Меню

Русский язык 3 класс тема число глаголов



Урок русского языка по теме «Изменение глаголов по числам» (3-й класс)

Класс: 3

  • формировать умение определять число глаголов;
  • отрабатывать правописание словарных слов, умение составлять предложения по схеме,
  • проводить грамматический разбор предложений; развивать речь учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать аккуратность при письме, любовь к природе.

Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаева, презентация по теме “Глагол” (Приложение 1), карточки.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Определить тему урока нам поможет кроссворд. (Приложение 1, слайд 1).

1. Самостоятельно, через клеточку запишите слова отгадки в тетрадь, ориентируясь на клеточки кроссворда.

  1. Крупный населенный пункт. (Город)
  2. Верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм. Бывает зимнее, демисезонное. (Пальто)
  3. Лесной житель. Летом – серый, зимой – белый. (Заяц)
  4. На жарком солнышке подсох, и рвется из стручков … (Горох)
  5. Маленькие серенькие птички в теплый край не улетают, здесь под крышей обитают. (Воробьи)
  6. Как называется лесная ягода, которая состоит из множества малых ягодок. (Малина)

Как можно назвать записанные слова?

На какие группы можно разделить слова? (Одушевленные, неодушевленные; единственное число, множественное число.)

Докажите, что среди этих слов есть существительные множественного числа.

Вывод: имена существительные изменяются по числам.

2. Самопроверка (слайд 2).

Дети проверяют записанные слова по слайду кроссворда. Если слова записаны верно, то на полях ставят знак “+”.

III. Сообщение темы и цели урока.

Какое слово спряталось в кроссворде?

Что такое глагол? (Слайд 3)

В ходе беседы заполняется таблица.

Что бы вы еще хотели узнать об этой части речи? (Как изменяются глаголы)

Тема нашего урока “Изменение глаголов …”

IV. Работа по теме урока.

1. Наблюдение над изменением глаголов. (Слайд 4)

– Посмотрите, кто изображен на левой части слайда? (Птица)

– Кто изображен на правой части слайда? (Птицы)

– Что изменилось в записи слов? (Окончание)

– Почему? (На левой части изображен один предмет – значит, существительное единственного числа; на правой части две птицы – значит, множественное число.)

Составьте нераспространенное предложение к левой части слайда. (Птица летит) Составьте нераспространенное предложение к правой части слайда. (Птицы летят)

Сравните глаголы. Что изменилось в записи глаголов? (Окончание)

– Почему? (Летит обозначает действие одного предмета, значит глагол в единственном числе. Летят – обозначает действие двух предметов, значит глагол множественного числа.)

Уточним тему урока. “Изменение глаголов по числам”

2. Вывод: (слайд 5.) В ходе беседы заполняется таблица.

V. Физкультминутка. (Рыбки)

Какие глаголы встретились в физкультминутке? (Плавали, плескались, сойдутся, разойдутся, зароются)

В каком числе данные глаголы? (Глаголы множественного числа, так как обозначают действие нескольких предметов.)

VI. Работа по теме урока.

Составление предложений по схеме, определение числа глагола. (Слайд 6)

В каком числе должен быть определен глагол?

Составьте предложение по данной схеме. Лучшие предложения запишем в тетради и на доске, сделаем грамматический разбор. (Перелетные птицы возвращаются на родину.)

– Как люди готовятся к встрече птиц? (Делают скворечники)

– Ребята, обратите внимание на написание и произношение этого слова. Пишется “Скворечник”, а произносится “Скворешник”.

Читайте также:  Глагол вернуть переходный или нет глагол

1 апреля отмечают Международный день птиц. Действительно, жители мастерят новые домики для пернатых гостей, развешивают их в садах, парках и огородах. Поднимите руку, кто из вас уже сделал скворечники.

2. Самостоятельная работа по определению числа глаголов.

А) Сильные ученики работают по карточке, остальные по учебнику (упражнение № 547).

Задание. Составь из предложений текст, запиши его, определи число глаголов, вставь пропущенные буквы.

Они ждали прилета скв…рцов.
Птицы зан…ли свои новые дома.
Ребята повесили на д…ревья скв…речники.
Скв…рцы по…вились неожиданно.

Б) Проверка самостоятельной работы.

– Прочитайте глаголы, назовите в каком числе они записаны.

В) Вывод. В каком случае мы говорим, что глагол употреблен в единственном числе, а в каком – во множественном числе?

VII. Первичная проверка знаний.

Ребята у вас на партах лежат карточки. Работая в парах распределите глаголы на две группы. (Живет, шумят, светит, бежит, плывут, журчат, зеленеет, думает, наступает, играют.)

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс.

Тема. Число глаголов

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Как определять число глагола.

Глоссарий по теме:

Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал?

Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делают? что сделают? что делали?

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 109–111.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  3. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.

Открытый электронный ресурс по теме урока:

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал?

Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делают? что сделают? что делали?

У глаголов число нельзя определить только в неопределённой форме. Остальные глаголы изменяются по числам.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Число глаголов.

Прочитайте слова. Закрасьте красным цветом глаголы в единственном числе, а глаголы во множественном числе – зелёным.

Напоминает, радуются, сверкают, улыбался, благодарят, посчитаем, добавили, приоткрыла, разметим, заполняет.

Подсказка: Вспомните, как определять число глагола.

Напоминает, радуются, сверкают, улыбался, благодарят, посчитаем, добавили, приоткрыла, разметим, заполняет.

Задание. Число глаголов.

Прочитайте. Впишите, ставя глаголы в неопределённой форме в нужное число.

Весна ________ (придти). Солнце ______ (греть) землю своими тёплыми лучами. Все весне _________ (обрадоваться): и звери, и птицы. Только один снег __________ (огорчаться). _____________ (Прятаться) снег от солнца под кустами и деревьями. Но яркие лучи солнца всё равно его __________ (достать). Ребята _______ (выбежать) на улицу и __________ (радоваться) лужам.

Читайте также:  Разноспрягаемый невозвратный глагол несовершенного вида

Подсказка: Вспомните, как определять число глагола.

Весна пришла. Солнце греет землю своими тёплыми лучами. Все весне обрадовались: и звери, и птицы. Только один снег огорчился. Прячется снег от солнца под кустами и деревьями. Но яркие лучи солнца всё равно его достают. Ребята выбежали на улицу и радуются лужам.

Источник

Урок русского языка в 3 классе. «Число глагола»

Данный урок был разработан ко Дню открытых дверей в нашей школе. Надеюсь этот материал будет интересен для учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе. «Число глагола»»

МОУ Юрцовская СОШ

Учитель: Мартынова Н.М

1.Формировать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам.

2. Совершенствовать навыки каллиграфии, развивать речь, воображение, мышление, творческие способности, умение делать выводы.

3. Воспитывать любовь к родному языку.

3. Слайдовая презентация

4. Карточки для самостоятельной работы

5.Сигнальные круги для проверки и оценивания заданий

6.Картинки смайликов для рефлексии.

7. Электронное приложение к уроку .

Вы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас

Русский язык у нас сейчас.

— Откройте тетради. Запишите число. Сегодня 15 апреля. Классная работа.

Легко земли касается

Идёт на поле,на реку

— Весна вступила в свои владения. Решила и к нам на урок заглянуть.. Приготовила для ва она много разных испытаний.

— А сейчас у нас минутка красивого письма.

— одна строка соединение- ля, вторая — ям

А теперь красиво спишите стихотворение, которое красавица весна прислала нам к уроку.

Ледоход. Тает лёд.

Он по речке плывёт.

Он от солнышка бежит,

Он ныряет и дрожит.

— Подчеркните изученные орфограммы. Слайд №3.

— Найдите и подчеркните глаголы.

3. Актуализация знаний.

А) Словарная работа.

-Сейчас мы напишем с вами картинный словарный диктант. Я показываю картинку, а вы записываете слово.

Ракета, рисунок, орех, огород, метро, горох, дорога, жёлтый, улица, помидор, лестница, яблоко, Красная площадь, чёрный, завтрак.

— Составьте со словом улица предложение о весне

4.Самопределение к деятельности.

А) Повторение знаний о глаголе

— Запишите ещё одно весеннее предложение. (у доски)

С горы бежит ручей проворный.

— Обозначьте части речи.

— О какой части речи пойдёт речь на нашем уроке , узнаете отгадав следующую загадку.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,-

Всё расскажет нам …(глагол).

-Что такое глагол?

— Что он обозначает?

-На какие вопросы отвечает глагол?

— Что такое неопределённая форма глагола?

— На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

— Какие окончания они имеют? Молодцы.

Б) Подготовка к новой теме.

-Запишите предложения. Их снова посылает вам весна.

Читайте также:  Две пословицы в которых есть глаголы с частицей не

— Чем отличаются эти предложения?

(В первом – глагол обозначает действие одного предмета, во втором- действие нескольких предметов)

-Назовите тему урока.

5. Работа по теме урока.

А) Работа с электронным приложением.

-А теперь послушайте и посмотрите материал о том, как глагол изменяется по числам.

Б) Работа с учебником.

— Откройте учебник на с.109. Найдите упр.№189. Прочитаем задание.

Запишите первое четверостишие и укажите число глагола.

В) Игра «Определи число глагола». Работа с электронным приложением.

— Распределите глаголы на 2 группы: Ед.ч. и Мн. ч.

(Цвели, прилетят, кричат, блестит, дрожал, зябнет, идёт, дует, сообщил, сияет, делают, поёт, алеют, дорожит, краснеют, мастерят.)

— Слово прилетят весна предлагает вам разобрать по составу.

В) Работа с учебником.

Прочитайте пары глаголов. Сравните их.

— Чем они отличаются?

— Почему у глаголов каждой пары разное окончание?

— Запишите глаголы. Укажите их число, выделите окончания.

— Что обозначают глаголы в ед. ч.? Во мн. ч.?

Образуй глаголы множественного лица:

6. Закрепление изученного материала.

А) Определи число глаголов. Работа с электронным приложением.

— Успела весна и в лес заглянуть. А какое задание для вас приготовила. Не знаю, справитесь ли вы с ним?

На утренних и вечерних зорях все лесные жители поют и играют. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу.

Звонкими голосами заливаются зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги.

Лают лисиц а и белая куропатка. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.

Б) Распределите глаголы в 2 столбика: ед.ч. и мн.ч.

Побегут, разбудил, посмотрели, распевает, светит, потемнели, прилетели, ловит, идёт, каркают.

В) Образуйте от существительных глаголы ед.ч и мн.ч.

Стук — …, … (обозначьте число глаголов)

— Что нового узнали на уроке?

— О какой части речи шёл разговор на уроке?

— Как изменяются глаголы?

— Перед вами солнышко — смайлик. Зима внимательно наблюдала за вами из окна и просила нарисовать смайлику ротик в зависимости от того, понравился ли вам урок или нет.

(с.109-110 упр №191, выучить правило)

— А вот так учат правило о глаголах ребята из нашего класса.

Стихотворение « Я учу глаголы»

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить — пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» — кричу
«Вертеть» — верчу,
«Двигать» — двигаю,
«Прыгать» прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!…
Открываю: наш сосед…
(Он живёт под нами).
Не причёсан, не одет —
В тапках и пижаме.
Он кричит: Прошу прощенья!
Это что — землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы,

Источник