Меню

русский язык 6 класс как образуются имена существительные



Trostencova.ru

1. Дайте определение имени существительному.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Существительные могут быть одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, принадлежать к одному из трех склонений или являться разносклоняемыми. Существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам, но бывают и несклоняемые существительные. В предложении существительные могут быть любым членом, но чаще подлежащим и дополнением.

2. Что нового вы узнали о склонении и роде существительных?

Кроме существительных трех родов (мужского, женского и среднего), встречаются существительные общего рода; она оканчиваются на –а и могут относиться к лицам мужского и женского пола: зануда Ира и зануда Паша, забияка Оля и забияка Олег.
В языке сохранилось несколько слов, которые склоняются не так, как все остальные существительные. Их называют разносклоняемыми. Это существительные на –мя: время, стремя, имя, бремя, знамя, пламя, племя, семя, вымя и слово путь. Слово путь склоняется по 3 склонению, хотя и принадлежит к мужскому роду; только в Т.п. имеет форму «путём».
В существительных на –мя в родительном, дательном, предложном падежах окончание –и, кроме того, во всех косвенных падежах появляется элемент –ен- : Им-ен-и.
Кроме того, мы научились определять род несклоняемых имен существительных. Обычно они среднего рода, но некоторые надо запомнить: кофе – м.р., салями – ж.р. Если это название географического объекта, то род надо определять по общему понятию: Тбилиси – это город (м.р.), значит и Тбилиси – м.р.

3. У каких существительных и в каких падежах в единственном числе пишутся в окончаниях буквы И и Е?

У существительных 1 склонения –е пишется в дательном и предложном падежах и –и(-ы) – в родительном.
У существительных 2 склонения и –е пишется только в предложном падеже.
У существительных 3 склонения, а также существительных на –ия, -ий, -ие и разносклоняемых –и пишется в родительном, дательном и предложном падежах.

4. Как образуются имена существительные?

Приставочным способом: правда – неправда;
суффиксальным способом: стол – столик;
приставочно-суффиксальным способом: окно – подоконник;
бессуффиксальным способом – бегать – бег;
сложением: пар+ход – пароход, Российская Федерация – РФ;
переходом из одной части речи в другую: дежурный ученик – дежурный.

5. Как отличить существительное с приставкой не- от существительного с частицей не?

Существительные с приставкой не- пишутся слитно. К ним можно подобрать синоним без не.
Существительные с частицей не пишутся раздельно. К ним нельзя подобрать синоним или в предложении есть противопоставление с союзом а.
Иногда слово без не- не употребляется, тогда это часть корня.
Несчастье (беда; не – приставка). Не счастье, а горе (есть противопоставление). Не ноябрь (нельзя подобрать синоним). Невежда (без не не употребляется).

6. Как различить на письме суффиксы –ек- и –ик-?

Если при изменении слова гласный выпадает, то это суффикс –ек-, если не выпадает — -ик-. Кармашек – кармашка; огурчик – огурчика.

7. Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе чик(-щик-).

Читайте также:  начальная форма существительного деревья

Суффикс –чик- пишется после согласных д-т, з-с и ж; в остальных случаях надо писать –щик-. Например: разведчик (после д), каменщик (не после д-т, з-с, ж).

8. Как мы определяем, когда надо писать о, а когда е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных?

После шипящих в окончаниях и суффиксах существительных пишется о, без ударения – е. Собачонка – под ударением; реченька – без ударения.

Источник

Словообразование имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Словообразование имен существительных

Скачать:

Вложение Размер
slovoobrazovanie_imen_sushchestvitelnyh.doc 31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Словообразование имен существительных.

Цель: знание способов словообразования; формирование умения определять

2. Объяснение нового материала.

Различают три основных способа образования имен существительных с использованием этих морфем: суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный.

Биатлон + ист = биатлонист

Лебедь + ушк а = лебёдушка

Под + заголовок = подзаголовок

Бес + порядок = порядок

Под + окно + ник = подоконник

Без + работ а + иц = безработица

Активно образуются имена существительные и путем сложения. В результате получаются сложные имена существительные.

Выделяется несколько видов сложения.

Сложение без соединительной гласной:

+ =

Сберегательный + банк = сбербанк

Сложение с соединительной гласной:

+ е (о) + =

Сух ие + о + фрукты = сухофрукты

Груз + о + отправитель + грузоотправитель

Сложение с одновременным присоединением суффикса

+ е (о) + + =:

Сок + о + выжима ть + лк = соковыжималка

3. Выполнение упражнений.

Страница 52 упражнение 113.

Образуйте сложные слова.

Вода, падать. Лес, рубить. Каша, варить. Газ, проводить. Лед, колоть. Общий, жить. Атом, ходить. Буря, ломать. Птица, ловить. Луна, ходить. Путь, шествовать.

Образуйте сложносокращенные слова.

Юный корреспондент, специальный корреспондент, собственный корреспондент.

Источник

Урок русского языка по теме «Словообразование имен существительных». 6-й класс

Класс: 6

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте. Мне очень приятно, что новый учебный день мы начинаем вместе. С каким настроением вы пришли на занятие?

Психологическая разминка.

Похлопайте в ладоши те, кто
— не выспался сегодня;
— кто вкусно позавтракал;
— кто рад видеть соседа;
— кто пришел с хорошим настроением;
— кто готов работать.

2. Мотивационно-мобилизующий этап.

Учитель. Оформим записи в тетради. Число, классная работа. Какова же тема сегодняшнего урока? Хотите узнать? Тогда слушайте.

Мамонт и папонт
Гуляли на речке.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.
А маленький внучонт
Сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.
(М. Яснов)

  • Почему это стихотворение вызвало у вас добрую улыбку?
  • Как вы думаете, какое отношение имеет стихотворение к теме урока?

Мы продолжаем разговор о словообразовании имен существительных. Запишите тему в тетрадь: “Словообразование имён существительных”.

  • Какие цели вы перед собой ставите? Чего ждете от этого урока?

3. Словарно-орфографическая работа.

Учитель. Отгадайте загадку.

У меня друзей – не счесть.
Среди них и козлик есть.
Взяв его за рожки,
Еду по дорожке.

Велосипед – лат. язык, “велох” – быстрый;

Велосипед — ист- к- а.

Велосипед — н- ый.

Велосипед – двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями.

Учитель. Придумайте предложения со словарным словом по следующим схемам:

[ Обращение ! ] . А: “П!”

Учитель: подведем итоги работы. Что нового вы узнали? Что повторили, выполняя задание со словарным словом?

4. Система упражнений. Систематизация знаний по теме “Словообразование имён существительных”.

Учитель. Начнем мы сегодняшнюю работу с лексической разминки.

Запишите слова, имеющие в своем составе корень – вело – в значении “быстрый”. (с последующей взаимопроверкой). Лексическое значение всех слов объясняется.

Дети. Велосипед, велогонки, велотрек, велоспорт, велогонщик, велоспорт, веломарафон, велокамера, велодром.

Учитель: вызвало ли трудности это задание?

Учитель: самостоятельно сформулируйте задание.

Дети: слова нужно разделить на несколько групп.

Учитель: Давайте подумаем, по какому принципу мы их можем разделить?

Дети: по способу словообразования.

Учитель. Покажите на пальчиках, сколько способов образования слов вы знаете?

Дети. Четыре: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и сложение.

Учитель. Сформулируйте задание.

Дети. Записать слова, распределяя их по четырем колонкам в зависимости от способа образования, вставить пропущенные буквы.

Карточки.

Соавтор, вел. с. педист, сварщик, нагр. ватель, под. конник, медвеж. нок, мотоц. клист, подстаканник, лун. ход, кирпич. к, пригород.

Проверяем выполнение задания.

приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный сложение
Соавтор

Пригород Велосипедист

Кирпичик Подоконник

Подстаканник Луноход

Учитель. Внимательно посмотрите на записанные слова. Есть ли здесь примеры слов, образованных по одной модели? Выпишите эти слова, постройте словообразовательную модель

Дополнительное задание для сильных учащихся.

Подберите свои примеры к данным словообразовательным моделям.

Дети:

Учитель. Дайте определение понятию “словообразовательная модель”. Следующее упражнение поможет нам научиться составлять словообразовательные модели.

Орех = горох = замок = букварь
Орешек ? ? ?
правда = погода = решительность
неправда непогода ?
локоть = колено = дом
налокотник ? ?
тепло, ходить = вода, падать = сталь, варить
теплоход ? ?

Учитель. Что мы повторим, выполняя это задание? С какими трудностями вы столкнулись в ходе выполнения упражнения? Что необходимо сделать, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях.

(Учащиеся на полях пишут вопросы, ответы на которые необходимо найти дома. Например: от чего зависит написание суффиксов ЕК и ИК в именах существительных? В каком случае Не пишется слитно с именами существительными, а в каких раздельно?)

Учитель. Какие способы образования слов мы повторили, выполняя это задание.

Учитель. Сложным показалось вам это задание?

Дети: конечно, нет.

Учитель. Выделять морфемы в слова и определять словообразовательные модели – дело очень трудное. А вот почему, вы мне ответите сами, выполнив следующее задание.

Задание: запишите слова, выделите в них морфемы. Вы можете выполнять это задание без подсказки, самостоятельно, или воспользоваться подсказкой. Каждый учащийся сам решает, по какому пути пройти, выбирая листочек с заданием разного цвета. Красный: самостоятельный путь решения, зелёный: путь решения с подсказкой.

Красная карточка. Без подсказки. Зелёная карточка. С подсказкой.
Стульчик – мячик; Стульчик (стул) – мячик (мяч)
Валечка – речка; Валечка (Валя) – речка (река к//ч)
Осинка – снежинка; Осинка (осина) – снежинка (снег г\\ж)
Лисонька – яблонька. Лисонька (лиса) – яблонька (яблоня)

Вал – ечк- а — реч –к — а

Осин – к – а — снеж – инк –а

Лис – оньк –а — яблонь- к -а

Дополнительное задание :

Найдите слова, образованные по одной модели.

Дети: речка, осинка, яблонька. C к y

Учитель. Что общего между словами?

Дети: одна словообразовательная модель, общее значение “нечто маленькое”, которое передается с помощью суффикса –К-, общие грамматические показатели, выражающиеся с помощью окончания : существительные женского рода, 1 склонения, единственного числа, именительного падежа.

Учитель. С какими трудностями мы можем столкнуться, выполняя морфемный разбор?

Дети: выполняя морфемный разбор, нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить ошибок, не просто находить омонимичные морфемы, но и учитывать значение слова.

Учитель: Коля Лентяйкин, наш с вами давний знакомый, как всегда был невнимательным, когда изучал тему “Словообразование. Морфемика”. И вот к чему это привело. Он так определил значение следующих слов.

Радист – человек, который испытывает чувство радости.

Пломбир – врач, который ставит пломбы.

Учитель. Почему ошибся Коля?

Дети. Неправильно подбирал однокоренные слова, неверно определял морфемы.

Учитель. Поможем Коле исправить ошибки, подберем однокоренные слова, разберём слова по составу.

Радист – радио, радиомаяк

Учитель. В русском языке новые слова образуются по определенным словообразовательным моделям, и мы это доказали. Возникает вопрос: подходят ли эти модели ко всем словам без исключения? Выскажите ваши предположения. Словообразовательные модели используются для образования определенной группы слов. Незнание этого может привести к грубейшим ошибкам. Правда, есть такая группа людей, которым подобные ошибки мы можем простить. О ком идёт речь?

Дети: о малышах.

“Говорят дети”.

    Конфетоед .
  • Велосипедница
  • Режницы
  • Зубопад

Дифференцированное задание:

1 задание: определите, по какой словообразовательной модели образованы слова конфетоед, велосипедница, режницы, зубопад.

Запишите модели, подберите пример (примеры) слов, существующих в русском языке, которые образовались по данной модели.

Например: замужница. Словообразовательная модель – за — . ниц – а.

Слова, существующие в русском языке: затворница, заложница.

Конфетоед. Словообразовательная модель:
Примеры слов: ________________________
Велосипедница. Словообразовательная модель:
Примеры слов: ________________________
Режницы. Словообразовательная модель:
Примеры слов: ________________________
Зубопад. Словообразовательная модель:
Примеры слов: ________________________

2 задание: попытайтесь объяснить, почему ребенок мог придумать слова конфетоед, велосипедница, режницы, зубопад, описав речевую ситуацию, в которой они могут быть употреблены. (Опишите речевую ситуацию только одного любого слова).

Например: Маленький Дима, рассказывая воспитательнице детского сада про свою семью, говорит:

— Моя мама замужница. Она замужем за папой.

Подведение итогов.

Оцените степень выполнения задач, поставленных в начале урока.

Поделитесь впечатлениями от урока, продолжив одну из формулировок:

  • Сегодня я узнал.
  • Было интересно.
  • Было трудно.
  • Я выполнял задания.
  • Теперь я могу.
  • У меня получилось.

Психологическая гимнастика.

Похлопайте в ладоши те,

  • у кого остались еще вопросы;
  • кто разобрался в теме;
  • кто завершает урок с хорошим настроением;

Домашнее задание дается по учебнику.

Источник