ж) Считать ворон —

Упр.2 с.33 «Русский язык с увлечением»

Работа в группах.

Дополни пословицы подходящими по смыслу глаголами. Объясни значение данных пословиц.

а) Поспешишь — людей ______________.

б) Упустишь минуту — ____________ час.

в) Тише едешь — дальше ____________.

Проверка каждой группы.

7. Применение новых знаний.

-Скажите, пожалуйста, может ли одно слово быть разной частью речи? Например, и существительным, и глаголом?

-Чтобы подтвердить одну из ваших гипотез, нам предстоит выполнить задание 3 на стр.34

Прочитай предложения и надпиши над выделенными словами часть речи, к которой они относятся.

а) Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.

б) Ведро дало течь, и вода стала течь.

-Какой сделаем вывод? (Одно и тоже слово может быть разной частью речи)

9. Контроль и коррекция знаний.

Упр.4 стр.34 « Русский язык с увлечением»

Отгадай загадку и напиши отгадку. Подчеркни в этом стихотворении глаголы.

Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про . _________

-Нужно найти глаголы. Как ты будешь действовать? (задавать вопросы к словам, по вопросам определять часть речи).

Подчеркните только глаголы.

Сделайте вывод : как же нам отличить глаголы от других частей речи?

-Выпишите из текста глаголы, обменяйтесь тетрадями, проверьте: справился ли ваш товарищ с заданием, оцените его работу.

10. Информация о домашнем задании.

Выучить правило на с. 68 и выполнить упр. 122 на с. 71

11. Подведение итогов

-Вернемся к задачам урока.

Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их?

У вас на столах анкета, где вы зафиксируете при помощи знаков «+» и «-» свои знания о глаголе:

Глагол – это признак предмета;
Глагол – это часть речи;
Глагол – это предмет;
Глагол – обозначает действие предмета;
Глагол отвечает на вопросы: кто? что?
Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

-Подошло к концу наше путешествие. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям жизни дружно. Удачи всем. Спасибо.

Источник