Меню

русский язык 5 класс существительные только единственного числа



Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1. Мобилизующий этап

На доске написаны слова:

гр. за, сум. рки, цв. ток, с. нева, т. мнота, б. лизна.

Учитель. Напишите слона и алфавитном порядке. Скажите, что в них общего.

Эти слова — имена существительные.

Во всех словах есть проверяемая безударная гласная.

Учитель. Расскажите об их написании.

Скажите, что такое имя существительное, и назовите его грамматические признаки.

Выделите те имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Это имена существительные сумерки, чернила.

Учитель. Назовите остальные имена существительные и скажите, в каком числе они стоят.

Имена существительные гроза, цветок, синева, темнота, белизна стоят в единственном числе.

Учитель. Образуйте от этих имен существительных форму множественного числа.

Назовите имена существительные, от которых вы смогли образовать форму множественного числа.

Гроза — грозы, цветок — цветки.

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Подумайте, почему вы не смогли образовать форму множественного числа от существительных синева, темнота, белизна, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Слова синева, темнота, белизна имеют форму только единственного числа. Значит, тема сегодняшнего урока — «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

Учитель пишет на доске тему урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) Познакомиться с . ;

2) учиться находить и правильно использовать .

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только единственного числа: учиться находить и правильно использовать имена существительные. которые имеют форму только единственно го числа.

3. Изучение нового материала

На доске написано предложение:

Нас не оставляют равнодушными вопросы о честностях и трудолюбиях.

Учитель. Прочитав предложение. Что вы в нем замелели?

В этом предложении некоторые имена существительные употреблены в неправильной форме.

Учитель. Какие имена существительные употреблены в неправильной форме? В чем ошибка?

Имена существительные честностях и трудолюбиях употреблены в форме множественного числа, a их надо поставить в форме единственного числа.

Учитель. Почему эти существительные нельзя оставить в форме множественного числа?

Эти существительные имеют форму только единственного числа.

Учитель. Какой можно сделать вывод?

В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Например, темнота, шепот, листва и др.

Учитель. Прочитаете имена существительные, и назови те, которые имеют форму только единственного числа.

Каучук, школа, фарфор, цемент, мороз, свекла, силос, щавель хлопок, зима.

Выясняются значение новых для учащихся слов и их правильное произношение.

4. Закрепление изученною материала

1) Студенч. ство, уч. тельство . ;

2) к. росин, м. л. ко . ;

3) т. мнота, с. нева . ;

4) дружба, любо. ь . .

Слова для справок: б. нзин, кр. стьянство, смелость, м. л. дежь, лень, б. лизна, ж. лезо, ярость, злоба, тьма, уд. вление, мрак, потемки.

Учитель. Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание.

Надо продолжить ряды слов, вставить пропущенные буквы.

Учитель. Назовите признак, по которому можно продолжить рады слов.

Эти ряды можно продолжить по значению. Первый ряд — слова, обозначающие названия групп людей, второй — название веществ, третий — названия качеств, четвертый — название чувств.

Учитель. Что есть общего во всех словах упражнения?

Все они — имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Учитель. Какие имена существительные можно выделить в упражнении?

Можно выделить существительное потемки. В нем есть приставка, в остальных ее нет.

Можно выделить слово лень. Только в нем все согласные мягкие.

Учитель. Назовите синонимы к слову тьма.

Учитель. Прочитайте словосочетания и постарайтесь их запомнить.

Через одну-две минуты вторая часть словосочетаний закрывается.

Учитель. Напишите по памяти вторые слова словосочетаний, предварительно исключив из них лишнее. Подчеркните орфограммы.

Какое слово вы исключили и почему?

Мы исключили слово шорох. Оно употребляется в форме единственного и множественного числа, а остальные слова — только в форме единственного числа.

Читайте также:  открытый урок по русскому языку повторение имя существительное 6 класс

Учитель. Проанализируйте написанные слова и сформулируйте к ним задания, подобные тем, которые вам были даны после первого упражнения.

Выделите слово, в котором все согласные глухие.

Учитель. Назовите слова — антонимы.

Валерий Павлович Чкалов обладал ярчайшими качествами: решительной напористостью, безудержной храбростью, мгновенной реакцией в самых трудных ситуациях. Иногда он отступал от строгих летных правил, но со свойственной ему прямотой и честностью признавался, что делал это только для победы в воздушном поединке. Чкалов был виртуозом высшего пилотажа. Многие его приемы, маневры, фигуры широко использовались нашими летчиками во время Великой Отечественной войны, помогали им одерживать победы.

Учитель. Продолжим наш разговор об именах существительных, которые имеют форму только единственного числа, и о лучших человеческих качествах. То и другое вы найдете в тексте о легендарном летчике времен Великой Отечественной войны Валерии Павловиче Чкалове. Внимательно прочитайте текст и сформулируйте к нему свое задание. Не забывайте при этом о теме урока.

Какими качествами обладал Валерий Павлович Чкалов?

Кто такой виртуоз?

Виртуоз — это человек, который в совершенстве владеет каким-либо делом.

Учитель. Расскажите о написании этого слова.

В слове виртуоз три слога. Третий слог ударный. В первом слоге есть безударная гласная и, которую надо запомнить. Слово заканчивается на парную согласную з, которая на конце слова оглушается. Проверочное слово виртуозы.

Учитель. Какое задание вы можете предложить к тексту?

Можно разделить текст на части по двум признакам одновременно: по смыслу и наличию в нем существительных, которые имеют форму только единственного числа.

Учитель. Прочитайте первую часть текста и расскажите о признаках, по которым вы ее выделили.

Прочитайте вторую часть текста и обоснуйте свой ответ.

Напишите ту часть текста, в каждом предложении которой есть имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Выделите их. Подчеркните орфограммы.

Учитель. О каких именах существительных мы говорили сегодня на уроке?

Мы говорили об именах существительных, которые имеют форму только единственного числа.

Учитель. Назовите как можно больше имен существительных, которые имеют форму только единственного числа, из числа прозвучавших сегодня на уроке. В первую очередь называйте те, которые обозначают лучшие качества человека.

Дается задание на дом. Оценивается работа детей на уроке.

Источник

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

Имена существительные – слова, называющие окружающие людей вещи и различные понятия. Со школьных уроков известно, что эти слова могут изменяться по числам. Однако, бывают существительные, употребляемыетолько в единственном числе.

Что такое число существительных

Так называется категория, характеризующая количество того или иного предмета. В русском языке (в морфологическом смысле) вещей может быть много или одна. Это выражается понятиями множественной или единственной формы и образовывается при помощи окончаний.

У каких существительных нет формы множественного числа

Существует обширная группа слов, употребляемых исключительно в единственном числе. К таковым относятся:

  1. обозначения совокупности предметов (бельё, дичь, содружество, юношество);
  2. названия абстрактных понятий (красота, зло, покой, удовлетворение);
  3. названия веществ (золото, сахар, нефть, кремний).

Ещё есть слова, встречающиеся только во множественной форме. У каких существительных в русском языке нет формы единственного числа? К ним относятся парные и множественные понятия: ножницы, очки, шахматы.

Краткая памятка по правилу

Собирательные существительное в форме единственного числа

Собирательное понятие – название множества объектов как группы или совокупности. Такие слова никогда нельзя употреблять во множественной форме.

Вещественные существительные

Такими словами характеризуют однородные вещества и субстанции, которые невозможно сосчитать (только измерить в килограммах, литрах, метрах и т.д.)

Тем не менее, эти слова могут существовать во множественной форме. Такое происходит, когда можно перечислить категории в пределах понятия или описать его характеристику.

  • прибрежный песок – зыбучие пески;
  • морская соль – минеральные соли;
  • сливочное масло – эфирные масла;
  • прочный металл – тяжёлые металлы;
  • индийский чай – чаи Китая;
  • холодная вода – тихие воды;
  • кулинарный жир – насыщенные жиры.

Кроме того, изменения формы практикуются ради поэтической эстетики и звучания, но это актуально в основном для стихотворений.

Читайте также:  под благовидным предлогом существительное с предлогом

И вдруг мы застыли:

Форма единственного числа абстрактных существительных

Эти термины характеризуют какое-либо абстрактное понятие. Преимущественное количество из них, являясь неисчисляемыми, могут быть только в единственном варианте слова.

Однако, иногда контекст требует преобразования таких понятий во множественном варианте. Определённого правила здесь нет, поэтому следует обращать внимание исключительно на уместность в предложении.

  • боли в желудке;
  • морские глубины;
  • корень всех зол;
  • прелести отдыха;
  • пустоты в породе;
  • сердечные шумы;
  • красоты природы.

Упражнение на закрепление правила

Источник

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Цели урока:

  • развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;
  • обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных;
  • воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.

Предметные: познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные существительные; включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Скачать:

Вложение Размер
imena_sushchestvitelnye_kotorye_imeyut_formu_tolko_edinstvennogo_chisla.doc 155.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

  • развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;
  • обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных;
  • воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.

Предметные : познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные существительные; включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный.

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные : умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные : умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные : воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Приветствие учащихся: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения!

Откроем рабочие тетради, запишем дату, вид работы, оставим 2 строчки для темы.

Фронта льная письменная работа

Начнем наш урок с разминки.

Задание. Из банных снов выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Алфавит, верба, ворота, очки, погода, метель, тиски, вьюга, чернила, опилки, молоко, весы, портфель, хлопоты, макароны, лес, горелки, инструмент, диван, грабли.

(Ворота, очки, тиски, чернила, опилки, весы, хлопоты, макароны, горелки, грабли.)

  1. Создание проблемной ситуации. Открытие нового знания. Фронтальная устная работа.

Учитель организует игру «Третье лишнее», подводит учащихся к формулированию темы урока.

Давайте поиграем в игру «Третье лишнее»

Сахар, стол, конь

Песня, лошадь, удивление

Оценка, вечер, детвора

Найдите «третье лишнее» в каждой стоке.

  • Почему же эти слова (сахар, удивление, детвора) являются «третьими лишними»? (определите число. Можно ли от них образовать форму множественного числа?)

-Какое же мы можем сделать открытие?

Открытие: В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Сформулируй те тему сегодняшнего урока.

тема сегодняшнего урока — «Имена существительные, которые имеют форму т олько единственного числа».

  1. Постановка учебной задачи. Фронтальное обсуждение.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

  • Используйте для этого опорные фразы, которые вы видите на экране. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С.

И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ.

  1. Динамическая пауза (этап физической разрядки).

6. Первичное закрепление с комментированием.

Упражнение 514 (у доски)

Запишите имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

Продолжите перечисление названий: 1) групп людей; 2) веществ; 3) качеств, действий.

  1. Молодежь, человечество, студенчество, учительство, крестьянство.

3. Железо, молоко, белизна, керосин, бензин.

  1. Темнота, бегство, выполнение, удивление, синева.

7. Работа в парах.

Ударение на первом слоге

Ударение на втором слоге

Ударение на третьем слоге

— Лексическое значение всех ли слов вам понятно? (При необходимости сообщение ученика о лексическом значении слов)

Каучук — это эластичная масса, основное сырье для изготовления резиновых изделий.

Фарфор — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой! издаёт характерный высокий чистый звук.

Страда- Напряжённая летняя работа во время косьбы, жатвы и уборки хлеба.

Дремота — Состояние, когда клонит ко сну; сонное состояние; полусон.

8. Самостоятельная работа но вариантам е самопроверкой но эталону.

подобрать антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

9.Включение в систему знаний и повторение.

1. Работа с текстом. (Текст на экране и на партах в отпечатанном виде)

( 1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (З)Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.

Задания: 1) Определить стиль текста, доказать. (Художественный: эпитеты- черная точа, лёгкие облачка; олицетворения — туча ползла, они окутывали).

2) Найти им. существительные, которые имеют форму только ед. числа.

  1. Найти сложное предложение, списать, прокомментировать орфограммы и знаки препинания, построить схему.
  2. Найти в тексте слово, которое состоит из 1 слога и имеет все согласные глухие. (Всё).
  1. Работа по развитию речи

Мальчики: Вспомните и запищите названия 3-4 инструментов, которые имеют только форму мн. числа и составьте предложение по схеме ( О, О и О — это рабочие инструменты.

Девочки: Вспомните и запишите 3-4 «вкусных» сущ., которые можно подать к завтраку, причём сущ. должны иметь только форму ед. числа и составьте предложение по схеме

О,О и О — это наш любимый завтрак.

3. Игра. По лексическому значению определить слово. В оставшееся время.

1) 34 часа. (Сутки)

2?) Молочный продукт из кислых сливок. (Сметана).

  1. Прибор для определения веса. (Весы).
  2. Вид редьки — овощ с небольшим округлым корнем и красной кожицей. (Редис).

6; Музыкальный инструмент, на котором играл Садко. (Гусли)

7) Пищевой продукт из сквашенного молока, освобожденного от сыворотки. (Творог).

8) Состязание верховых лошадей (Скачки)

  1. Размолотые в порошок зёрна. (Мука).
  2. Сушеные разрезанные пополам абрикосы без косточек. (Курага).

10).Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  1. Сегодня на уроке я узная, что.
  2. Урок помог мне.
  3. Урок был интересным, потому что.
  4. Я хочу похвалить себя за.
  5. За работу на уроке я поставлю себе отметку

11 .Информация о домашнем задании.

1. Словарные слова в рамках записать в словарь и выучить.

  1. Упражнение 517(разборы)
  2. Упражнение 518 ( подготовка к диктанту)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КМС на определение уровнясформированности мыслительных ОУУНТема: «Имена существительные, которые имеютформу только единственного числа»Класс: 5-й.

Урок разработан в соответствии с ФГОС.

В технологической карте урока представлен подробный план работы учителя и учащихся по данной теме. Указаны формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе урока.

В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал.

Цели презентации: познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные существительные; включить в систему знаний новый.

Источник