А знаете ли вы. Что капуста любит чистую воду и хорошую погоду. В Киевской Руси капусту сажали на специальных огородах “капустниках” и при этом приговаривали : “ Не будь голенаста, а будь пузаста! Не будь пустая, а будь густая!” это очень полезный и богатый витаминами продукт. Особенно в весеннее время. Ешьте капусту в салатах, щах и борщах! Она очень полезна для здоровья!
— Найдите в предложении имена прилагательные.
— Почему у имён прилагательных разные окончания?
— С чем это связано?
— Чему сегодня будем учиться на уроке?
(Ученики высказывают свои предположения. Учитель выбирает наиболее близкие к теме.)
Д.: Определять род и число имён прилагательных.
— Это и есть тема урока.Сначала мы отдохнём, а затем продолжим работать.
4. Физминутка.
— Прочитайте словосочетания на доске:
Красный шарф, красная шапка, красное пальто
— Как определить род имён существительных? Прилагательных?
Мужской род
Он, мой
Женский род
Она, моя
Средний род
Оно, моё
(Объяснение по таблице :
Вывод: чтобы определить род имёни прилагательного, надо определить род имени существительного.
(Вывод делают сами ученики.)
— Это главное для нас на уроке.
Выборочный диктант.
— Около доски работают две пары. Девочки выписывают имена прилагательные женского рода, а мальчики прилагательные мужского рода. В тетрадях вы делает е все записи.
(Пара построена так : сильный- слабый.)
Новая книга, новый день; тёплая погода, тёплый дом; весёлый человек, весёлая игр; пушистый снег, пушистая ёлка.
— Как вы определяли род и число имён прилагательных?
— Проведем исследование имени прилагательного. Запишем: Чистое небо.
Если моё утверждение верно, то ставьте “+” , если нет , то “-”.
(У доски работают два ученика индивидуально.)
В имени прилагательном 2 слога.
–
6 букв.
+
6 звуков.
–
Это прилагательное – среднего рода.
+
Прилагательное стоит в единственном числе.
+
— Почему вы не согласились с некоторыми утверждениями?
(Объяснение детей, что в слове 3 слога, а не 2, 7 звуков.)
— Работаем с текстом. Добавьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
Звучит . песня скворца. Светит . солнце. Стоит . погода. В саду зацвели . цветы.
— Записать предложения в тетрадь разными способами.
1 предл. – списать с доски;
2 предл. – запись под диктовку;
3 предл.- по памяти;
4 предл. – составить схему и зашифровать орфограммы.
— Подчеркните прилагательные, определите род и число.
— Как определить род и число имён прилагательных?
— Для чего это делаем?
5. Самостоятельная работа по карточкам.
Задания для сильных учащихся:
Задания для слабоуспевающих учеников
Замени словосочетания так, чтобы там было имя прилагательное.
Горшок для цветов; Ведро для мусора; Ложка для чая; Платок для носа; Суп из гороха.
(В это же время за доской работают два ученика, выполняя аналогичную работу. Это материал для самопроверки.)
— Чему научились на уроке?
6. Объяснение домашнего задания. Оно дифференцированное.Для слабоуспевающих ребят даётся более подробный инструктаж.
Источник
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 45. Род имён прилагательных.
наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
понять, как определить род имени прилагательного.
как определяется род имени прилагательного;
объяснять, как определить род имени прилагательного;
повторить зависимость рода прилагательного от формы рода существительного.
Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков?какая? какова? какое? каково?какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные –красивый, и краткие –красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.
Имена прилагательные мужского рода – отвечают на вопрос какой? Имеют окончания: -ой, -ый, -ий. Например: городской, мудрый,свежий.
Имена прилагательные женского рода – отвечают на вопрос какая? Имеют окончания: -ая, -яя. Например: городская, синяя.
Имена прилагательные среднего рода – отвечают на вопрос какое? Имеют окончания: -ое, -ее. Например: городское, синее.
Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. В каком роде имя существительное, в таком роде и зависимое от него имя прилагательное.
Например: небо – ср.р., синее небо, голубое небо
Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На этом уроке Вы актуализируете свои знания о роде имени прилагательного.
Так же, как и имя существительное, прилагательное может быть мужского, женского и среднего рода. Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. В каком роде имя существительное, в таком роде и зависимое от него имя прилагательное.
Чтобы определить род имени прилагательного, надо найти имя существительное, от которого оно зависит. Затем Вам надо определить род этого существительного. В каком роде имя существительное – в таком же роде и прилагательное.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
Источник
Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе
Пурклова Наталья Сергеевна Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе
Пурклова Наталья Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ «Золотонивская СШ «
1. Тема урока. Род и число имён прилагательных.
2. УМК «Школа России»
3.Предмет: Русский язык.
4. Класс 4
5. Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
6.Представление о результатах:
Личностные: проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка.
Познавательные :проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом.
Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Коммуникативные :понимать прочитанное ;выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы ;отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила этикета.
Предметные :познакомить учащихся с родовыми окончаниями имён прилагательных
;учить различать прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного.
Управления деятельности учителя Деятельность учащегося
1. Самоопределение к деятельности
Цель: формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного.
Приветствие: Внимание! Проверь, дружок,
(орг. м.) Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всёли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
Учащиеся приветствуют гостей и друг друга.
Актуализация знаний и мотивация.
Цель :Воспроизвести ЗУН, доступные для построения нового способа действия. Активизировать мыслительные процессы. Определение границ знания и незнания.
(Повторение)-Какие слова называют синонимами?
-Какие слова называют антонимами?
Выделите среди данных имён прилагательных синонимы и антонимы.
-Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным и подчеркните его. (из предложенных)
Поменяйтесь тетрадями и оцените работу. (Правильно ли подчёркнуто и найдено имя прилагательное) по критериям + -! Зачитывают пары синонимов.
Составляют предложение, выделяют имя прилагательное.
Меняются тетрадями и проводят взаимоконтроль по критериям.
Постановка учебной задачи.
Цель: формирование умения определять и формулировать познавательную цель и тему для изучения. (самостоятельно или в совместной деятельности учителя.)
-Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдёт разговор.
Я словно ищу,необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое,очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Ещё называют его. (Имя прилагательное)
-Прочитайте тему урока.
-Определите цели урока, используя опорные слова.
-Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.
-Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным.
-Сегодня на уроке мы уточним понятия «род» и «число«; научимся определять род и число имен прилагательных.
—Чтобы получить новые знания,надо трудиться, работать самому, проявлять терпение в работе, прислушиваться к мнению других.
Решение учебной задачи.
Цель: Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию новых знаний,понятия, правила. способа деятельности.
Организует работу по теме урока.
-Чтение отрывка из песни.
— Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни?
— Что происходит с прилагательным «оранжевый?
-С чем это связано?
-Послушайте сказку «Скромные просители»и ответьте на вопрос : с какой частью речи связаны имена прилагательные?
-Почему же прилагательные связаны именно с именами существительными? (В самом названии » имя прилагательное » уже содержится намёк на то, что слово этой части речи должно к чему — то » прилагаться «, присоединяться.)
-Какие признаки берут они у имени существительного? Проведём исследование.
-Подставьте имя прилагательное » вкусный» к именам существительным ж. р., м. р. ,ср. р. и множественного числа.
Вкусный арбуз (какой? м. р., вкусная груша (какая? ж. р., вкусное яблоко (какое?с. р. ,вкусные фрукты (какие? мн. ч.) Анализируют формулировку правила, данную в учебнике.
-У имени прилагательного » оранжевый» изменяется окончание. поскольку это имя согласуется в тексте с разными именами существительными.
Слушают сказку и отвечают на вопрос.
-Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными.
Подставляют данные прилагательные к именам существительным разного рода и числа.
Вывод: признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слова может быть в форме мужского, женского, среднего и форме множественного числа.
Цель: формирование и развитие ЦО к умению выполнять задания по алгоритму.
Работа по учебнику. упр. 8 (Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся.
-на какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые,-ие?В каком числе они употребляются?
-Приведите примеры имён прилагательных в этом числе. Запишите.
Оцените свою работу по лесенке (п- правильность, А- аккуратность и С- самостоятельность)
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Делают выводы.
-Имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие, отвечают на вопрос какие?. Они употребляются во множественном числе.
Приводят примеры и записывают слова во множественном числе.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.
Работа в печатных рабочих тетрадях. (упр. 8)
-Прочитайте. Допишите окончания имён прилагательных.
-Укажите род имён прилагательных. Устно составьте предложение с любым из слов. Выполняют задание. Составляют предложение. и делают самопроверку. + — !
Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель: формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.
Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока.
-Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. (оценивают полосками зелёная — всё умею и понятно, жёлтая — надо поработать ещё и красная -стоп, нужна помощь.)
Оформляют знания, полученные на уроке, повторяют алгоритм действий, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
—Имена прилагательные «прилагаются «, присоединяются к имени существительному.
-Имена прилагательные изменяются по родам и числам.
Знаешь ли ты что обозначает имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Умеешь ты определять род и число имени прилагательного?
Работал ли ты с удовольствием на уроке?
-Вот и подходит к завершению наш урок.
-Почему прилагательные называются именно так?
-Как называется связь в русском языке, когда прилагательные принимают те же формы, что и существительное, к которому оно
-Что нового вы узнали об имени прилагательном?
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи
-Выполнить задание 10 в рабочей тетради, упражнение 11 в учебнике. Внимательно слушают и записывают домашнее задание.
Интеллектуальная игра по русскому языку «Грамматическая мозаика» в 3 классе Интеллектуальная игра «Грамматическая мозаика» для учащихся 3-их классовЦель: Создать условия для развития познавательного интереса учащихся.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 3 классе КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РУССКИЙ ЯЗЫК Количество часов в: Год: 136 часов І семестр: 64 часа ІІ семестр: 72 часа В неделю: 4.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление» Тема: «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление». (2 класс, Школа России) Учитель: Волкова Вера Викторовна, МБОУ СОШ пгт.
Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.
Проект по русскому языку «В словари — за частями речи» во 2 классе МБОУ «Козловская средняя общеобразовательная школа №2» Проект по русскому языку: «В словари – за частями речи!» Подготовила:.
Промежуточная проверочная работа по русскому языку в 4 классе Промежуточная аттестация по русскому языку 4 класс. Спецификация контрольной работы по русскому языку для проведения промежуточной аттестации.
Разработка урока по русскому языку «Пишу объявление» в 4 классе Урок русского языка в 4 классе по УМК «Школа России» Тема урока: «Пишем объявления» Тип урока: открытие новых знаний Оборудование: учебник.
Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса «Три склонения имён существительных» Цели урока: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения.
Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Тип урока: Обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.