Меню

Русский 3 класс употребление прилагательных



Открытый урок по русскому языку в 3-м классе по теме «Употребление прилагательных в речи. Число и род имён прилагательных»

Цели:

  • систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи;
  • правильно употреблять в речи прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы;
  • совершенствовать умения образовывать от существительных однокоренные имена прилагательные, разбирать их по составу;
  • формировать представление о том, что род и число прилагательного совпадает с родом и числом существительного, к которому оно относится;
  • развивать речь обучающихся;

Учебное оборудование:

название острова «ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ», названия городов «ЧИСТОПИСАНИЕ», «ПОВТОРЕНИЕ», «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ-АНТОНИМЫ», «ИГРА», «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ-СИНОНИМЫ», «ЗНАНИЯ», «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ», карточки с текстами для работы, таблица «Суффиксы», карточки для заполнения бортового журнала, индивидуальные карточки для домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Сколько правил,Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Всё запомнишь, всё поймёшь!

— Мы отправляемся на остров, где живут прилагательные.

Тема нашего урока: «Употребление прилагательных в речи. Число и род имён прилагательных».

— Мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи, а также узнаем о прилагательном что-то новое. Буду рада вашим хорошим ответам.

— Итак, первый город, который мы посетим, называется Чистописание.

III. Чистописание – словарная работа

— Объясните значение данных слов.

  • Норка – нора; хищный пушистый зверёк с густой шерстью.
  • Лисичка – съедобный гриб жёлтого цвета; хищное животное с длинным пушистым хвостом.

— Какой частью речи они являются?

— Найдите сочетание слов, в которых слова норка и лисичка обозначают зверька.

Вкусные лисички. Озорные лисички.

— Найдите слова, обозначающие признаки.

— Как называются такие слова?

— С какой частью речи связано имя прилагательное? Найдите это слово и поставьте над ним X.

Да! Прилагательные и существительные очень дружны. Вот как об этом рассказывается в одной сказке… «Родились прилагательные с покладистым характером, а так как собственного рода, числа и падежа они не имели, то решили подружиться с существительными. Существительные с удовольствием одолжили свои формы прилагательным. Так и живут до сих пор прилагательные: чтобы дружить с существительным, берут у него напрокат формы рода, числа и падежа. Как говорится: «Вместе – служба, вместе – дружба!»

Покладистый – сговорчивый, уступчивый.

IV. Повторение изученного

— На пути другой город, Повторение.

1). Образование прилагательных.

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета,
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?

— Замените выражение одним словом, которое обозначает признак:

  • Сок из моркови – (морковный),
  • Салат из капусты – (капустный),
  • Печенье из овса – (овсяное),
  • Торт с орехами – (ореховый),
  • День в сентябре – (сентябрьский)
  • Каша из гречки – (гречневая)

— Какой частью речи являются полученные слова?

— На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

— Назовите однокоренные слова.

— От какой части речи образовалось прилагательное?

— При помощи какой части слова образовалось прилагательное?

— Разберите прилагательные по составу.

— Какие суффиксы использовались при образовании имён прилагательных?

2). Работа по учебнику (с. 105)

Упражнение 9 – устно по заданию:

— Образуйте однокоренные прилагательные с суффиксом -к-, -н- или -енн- от существительных овощи, звон, письмо, солома, место, обед, север.

— К существительным гладь и жар подберите однокоренные прилагательные с суффиксами -еньк-, -к-.

— Какой оттенок придаёт прилагательным суффикс —еньк-?

Упражнение 10 – комментированное письмо. (образование прилагательных с суффиксами и без них, разбор слов по составу)

— К существительным добро, лес, тепло, мель, труд подберите однокоренные прилагательные без суффиксов или с разными суффиксами. Запишите группы однокоренных слов. Выделите корень.

V. Изучение нового материала

Устная работа. Следующий город называется Прилагательные-Антонимы.

— Какие слова мы называем антонимами?

— Дополните предложения прилагательными – антонимами.

За.ц слабый зв.рёк, а рысь — … зверь. Черепаха – м.длител.ное ж.вотное, а зм.я — … . Ж.ра. –б.л.шой, а мыш. — … .
(сильный; проворная, юркая, шустрая; маленькая)

— Почему люди часто в речи признаки одного предмета противопоставляют признакам других? (для сравнения)

— Противопоставлять друг другу можно разные предметы и их признаки.

(Дорогу и тропинку по ширине ,дерево и кустарник по высоте, зиму и лето по погоде, тигра и волка по силе, смелого человека и трусливого по степени храбрости, предметы по массе, по цвету, по росту, по величине, по красоте и т.д.)

— Какие орфограммы вам встретились?

— Укажите род имён существительных.

— От чего зависит имя прилагательное? (от существительного)

— А раз прилагательное зависит от существительного, то и род будет таким, какой он у существительного.

ВЫВОД: Род прилагательного зависит от рода существительного.

VI. Физкультминутка

1) Следующий город называется Игра.

Все встали! Я буду называть словосочетания «сущ.+прил.». Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если прилагательное женского рода, вы хлопаете в ладоши; если прилагательное среднего рода, вы поднимите руки.

Дружный класс, нежное пюре, весёлая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, алая заря, далёкий край, верная подруга, великое дело.

— От чего зависит род прилагательного? (Род прилагательного зависит от рода существительного.)

2) А сейчас мы отправимся в город, который называется Прилагательные-Синонимы, и узнаем, что ещё зависит от имени существительного?

— Какие слова называют синонимами?

— К данным именам прилагательным подберите прилагательные–синонимы.

Небольшое дерево — …
Храбрая девочка — …
Жаркий день — …

маленькое дерево
смелая девочка
тёплый день

— В каком числе употреблены имена существительные? (ед.ч.)

— Измените число имени существительного.

— Что произошло с именем прилагательным? (прилагательное тоже изменилось)

маленькие деревья
смелые девочки
тёплые дни

— Почему? (изменилось число существительного)

— Какой можно сделать вывод? (число прилагательного тоже зависит от существительного)

VII. Итог урока

А теперь мы в городе Знания.

1) Что же мы знали об имени прилагательном?

  • Часть речи.
  • Отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?
  • Прилагательное связано с существительным.
  • От существительных можно образовать прилагательные.
  • Прилагательные в предложение является второстепенным членом.
  • От существительного к прилагательному можно задать вопрос.

Что нового узнали?

  • Род прилагательного зависит от рода существительного.
  • Число прилагательного зависит от числа существительного.
  • При помощи суффикса от существительного можно образовать прилагательное.
Читайте также:  Хорошо в зимнем лесу падеж прилагательного

2) Какую же роль имеет имя прилагательное в нашей речи? (Прилагательное – это такая часть речи, которая делает нашу речь более яркой, убедительной и выразительной)

VIII. Задание на дом

И последний город – Город домашних заданий.

— У вас у каждого на парте лежат листочки с текстом. Прочитайте его. Вам надо подчеркнуть словосочетания существительных с прилагательными и указать число.

Яркое солнышко осветило землю.
На деревьях распустились нежные листочки.
В лесу расцвёл душистый ландыш.
Лес наполнили звонкие голоса птиц.

— Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Молодцы! Спасибо за урок!

Пояснительная записка и карточки — Приложение 1.

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык, 3 класс

Раздел. Части речи

Тема. Имя прилагательное

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Познакомиться с наукой морфологией, которая изучает части речи; обобщить знания об имени прилагательном, научиться устанавливать связь между существительным и прилагательным, определять число имён прилагательных, изменять прилагательные по числам

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)

Морфология, части речи, имя существительное, имя прилагательное, единственное, множественное число имён прилагательных.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • различать части речи;
  • устанавливать связь между существительным и прилагательным;
  • выделять имя прилагательное;
  • определять число имён прилагательных.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим иллюстрации. Что в них общее и чем они различаются?

Большой дом Маленький дом.

Красный воздушный шар. Жёлтый воздушный шар. Синий воздушный шар.

Как видно, на иллюстрации изображён один и тот же предмет, но признак этих предметов разный: большой дом – маленький дом; красный шар, жёлтый шар, синий шар.

Сегодня на уроке мы вспомним, какие части речи мы изучили, что такое имя прилагательное, какие признаки имени прилагательного мы знаем.

Вспомним, части речи изучает наука морфология. Слово «морфология» образовалось из двух греческих корней: «морфо» — форма; «логос» — учение. У слов языка есть форма, строение. Например, слово «книга» не похоже на слово «читать», которое, в свою очередь, отличается от слова «интересный». Чтобы составить из этих слов предложение, нужно придать каждому слову форму. Читаю интересную книгу! В этом предложении есть смысл.

Морфология как наука изучает различные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное.

Вспомним всё, что мы изучали в 1 и 2 классе об имени прилагательном. В самом названии части речи уже содержится намёк на то, что это слово должно к чему-то прилагаться, присоединяться. К каким же словам прилагается имя прилагательное? Имя прилагательное прилагается к имени существительному. Для какой цели прилагательное прилагается к существительному?

Рассмотрим это на примере сценки из жизни.

Уходя на работу, мама торопливо отдаёт приказания:

— Маша, свари, пожалуйста, кашу, а ты, Вениамин, сходи в магазин за хлебом.

Но вдогонку ей слышится вопрос:

Читайте также:  Как отличить местоимение от прилагательного

— Какую кашу сварить? Манную, овсяную, рисовую, пшеничную или гречневую?

И Вениамин тоже спешит спросить:

— А какого хлеба купить, белого или чёрного?

И мама уточняет: кашу надо сварить пшеничную, а хлеба купить белого.

Следовательно, именно прилагательные сделали ясным смысл задания.

Например, в магазине можно услышать такой диалог:

Женщина обращается к продавщице:

— Покажите, пожалуйста, тот материал.

Но в ответ слышит:

— Красный, в белую полоску, — уточняет покупатель.

Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, человек стремится не только назвать предмет, но и оценить его, определить его качественную сторону.

По количеству употребляемых слов прилагательные занимают третье место (после существительных и глаголов). По частоте употребления прилагательные занимают 5 место (после существительных, глаголов, местоимений, предлогов).

Самые частые прилагательные: большой, новый, старший, великий, последний, молодой, высокий, хороший, важный, полный, русский, главный, маленький, военный, чёрный, белый, старый, огромный, общий, нужный, красный, крупный.

Итак, сделаем вывод, что мы знаем об имени прилагательном.

Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Слова умный, нежная, круглый, холодные – это имена прилагательные.

Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной. Например:

день (какой?) осенний, солнечный, прохладный

бабушка (какая?) мудрая, добрая, заботливая

небо (какое?) голубое, высокое, чистое

столы (какие?) деревянные, тяжёлые, прочные

Имена прилагательные могут отвечать не только на вопросы какой? какая? какое? какие?, но и на другие вопросы. Например:

желаю пути (какого?) доброго

иду по лугу (какому?) зелёному

горит светом (каким?) ярким

вижу картину (какую?) чудесную

Имена прилагательные могут употребляться в единственном или во множественном числе.

Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на вопросы какой? какая? какое?

диван (какой?) мягкий

книга (какая?) интересная

озеро (какое?) глубокое

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?

машины (какие?) легковые

Имена прилагательные изменяются по числам:

красивый дом – красивые дома

радостная песня – радостные песни

лёгкое облако – лёгкие облака

Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.

Укажите наиболее полное определение имени прилагательного.

  1. Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
  2. Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признаки предметов.
  3. Имена прилагательные – это слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
  4. Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое?
  5. Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какое? какие?

Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Укажите имя прилагательное.

Укажите имя прилагательное, которое указывает на внутренние качества человека.

Укажите сочетание слов, в котором имя прилагательное употребляется в единственном числе.

  1. Раннее утро;
  2. Зимние дни;
  3. Холодные вечера;
  4. Вкусные ягоды;
  5. Февральские морозы.

Укажите сочетание слов, в котором имя прилагательное употребляется во множественном числе.

  1. Белые облака;
  2. Синий колокольчик;
  3. Красная роза;
  4. Белая ромашка;
  5. Жёлтый одуванчик.

Источник