Меню

Русский язык 4 класс род и число имен прилагательных



Урок по теме «Род и число имен прилагательных»

Цель: Формировать умение учащихся определять род и число имён прилагательных.

Развитие орфографической зоркости, умения рассуждать, различать части речи, работать в парах;

Воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку, к предмету.

Оборудование : таблица “Род имён прилагательных”, карточки для индивидуальной работы (сильным и слабым ).

Ход урока

1. Организационный момент.

Зазвенел и смолк звонок.

2. Сообщение темы.

— Продолжаем работать с именами прилагательными. А вот чему мы должны научиться на уроке вы ответите сами.

Чистописание (отрабатываем соединения букв).

Кто догадался , что мы сейчас писали?

Д: Окончания прилагательных.

— Эти соединения букв встретятся в словосочетаниях на уроке.

Словарь: большой арбуз, хитрая ворона, тёплое пальто, сильный мороз, сочная ягода, сочная капуста.

(Записываем с комментированием. Учитель спрашивает слабых учеников.)

— Из каких частей речи состоят словосочетания?

— Как вы различаете части речи?

— Подчеркните имена прилагательные и орфограммы в именах существительных.

(Учащиеся объясняют .Так же можно спросить и слабоуспевающих ребят.)

— Составьте предложения со словом капуста, употребляя имена прилагательные.

(Дети предлагают разные варианты предложений. На доске записывают следующее:

Хорошая капуста в тугой кочан завьётся.

3. Познавательный материал (сообщает подготовленный ученик):

А знаете ли вы. Что капуста любит чистую воду и хорошую погоду. В Киевской Руси капусту сажали на специальных огородах “капустниках” и при этом приговаривали : “ Не будь голенаста, а будь пузаста! Не будь пустая, а будь густая!” это очень полезный и богатый витаминами продукт. Особенно в весеннее время. Ешьте капусту в салатах, щах и борщах! Она очень полезна для здоровья!

— Найдите в предложении имена прилагательные.

— Почему у имён прилагательных разные окончания?

— С чем это связано?

— Чему сегодня будем учиться на уроке?

(Ученики высказывают свои предположения. Учитель выбирает наиболее близкие к теме.)

Д.: Определять род и число имён прилагательных.

— Это и есть тема урока.Сначала мы отдохнём, а затем продолжим работать.

4. Физминутка.

— Прочитайте словосочетания на доске:

Красный шарф, красная шапка, красное пальто

— Как определить род имён существительных? Прилагательных?

Мужской род Он, мой
Женский род Она, моя
Средний род Оно, моё

(Объяснение по таблице :

Вывод: чтобы определить род имёни прилагательного, надо определить род имени существительного.

(Вывод делают сами ученики.)

— Это главное для нас на уроке.

Выборочный диктант.

— Около доски работают две пары. Девочки выписывают имена прилагательные женского рода, а мальчики прилагательные мужского рода. В тетрадях вы делает е все записи.

(Пара построена так : сильный- слабый.)

Новая книга, новый день; тёплая погода, тёплый дом; весёлый человек, весёлая игр; пушистый снег, пушистая ёлка.

— Как вы определяли род и число имён прилагательных?

— Проведем исследование имени прилагательного. Запишем: Чистое небо.

Если моё утверждение верно, то ставьте “+” , если нет , то “-”.

(У доски работают два ученика индивидуально.)

В имени прилагательном 2 слога.
6 букв. +
6 звуков.
Это прилагательное – среднего рода. +
Прилагательное стоит в единственном числе. +

— Почему вы не согласились с некоторыми утверждениями?

(Объяснение детей, что в слове 3 слога, а не 2, 7 звуков.)

— Работаем с текстом. Добавьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

Звучит . песня скворца. Светит . солнце. Стоит . погода. В саду зацвели . цветы.

— Записать предложения в тетрадь разными способами.

  • 1 предл. – списать с доски;
  • 2 предл. – запись под диктовку;
  • 3 предл.- по памяти;
  • 4 предл. – составить схему и зашифровать орфограммы.

— Подчеркните прилагательные, определите род и число.

— Как определить род и число имён прилагательных?

— Для чего это делаем?

5. Самостоятельная работа по карточкам.

Задания для сильных учащихся: Задания для слабоуспевающих учеников
Замени словосочетания так, чтобы там было имя прилагательное.

Горшок для цветов;
Ведро для мусора;
Ложка для чая;
Платок для носа;
Суп из гороха. Определи род и число имени прилагательного.

Цветочный горшок;
Мусорное ведро;
Чайная ложка;
Носовой платок;
Гороховый суп.

(В это же время за доской работают два ученика, выполняя аналогичную работу. Это материал для самопроверки.)

— Чему научились на уроке?

6. Объяснение домашнего задания. Оно дифференцированное.Для слабоуспевающих ребят даётся более подробный инструктаж.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 45. Род имён прилагательных.

наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

понять, как определить род имени прилагательного.

как определяется род имени прилагательного;

объяснять, как определить род имени прилагательного;

повторить зависимость рода прилагательного от формы рода существительного.

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Имена прилагательные мужского рода – отвечают на вопрос какой? Имеют окончания: -ой, -ый, -ий. Например: городской, мудрый, свежий.

Имена прилагательные женского рода – отвечают на вопрос какая? Имеют окончания: -ая, -яя. Например: городская, синяя.

Имена прилагательные среднего рода – отвечают на вопрос какое? Имеют окончания: -ое, -ее. Например: городское, синее.

Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. В каком роде имя существительное, в таком роде и зависимое от него имя прилагательное.

Например: небо – ср.р., синее небо, голубое небо

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На этом уроке Вы актуализируете свои знания о роде имени прилагательного.

Так же, как и имя существительное, прилагательное может быть мужского, женского и среднего рода. Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. В каком роде имя существительное, в таком роде и зависимое от него имя прилагательное.

Например: небо – ср.р., ➔ синее небо, голубое небо

Как определить род имени прилагательного в тексте

Чтобы определить род имени прилагательного, надо найти имя существительное, от которого оно зависит. Затем Вам надо определить род этого существительного. В каком роде имя существительное – в таком же роде и прилагательное.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

Источник

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе

Пурклова Наталья Сергеевна
Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе

Пурклова Наталья Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ «Золотонивская СШ «

1. Тема урока. Род и число имён прилагательных.

2. УМК «Школа России»

3.Предмет: Русский язык.

4. Класс 4

5. Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

6.Представление о результатах:

Личностные: проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка.

Познавательные :проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом.

Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Коммуникативные :понимать прочитанное ;выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы ;отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила этикета.

Предметные :познакомить учащихся с родовыми окончаниями имён прилагательных

;учить различать прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного.

Управления деятельности учителя Деятельность учащегося

1. Самоопределение к деятельности

Цель: формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного.

Приветствие: Внимание! Проверь, дружок,

(орг. м.) Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всёли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Учащиеся приветствуют гостей и друг друга.

Актуализация знаний и мотивация.

Цель :Воспроизвести ЗУН, доступные для построения нового способа действия. Активизировать мыслительные процессы. Определение границ знания и незнания.

(Повторение)-Какие слова называют синонимами?

-Какие слова называют антонимами?

Выделите среди данных имён прилагательных синонимы и антонимы.

-Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным и подчеркните его. (из предложенных)

Поменяйтесь тетрадями и оцените работу. (Правильно ли подчёркнуто и найдено имя прилагательное) по критериям + -! Зачитывают пары синонимов.

Сообразительный -смекалистый, грустный — печальный,ароматный -душистый.

Зачитывают пары антонимов.

Грустный -радостный, маленький — большой, узкий — широкий.

Составляют предложение, выделяют имя прилагательное.

Меняются тетрадями и проводят взаимоконтроль по критериям.

Постановка учебной задачи.

Цель: формирование умения определять и формулировать познавательную цель и тему для изучения. (самостоятельно или в совместной деятельности учителя.)

-Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдёт разговор.

Я словно ищу,необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое,очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Ещё называют его. (Имя прилагательное)

-Прочитайте тему урока.

-Определите цели урока, используя опорные слова.

-Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

-Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным.

-Сегодня на уроке мы уточним понятия «род» и «число«; научимся определять род и число имен прилагательных.

—Чтобы получить новые знания,надо трудиться, работать самому, проявлять терпение в работе, прислушиваться к мнению других.

Решение учебной задачи.

Цель: Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию новых знаний,понятия, правила. способа деятельности.

Организует работу по теме урока.

-Чтение отрывка из песни.

— Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни?

— Что происходит с прилагательным «оранжевый?

-С чем это связано?

-Послушайте сказку «Скромные просители»и ответьте на вопрос : с какой частью речи связаны имена прилагательные?

-Почему же прилагательные связаны именно с именами существительными? (В самом названии » имя прилагательное » уже содержится намёк на то, что слово этой части речи должно к чему — то » прилагаться «, присоединяться.)

-Какие признаки берут они у имени существительного? Проведём исследование.

-Подставьте имя прилагательное » вкусный» к именам существительным ж. р., м. р. ,ср. р. и множественного числа.

Вкусный арбуз (какой? м. р., вкусная груша (какая? ж. р., вкусное яблоко (какое?с. р. ,вкусные фрукты (какие? мн. ч.) Анализируют формулировку правила, данную в учебнике.

-У имени прилагательного » оранжевый» изменяется окончание. поскольку это имя согласуется в тексте с разными именами существительными.

Слушают сказку и отвечают на вопрос.

-Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными.

Подставляют данные прилагательные к именам существительным разного рода и числа.

Вывод: признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слова может быть в форме мужского, женского, среднего и форме множественного числа.

Цель: формирование и развитие ЦО к умению выполнять задания по алгоритму.

Работа по учебнику. упр. 8 (Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся.

-на какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые,-ие?В каком числе они употребляются?

-Приведите примеры имён прилагательных в этом числе. Запишите.

Оцените свою работу по лесенке (п- правильность, А- аккуратность и С- самостоятельность)

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Делают выводы.

-Имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие, отвечают на вопрос какие?. Они употребляются во множественном числе.

Приводят примеры и записывают слова во множественном числе.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

Работа в печатных рабочих тетрадях. (упр. 8)

-Прочитайте. Допишите окончания имён прилагательных.

-Укажите род имён прилагательных. Устно составьте предложение с любым из слов. Выполняют задание. Составляют предложение. и делают самопроверку. + — !

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока.

-Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. (оценивают полосками зелёная — всё умею и понятно, жёлтая — надо поработать ещё и красная -стоп, нужна помощь.)

Оформляют знания, полученные на уроке, повторяют алгоритм действий, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

—Имена прилагательные «прилагаются «, присоединяются к имени существительному.

-Имена прилагательные изменяются по родам и числам.

Знаешь ли ты что обозначает имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Умеешь ты определять род и число имени прилагательного?

Работал ли ты с удовольствием на уроке?

-Вот и подходит к завершению наш урок.

-Почему прилагательные называются именно так?

-Как называется связь в русском языке, когда прилагательные принимают те же формы, что и существительное, к которому оно

-Что нового вы узнали об имени прилагательном?

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи

-Выполнить задание 10 в рабочей тетради, упражнение 11 в учебнике. Внимательно слушают и записывают домашнее задание.

Интеллектуальная игра по русскому языку «Грамматическая мозаика» в 3 классе Интеллектуальная игра «Грамматическая мозаика» для учащихся 3-их классовЦель: Создать условия для развития познавательного интереса учащихся.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 3 классе КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РУССКИЙ ЯЗЫК Количество часов в: Год: 136 часов І семестр: 64 часа ІІ семестр: 72 часа В неделю: 4.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление» Тема: «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление». (2 класс, Школа России) Учитель: Волкова Вера Викторовна, МБОУ СОШ пгт.

Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.

Проект по русскому языку «В словари — за частями речи» во 2 классе МБОУ «Козловская средняя общеобразовательная школа №2» Проект по русскому языку: «В словари – за частями речи!» Подготовила:.

Промежуточная проверочная работа по русскому языку в 4 классе Промежуточная аттестация по русскому языку 4 класс. Спецификация контрольной работы по русскому языку для проведения промежуточной аттестации.

Разработка урока по русскому языку «Пишу объявление» в 4 классе Урок русского языка в 4 классе по УМК «Школа России» Тема урока: «Пишем объявления» Тип урока: открытие новых знаний Оборудование: учебник.

Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса «Три склонения имён существительных» Цели урока: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Тип урока: Обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Источник

Читайте также:  Склонение прилагательных после притяжательного местоимения